Международная морская организация

Международная морская организация (ИМО) — International Maritime Organization (IМО) была основана в 1958 г. согласно Кон­венции, разработанной в 1948 г. на Морской конференции ООН в Женеве. До 1982 г. она называлась Межправительственной морской консультативной организацией. ИМО входит в число специализиро­ванных учреждений ООН.

Местонахождение — Лондон (Великобритания).

ИМО приняла свыше 40 конвенций в различных сферах (безо­пасность на море, загрязнение моря и др.), большинство из которых вступило в силу. Список конвенций ИМО с кратким изложением содержания можно получить в отделе прессы и информации ИМО в Лондоне. Ниже приводится перечень некоторых конвенций (первая дата в скобках — год принятия конвенции, вторая дата — год ее вступления в силу):

по вопросам безопасности:

Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (1974/1980, International Convention for the Safety of Life at Sea — SOLAS);

Международная конвенция о грузовой марке (1966/1968, International Convention on Load Lines — LL);

Конвенция о международных правилах предупреждения столк­новений судов на море (1972/1977, Convention on the International Regulations for Preventing Collisions at Sea — COLREG);

Международная конвенция о безопасных контейнерах (1972/1977, International Convention for Safe Containers — CSC);

Конвенция о международной организации для спутниковой сис­темы морской навигации (1976/1979, Convention on the International Maritime Satellite Organization — INMARSAT);

Международная конвенция о безопасности рыболовных судов (1977, Torremolinos International Convention for the Safety of Fishing Vessels - SVF);

Международная конвенция о поиске и спасании на море (1979/1985, International Convention on Maritime Search and Rescue — SAR);

no вопросам предотвращения загрязнения морей:

Международная конвенция о вмешательстве в открытом море при происшествиях, вызывающих загрязнение нефтью (1969/1975, International Convention Relating to Intervention on the High Seas in Cases of Oil Pollution Casualties);

Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросом отходов и других материалов (1972/1975, Convention on the Prevention of Marine Pollution by Dumping of Wastes and Other Matters — LDC);

no вопросам ответственности:

Конвенция о гражданской ответственности при морских перевоз­ках расщепляемых материалов (1971/1975, Convention Relating to Civil Liability in the Field of Maritime Carriage of Nuclear Material — NUCLEAR);

Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный загрязнением нефтью (1969/1975, International Convention on Civil Liability for Oil Pollution Damage — CLC);

no другим вопросам:

Конвенция по облегчению международного судоходства (1965/1967, Convention on Facilitation on International Maritime Traffic);

Конвенция о борьбе с противоправными действиями против бе­зопасности морской навигации (1988/1992, Convention for the Supression of Unlawful Acts against the Safety of Maritime Navigation).

В дополнение к конвенциям Ассамблея ИМО совместно с Коми­тетом по безопасности на море и Комитетом по защите морской среды принимает рекомендации, не являющиеся обязательными для госу­дарств-членов, по различным вопросам (грузовые перевозки, техно­логия, окружающая среда, судоходство, поиск и спасание на море, радиосвязь, подготовка кадров).

Основными целями ИМО являются:

расширение сотрудничества между правительствами по всем тех­ническим вопросам международного морского судоходства;

содействие принятию наилучших стандартов в области безопас­ности на море, морской навигации, предотвращения и борьбы с загрязнением моря с судов, борьбы с загрязнением окружающей среды.

ИМО имеет следующую структуру:

Ассамблея;

Совет;

четыре главных комитета:

Комитет по безопасности на море (Maritime Safety Committee);

Комитет по правовым вопросам (Legal Committee);

Комитет по защите морской среды (Marine Environment Protection Committee);

Комитет по техническому сотрудничеству (Technical Co-operation Committee);

секретариат.

Ассамблея, состоящая из представителей государств-членов, яв­ляется высшим органом ИМО. Она собирается раз в два года, могут созываться и чрезвычайные сессии. Ассамблея принимает программу и бюджет, а также решения о проведении финансовых мероприятий, избирает членов Совета и по его предложению утверждает кандида­туру генерального секретаря.

Совет состоит из представителей 40 государств-членов, избираю­щихся сроком на два года по следующему принципу:

а) 10 из группы стран, в наибольшей степени заинтересованных в международных морских перевозках;

б) 10 из группы стран, в наибольшей степени заинтересованных в международной морской торговле;

в) 20 из группы стран, имеющих особые интересы в области мор­ского судоходства, избрание которых одновременно должно обеспе­чивать представительство в Совете всех географических регионов мира.

Совет является исполнительным органом ИМО, собирается дваж­ды в год и между сессиями Ассамблеи является главным органом ИМО. Он не уполномочен направлять правительствам рекомендации по вопросам безопасности на море и предотвращению загрязнения морей. Совет координирует деятельность органов ИМО, рассматри­вает программу и бюджет, комментирует доклады комитетов перед их передачей на рассмотрение Ассамблеей и назначает генерального секретаря.

Комитеты открыты для всех государств-членов. Комитет по безопасности на море обсуждает все вопросы, связанные с техникой безопасности судов. Для решения специальных вопросов созданы 11 подкомитетов (по безопасности судов, морской связи, поискам и спасанию, противопожарной безопасности и др.). Комитет по пра­вовым вопросам решает правовые вопросы при выполнении задач ИМО. Комитет по защите морской среды в основном занимается проблемами загрязнения моря с судов, координирует действия ИМО в этой области и работает в тесном сотрудничестве с Программой развития ООН. Комитет по техническому сотрудничеству коорди­нирует проекты помощи развивающимся странам. Комитет по об­легчению международного судоходства работает над упрощением формальностей в сфере морского судоходства, особенно над упро­щением формальностей в портах.

Секретариат, состоящий из шести отделов (безопасности судов, морской среды, правовых вопросов и международных связей, кон­ференций, технического сотрудничества и управления), возглавля­ется генеральным секретарем, который имеет заместителя.

Программа технического сотрудничества должна помочь прави­тельствам при реализации конвенций и другого инструментария, разрабатываемого ИМО.

Особое внимание ИМО уделяет реализации таких своих проек­тов, как Всемирный морской университет в Мальмё (Швеция), Мор­ская транспортная академия ИМО в Триесте (Италия), Морская транспортная академия ИМО и Международный институт морского права ИМО в Ла-Валлетте (Мальта).

Воздушный транспорт

По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на долю международного воздушного транспорта прихо­дится более 54% от общего объема всех регулярных авиационных перевозок в мире.

Наши рекомендации