Процедуры банкротства
Банкротство (несостоятельность) — признанный арбитражным судом или объявленный должником факт неспособности последнего удовлетворять требования кредиторов в полном объеме или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после констатации арбитражным судом признаков неплатежеспособности должника.
Наименование | Определение | Сроки | Роль управляющего |
Наблюдение Содержится в гл. VI ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ от 26.10.2002г. | Это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния.В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой. | Законом не установлен, однако наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве. Срок рассмотрения дела о банкротстве и срок наблюдения вместе должны составлять не более 7 месяцев. Официально началопроцедуры наблюдения можно считать с подачи заявления самим должником с даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Окончание процедуры считается с момента: § признания должника банкротом и открытия конкурсного производства; § введения финансового оздоровления; § введения внешнего управления; § утверждения мирового соглашения. | Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и прекращения деятельности иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с определенными ограничениями. С введением наблюдения в деле о банкротстве появляется особая фигура — временный управляющий, который утверждается арбитражным судом и действует параллельно с руководством должника. Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям: · контроль за действиями руководства должника; · изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности оздоровления или ликвидации должника, а также сбор информации о кредиторах. |
Финансовое оздоровление Содержится в гл. VII ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ от 26.10.2002г. | Это процедура банкротства, направленная на восстановление платежеспособности предприятия должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. | Процедура финансового оздоровления начинается с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора или до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если такое погашение не произошло до открытия конкурсного производства. | В ходе финансового оздоровления органы управления предприятия должника осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями. Административный управляющий утверждается арбитражным судом и действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения, или освобождения арбитражным судом. Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего. При введении другой процедуры банкротства административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения соответственно внешнего или конкурсного управляющего. |
Внешнее управление Содержится в гл. VIII ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ от 26.10.2002г. | Является необязательной процедурой банкротства (вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника) и направлено на сохранение деятельности предприятия и его оздоровление. | Срок действия внешнего управления составляет 12 месяцев, возможно его продление еще на 6 месяцев. Срок внешнего управления продлевается арбитражным судом при условии, что собранием кредиторов принято решение об: § утверждении или изменении плана внешнего управления, в котором предусмотрен срок внешнего управления, превышающий первоначально установленный, но не более чем максимальный срок внешнего управления; § обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления, но не более чем максимальный срок внешнего управления. | Внешний управляющий утверждается арбитражным судом. В отличие от административного и временного управляющего, внешний управляющий полностью заменяет собой руководителя. Он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом должника. Контролируют его деятельность в рамках закона комитет кредиторов и арбитражный суд. |
Конкурсное производство Содержится в гл. IX ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ от 26.10.2002г. | Представляет собой завершающую процедуру банкротства предприятия должника, применяемую в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. | Процедура конкурсного производства открывается принятием арбитражным судом решения о признании должника банкротом и вводится сроком на один год, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. При необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх этих сроков. Основанием для продления срока могут служить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости завершить продажу имущества должника и расчеты с кредиторами. | Конкурсный управляющий действует с момента его утверждения арбитражным судом до даты завершения конкурсного производства. К нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника. Контроль за деятельностью конкурсного управляющего осуществляют: § комитет кредиторов или собрание кредиторов, которым конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию; § арбитражный суд, по требованию которого конкурсный управляющий обязан предоставлять все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности. |
Мировое соглашение Содержится в гл. X ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ от 26.10.2002г. | Процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором. Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т. е. достижения определенности в отношениях между сторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон. |
Сравнительная таблица юридических лиц.
