Программы повышения квалификации
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящее положение определяет цели, задачи, программу проведения экономической игры «Мой бизнес»(далее - Игра) для учащихся старших классов средних общеобразовательных учреждений и центров дополнительного образования г. Череповца.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИГРЫ
2.1 Цель: знакомство участников Игры с основными механизмами рыночной экономики.
2.2 Задачи:
· повышение уровня экономической грамотности учащихся старших классов школ г. Череповца;
· содействие развитию умения работать в команде и лидерских качеств школьников;
· приобщение учащихся к университетской социокультурной среде.
ОРГАНИЗАТОРЫ ИГРЫ
3.1 Организатор Игры:
· ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет».
3.2 Соорганизаторы Игры:
· МАОУ «Общеобразовательный лицей «АМТЭК».
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ
4.1 Участниками игры могут стать учащиеся 9-11 классов средних общеобразовательных учреждений и центров дополнительного образования г. Череповца.
4.2 В игре принимают участие команды из 5 человек. Команду сопровождает педагог.
ПРОВЕДЕНИЕ и оценка результатов ИГРЫ
5.1 Игра проводится в соответствии с Правилами игры, с которыми участники обязаны ознакомиться заранее (Приложение 1).
5.2Заявки на участиев Игре принимаютсядо 24 октября 2014 годапо адресу ул. М.Горького 14, 209 каб., по [email protected]или по факсу (8202) 55-92-77.
5.3 Образец заявки прилагается (Приложение 2).
5.4 Игры проходят на базе МАОУ «Общеобразовательный лицей «АМТЭК» (ул. Леднева, 7) г. Череповца в течение ноября 2014 года (даты согласуются дополнительно).
5.5 Порядок проведения Игры: количество и даты Игр устанавливаются оргкомитетом в зависимости от количества поданных заявок; в одной Игре одновременно могут участвовать от 3 до 6 команд. Победители полуфинальных Игр становятся участниками финала; количество команд-участниц в финальной игре определяется организаторами, но не может превышать 6 команд.
5.6 Результатом Игры считается общий счёт команды после завершения всех игровых раундов, который считается согласно Правилам игры. При нарушении Правил организаторы имеют право наложить штрафные очки на итоговый результат команды. Победителем экономической игры считается команда, которая набрала наибольшее количество очков на момент окончания игры. Соответственно определяются второе и третье места.
5.7 Участники и победители Игр награждаются дипломами и памятными подарками.
Обязанности Сторон
6.1 Участники обязаны:
· при подготовке к Игре самостоятельно ознакомиться с Правилами и соблюдать их в процессе Игры;
· явиться на Игру в полном составе в количестве 5 человек;
· соблюдать этические нормы в отношении других участников и организаторов Игры;
· явиться на Игру в официально-деловой одежде.
6.2 Организатор Игры обязан:
· своевременно информировать участников о датах, времени и месте проведения Игр, а также о любых изменениях, касающихся Игры;
· обеспечить раздаточными материалами участников Игры;
· провести общую консультацию непосредственно перед Игрой для команд-участниц;
· обеспечить финансирование Игры.
6.3 Соорганизаторы Игры обязаны:
· предоставить помещение для проведения Игры с мобильным компьютерным классом и доступом в Интернет.
Заключительные положения
7.1 Все вопросы, не отраженные в данном положении, решаются организаторами исходя из сложившейся ситуации.
7.2 Координаты оргкомитета:
162600, г. Череповец, ул. М. Горького, д. 14, ауд. 209
Специалист Центра содействия трудоустройству Управления по воспитательной работе ЧГУ Угловская Ольга Валентиновна (тел. 55-92-77, 8963-732-8233)
Приложение 1
Правила экономической игры «Мой бизнес»
Команда
Команда состоит из 5 человек:
o Генеральный директор
Сдаёт ежегодные (после каждого этапа) отчеты; представляет команду; выбирает стратегию игры.
o Финансовый директор
Производит операции с банком; берет и возвращает кредиты, следит за своевременным возвратом кредитов; снимает деньги со счета в банке; покупает патенты на производство.
o Директор по производству
Организует процесс производства (см. ниже)
o Директор по персоналу
Отвечает за набор рабочих, специалистов и экспертов, которые трудятся на вашем предприятии, т.е. закупает нужное кол-во трудовых ресурсов; контролирует программы повышения квалификации рабочих.
o Коммерческий директор
Отвечает за покупку необходимых ресурсов на бирже и продает избытки ресурсов на товарно-сырьевой бирже; может заключать сделки покупки/продажи ресурсов с коммерческими директорами других команд.
