Производство в надзорной инстанции
1 Сущность и значение производства в надзорной инстанции.
Наличие кассационной инстанции не исключает необходимости в надзорном производстве так как:
А) не все дела проходят через суд кассационной инстанции;
Б) не все ошибки там исправляются;
В) сама кассационная инстанция может допустить ошибку.
Предметом этой стадии являются судебные акты уже вступившие в законную силу.
Особенности данной стадии:
- проверка судебного акта возможна только при наличии протеста. Право принесения которого предоставлено узкому кругу должностных лиц, прокурорского надзора и председательствующим вышестоящих судов.
Производство в надзорной инстанции – это самостоятельная стадия уголовного процесса состоящая в том, что соответствующие должностные лица органов прокуратуры и председатели вышестоящих судов опротестовывают при наличии к тому оснований вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда в надзорную инстанцию, которая проверяет в связи с этим законность и обоснованность указанных судебных актов и при выявлении ошибок принимает их устранению.
Значение надзорной инстанции:
- она является гарантией законности правосудия
- она является гарантией осуществления защиты прав и законных интересов граждан
- является средством руководства судебной практикой
Отличие надзорного производства от кассационного:
1) по предмету надзора в порядке надзорного производства проверяются лишь судебные акты вступившие в законную силу. Однако круг их значительно шире чем в кассационной инстанции. В этой стадии проверяются :
а) приговоры и определения суда 1-ой инстанции.
б) постановления о назначении судебного заседания
в) кассационные определения
г) определения вынесенные в стадии исполнения приговора
д) постановления, определения нижестоящей надзорной инстанции.
2) по кругу лиц управомочных требовать пересмотра.
В надзорной инстанции этот круг существенно ограничен. Те участники которые в праве подавать жалобы (осужденный, защитник, потерпевший, гр. Истец, гр. Ответчик, их представители ) не могу требовать пересмотра вступивших с силу актов нужен только протест лиц указанных в ст. 371 УПК .
3) по срокам
кассационный протест или жалоба подаются в 7-ый срок, для принятия
протеста в порядке надзора сроков не установлено (исключение ст. 373 УПК)
Надзорное производство как самостоятельная стадия имеет свою систему:
1) рассмотрение жалоб, заявлений и ходатайств и предоставление и опротестование судебных актов. Эта часть подразделяется :
а) рассмотрение управомоченными лицами жалоб, заявлений и ходатайств и представлений об опротестовании приговора или иного судебного акта.
б) принятие решения об истребовании дела и изучении его по ходатайству уполномоченного по правам человека РФ. Должностные лица указанные в ст. 371 УПК истребуют в пределах своей компетенции уголовные дела для разрешения вопроса о принесении протеста, кроме того ст. 375(прим) устанавливает, что уполномоченный по правам человека в РФ в праве знакомится с уголовными делами приговор по которым вступил в законную силу либо с делом производство по которому прекращено, а также с мотивами об отказе в возбуждении уголовного дела.
в) принятие решения об опротестовании судебного акта или об отказе в этом
2) рассмотрение и разрешение дела судом в надзорной инстанции по протесту состоит из:
а) подготовительной части
б) доклада судьи
в) объяснений явившихся на заседание лиц
г) заключение или поддержание им своего протеста или протеста вышестоящего прокурора
д) принятие и оглашение решения
2. Возбуждение надзорного производства. Сроки пересмотра судебных актов в порядке надзора. (ст.ст. 373, 375, 376,ч.1 ст. 377 УПК)
Поводом к возбуждению надзорного производства является протест уполномоченных должностных лиц, а основанием для начала производство в суде надзорной инстанции является достоверно установленная соответствующим должностным лицом судебная ошибка.
3. Субъекты и порядок опротестования судебных актов, вступивших в законную силу
Прокурор района или города может истребовать дело из районного, городского суда, но сам приносить протест не может в необходимых случаях он вносит вышестоящему прокурору представление о протесте в порядке надзора.
Порядок опротестования складывается из действий составляющих 1 часть данной стадии
4. Процессуальный порядок рассмотрения дел по протесту в порядке надзора
Надзорные инстанции – это те структурные подразделения, звенья в судебной системе которые вправе рассматривать протесты в порядке надзора.
Каждая надзорная инстанция имеет свою компетенцию и по общему правилу недопустимо рассмотрение дела в вышестоящей надзорной инстанции ранее рассмотрения дела нижестоящей, так как трудно соблюдать компетенцию надзорных инстанций, обеспечить быстроту рассмотрения дела, прав участников
Однако нарушение данного порядка не влечет отмену приговора
Суды которые рассматривают дела по протесту указанны в ст. 374 УПК