Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
- типовые методики расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий и организаций;
- основные документы, составляющие нормативно-правовую базу деятельности организаций;
- виды, структуру, содержание планов организации;
- методики расчета плановых показателей;
- виды, состав и структуру отчетных документов организации;
- критерии выбора эффективных управленческих решений;
- виды и составляющие элементы производственных процессов, показатели эффективности производственных процессов;
- правовые и экономические основы создания предпринимательских единиц.
Уметь:
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
-рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально- экономические показатели;
- осуществлять расчеты плановых показателей, обосновывать их;
- разрабатывать плановые документы в соответствии с принятыми на предприятии или в организации стандартами;
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально- экономических последствий;
- осуществлять выбор управленческих решений на основе критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
- проводить расчет показателей эффективности организации производственных процессов;
- проводить экономические расчеты и обосновывать эффективность создания предпринимательских единиц.
Владеть:
- современными методиками расчета и анализа показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;
- навыками применения типовых методик расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий и организаций;
- навыками расчета плановых показателей и составления плановых документов;
- навыками анализа финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий и использования полученных сведений для принятия управленческих решений;
- навыками критической оценки вариантов управленческих решений; расчета критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
- навыками применения методик оценки эффективности организации производственных процессов;
-навыками осуществления расчетов и организационной работы по созданию предпринимательских единиц.
Компетенции по направлениям подготовки
Для направления подготовки 080100.62 Экономика: ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-7, ПК-12, ПКВ-1[1], ПКВ-2[2].
Для направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»: ПК-3, ПК-7, ПК-10, ПК-16, ПК-17, ПК-20, ПК-23, ПК-24, ПК-31, ПК-44.
Для направления подготовки 100800.62 Товароведение: ПК-1, ПК-4, ПК-20, ПК-21, ПКВ-2[3], ПКВ-3[4], ПКВ-5[5].
Для направления подготовки 100700.62 Торговое дело: ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПКВ-2[6].
4. Структура и содержание дисциплины «Экономика организации»
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.
Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий
Форма обучения | Номер семестра | Число недель в семестре | Количество часов по плану | Количество часов в неделю | Самост. работа | |||||||
Лекции | Практ. занятия | Самост. работа | Дифференцированный зачет | Всего | Лекции | Практ. занятия | Лабор. работа | Всего | В неделю | |||
очная | – | – | ||||||||||
заочная | – | – | – | – | – | – | – |
Содержание дисциплины
Структурой дисциплины «Экономика организации» для студентов направления 080100.62 Экономика, 100800.62 Товароведение, 100700.62 Торговое дело предусмотрено следующее распределение фонда времени по темам и видам деятельности:
Распределение фонда времени по темам и видам занятий
(для очной формы обучения)
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практ. занятия | Лабор. занятия | Самост. работа | |||||
1. | Тема 1. Понятие организации и её сущность | 3 семестр | 1 неделя/ 2 и 3 неделя | — | устный опрос по теме, тестирование | |||
2. | Тема 2. Жизненный цикл и конкурентоспо-собность организации | 3 семестр | 2 неделя/ 4 и 5 неделя | — | устный опрос по теме, решение задач | |||
Тема 3. Основные экономические элементы организации | 3 семестр | 4 и 6 неделя / 6, 7 и 8 неделя | — | устный опрос по теме, решение задач | ||||
Продолжение таблицы | ||||||||
4. | Тема 4. Персонал организации и организационная культура | 3 семестр | 8 неделя/ 9 и 10 неделя | — | устный опрос по теме, решение задач | |||
5. | Тема 5. Экономика производства | 3 семестр | 10 неделя / 11 и 12 неделя | — | устный опрос по теме, решение задач | |||
6. | Тема 6. Экономические стратегии развития организации | 3 семестр | 12 неделя / 13 и 14 неделя | — | устный опрос по теме, решение задач | |||
7. | Тема 7. Оценка и измерение эффективности деятельности организации | 3 семестр | 14 и 16 неделя / 15, 16 и 17 неделя | — | устный опрос по теме, решение задач | |||
ИТОГО | 3 семестр | 17 недель | — | Форма итоговой аттестации – дифференцирован-ный зачет |
Распределение фонда времени по темам и видам занятий
(для заочной формы обучения)
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практ. занятия | Лабор. занятия | Самост. работа | ||||
1. | Тема 1. Понятие организации и её сущность | 3 семестр | — | устный опрос по теме, тестирование | |||
2. | Тема 2. Жизненный цикл и конкурентоспо-собность организации | 3 семестр | — | устный опрос по теме, решение задач | |||
Тема 3. Основные экономические элементы организации | 3 семестр | — | устный опрос по теме, решение задач | ||||
4. | Тема 4. Персонал организации и организационная культура | 3 семестр | — | устный опрос по теме, решение задач | |||
5. | Тема 5. Экономика производства | 3 семестр | — | устный опрос по теме, решение задач | |||
Продолжение таблицы | |||||||
6. | Тема 6. Экономические стратегии развития организации | 3 семестр | — | — | устный опрос по теме, решение задач | ||
7. | Тема 7. Оценка и измерение эффективности деятельности организации | 3 семестр | — | устный опрос по теме, решение задач | |||
ИТОГО | 3 семестр | — | Форма итоговой аттестации – дифференцированный зачет |
4.3. Тематический план изучения дисциплины
Тема 1. Понятие организации и её сущность.
Цель изучения темы: формирование представления об экономической сущности организации, ее основных понятиях, подходах, истории развития
Лекционные вопросы темы:
1. Понятие и отличительные особенности организации.