Каждый игрок в начале игры получает бейдж с названием своей должности.
Игровые участки
В игре представлены 4 игровых участка. С каждым участком имеет право работать только один человек из команды (другие члены команды обслуживаться не будут):
o Банк
В банке находится счет команды, на котором хранятся средства команды. Существует возможность снять их со счета (обналичить). В банке возможно взять кредит. Продает патенты на производство.
Допускается только финансовый директор.
o Производственный участок
Следит за процессом производства ресурсов.
Допускается только производственный директор.
o Товарно-сырьевая биржа
Продает и покупает основные ресурсы.
Допускается только коммерческий директор.
o Биржа труда
Производит операции по продаже трудовых ресурсов. Принимает платежи за повышение квалификации персонала.
Допускается только директор по персоналу.
Помимо этого каждая команда имеет свой офис, в котором участники команды смогут обсуждать стратегию игры. Также в офисе установлен компьютер, на котором отображается информация о ходе игры, которая может понадобиться для корректировки стратегии игры. Также между этапами генеральный директор должен заполнить отчет и послать его в мэрию, это также производится на компьютере, установленном в офисе команды.
Процесс игры
Игра проходит в 4 этапа, каждый из которых длится от 10 до 20 минут, начинается и заканчивается по сигналу ведущего. После сигнала все игровые участки заканчивают производимые операции и закрываются. Если команда совершала процесс производства ресурсов в момент сигнала, то процесс будет закончен. Если же вы стояли в очереди, т.е. даже не начинали, то необходимо занять места в своих офисах и закончить необходимые действия уже в следующем этапе.
В конце этапа генеральный директор при помощи остальных участников команды подсчитывает все, что команда имеет и заполняет отчет в офисе на компьютере. Заполнив отчет, генеральный директор отсылает его в мэрию. В любой момент игры может быть проведена аудиторская проверка, когда данные отчета сравниваются с реальными. Команды для аудиторской проверки определяются организаторами исходя из сложившейся ситуации. При обнаружении ошибок в заполнении отчетов на команду налагается штраф, размер которого определяется организаторами в индивидуальном порядке. Штраф имеет свой процент, на который увеличивается задолженность в начале следующего раунда, если штраф не был уплачен.
Следующий этап начинается только после того, как сданы отчеты всех команд.
Цель игры
Целью экономической игры является достижение наибольшей стоимости своей компании любыми средствами, предусмотренными правилами игры.
Стоимость
Стоимость компании определяется ценой всех акций. Для простоты определяется стоимость всех акций. Стоимость акций состоит из стоимости основных активов и второстепенных показателей.
Стоимость основных активов определяется суммой следующих позиций:
o Наличные средства
o Средства на счету в Банке
o Стоимость имеющихся патентов
o Стоимость имеющихся на руках ресурсов по ценам определенным на конкретный этап
После из данной суммы вычитаются следующие позиции:
o Задолженности по кредитам
Получившаяся цифра и будет являться стоимостью основных активов.
Также на стоимость акций влияют такие показатели, как:
o Кредитная история (уменьшает стоимость)
o Нарушения компании (уменьшает стоимость)
o Повышение квалификации и консалтинговые услуги (повышает стоимость)
o Ликвидность активов (может повышать и понижать стоимость)
o Активность (повышает стоимость)
Ресурсы
Для увеличения стоимости своей компании необходимо производить ресурсы. В игре представлено 5 видов основных ресурсов:
o Транспорт
o Химия
o Металл
o Строительство
o С/Х (Сельское Хозяйство)
Все они отображают основные потребности в производстве.
