Ценообразование на рынке отдельных товаров и услуг

1. Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) как важнейшая инфраструктура народного хозяйства.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии, их транспортировки, распределения и использования. В состав комплекса входит три крупных взаимосвязанных части: -топливная промышленность (добыча и переработка нефти, газа, угля и т.п.); -электроэнергетика; -транспортировка топлива и продуктов его переработки, тепла и электроэнергии (нефтепроводы, газопроводы, продуктопроводы, линии электропередачи). Базой ТЭК России являются крупнейшие в мире запасы энергетических ресурсов.

Роль ТЭК в народном хозяйстве огромна. На долю ТЭК приходится 1/ 4 стоимости всей промышленной продукции, значительная часть валютных поступлений России. От уровня развития ТЭК в значительной степени зависит вся экономика страны. Кроме того, хозяйство стран СНГ также зависит от поставок нефти и газа из России. Поэтому ТЭК тесно связан с транспортным комплексом. Например, весь трубопроводный транспорт перевозит продукцию ТЭК, на долю последнего приходится 1/3 грузопотока железных дорог России, 1/2 перевозок морской транспорта.

Основными факторами размещения ТЭК является сырьевой, энергетический, водный,экологический.
Наибольшее значение в топливной промышленности России принадлежит трем отраслям — нефтяной, газовой и угольной. Нефтяная и газовая промышленность — основа современного хозяйства.

2. Формирование свободных цен на нефть на внутреннем рынке РФ. Анализ соотношения внутренних и мировых цен на нефть.

Внутренняя цена на российскую нефть формируется в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт (железнодорожным транспортом) к продаже ее давальцам для переработки на НПЗ (нефтеперерабатывающий завод). Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободной конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России. Фактически внутренняя цена рассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен. Основной объем предложения нефти на свободном внутреннем рынке формируется регулярными продажами ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР» и независимыми малыми добывающими компаниями. ОАО «ЛУКойл» и ОАО «НК «Роснефть» также осуществляют поставки нефти на внутренний рынок. Однако торги ОАО «НК «Роснефть» при продаже нефти внутри страны характеризуются непрозрачностью и нестабильностью предложения объемов, ОАО «ЛУКойл» продает весь объем, а ОАО «ТНК-ВР» большую часть, с использованием ценовых формул, зависящих от мировых котировок. Таким образом, внутренняя цена на нефть формируется на свободном рынке только при поставках нефти ОАО «Сургутнефтегаз» (500-800 тыс.т. в мес.), малыми добывающими компаниями (100-300 тыс.т. в мес.) и ОАО «ТНК-ВР» (оценочно 100-300 тыс.т. в мес.) независимым участникам рынка для переработки на Уфимской группе НПЗ, Московском НПЗ и некоторых других НПЗ, что составляет лишь 4-7% от общего объема переработки нефти в Российской Федерации (18-20 млн.т. в мес.). Исходя из этого, цена на нефть в России определяется в результате баланса спроса и предложения на относительно небольшие объемы нефти и не отражающие баланс рынка в целом.

Зависимость цены на нефть на внутреннем рынке России от конъюнктуры международного рынка нефти и нефтепродуктов наблюдается только в долгосрочном периоде на уровне тренда. В краткосрочном периоде возможны ситуации, когда цена на нефть в мире растет, а в России падает, и наоборот.

Связано это с тем, что при формировании цен на нефть для поставок на внутренний рынок участники торгов анализируют конъюнктуру экспортных рынков нефти и нефтепродуктов, а также ее возможные изменения в краткосрочном периоде. Это объясняется спецификой торговых операций при продаже нефти внутри России: крупные нефтяные компании определяют цену на нефть в течение торгового периода, располагающегося, как правило, в интервале между 15-м и 25-м числом каждого месяца. В этот период устанавливается цена на поставки сырья в следующем месяце. Например, цена на нефть, установленная 20 ноября, определяет ценовую конъюнктуру декабрьских поставок. Торговый период имеет плавающие временные границы, то есть может продолжаться от полутора дней до двух недель. В этот период заключаются договоры на поставку основных объемов нефти, реализуемых на внутреннем рынке. Между торговыми периодами могут реализовываться только относительно небольшие объемы нефти, в основном за счет продажи мелких партий независимыми производителями. Стоимость российской нефти при поставках на внутренний рынок также зависит и от других факторов – например, от величины экспортной пошлины на нефть, которая также рассчитывается в зависимости от международной цены на сырье, транспортных издержек, наличия или отсутствия свободных мощностей на наиболее привлекательных экспортных направлениях.

