Долгосрочный период в деятельности фирмы
1. фирма может изменить основной и оборотный капитал ради увлечения объемов выпуска
2. могут войти и выйти другие фирмы в отрасль
86. Эффект масштаба – по мере укрупнения производства темпы роста издержек начинают отставать от темпов роста выпуска, поэтому средние издержки на единицу падают.
87. Экономическая прибыль - разность между выручкой и общими издержками, включающими в себя явные и неявные издержки.
88. Бухгалтерская прибыль- разность между объемом продаж и явными издержками. Она больше экономической прибыли на величину неявных издержек.
89. Совершенная конкуренция– продавцов множество, товар идентичный, информация прозрачная, легко войти в отрасль, нет контроля за ценой
90. Ценополучатель – совершенный конкурент, не может сам влиять на цену, т.к. слишком много производителей данного товара, а объемы малы
91. Несовершенная конкуренция– конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, несоответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции
92. Монополия – продавец 1, товар уникальный, вступление в отрасль с барьерами (патенты, лицензии, эффект масштаба, нечестная конкуренция), информация блокирована, контроль за ценой
93. Монополистическая конкуренция – продавцов много, но не множество, товар дифференцированный (одинаковые функции, разное качество), вход в отрасль через лёгкие барьеры, информация непрозрачна, контроль за ценой меньший
94. Индекс концентрации – сумма квадратов долей объемов продаж фирмы в данной отрасли в процентах
95. Олигополия– продавцов 2-10, товар стандартизированный или дифференцированный, вход в отрасль через множество барьеров (эффект масштаба как б: входящему нужно время, чтобы наработать эффект масштаба и конкурировать с олигополистами по общим средним издержкам, которые минимизируются в условиях эффекта масштаба), информация блокирована, контроль за ценой в особых формах
96. Ценовая дискриминация – практика установления различных цен на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей
97. Ценоискатель – продавец стремящийся продать по более высоким ценам свой товар и стремящийся увеличить объем продаж
98. Допредельная фирма с нулевой экономической прибылью – фирма, которая при данном уровне цен покрывает общие издержки; фирма работает на принципе самоокупаемости, её экономическая прибыль равна 0 при объёме выпускаемой продукции Q. Если фирма решит производить любой другой объём продукции, она понесёт убытки; находится в точке безубыточности.
99. Запредельная фирма – при данном уровне цен не сможет покрыть, ни средние общие, ни даже средние переменные издержки. Производитель даже не на предельной черте, когда еще можно как-то балансировать и оставаться на рынке. Такая фирма существует себе в убыток, ее производственная деятельность неэффективна.
100. Предельная фирма - фирма, которая при данном уровне цен может покрыть только средние переменные издержки. Фирма будет присутствовать на рынке до тех пор, пока уровень цены позволяет покрывать переменные затраты фирмы. То есть фирма балансирует на пределе своей эффективности, поэтому и называется предельной.
101. Фирма минимизирующая убытки – фирма, доход которой позволяет покрывать переменные издержки и какую-то часть постоянных, но тем не менее фирма будет оставаться в бизнесе, т.к. если она остановит производства, она не возместит никаких издержек, а выйти из бизнеса в краткосрочном периоде она не может.
102. Вторичный характер спроса на ресурсы – существует только тогда, когда есть спрос на товары и услуги
103. Эффект дохода - изменение реального дохода в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.
104. Эффект замены - изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров.
105. Монопсония – тип рыночной структуры, при котором существует монополия единственного покупателя определенного товара.
106. Повременная заработная плата – часовая ставка*время
107. Сдельная заработная плата – форма оплаты труда работников в соответствии с количеством произведенной продукции заданного качества.
108. Минимальная заработная плата – официально установленный государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любых форм собственности(МРОТ)
109. Капитал как ценность – любая ценность регулярно приносящая доход (человеческий, производственный, денежный капиталы)
110. Капитал как ресурс – совокупная сумма товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли; один из основных факторов производства, представленный всеми средствами производства, которые созданы людьми для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги.
111. Инвестиционный ресурс – денежные средства, которые предназначены для вложения в производственный капитал
112. Номинальная ставка процента – ставка процента, исчисляемая без учета инфляции.