Помимо основных существует 3 вида трудовых ресурсов:
o Рабочие
o Специалисты
o Эксперты
Они также потребуются для производства продукции.
Производство представляет собой процесс переработки имеющихся ресурсов в один. Для производства, помимо представленных выше ресурсов, потребуется также патент.
Патент
Патент в экономической игре описывает технологию производства и является обязательным для процесса производства. Физически лицензия представляет собой карточку следующего вида (например, патент на Транспорт):
Патент на Транспорт | |||||||||
Тип технологии | Ресурсы | Результат производства | |||||||
Персонал | Транспорт | Химия | Металл | Строительство | С/Х | ||||
Рабочие | Специалисты | Эксперты | |||||||
A | - | - | - | ||||||
B | - | ||||||||
C |
В патенте описано 3 типа технологии (левый столбец) и необходимые для их реализации ресурсы. В последнем (крайнем правом) столбце вписан результат производства.
Разберем производство по технологии А. Во-первых нам понадобятся следующие ресурсы: по 1 единице ресурса Рабочие, Химия, Металл, Строительство и С/Х. На выходе мы получим 10 единиц ресурса Транспорт. Естественно продав полученные ресурсы Транспорта, мы получим прибыль, которая покроет расходы на покупку необходимых для производства ресурсов, и увеличит средства команды.
Технология | Затраты | Результат |
A | 5 единиц ресурсов | 10 единиц ресурса |
B | 12 единиц ресурсов | 25 единиц ресурса |
C | 20 единиц ресурса | 50 единиц ресурса |
Процесс производства
Чтобы произвести ресурсы необходимо:
1. Купит патент на нужный ресурс
2. Выбрать технологию
3. Купить ресурсы, необходимые для производства по выбранной технологии
4. Подойти вместе с патентом и ресурсами на Производственный участок директору по производству
5. Сообщить игротехнику на производственном участке о выбранной технологии и представить на проверку патент и ресурсы, необходимые для производства.
6. После проверки, если все правильно, сообщить игротехнику о продаже произведенных ресурсов. Существует два варианта действий: вы можете полностью забрать произведенный ресурс, либо можете сразу продать его часть (или полностью продать его). При этом цена на продажу будет выше на одну единицу, чем на товарно-сырьевой бирже, а вырученные средства будут переведены на счет команды в банке.
Цены на ресурсы
Основные ресурсы. Каждый ресурс имеет свою цену. Цена определяется во внутриигровой валюте (зайчики) по следующим правилам: самым дорогим станет ресурс, которого за прошедший этап произвели меньше всего, самым дешевым – которого произвели больше всего (см. таблицу). Цена может меняться от 6 до 10 зайчиков за единицу ресурса.
Показатели на прошедший этап
Ресурс | Покупка | Продажа | Произвели |
Транспорт | |||
Химия | |||
Металл | |||
Строительство | |||
С/Х |
Показатели на новый этап
Ресурс | Покупка | Продажа |
Транспорт | ||
Химия | ||
Металл | ||
Строительство | ||
С/Х |
Трудовые ресурсы.Трудовые ресурсы подразделяются на 3 категории: рабочие, специалисты и эксперты. Рабочие необходимы для производства по любой технологии, специалисты по технологиям B и C, а эксперты для производства по технологии C.
Цены на рабочих всегда остаются на одном уровне – 10 зайчиков. Цены на специалистов могут варьироваться от 25 до 75 зайчиков. Цены на экспертов – от 50 до 150 зайчиков. В начале игры цены минимальны, так как спроса на них совсем нет. Как только появляется спрос, так сразу начинают расти цены. Проще – цены зависят от количества совершенных производственных циклов по соответствующей технологии. При этом, в отличие от основных ресурсов, ценообразование трудовых ресурсов происходит не от этапа к этапу, а в реальном времени и при этом учитываются показатели за всю игру, начиная с первого этапа.
Соответственно цены на специалистов зависят от количества производственных циклов по технологиям B и C. Чем их больше, тем больше цены на специалистов. Цены на экспертов зависят от количества производственных циклов по технологии C.
