Факторы, влияющие на экономический рост

Количество и качество трудовых ресурсов;

· Количество и качество природных ресурсов;

· Объем основного капитала;

· Технология и организация производства.

НТП — это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. Понятие НТП шире, чем понятие НТР. Научно-техническая революция — это составная часть НТП.

НТР — это высшая ступень НТП, означает коренные изменения в науке и технике, оказывающие существенное влияние на общественное производство.

Таким образом, НТР — это составная и более существенная по значимости часть НТП. Но если НТП может развиваться как на эволюционной, так и революционной основе, то НТР — это скачкообразный процесс.

Материальной основой экономического прогресса является рост и развитие производительных сил. Научно-технический прогресс — важнейший фактор развития производительных сил, влияющий на состояние всех их элементов.

На современном этапе научно-технического прогресса существенно снижается роль природных ресурсов в экономическом развитии, постепенно уменьшается зависимость обрабатывающей промышленности от минерального и сельскохозяйственного сырья. Под влиянием научно-технического прогресса происходят изменения в средствах труда. Развитие микроэлектроники, робототехники и биотехники привело к созданию гибких промышленных систем, в которых все операции по механической обработке изделия выполняются последовательно и непрерывно. Это расширяет возможности автоматизации, позволяет увеличить производительность труда в результате повышения коэффициента использования оборудования и сокращения затрат времени на вспомогательные операции. Развитие научно-технического прогресса привело к сокращению временного разрыва между разработкой технологии и ее применением на практике, а это в свою очередь сократило цикл жизни промышленных изделий.

Любая инновационная деятельность является предпринимательской, так как основана на поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке; поиске необходимых ресурсов; создании и управлении предприятием; получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом. Однако не всякое предпринимательство признается инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания, использования или диффузии инновационного продукта. К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность

В соответствии с этим выделяются две модели предпринимательства. Первая модель – классическое предпринимательство (традиционное, репродуктивное, рутинное), нацеленное на организацию деятельности с расчетом на максимальную отдачу ресурсов, имеющихся в распоряжении предпринимательской организации. Именно в рамках классической модели предпринимательства формируется концепция управления ростом производства, реализация которой требует времени для проведения ряда мероприятий за счет внешних для предпринимательской фирмы факторов – субсидирования, поддержки со стороны государства. Кроме этого, приводятся в движение внутренние резервы фирмы для повышения эффективности ее деятельности.

Вторая модель – инновационное предпринимательство, предполагающее поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом, или инновациями. Инновационное предпринимательство полностью основывается на инновациях, поэтому результат такой деятельности – либо новый товар, либо товар с принципиально новыми характеристиками или свойствами, либо новые технологии.

Как правило, практика осуществления предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный момент, например использование новой организации управления производством, качеством продукции или внедрение новых методов организации производства или новых технологий. Производство или поставка на рынок традиционных товаров может также осуществляться с использованием каких-то новых элементов или приемов, связанных с самой организацией производства, техническими элементами производства или же изменениями качественных характеристик производимого товара. В данном случае осуществляется производство традиционных товаров путем использования частичной инновации

Билет №10

Рынок— это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

Отношения между покупателями и продавцами., т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

Основными условиями возникновения рынка стали:

1. Общественное разделение труда и специализация труда. Первое разделение труда появилось когда разделение скотовотчество от земледелия ,затем отделилось ремесленечество ,затем появилось купечество.

2. Появилась частная собственность –это основа основ рыночной экономики . .

3. Появилось удовлетворение потребностей через обмен. Това –товар( бартерная система обмена)

Параметры рыночной системы:

- разделение труда

-саморегулирование

-открытая система связей

Структура рынка:

-домашнее хозяйство

-бизнес(предприниматели)

-государство, правительство (представлено гос.учереждениями производящими контроль)

Виды рынков:

1. Рынок товаров и услуг.

2. Рынок труда.

3. Рынок земли.

4. Рынок ценных бумаг.

5. Валютый рынок

6. Рынок научных разработок.

7. Рынок духовных благ.

Функции рынка:

1. Ценообразующая функция.

2. Регулирующая функция.

3. Посреднеческая функция.

4. Информационная функция.

5. Санирующая функция.

Натуральное хозяйство. - Общественная форма организации хозяйства, при которой продукты производятся для внутрихозяйственного потребления, именуется натуральным хозяйством.

Для натурального хозяйства характерны такие признаки, как замкнутость, ограниченность и разобщенность производства, традиционность, медленные темпы развития и др..

В натуральном хозяйстве все виды работ, включая добычу и обработку необходимых материалов, изготовление того или иного продукта, ведутся в рамках самого хозяйства.

Форма организации экономики, при которой основная часть благ создается для обмена путем купли-продажи, именуется товарным(рыночным) хозяйством.

В товарном производстве основные экономические вопросы (что создавать, сколько, как и для кого?) решаются самостоятельными производителями. При принятии этих решений учитываются потребительский спрос, его структура, а также тенденции изменения потребностей. Одной из основных целей товарного производства является реализация продукции. В противном случае последующий цикл хозяйственной деятельности может не возобновиться, а сам товаропроизводитель разориться. Это заставляет товаропроизводителей действовать эффективно и ответственно, быстрее реагировать на изменение потребительского спроса, постоянно обновлять ассортимент выпускаемой продукции.

Наши рекомендации