Вид юридического лица | Организационно-правовая форма | Форма учредительных документов | Органы управления ЮЛ | Условия реорганизации и ликвидации | Правовая база |
Некоммерческие организации | Учреждение (унитарное ЮЛ) | - Устав - Типовое положение о данном виде организаций - Положение, утвержденное собственником (учредителем) | - Учредитель - Единоличный исполнительный орган - Коллегиальный орган | Решение о ликвидации некоммерческой организации принимают учредители или орган управления уполномоченного на то учредительными документами либо по решению суда | ГК РФ |
Потребительский кооператив (корпоративное ЮЛ) | Устав | - Общее собрание членов - Наблюдательный совет | Решение о ликвидации некоммерческой организации принимают учредители или орган управления уполномоченного на то учредительными документами либо по решению суда | - Ст. 116 ГК РФ - Закон РФ от 19.06.1992г. №3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ" | |
Автономная некоммерческая организация (унитарное ЮЛ) | Устав | - Учредитель - Единоличный исполнительный орган - Коллегиальный орган | Решение о ликвидации некоммерческой организации принимают учредители или орган управления уполномоченного на то учредительными документами либо по решению суда | ГК РФ | |
Общественная организация (корпоративное ЮЛ) | Устав общественной организации | - Учредители - Единоличный исполнительный орган - Коллегиальный орган | - Нарушение прав и свобод человека и гражданина - Неоднократные и грубые нарушения законодательства - Систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям | - ФЗ "Об общественных объединениях" - ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" - ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" - ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" - ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" | |
Религиозная организация (унитарное ЮЛ) | Устав | - Учредители - Единоличный исполнительный орган - Коллегиальный орган | Решение о ликвидации некоммерческой организации принимают учредители или орган управления уполномоченного на то учредительными документами либо по решению суда | - ФЗ от 26.09.1997г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" - КРФ | |
Ассоциация и союз (корпоративные ЮЛ) | Устав | - Учредители - Единоличный исполнительный орган - Коллегиальный орган. | Решение о ликвидации некоммерческой организации принимают учредители или орган управления уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению суда | - ГК РФ - ФЗ «О некоммерческих организациях» | |
Фонд (унитарное ЮЛ) | Устав | Высший коллегиальный орган, единоличный исполнительный орган, коллегиальный исполнительный орган. | Решение о ликвидации может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. | Специального закона по фондам в российском законодательстве не имеется | |
Коммерческие организации | Унитарное предприятие | Устав | Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) | Реорганизация может быть осуществлена в форме: слияния двух или нескольких УП; присоединения к У одного или нескольких УП; разделения УП на два или несколько УП; выделения из УП одного или нескольких УП; преобразования УП в юридическое лицо иной ОПФ | ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» |
Крестьянское фермерское хозяйство (корпоративное ЮЛ) | Соглашение о создании хозяйства | Глава фермерского хозяйства | Решение о ликвидации некоммерческой организации принимают учредители или орган управления уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению суда | ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" | |
Производственный кооператив (корпоративное ЮЛ) | Устав | Председатель, правление кооператива | Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов | - ГК РФ -Закон «О производственных кооперативах» -Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» | |
Полное товарищество (корпоративное ЮЛ) | Учредительный договор | Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников | Полное товарищество ликвидируется по основаниям, указанным в ст. 61 ГК, а также в случае, когда в товариществе остается единственный участник | ГК РФ | |
Товарищество на вере (корпоративное ЮЛ) | Учредительный договор | Управление деятельностью осуществляется полными товарищами (ИП и (или) коммерч. организации) | Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков | ГК РФ | |
Публичные и непубличные акционерные общества (корпоративные ЮЛ) | Устав | - Собрание акционеров - Совет директоров (Наблюдательный совет) | Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению общего собрания акционеров | - ФЗ от 19.07.1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников» - ФЗ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» | |
Общество с ограниченной ответственностью (корпоративное юридическое лицо) | Устав | - Общее собрание участников (ОСУ) - Совет директоров (Наблюдательный совет) - Исполнительные органы ООО - Ревизионная комиссия | ООО может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников | - ГК РФ - ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" | |
Товарищество собственников недвижимости (корпоративное ЮЛ) | Устав | - Председатель (единоличный исполнительный орган) - Правление (коллегиальный исполнительный орган) | Прекращают свою деятельность по согласию участников | ||
Публично-правовые компании | Публично-правовая компания, созданная на основании ФЗ, не имеет учредительных документов, ее правовое положение определяется ФЗ, предусматривающим ее создание. ФЗ о создании публично-правовой компании является основанием для ее государственной регистрации в качестве ЮЛ | - Наблюдательный совет - Генеральный директор - Правление публично-правовой компании в случае, если его создание предусмотрено решением о создании публично-правовой компании | - Реорганизация осуществляется в порядке, установленном ГК РФ - Публично-правовая компания может быть преобразована в хозяйственное общество или фонд | ГК РФ | |
Общины коренных малочисленных народов РФ | - Учредительный договор - Устав | Правление (совет) общины малочисленных народов. | Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов осуществляется по решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов или съезда (конференции) союзов (ассоциаций) общин, принятому квалифицированным большинством членов общины малочисленных народов или союза (ассоциации) общин малочисленных народов. Общины малочисленных народов, союзы (ассоциации) общин малочисленных народов могут быть ликвидированы на основании и в порядке, установленных ФЗ | Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" |