Факторы конкурентоспособности национальной экономики
Факторы, влияющие на конкурентные преимущества страны в теории: • параметры факторов производства; • параметры спроса на товары и услуги; • стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество; • характер родственных и поддерживающих отраслей, которыми располагает страна.
В эту систему включаются также «случайные события» и «действия правительства», которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентные преимущества страны.
Параметры факторов. Факторы производства – это материальные и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентных преимуществ в производственном процессе отдельных экономических агентов, а также в стране базирования этих агентов.
В зависимости от конкретных значений факторов определенная фирма, функционирующая в той или иной отрасли национальной экономики, может получить либо благоприятные, либо неблагоприятные для создания и поддержания конкурентных преимуществ условия производства. Эти факторы подразделяются на общие и специальные, то есть непосредственно касающиеся всех или каких-то специфических фирм.
Стратегия фирм, их структура и соперничество. Каждая фирма следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания лучщей позиции и выгод от конкурентного преимущества. Это означает, что акции и контракции фирм-соперниц приводят к созданию новых условий функционирования фирм. Если в стране отсутствует или слабо развита конкурентная среда, если отсутствует соперничество между фирмами, если стратегия фирм не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, рассчитывать на возникновение конкурентного преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках не приходится.
Параметры спроса. К ним в первую очередь относятся такие, как требовательность покупателей к качеству товаров и услуг; эластичность спроса по цене, уровню дохода, перекрестная эластичность; степень осознания различными социальными группами актуальности той или иной потребности; национальные традиции и обычаи; фазы жизненного цикла спроса и другие параметры, характеризующие спрос, величину спроса и их динамику.
Родственные и поддерживающие отрасли. является непременным условием создания и поддержания конкурентных преимуществ каждой фирмы в стране по сравнению с фирмами других стран. Родственные отрасли могут сами выступать в роли конкурентов, которые выводят на рынок товары-субституты, новые материалы, технологии. Они могут выступать в качестве новаторов или имитаторов инноваций. Поэтому их можно считать также и стимуляторами научно-технического прогресса в обслуживаемых ими отраслях или отдельных фирмах.
Роль случая. Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые не могут ни фирмы, ни правительство. Это – изобретательство, крупные технологические прорывы, резкие изменения цен на мировых рынках.
Роль правительства. В данном контексте под правительством мы понимаем и законодательную, и исполнительную ветви власти разных уровней. Действенная роль правительства в формировании конкурентных преимуществ заключается в оказании влияния на все детерминанты. Правительство может влиять и подвергаться влиянию (как позитивному, так и негативному) всех детерминантов. На параметры факторов, так же как и на параметры спроса, влияет кредитно-денежная, налоговая, бюджетная, социальная политика правительства.
Взаимное влияние друг на друга детерминантов «национального ромба» создает те или иные условия формирования и роста конкурентных преимуществ отдельных фирм и национальной экономики в целом.
Наличие или отсутствие тех или иных конкурентных преимуществ, их значимость для национальной экономики в целом или для ее отдельных отраслей и экономических агентов можно рассматривать как предпосылки высокого или низкого уровня конкурентоспособности. Если хотя бы одна какая-либо детерминанта конкурентных преимуществ не соответствует требуемому уровню, то достичь высокого уровня конкурентоспособности на внутреннем и особенно внешнем рынке ни отдельные фирмы, ни экономика в целом не смогут.
105. Факторы формирования спроса и предложения на мировых рынках
Совокупный спрос– это сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Основными формами его проявления служат: потребительский спрос, инвестиционный спрос, спрос на товары и услуги со стороны государства и расходы на “чистый” объем экспорта, т.е. его величину можно определить по уже известной нам формуле AD = С + Ig + G + Xn.
Совокупный спрос (АD) –объем национального продукта, который потребители, предприятия и правительство планируют приобрести при любом возможном уровне цен.
Если происходит изменение каких-либо других факторов, кроме уровня цен, то совокупный спрос меняется.
неценовые факторы совокупного спроса - изменения:
• в потребительских расходах, которые могут быть вызваны изменением благосостояния потребителя, ожиданий потребителя (его прогнозов на будущий доход), задолженности потребителя и уровня налогов, в первую очередь подоходного налога;
• в инвестиционных расходах, зависящих от уровня процентных ставок, ожиданий инвестиционной прибыли, налогов с предприятий, уровня используемых технологий и наличия у предприятий избыточных мощностей;
• в государственных расходах: если государственные расходы увеличиваются – совокупный спрос растет, если уменьшаются – совокупный спрос падает;
• в расходах на чистый экспорт, которые в свою очередь зависят от национального дохода в зарубежных странах – партнерах во внешней торговле – и от изменения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.
Совокупное предложение – это сумма всех индивидуальных предложений. Оно представляет собой денежную величину всех конечных товаров и услуг, предложенных к продаже. Совокупное предложение (AS) –это реальный объем национального продукта, который может быть произведен при каждом возможном уровне цен.
Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий – сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость.
Изменение уровня цен влияет на изменение величины предложения при неизменности других факторов.
К неценовым факторам совокупного предложения относятся: изменения цен на ресурсы (внутренние и закупаемые за рубежом), применяемые технологии; изменение налогов и субсидий; изменение правовых норм, структуры рынка; производительности; ожидания производителей. Эти факторы проявляются в совокупном виде.