Главная причина возникновения серьезных сдвигов в мировых потоках нефти в обозримой перспективе видится в том, что основное увеличение спроса ожидается со стороны стран Азии, а основной прирост добычи -- в странах Африки и России. Вместе с тем это приведет к некоторому падению традиционной роли ведущих поставщиков нефти из стран Персидского залива.

При этом вследствие огромного масштаба операций на фьючерсном рынке, можно утверждать, что сегодня этот рынок может чутко реагировать на малейшие конъюнктурные изменения, причем не только в нефтяной отрасли, но и в макроэкономике в целом в любой стране земного шара. И, поскольку, нефтяные биржи позволяют совершать операции в круглосуточном режиме, то на практике получается, что любое значимое изменение в мировой политике, экономике и социальной жизни планеты незамедлительно отражается на поведении нефтяного рынка.

Ценообразующие факторы:

1. Значительные капитальные вложения;

2. Особенности географического расположения производства;

3. Риски в экономическом плане и жизнеобеспечение;

4. Изношенность основных средств в РФ;

5. Уровень цен на мировом рынке;

6. Комплекс экономических и политических факторов;

7. Соотношение спроса и предложения на нефть и нефтепродукты;

8. Структура и динамика производства и издержек;

Цены на нефть формируются под влиянием спроса и предложения .В РФ государством регулируются тарифы на передачу нефти по нефтепроводам. В РФ большое влияние на уровень цен оказывает тот факт, что основным методом ценообразования признается затратный метод с учётом конкуренции:

1. Между отдельными нефтяными компаниями.

2. Между нефтяными, топливодобывающими и энерго-производящими предприятиями.

3. Ценообразование на рынке металлов и продукции машиностроения

Металлургическая промышленность в РФ самая ресурсоёмкая. В издержках производства высока доля расходов:

1. На электроэнергию.

2. Расходы на природный газ.

3. На Ж/Д перевозки.

Транспортные расходы превышают 50% всех затрат данной отрасли, поэтому ценообразование в данной отрасли зависит от ценовой политики естественных монополий.

В настоящее время в металлургической отрасли рентабельность очень низкая, часто не превышает 1%.

Кроме того, наблюдается недостаточный спрос на продукцию этой отрасли.

Структура:

- Рудное сырье

- Энергозатраты.

- Транспортная составляющая.

- Затраты на персонал.

Факторы, определяющие уровень цен, будут соответствовать структуре цены на металлургию. В зависимости местонахождения ресурса, цена может быть выше, так как доставка ресурса до перерабатывающего завода будет дорогая. В зависимости от местности (районы крайнего севера, МКС), затраты на персонал могут быть выше или ниже. Чем сложнее процесс добычи и обработки сырья, тем и выше затраты на энергию. Чем богаче и ценнее месторождение сырья, тем и дороже оно будет

Динамика цен определяется соотношением спроса и предложения на внутреннем и международном рынке. В зависимости от совокупности факторов, их веса в цене, будет и определяться цена. А также от объема поставок сырья, и готовой продукции зарубеж.

Свойства машин и оборудования как товара также оказывают влияние на процесс ценообразования. В работе выделен ряд общих признаков машин и оборудования:

1. Значительная часть машин и оборудования (станки, строительная техника, энергетическое оборудование и др.) относится к товарам производственно-технического назначения, поэтому спрос на данные товары зависит от развития отраслей, в которых они используются. Так, спрос на металлорежущие станки и оборудование для обработки давлением определяется состоянием таких отраслей, как автомобильная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, авиационная промышленность энергетическое машиностроение и т.д. Спрос на деревообрабатывающие станки зависит от темпов развития строительной индуст­рии и мебельной промышленности. Спрос на сельскохозяйственную технику связан с состоянием и темпами развития сельского хозяйства.

2. Машины и оборудование представляют собой товары длительного пользования, поэтому для потребителя важное значение имеет не только цена, но и комплекс эксплуатационных характеристик, включая надежность, энергоемкость, долговечность, экологичность и др.

3. Машины и оборудование характеризуются разной степенью универсальности. В зависимости от широты применения машины и оборудование подразделяются: на универсальные, используемые в разных отраслях; специализированные, т.е. предназначенные для ограниченного круга потребителей; специальные и уникальные, изготавливаемые и комплектуемые по индивидуальным заказам. Степень универсальности влияет на применяемые методы ценообразования и организацию товародвижения.

4. Поставка машин и оборудования потребителю часто связана с оказанием таких услуг, как предпродажное и гарантийное об­служивание, комплектование оснасткой и запасными частями, транспортирование к месту эксплуатации. Во многих случаях по­ставщик выполняет монтажные и пусконаладочные работы и проводит обучение персонала. Стоимость указанных работ и услуг также влияет на цену.