В игре представлены 3 вида трудовых ресурсов: рабочие, специалисты, эксперты. Соответственно начальные цены на них 10, 25 и 50 единиц.
Программы повышения квалификации
Программы повышения квалификации персонала существуют для повышения производительности, но они также приносят и свои затраты. Программы применяются раздельно по разным производствам и технологиям.
Для одного патента можно применить только одну из трех программ повышения квалификации персонала для одной из технологий.
Программы повышения квалификации будут работать только в течении одного этапа, в котором они были применены.
Программа повышения квалификации повышает эффективность на 25%.
Например: команда имеет 2 патента на производство Транспорта и Металла. Директор по персоналу может организовать программу повышения квалификации для работников производства Транспорта на технологию A и программу для производства Металла по технологии C. Соответственно данному выбору будут увеличиваться показатели производительности при производстве с помощью соответствующих патентов и по соответствующим технологиям.
№ | Название | Стоимость | Эффективность для технологии | ||
A | B | C | |||
Программы повышения квалификации | |||||
Программа повышения квалификации для рабочих в цеху | 25 % Результат: 13 единиц ресурса | ||||
Семинары для начальников низшего и среднего уровня | 25 % Результат: 32 единиц ресурса | ||||
Оплата повышения международного образования топ-менеджерам | 25 % Результат: 63 единиц ресурса |
Несложно посчитать, за сколько производственных циклов данное вложение окупит себя и начнет приносить прибыль. Но не стоит забывать, что программы повышения квалификации действуют только в течении 1 этапа. Соответственно оплачивать программы в конце этапа не целесообразно, т.к. вы просто не успеете произвести по выбранной технологии столько раз, чтобы получить дополнительную прибыль от использования программы.
Консалтинговые услуги
В игре вам могут быть предоставлены консалтинговые услуги (консультационные услуги).
В данном случае данные услуги предоставляются без предоставления платы.
Данная услуга позволяет вам на информационном экране в вашем офисе видеть эффективность производства и прибыль от производства по вашим патентам и технологиям исходя из текущих цен на ресурсы на товарно-сырьевой бирже. Данная информация поможет вам в режиме реального времени выбирать ресурс и технологию его производства для получения наибольшей прибыли.
Стратегии победы
В экономической игре возможно реализовать достаточно много стратегий, т.к. правил и ограничений достаточно мало. Каждую новую игру организаторы добавляют по несколько ограничений, отсутствие которых позволяло участникам получить сверхприбыль, поэтому вам стоит только подумать.
Монополия. Монополия – это состояние рынка, когда производство одного из ресурсов контролирует только одна компания. Согласно правилам вы можете создать монополию, но это будет стоить не дешево. Соответственно стоит посчитать, за сколько вы сможете окупить свои вложения. Если вы увеличиваете количество патентов на один из ресурсов, то цены на этот ресурс возрастают, что гарантирует вам получение большей прибыли при производстве того же объема ресурсов. Совет: планируйте, что после построения монополии вам необходимо продать более 250 единиц ресурса, чтобы окупить вложения. Но при этом вы не получите дополнительную прибыль, поэтому вам необходимо продать намного больше!
Смена производства. Согласно механизму изменения цен от этапа к этапу имеет смысл купить 2 или более патентов на производство разных ресурсов, чтобы вы могли производить тот ресурс, который наиболее прибыльный в конкретный этап. Совет: консалтинговые услуги помогут вам определить какое производство невыгодно, а на каком вы сможете иметь сверхприбыли.
Накопление ресурсов. Данная стратегия основывается также на поэтапной смене цен на ресурсы. В один из этапов вы выбираете один из ресурсов и производите его на максимум, но при этом продаете ровно столько, сколько нужно, чтобы обеспечить непрерывный процесс производства. Остальные ресурсы вы скапливаете, до следующего этапа. Когда начинается другой раунд, вы начинаете производить другой ресурс, а накопления предыдущего ресурса вы продаете в следующем этапе. Совет: внимательно изучите перспективы производимого товара, т.к. вам может не хватить оборотного капитала и придется продавать скопленный ресурс по заниженной стоимости.
