Проекты деятельности НК ЮКОС на территории России
Будущее НК ЮКОС связано с освоением богатейших запасов нефти и газа Восточной Сибири, открытием новых экспортных направлений, развитием нового для ЮКОСа бизнеса - производства электроэнергии.
Реализацией одного из последних проектов, нацеленных на превращение ЮКОСа в нефтегазовую энергетическую компанию, стало введение в строй в июне 2002 года Лугинецкой газокомпрессорной станции для утилизации попутного нефтяного газа, добываемого Компанией на территории Томской области. Мощность Лугинецкой станции - 1,5 млрд. куб. м. газа в год. Полученный ЮКОСом газ поступает в Единую газотранспортную систему России. Его потребителями станут промышленные предприятия и электростанции, использующие его в качестве топлива, а также население городов и поселков Западной Сибири и Алтая.
Один из самых масштабных проектов Компании на ближайшую пятилетку - строительство нефтепровода в Китай мощностью 30 млн. тонн в год и ориентировочной стоимостью $1,7 млрд. Для развития других направлений экспорта, альтернативных отгрузкам через Черное море, ЮКОС приступил к реализации реконструкции нефтепровода «Адрия», позволяющего поставлять российскую нефть напрямую в Адриатическое море через хорватский порт Омишаль.
В декабре 2002 года председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский, президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, президент Сибнефти Евгений Швидлер и исполнительный директор ТНК Герман Хан подписали «Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска». Информационные агентства всего мира назвали это событие «новостью №1». Значение проекта состоит в том, что в лице ЮКОСа и других компаний-участников Россия должна напрямую выйти на американский нефтяной рынок.
В настоящее время рассматриваются два варианта маршрута трубопровода: Западная Сибирь - Ухта - Мурманск протяженностью 3600 километров и Западная Сибирь - Уса - Мурманск (через Белое море) протяженностью 2500 километров.
В апреле 2002 года ЮКОС приобрел 49% акций государственной словацкой трубопроводной компании Transpetrol - оператора магистральных нефтепроводов на территории Словакии. Это позволяет ЮКОСу обеспечить бесперебойные поставки по одному из наиболее перспективных экспортных направлений российской нефти в Европе. Годовая добыча нефти в 75-80 млн тонн и газа в объеме 15 млрд кубометров, производство 13 млрд КВт/час электроэнергии, 1600 фирменных АЗС по всей стране - таким будет ЮКОС в 2005 году, превратившись в полноценную энергетическую компанию.
Один из самых заметных «нефтяных» проектов последних лет - строительство нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск. ЮКОС участвует в этом проекте совместно с тремя другими крупнейшими нефтяными компаниями России. 27 ноября 2002 года в Москве председатель правления ОАО «НК «ЮКОС» Михаил Ходорковский, президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, президент ОАО «Сибнефть» Евгений Швидлер и исполнительный директор ОАО «ТНК» Герман Хан подписали «Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска».[18]
Подписание этого документа было названо международными информационными агентствами новостью №1. Впервые в отечественной истории четыре крупнейших нефтяных компании объединились для решения общенациональной задачи, способной изменить мировой статус России как страны-экспортера.
Стороны договорились о разработке согласованного варианта Декларации о намерении по проекту (ДОН) к апрелю 2003 года. После этого будет принято решение о дальнейшем проектировании, осуществлен выбор оптимального маршрута трубопровода, согласованы основные требования к объектам нефтепроводной системы и подготовлен детальный график реализации проекта.
Мурманск на территории России - единственный незамерзающий порт с 60-километровой закрытой бухтой и уникальными глубинами, через который можно ежегодно отгружать нефть танкерами дедвейтом 300 тысяч тонн и выше. Предполагается, что в порт по специально для этого построенному нефтепроводу из Западной Сибири будет поступать до 80 миллионов тонн нефти в год. Большая часть этого сырья будет продаваться на рынках Западной Европы и Америки.
В настоящее время рассматриваются два варианта маршрута трубопровода: Западная Сибирь-Ухта-Мурманск протяженностью 3600 километров и Западная Сибирь-Уса-Мурманск (через Белое море) протяженностью 2500 километров.
Предположительно, общая стоимость проекта в зависимости от маршрута трубопровода составит от 3,4 до 4,5 миллиарда долларов.
Разработка обоснования инвестиций, ТЭО строительства и рабочей документации будет вестись на протяжении 2003-2004 гг. Само строительство трубопровода запланировано на 2004-2007 гг., ввод в действие - на 2007 год. Общие налоговые поступления в бюджет РФ от реализации проекта составят 9,2 млрд. долларов, в том числе в федеральный - 4 млрд. долларов, в региональные - 5,2 млрд. долларов. По оценке специалистов, в процессе строительства Мурманской трубопроводной системы будет создано 6000, в процессе эксплуатации - 2000 новых рабочих мест.