3. Порядок и методы ценообразования

Для успешной реализации продукции предприятия необходима разработка грамотной ценовой политики. Под ценовой политикой понимают деятельность руководства предприятия по установлению, поддержанию и корректировке цен на производимые товары, направленную на достижение целей предприятия.

Процесс ценообразования на предприятии включает в себя ряд последовательных этапов.

1. Постановка задачи (выбор цели) ценообразования. Как правило, выделяют три основные цели:

• обеспечение выживаемости;

• максимизация прибыли;

• удержание рынка.

Обеспечение выживаемости (сбыта) и предотвращение банкротства — одна из главных целей предприятия, осуществляющего свою деятельность в условиях жесткой конкуренции. Увеличение сбыта за счет занижения цен возможно в случае эластичного спроса по цене. Предприятие может идти на снижение цен для ликвидации запасов продукции на складе. Цель, заключающаяся в макси­мизации прибыли, достигается за счет выбора таких цен, которые обеспечивают максимальное возмещение затрат и получение мак­симально возможной прибыли. Эту цель наиболее целесообразно ставить в краткосрочном периоде. Наличие у продукции известного товарного знака может обеспечить существенное повышение цены. Кроме того, высокие цены могут быть связаны с наличием у продукции принципиально новых функциональных возможностей или обеспечением высокого уровня послепродажного обслуживания.

2. Определение уровня спроса на продукцию. Оценка спроса представляет собой важный этап ценообразования. На данном этапе оценивают потребность в товаре и платежеспособный спрос на него, определяют емкость рынка и потенциальный объем продаж. Эти задачи должна решать маркетинговая служба предприятия. Методы определения уровня спроса различаются для машиностро­ительной продукции массового спроса (автомобилей, ручного инструмента и т.п.) и продукции производственно-технического назначения (станков, промышленных роботов и др.).

3. Оценка издержек. Данная процедура необходима для определения нижнего уровня цен на продукцию, а также для анализа возможностей предприятия в области изменения цен и конкурентной борьбе.

4. Сравнительный анализ цен и товаров конкурентов. Изучение продукции, выпускаемой конкурентами, и цен на нее необходимо для того, чтобы предприятие смогло объективно оценить свое положение на рынке и скорректировать цены. Если продукция предприятия по своим потребительским свойствам и качеству превосходит аналогичную продукцию конкурентов, то цены могут быть повышены, и наоборот. Информацию о ценах и качестве товаров конкурентов получают следующими способами: производят сравнительные закупки товаров конкурентов для сопоставления качества и цены, изучают прайс-листы конкурентов, опрашивают потребителей о качестве товаров конкурентов.

5. Выбор метода ценообразования. Существуют следующие методы ценообразования:

• основанные на затратном подходе;

• «целевого ценообразования»;

• с ориентацией на цены лидера или на уровне существующих цен на аналогичные товары и услуги;

• с ориентацией на ценностную значимость товара;

• метод установления цены на основе результатов закрытых торгов;

• параметрические методы.

В определенной мере удельные цены автомобилей, входящих в различные параметрические ряды, могут быть применены для сравнительной оценки эффективного использования различных грузовых автомобилей.

Для определения цены на новый отечественный автомобиль, который планирует выпустить изготовитель, или на новый импортный автомобиль, который собирается приобрести потребитель, следует использовать удельную цену автомобиля, входящего в соответствующий параметрический ряд. Так, если изготовитель обосновывает цену на новый автомобиль, входящий в параметрический ряд автомобилей типа ЗИЛ, то он использует удельную цену этого параметрического ряда:

мощность двигателя

грузоподъемность

общий вес

Обоснование цен методом удельной цены в связи с его относительной простотой может использоваться как производителем, так и потребителем.

3.Метод вмененной потребительской оценки.

Обосновываются надбавки за дополнительные потребительские параметры :

за повышенную проходимость

за сервисное обслуживание на территории потребителя

за повышенный гарантийный срок

за универсальность элементов автомобиля

за экологичность автомобиля

за комфортность кабины

Факторы, влияющие на цены :

Рассмотрим цены на некоторые модели самых разных классов и компаний. За некоторым исключением тенденция неутешительная – после Нового года цены значительно поднялись.

В большей степени на японские модели, в меньшей – на иномарки, собираемые в России и ближнем зарубежье, например Ford Focus или SsangYong Rexton.

В России на динамику снижения цены влияют и второстепенные факторы: такие, как комплектация и цвет авто. Медленнее дешевеют автомобили с АКПП, кожаным салоном, климат-контролем, встроенным телевизором, а также черного цвета. А вот топовый мотор может и отпугнуть покупателя: считается, что агрегаты слишком большого объема, в особенности шестилитровые "немцы", не слишком надежны .

