Предложение. Факторы предложения
Тема 6. Рынок. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения
Рынок. Виды и функции рынка.
Спрос: факторы, виды.
Предложение. Факторы предложения.
Рыночное равновесие.
Рынок. Виды и функции рынка
Рынок – механизм взаимодействия продавцов и покупателей экономических благ.
Условия возникновения рынка:
- разделение труда, которое ведёт к специализации и обмену. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству товаров для продажи, и в результате появилось товарное производство.
- самостоятельность экономических агентов, т. е. обособленность хозяйствующих субъектов. Эта самостоятельность возникла на базе частной собственности
- свобода предпринимательства, т.е. предпринимательство
Виды рынков и их структура
Рынок как механизм (большой рынок) состоит из отдельных (малых) рынков – капитала, труда, жилья, продовольствия и т. д.
По экономическому назначению – рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок.
По географическому положению – местный, региональный, национальный и мировой рынки
По степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополистический, свободный, смешанный
По отраслям – автомобильный, зерновой, и т.д.
По характеру продаж – оптовый и розничный
По месту создания продукта – внутренний и внешний.
Функции рынка:
Ценообразующая функция
В результате взаимодействия производителей и потребителей предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей.
Информационная функция.
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности.
Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки.
Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчёты и действия.
Регулирующая функция
Связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. Например, растёт цена – сигнал к расширению производства, падает – сигнал к сокращению.
Посредническая функция
Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.
Санирующая (контролирующая) функция
Рыночный механизм – жёсткая система. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Стимулирующая функция
Через рынок происходит учёт затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. На рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.
Спрос: факторы, виды
Спрос – количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определённый период времени при всех возможных ценах на этот товар.
Различают индивидуальный и рыночный спрос:
Индивидуальный спрос– это спрос отдельного покупателя на товар или услугу.
Рыночный спрос– это общий объем спроса всех покупателей на региональном, национальном или международном рынке.
В условиях рынка действует так называемый закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.
Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
QD – величина спроса
P – цена
|
|
Факторы спроса:
1. цена
2. изменение (увеличение или сокращение) доходов потребителя
3. изменение вкусов и предпочтений (например, моды)
4. ценовые и дефицитные ожидания (ажиотажный спрос)
5. колебание расходов на рекламу
6. научно-технический прогресс (например, переход с пишущих машинок на компьютеры)
7. изменение цен взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров (например, увеличение цен на
говядину увеличит спрос на свинину (взаимозаменяемые), а увеличение цен на автомобили
уменьшит спрос на бензин (взаимодополняемые))
8. изменение в численности и структуре населения (например, увеличение рождаемости приведёт к
увеличению спроса на детские товары).
Предложение. Факторы предложения
Предложение – это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определённый промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар
Закон предложения: при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.
Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени
QS – величина предложения
P – цена
|
|
Факторы предложения:
1. цена
2. цены факторов производства (ресурсы)
3. технология
4. ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики
5. размер налогов и субсидий
6. количество продавцов
Рыночное равновесие
|
Закон рыночного ценообразования:
1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению
2. Если под воздействием неценовых факторов произойдёт изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.