Банковские кредиты. Обязательно пользуйтесь данным инструментом. Банковские кредиты помогут вам привлечь дополнительные средства для расширения производства или смены ресурса производства. Также дополнительные средства могут помочь, когда вы скопили ресурс, но продавать его в данный этап не выгодно. Совет: процент по кредитам – это плата за использование дополнительных средств. Внимательно изучите правила пользования кредитами, это позволит вам не платить за данную услугу!
Программы повышения квалификации и консалтинговые услуги. Данные услуги, несомненно, помогают вам увеличить эффективность производства и прибыль компании соответственно. Но не стоит забывать, что данные услуги стоят денег. Если вы оплатили данные услуги – пользуйтесь ими. Совет: планируйте заранее на следующий этап покупку данных услуг исходя из прогнозов на стоимости ресурсов.
Правила и ограничения
1. Организаторы имеют право сделать исключение из правил в случае непредвиденной ситуации.
2. Участники команд и распределение их по должностям должно быть описано в заявке на участие в экономической игре и сдано организаторам до начала игры.
3. В течение игры должности участников команды постоянны.
4. В течение игры замена игрока может быть произведена в случае непредвиденных обстоятельств по решению организаторов, либо по договоренности с организаторами, достигнутой заблаговременно до начала игры
5. Денежные единицы объявляются до начала игры.
Банк
6.1. Работники Банка имеют право отказать в обслуживании участнику команды, если он не занимает должность Финансового директора в одной из команд
Кредиты
6.2.1. Проценты по кредитам начисляются в начале следующего этапа (если вернуть сумму кредита полностью до конца этапа, то проценты начислены не будут, если вернуть не полную сумму кредита, то проценты будут начислены на часть оставшихся в кредите средств). В последний раунд проценты начислены не будут.
6.2.2. Процентная ставка первого кредита равна 10%.
6.2.3. Процентная ставка каждого следующего активного кредита будет вырастать на 5% (т.е., если команда имеет 1 не погашенный кредит, то следующий кредит будет иметь процентную ставку в 15%, при этом если не погашены 2 кредита, то процентная ставка на следующий кредит будет равна 20 %).
6.2.4. Возвращать кредит можно в любое время до конца игры.
6.2.5. Если кредит не возвращен полностью на момент конца игры, то команда получает штраф в размере 20 % от суммы задолженности по кредиту. Если команда на конец игры не вернула 2 кредита и более, то штрафы начисляются по каждому кредиту и суммируются.
6.2.6. Сумма первого кредита за игру не может превышать 400 единиц, второй и последующие кредиты могут быть до 800 единиц.
6.2.7. Общая сумма всех кредитов в конкретный момент не может превышать 1500 единиц.
6.2.8. Работники банка могут отказать в предоставлении кредита, если команда имеет плохую кредитную историю (в течении 2 и более этапов подряд команда не оплачивает задолженности по взятым кредитам).
6.3. Штрафы
6.3.1. Сумма штрафа не может превышать сумму ошибки более чем в 5 раз.
6.3.2. Если штраф не был полностью уплачен до конца этапа, то в начале следующего этапа будет начислено 10 % от суммы задолженности.
6.4. Патенты
6.4.1. В игре принимают участие по 3 патента каждого ресурса (всего 15).
6.4.2. Стоимость первого патента каждого ресурса равна 200 единиц, второго – 500 единиц, третьего – 1000 единиц (если первый патент на ресурс Транспорт, второй Транспорт и третий также Транспорт; если команда покупает второй патент на производство ресурса отличного от ресурса первого патента, то цена считается как первая, т.е. 200 единиц).
6.4.3. При покупке командой второго патента одного и того же ресурса базовая стоимость данного ресурса увеличивается на 1 единицу. Также при покупке третьего патента.
6.4.4. Организаторы могут накладывать штраф за блокирование рыночных операций на компанию, которая имеет монополию на какой-либо ресурс.