На ценообразование коммерческих автомобилей в России влияют сразу несколько значительных факторов.

Основной фактор определения цены для грузовиков относящихся к классу LCV является грузоподъемность. Автомобили, построенные на базе легковых моделей и обладающие грузоподъемностью около 500 кг составляют нижнюю ценовую группу грузовиков. Затем идут автомобили грузоподъемностью около 1 тонны и самыми дорогими среди грузовиков являются автомобили с грузоподъемностью около 1,5 тонн.

Кроме того немаловажным остается фактор происхождения модели: старые российские модели ценятся гораздо меньше зарубежных моделей, выпускаемых как на российских заводах, так и импортируемых на наш рынок.

Немаловажный фактор - это комфорт и надежность автомобилей, который делает иностранные модели заметно дороже аналогичных по грузоподъемности отечественных авто.

Факторы увеличивающие цену:

- наличие японского техосмотра, причём чем дольше можно ездить на машине до следующего "сякэна" (техосмотр) - тем дороже стоит машина;

- маленький пробег в километрах для своего возраста (например если у 10-ти летней машины пробег 50000 км.);

- "свежий", либо слишком старый (когда машина переходит в разряд раритета) год выпуска;

- наличие тюнинга ;

- цена европейских и американских машин значительно выше по сравнению с японскими аналогичного класса;

- леворульные машины стоят дороже праворульных

- хорошая аукционная оценка, обычно от 4-х баллов и выше (если машина продаётся через аукцион);

Факторы уменьшающие цену:

- большой пробег в километрах (более 100 - 120 тыс.);

- дизельные версии легковых моделей стоят дешевле своих бензиновых собратьев (это не касается джипов и микроавтобусов);

- возраст машины свыше 7 - 8 лет, но недостаточный для того чтобы машина считалась раритетом (машины конца 80-х - начала 90-х годов да ещё с большим пробегом практически ничего не стоят, или в лучшем случае продаются за 200 - 300 долларов);

Факторы не влияющие на цену :

- тип коробки передач, машины что с "механикой", что с "автоматом" стоят примерно одинаково, исключение составляют разве что мощные спортивные авто и "лифтованые" джипы, где предпочтение отдаётся "механике";

- различия в комплектации салона. Вернее этот фактор влияет на цену, но совсем незначительно. Большая разница есть только между уж очень "деревянными" и "суперовыми" салонами.

4 вопрос

Продовольственный товар – это продукт, позволяющий удовлетворить физиологическую потребность человека в жизненной энергии, а также незаменимых веществах, что необходимо для обеспечения нормального функционирования его организма.

Базой рынка продовольственных товаров является сельское хозяйство. Основными производителями сельскохозяйственной продукции до настоящего времени были колхозы, совхозы, личные подсобные хозяйства населения, промышленных предприятий, частные фермерские хозяйства.

Цены на хлебные продукты в дореволюционной России определялись в основном пятью факторами:

1) количеством денежной массы, находящейся в обращении;

2) валютным курсом рубля;

3) соотношением цен мирового рынка и экспортных цен;

4) объемом экспорта зерновых продуктов;

5) размером урожая.

В настоящее время рыночная конъюнктура на продукцию сельского хозяйства хотя и зависит от действия перечисленных выше факторов, но в силу отсутствия свободных рыночных отношений их действие не может оказать определяющего влияния на развитие сельскохозяйственного производства и реализацию его продукции.

Рынок продовольственных товаров как система хозяйствования выполняет следующие функции:

1) информационную. Через цены, процентные ставки и т. д. рынок дает участникам информацию об объективно необходимых количестве, ассортименте и качестве товаров (продуктов и услуг), которые следует поставлять. Это позволяет товаропроизводителям постоянно координировать собственное производство в связи с меняющимися условиями рынка;

2) посредническую. Экономически обособленные производители и потребители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В рамках рыночной экономики с достаточно развитой конкуренцией посредник имеет возможность выбрать наиболее приемлемого поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя;

3) ценообразующую. Рыночное ценообразование подчинено двум законам: закону стоимости и закону спроса и предложения. Согласно исходному определению цена есть денежное выражение стоимости. Стоимость создается трудом. Но затраты труда на производство однородной продукции могут сильно варьировать. Рынок решает эту задачу путем определения общественно необходимых затрат труда, то есть затрат, которые готов компенсировать покупатель. Действие закона спроса и предложения основывается на поведении продавца и покупателя

4) регулирующую. Благодаря взаимодействию спроса и предложения рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Для кого производить? Как производить?

5) санирующую. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, не жизнеспособных хозяйственных единиц и дает простор более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости хозяйств в целом.

Наши рекомендации