Общие положения. цель и задачи практики

Код практики Б.5. 04

Направление подготовки 080200 - Менеджмент

Профиль подготовки - Производственный менеджмент

Отраслевая специализация – Химическая промышленность;

Нефтяная и газовая промышленность

Квалификация бакалавр

Санкт - Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, доц. Эрам Р.И.

Рецензент

подготовлено

на заседании кафедры экономики и менеджмента в

нефтегазохимическом комплексе

Одобрено

Научно-методическим советом факультета экономики и управления в химической промышленности и природопользовании

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

Представленного составителем

ã СПбГИЭУ, 2012

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная подготовка квалифицированных и высокопрофессиональных бакалавров направления «Менеджмент» предусматривает овладение обще - профессиональными практическими навыками, непосредственно относящимися к работе по данной специальности. В связи с этим важной составной частью учебного процесса их подготовки является производственная практика.

Рабочим учебным планом подготовки бакалавров направления 080200 «Менеджмент», профиля «Производственный менеджмент» с отраслевыми специализациями «химическая промышленность» и «нефтяная и газовая промышленность» предусмотрена производственная практика продолжительностью по очной форме обучения три (3) недели – две недели в конце 4-го семестра и одна недели в начале 5-го семестра. Для студентов заочной формы обучения данная практика предусмотрена в 6-м и 7-м семестрах.

Значение производственной практики определяется следующим. В результате детального знакомства студентов с конкретным производством, его организацией, содержанием работы в экономической области повышается степень усвоения таких дисциплин как «Методы принятия управленческих решений» (цикл Б.2), «Учет и анализ», «Финансовый менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Стратегический менеджмент», «Инвестиционный анализ» «Управление проектами» (дисциплины базовой части цикла Б.3), «Анализ деятельности производственных систем», «Планирование производства», «Производственная логистика», «Производственная стратегия предприятия», «Технико-экономическое обоснование проектов», «Управление разработкой и внедрением нового продукта», «Организация, нормирование и оплата труда» (дисциплины вариативной – профильной части цикла Б.3), также ряда дисциплин по выбору студента, изучение которых предусматривается в 6-м, 7-м и 8- м семестрах.

К началу производственной практики студенты имеют необходимую теоретическую подготовку. Ими изучены такие дисциплины, как «Экономическая теория», «Производственная психология»/»Социальная психология» (цикл Б.1), «Теория менеджмента», «Маркетинг», «Экономика предприятия», «Экономика отрасли», «Управление качеством», «Экономика природопользования» (цикл Б.3).

Также на момент производственной практики студентами пройдены следующие дисциплины, раскрывающие технологические особенности производств химической/ нефтяной и газовой промышленностей: «Технология химических производств»/ «Технология переработки нефти и газа и производства масел», «Основы автоматизации химических/нефтегазовых производств», «Технический анализ, контроль и основы автоматизации химико- технологических процессов»/ «Геология и разработка нефтяных и газовых месторождений».

В основе производственной практики заложена активная деятельность студента на предприятии (в организации) как члена коллектива, непосредственное участие его в работе предприятия (организации) – базы практики. Практическая реализация этого процесса должна осуществляться в соответствии с программой практики, раскрывающей содержание всех этапов ее прохождения. Таким образом, программа практики служит основным нормативно – методическим документом, регламентирующим работу студента во время ее прохождения.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель производственной практики «Производственный менеджмент» – закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение необходимых навыков по специальности для планомерного перехода от обучения в вузе к будущей трудовой деятельности.

В период практики студент занимается изучением предприятия и содержанием работы в разрезе таких аспектов деятельности, как:

- предприятие (организация) – объект производства, осуществления деятельности, услуг;

- оценка соответствия уровня техники и технологии стоящим перед предприятием задачам его миссии);

- управление предприятием, управление персоналом;

- организация производства, обеспечение ресурсами;

- подготовка производства;

- методы обеспечения качества выпускаемой продукции;

- постановка планирования;

- способы выполнения экономических расчетов и обоснований;

- учет и отчетность на предприятии;

- формы контроля и оценка их эффективности;

- анализ показателей работы предприятия и его структурных подразделений;

- должностные инструкции работников подразделений и документооборот в сфере экономической деятельности предприятия.

Таким образом, производственная практика по производственному менеджменту способствует применению полученных к началу практики теоретических знаний, приобретению навыков в работе по получаемой квалификации бакалавра. Как уже было отмечено, производственная практика несет важнейшую учебную нагрузку, поскольку ее предназначением является выполнение такого требования к учебному процессу, как его соответствие решаемым задачам в будущей профессиональной деятельности бакалавра.

В ходе прохождения практики студент получает возможность соотнести характер обучения в вузе с требованиями современной жизни, приобрести профессиональные умения и навыки самостоятельно решать управленческие, социально-экономические и другие задачи области производственного менеджмента в условиях конкретного производства. Практика способствует осознанному пониманию студентом содержания его будущей работы по выбранному направлению, профилю и отраслевой специализации, воспитывает чувство ответственности при выполнении конкретных заданий, позволяет выработать рациональные способы применения полученных теоретических знаний в конкретных ситуациях.

Основными задачами практики является

- расширение, закрепление и систематизация теоретических знаний, полученных при обучении (к моменту начала практики) по специальности в реальных условиях действующего предприятия (организации);

- формирование на этой основе практических умений и навыков отдельных видов профессиональной деятельности;

- сближение программы подготовки бакалавров с реальной их деятельностью на производстве;

- овладение основами механизма личностного взаимодействия людей в процессе совместной трудовой деятельности;

- развитие способностей и навыков к принятию адекватных управленческих решений в соответствии со стратегическими задачами предприятия и интересами каждого работника.

Наши рекомендации