113. Реальная ставка процента – номинальная, скорректированная на темп инфляции
114. Дисконтирование - приведение всех денежных платежей к единому моменту времени. Приведение к моменту времени в прошлом называют дисконтированием, в будущем - наращением Дисконтирование выполняется путём умножения будущих денежных платежей на коэффициент дисконтирования.
115. Рента – форма реализации собственности на те ресурсы, количество которых строго ограничено.
116. Земельная рента - плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено.
117. Эффект цены на рынке земли – влияние изменения цены на уровень спроса на товары и услуги.
118. Кривая Лоренца– кривая характеризующая распределение совокупного денежного дохода страны между семьями с низкими и высокими доходами.
119. Коэффициент Джини– статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку; может принимать значения от нуля до единицы, расположенные между идеальной прямой равномерного распределения и кривой Лоренца.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
МАКРОЭКОНОМИКА
120. Макроэкономическая политика— действия государства, правительства, направленные на регулирование экономики в целом с целью поддержания ее необходимого состояния, обеспечения надежного функционирования, достижения подъема, предотвращения кризисов и спада. Наиболее распространенные цели макроэкономической политики: стабильность цен, высокий уровень занятости, положительные внешнеторговый баланс, экономический рост. Эти цели образуют так называемый "магический четырехугольник". Инструменты: норма резервирования, ставка рефинансирования, ставка процента, налоги, купля/продажа ценных бумаг, налогово-бюджетная политика, социальная политика, инструменты внешней торговой политики.
Макроэкономическая политика подразделяется на:
1. фискальную политику;
2. монетарную политику;
3. политику зарплата-цены;
4. внешнеэкономическую политику.
121. ВВП - совокупный объем продукции, произведенный всеми факторами производства, расположенных в границах национальной экономики, независимо от их принадлежности.
122. Валовой национальный продукт (ВНП) - рыночная стоимость всех конечных благ, произведенных в стране в течение года с помощью факторов, принадлежащих гражданам данной страны. В ВНП не включаются: товары и услуги, произведенные в предшествующем периоде; перепродажа товаров; услуги по финансовым операциям (передаточные и биржевые); стоимость товаров, производимых в теневой экономике и домашних условиях.
123. Валовый чистый продукт – валовой продукт минус то количество продукции, которое было затрачено на производство этого валового продукта во всех отраслях.
124. Добавленная стоимость – разность между выручкой от продажи продукции и затратами на ее производство.
125. ВВП по доходам — суммируются доходы населения, корпораций, проценты по сбережениям, доходы государства от предпринимательской деятельности, а также в виде налогов на производство и импорт, амортизационные отчисления;
126. ВВП по расходам — суммируются потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы на закупку товаров, услуги и инвестиции и чистый экспорт (экспорт за вычетом импорта);
127. Трансферты – выплаты органов власти или фирмы денег домохозяйству или фирме, взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги
128. Национальный доход – общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в производство ВВП; равен ВВП за вычетом платежей, не связанных с доходом, и чистого дохода, заработанного иностранцами.
129. Личный доход – доход, полученный в расчёте на 1 лицо и находящийся у него до уплаты личного подоходного налога.
130. Располагаемые доходы – личный доход за вычетом индивидуальных налогов; доход который может быть использован для расходов на личное потребление и на личные сбережения.
131. Чистое экономическое благосостояние – оценочный показатель, учитывающий дополнительно к ВНП товары и услуги, которые не учитывается в национальных счетах, но, тем не менее, увеличивает, общее благосостояние нации. В состав чистого экономического благосостояния включаются:
1. общественно полезные товары и услуги, произведенные в теневой экономике;
2. стоимостная оценка работ по дому, выполняемых не по найму и т.п.
При этом из ВНП вычитается загрязнение окружающей среды, которое снижает общее благосостояние нации.
132. Индекс развития человеческого потенциала – показатель уровня жизни, совмещающий такие факторы, как здравоохранение, образование, экономическое благосостояние, научный потенциал.
133. Дефлятор ВВП - показатель уровня цен, рассчитываемый на базе всех товаров и услуг, произведенных в экономике.
134. Номинальный ВВП – ВВП, выраженный в текущих ценах на момент измерения, т.е. без поправок на инфляцию
135. Реальный ВВП - выраженная в ценах базового года стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год.
136. Совокупный спрос - агрегированный спрос в рамках национального хозяйства. Он представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике, и выражает обратную зависимость между реальным объемом национального производства и уровнем цен.