2. Организация как система. Основные критерии ее формирования.
3. Внутренняя и внешняя среда организации.
4. Миссия и цели деятельности организации.
5. Классификация основных структур управления организацией.
Практическое занятие:
План занятия:
1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Решение качественных задач для входного контроля знаний (по вариантам).
Вопросы для обсуждения:
1. Различные подходы к определению понятия «организация».
2. Особенности макро- и микросреды организации.
3. Характеристика подходов к построению и выбору структуры управления, исходя из возможностей и целей организации.
Литература: 2,3,4,5.
Тема 2. Жизненный цикл и конкурентоспособность организации.
Цель изучения темы: формирование представления о жизненном цикле и конкурентоспособности организации, методах ее колличественной оценки, кризисе и банкротстве.
Лекционные вопросы темы:
1. Конкурентоспособность организации: сущность и основные понятия.
2. Основные подходы к оценке конкурентоспособности организации.
3. Жизненный цикл организации.
4. Сущность кризиса в организации.
5. Виды и причины банкротства организации.
6. Основные стратегии и тактики выхода из кризиса организации.
Практическое занятие:
План занятия:
1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Решение задач.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика и особенности подходов к оценке конкурентоспособности организации.
2. Этапы жизненного цикла организации.
3. Виды и способы антикризисного управления организацией.
Литература: 2,3,5.
Тема 3. Основные экономические элементы организации.
Цель изучения темы: формирование представления об основных элементах и понятиях, используемых в экономике организации
Лекционные вопросы темы:
1. Основные экономические элементы организации: капитал, основные фонды и оборотные средства.
2. Амортизация основных фондов.
3. Затраты.
4. Прибыль.
5. Баланс предприятия.
6. Ценообразование и основные стратегии ценообразования.
Практическое занятие:
План занятия:
1. Устный опрос
2. Решение задач
Вопросы для обсуждения:
1. Основные фонды и оборотные средства: характеристика, состав и структура.
2. Основные методы амортизации.
3. Состав и структура затрат организации.
4. Виды прибыли.
5. Методы ценообразования.
Литература: 2,4,5,9-13.
Тема 4. Персонал организации и организационная культура.
Цель изучения темы: формирование представления об основных характеристиках персонала организации и организационной культуре.
Лекционные вопросы:
1. Персонал организации и его основные характеристики.
2. Мотивация деятельности персонала
3. Оценка деятельности персонала.
4. Оплата труда в организации.
5. Имидж организации и организационная культура.
Практическое занятие:
План занятия:
1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Выполнение текущих заданий.
3. Решение задач.
Вопросы для обсуждения:
1. Структура и состав персонала организации. Факторы на них влияющие.
2. Теории мотивации.
3. Способы оценки деятельности персонала организации.
4. Формы и системы оплаты труда персонала организации.
5. Сущность организационной культуры, её цель и этапы формирвоания.
Литература: 1-3,5.
Тема 5. Экономика производства.
Цель изучения темы: изучение производства, как объекта управления организации.
Лекционные вопросы:
1. Производство как объект управления
2. Производственная структура организации
3. Типы производства и особенности управления
Практическое занятие:
План занятия:
1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Выполнение текущих заданий.
3. Решение задач.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика элементов производственной системы.
2. Виды производственной структуры.
3. Типы производства.
Литература: 2,5.
Тема 6. Экономические стратегии развития организации.
Цель изучения темы: формирование представления об основных экономических стратегиях организации
Лекционные вопросы:
1. Понятие стратегии организации.
2. Виды стратегий.
3. Основные подходы к выработке стратегий организации.
4. Конкурентные стратегии организации.
Практическое занятие:
План занятия:
1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Выполнение текущих заданий.
3. Решение задач.
4. Тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Этапы процесса стратегического управления организацией.
2. Подходы к формирвоанию стратегии.
3. Критерии выбора стратегии организации.
4. Виды конкурентных стратегий организации.
Литература: 2,7.
Тема 7. Оценка и измерение эффективности деятельности организации.
Цель изучения темы: формирование представления о способах измерения и оценки эффективности деятельности организации
Лекционные вопросы:
1. Эффект и эффективность: основные понятия
2. Система показателей эффективности
3. Основные подходы к оценке эффективности системы управления организацией
Практическое занятие:
План занятия:
1. Устный опрос
2. Выполнение текущих заданий
3. Решение задач
Вопросы для обсуждения:
1. Методы расчета экономического эффекта и экономической эффективности деятельности организации.
2. Показатели эффективности деятельности организации.
3. Алгоритм оценки эффективности управления организацией.
Литература: 2-6,8-13.
Содержание самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов осуществляется во внеурочное время под контролем преподавателя в часы консультаций.
Самостоятельной работой студенты занимаются в течение всего курса обучения. Она предусматривает изучение нормативных и законодательных актов, регламентирующих проектную деятельность, статистических материалов, периодической и учебной литературы по вопросам развития элементов проектной деятельности на предприятиях, в органах местного самоуправления России, изучение зарубежного опыта.
Самостоятельная работа студентов включает:
- изучение студентом тем, соответствующих учебному плану дисциплины, самостоятельно по материалам учебной и научной литературы, рекомендованной рабочей программой дисциплины;
- подготовку к практическим занятиям по соответствующим темам;
- подготовку студентом эссе, докладов и сообщений по вопросам соответствующих тем, отражающих различные проблемы и особенности развития элементов системы управления проектами, как в РФ, так и за рубежом;
- подготовку отчетов в рамках тренинговых научно-практических занятий по закреплению навыков работы проектами в различных областях.