Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг — важнейшая функция работников коммерческих служб: менеджеров, коммерсантов, экономистов. Особую актуальность это приобретает в условиях развивающейся рыночной экономики. Изучение механизма рыночных связей, взаимодействия спроса и предложения, влияние объема и состава предложения товаров на объем и структуру товарооборота, формирование товарных запасов, издержек обращения, прибыли и других качественных показателей имеет первостепенное значение для прогнозирования конъюнктуры рынка, рациональной организации торговых процессов и решения многих вопросов успешного ведения бизнеса.

Статистика призвана изучать коммерческую деятельность с количественной стороны. Это осуществляется с помощью соответствующих приемов и методов статистики и математики.

Статистические показатели коммерческой деятельности могут состоять между собой в следующих основных видах связи: балансовой, компонентной, факторной и др.

Балансовая связь — характеризует зависимость между источниками формирования ресурсов (средств) и их использованием.

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru — остаток товаров на начало отчетного периода;

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru — поступление товаров за период;

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru — выбытие товаров в изучаемом периоде;

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru — остаток товаров на конец отчетного периода.

Левая часть формулы характеризует предложение товаров

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru , а правая часть — использование товарных ресурсов Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru .

Компонентные связи показателей коммерческой деятельности характеризуются тем, что изменение статистического показателя определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель, как множители:

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru

В статистике коммерческой деятельности компонентные связи используются в индексном методе. Например, индекс товарооборота в фактических ценах Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru представляет произведение двух компонентов — индекса товарооборота в сопоставимых ценах Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru и индекса цен Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru , т.е.

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru .

Важное значение компонентной связи состоит в том, что она позволяет определять величину одного из неизвестных компонентов:

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru или Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru

Факторные связи характеризуются тем, что они проявляются в согласованной вариации изучаемых показателей. При этом одни показатели выступают как факторные, а другие — как результативные.

Факторные связи могут рассматриваться как функциональные и корреляционные.

При функциональной связи изменение результативного признака Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru всецело зависит от изменения факторного признака Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru :

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru

При корреляционной связи изменение результативного признака Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru не всецело зависит от факторного признака Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru , а лишь частично, так как возможно влияние прочих факторов Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru :

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru .

Примером корреляционной связи показателей коммерческой деятельности является зависимость сумм издержек обращения от объема товарооборота. В этой связи, помимо факторного признака — объема товарооборота Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru , на результативный признак (сумму издержек обращения Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru ) влияют и другие факторы, в том числе и не учтенные Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг - student2.ru . Поэтому корреляционные связи не являются полными (тесными) зависимостями.

Характерной особенностью корреляционных связей является то, что они проявляются не в единичных случаях, а в массе.

При статистическом изучении корреляционной связи показателей коммерческой деятельности перед статистикой ставятся следующие основные задачи:

1) проверка положений экономической теории о возможности связи между изучаемыми показателями.

2) установление количественных оценок тесноты связи.

Наши рекомендации