Спрос и предложение. Равновесная цена. II. Теоретические основы ценообразования

II. Теоретические основы ценообразования

Цена, вызывающая совпадение величин спроса и предложения, называется равновесной ценой, а величины спроса и предложения при этой цене называются равновесными величинами спроса и предложения.

Спрос и предложение. Равновесная цена. II. Теоретические основы ценообразования - student2.ru

Рис. 1. Цена равновесия.

На рисунке 1 равновесная цена представлена в точке Рравн. на оси ординат,

равновесие спроса и предложения достигается в точке Е, которой соответствует определенное количество товаров, показанных на оси абсцисс точкой Q равн.

Численная характеристика спроса, описывающая степень зависимости его величин от цены и показывающая, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%, называется эластичностью.

Коэффициент эластичности спроса - числовой показатель, отражающий степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. В зависимости от значения коэффициента KЭ различают:
1) товары эластичного спросапри Кэ > 1.

В этом случае спрос и цена меняются разнонаправленно, причем на каждый процент изменения цены приходится более одного процента изменения спроса. В результате снижение цены приводит к росту выручки, а повышение цены к снижению выручки. Эластичный спрос характерен для конкурентного рынка и в несколько меньшей степени для рынка монополистической конкуренции. К товарам с эластичным спросом обычно относят предметы роскоши (меха, драгоценности, деликатесы); товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника, автомобиль); легко заменяемые товары (отдельные виды мяса, фруктов);

2) товары неэластичного спросапри Кэ < 1.

Спрос и цена меняются разнонаправленно, причем на каждый процент изменения цены приходится менее одного процента изменения спроса. В результате снижение цены приводит к снижению выручки, а повышение цены к повышению выручки. Неэластичный спрос характерен для олигополии и монополии. На рынке монополистической конкуренции для поддержания низкой эластичности спроса требуются значительные усилия по защите собственного сегмента рынка (реклама, каналы сбыта и т.п.). К товарам неэластичного спроса относят: товары первой необходимости (энергоносители, медицинские услуги, услуги ЖКХ и т.д.); товары, совсем или почти не имеющие замены (молоко, хлеб, лекарства); относительно недорогие товары (соль, спички);

3) товары с единичной эластичностью спроса при Кэ = 1.

Спрос и цена меняются разнонаправленно, причем на каждый процент изменения цены приходится один процент изменения спроса. В результате снижение цены и повышение цены не изменяет выручку. Единичная эластичность довольно редко встречается на практике.

Для количественной оценки степени эластичности различных товаров могут быть использованы общие, дуговые и точечные коэффициенты эластичности.

Общий коэффициент эластичности является средним для товара на всей кривой спроса. Он позволяет сравнить различные товары между собой.

Спрос и предложение. Равновесная цена. II. Теоретические основы ценообразования - student2.ru

где

KЭ – коэффициент эластичности спроса по цене;

Δq – процентное изменение спроса;

Δp – процентное изменение цены.

Уравнение показывает, что эластичность спроса от цены равна изменению количества, вызванному единичным изменением цены, умноженному на отношение цены к количеству. Но по мере движения вниз по кривой спроса обе составляющих меняются, следовательно, эластичность спроса одного и того же товара будет различна при разных начальных уровнях цены. Поэтому более точную оценку дают дуговые и точечные коэффициенты эластичности.

Дуговой коэффициент эластичности (средний на интервале) позволяет оценить, как изменяется спрос при изменении цены товара на определенном участке кривой спроса. По технике расчетов он называется дуговым коэффициентом эластичности, рассчитанным по приращениям.

Спрос и предложение. Равновесная цена. II. Теоретические основы ценообразования - student2.ru
Спрос и предложение. Равновесная цена. II. Теоретические основы ценообразования - student2.ru


где

p1 – начальный уровень цены;

p2 – конечный уровень цены;

q1 – начальный уровень объема спроса;

q2 – конечный уровень объема спроса.

Наши рекомендации