Издержки, цены, доход, предложение и спрос в условиях чистой монополии. Моноценовая монополия. Кривая спроса и предложения при монополии
Оптимальный объем производства фирмы-монополиста будет зависеть от двух факторов - рыночного спроса на ее продукцию, с одной стороны, и величины и структуры ее издержек, с другой.
У фирмы-монополиста график предельного дохода всегда лежит ниже графика спроса. Это объясняется тем, что для монополиста MR будет ниже цены (кроме первой единицы продукции), в отличие от конкурентной фирмы, для которой MR = PX. Это связано с тем, что увеличивая объемы продаж, монополистическая фирма вынуждена снижать цену не только на каждую следующую единицу продукции, но и на все предыдущие, которые ранее продавались по более высокой цене.
На графике спроса на продукт монополиста (DX) можно выделить два отрезка:
• эластичного спроса (ЕрD > 1), так как здесь TR растет по мере того, как снижается цена (Р);
• неэластичного спроса (ЕрD < 1), так как здесь TR сокращается по мере того, как снижается цена (Р).
Максимизирующий прибыль монополист будет стремиться избегать неэластичного участка кривой спроса на свой товар, так как на этом отрезке предельный доход (MR) принимает отрицательные значения.
Графический анализ ситуации в соответствии с первым подходом предполагает совмещение в одних осях координат двух графиков - TR и TC - и поиск такого значения QX, для которого расстояние между этими кривыми будет максимальным.
Итак, при объемах производства от 0 до QA и от QB и более фирма-монополист несет убытки, так как в этих интервалах валовой доход ниже валовых издержек (график TR ниже графика ТС). В интервале от QA до QB монополист получает прибыль. На рисунке максимальная прибыль будет достигаться монополистом при Qopt а величина прибыли составит разницу между TR и TС, соответствующих данному объему выпуска, т.е. прибыль max = TRD - ТСС.
Графическая интерпретация метода MR = МС для случая монопольного производителя представлена на рисунке ниже.
Точка пересечения графиков MR и МС (точка Е) и ее параметр Qopt отражает оптимальный объем производства. Причем Qopt на данном рисунке и на рисунке выше количественно совпадут. Далее по графику Dx определяем, по какой цене данный объем
Захват потребительского излишка.Все стратегии монополистического ценообразования имеют одну общую черту – они являются различными способами захвата потребительского излишка и его перехода к монополисту.
Если предприятие продает весь объем товара по единственной цене, то, чтобы максимизировать прибыль, она выбирает цену P0 и количество продаж Q0, исходя из расчета равенства предельных издержек и предельного дохода MR = MC. Предприятие уже при этом условии было бы прибыльно, но монополист знает, что некоторые покупатели (на отрезке т. А кривой спроса) заплатили бы больше, чем P0. Но повышение цены означало бы потерю некоторого числа покупателей, уменьшение объема реализации и снижение прибыли. С другой стороны, снижение цены увеличило бы число покупателей и объем продаж, но прибыль все равно бы сократилась.
Задача монополиста, таким образом, сводится к тому, чтобы захватить потребительский излишек у группы А, повысив для нее цену, и расширить объем продаж за счет снижения цены для покупателей группы В. Такая политика установления разных цен для разных групп покупателей называется диверсификацией цен(многоценовая монополия). Проблема заключается в том, чтобы разделить покупателей на группы по тем или иным признакам и заставить их платить разную цену.
Ценовая дискриминация возможна при выполнении следующих условий:
1) продавец товара или должен быть чистым монополистом, или контролировать подавляющую часть рынка данного товара;
2) продавец должен быть способен разделить покупателей на разные группы, которые по-разному могут платить за предлагаемый товар, т.е. сегментировать рынок; возможность сегментирования объясняется тем, что для разных сегментов рынка характерен спрос с разной степенью эластичности;
3) первоначальный покупатель данной продукции не может ее продать по более высокой цене другим потребителям, представляющим другой сегмент рынка.
Классический пример ценовой дискриминации - тарифная политика телефонных компаний, когда минута разговора в разное время суток имеет разную стоимость. Потребитель с неэластичным спросом (например, менеджер фирмы) будет платить высокий дневной тариф. Потребитель с высокоэластичным спросом (например, студент или пенсионер) - заплатит низкий тариф вечернего времени. Многообразие тарифных планов, предлагаемых поставщиками сотовой связи, также может быть упомянуто здесь в качестве примера.
Последствия ценовой дискриминации сводятся к следующему: фирма-монополист увеличивает прибыли; при ценовой дискриминации кривая спроса на предлагаемый продукт практически совпадает с графиком предельного дохода, т.е. у фирмы нет антистимулов к снижению объемов производства и продавцы, проводящие политику ценовой дискриминации, увеличивают выпуск данного товара.
Равновесие фирмы монополиста в краткосрочном периоде. Варианты регулирования монополии.