Вещественные доказательства

Вещественными доказательствами признаются следующие предметы:

  1. Орудия преступления, предметы, сохранившие на себе следы преступления.
  2. Предметы, на которые были направлены преступные действия.
  3. Имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем.
  4. Иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.

Вещественное доказательство, в отличие от документа, интересно следствию само по себе, в документе же интересно его информационное содержание.

Предметы, являющиеся вещественными доказательствами, осматриваются, соответствующим постановлением приобщаются к уголовному делу, впоследствии исследуются судом, хранятся до вступления приговора в законную силу, в приговоре (решении о прекращении уголовного дела) решается вопрос о дальнейшей судьбе вещественных доказательств (уничтожить, отдать владельцу, передать в специализированные учреждения, обратить в доход государства).

Протоколы следственных действий и судебного заседания допускаются в качестве доказательств по делу, если они соответствуют требованиям, установленным УПК РФ.

Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания, в нем указываются место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, в необходимых случаях – их адрес и другие данные о личности; в протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии, указаны технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, полученные результаты, протокол должен быть предъявлен для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии, которые имеют право дополнить или уточнить его. Протокол подписывается следователем, лицами, участвовавшими в производстве следственного действия, к нему прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия. Протокол следственного действия должен содержать запись о разъяснении участникам следственного действия их прав, обязанностей, ответственности, порядка производства следственного действия.

Протокол судебного заседания ведется в ходе судебного заседания секретарем судебного заседания. В протоколе судебного заседания указываются место и дата заседания, время его начала и окончания, какое уголовное дело рассматривается, наименование и состав суда, данные о секретаре судебного заседания, переводчике, обвинителе, защитнике, подсудимом, потерпевшем, гражданском истце, гражданском ответчике, их представителях, иных вызванных в суд лицах, данные о личности подсудимого и об избранной в отношении него меры пресечения, действия суда в том порядке, в каком они имели место в ходе судебного заседания, заявления, возражения и ходатайства участвующих в уголовном деле лиц, определения или постановления, вынесенные судом без удаления и с удалением в совещательную комнату, сведения о разъяснении участникам уголовного судопроизводства их прав, обязанностей и ответственности, подробное содержание показаний, вопросы, заданные допрашиваемым, их ответы, результаты произведенных в судебном заседании осмотров и других действий по исследованию доказательств, обстоятельства, которые участники уголовного судопроизводства просят занести в протокол, основное содержание выступлений сторон в судебных прениях и последнего слова подсудимого, сведения об оглашении приговора и о разъяснении порядка ознакомления с протоколом судебного заседания и принесения замечаний на него, сведения о разъяснении оправданным и осужденным порядка и срока обжалования приговора, права ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, меры воздействия, принятые в отношении лица, нарушившего порядок в судебном заседании, отметка об осуществлении фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки допросов в ходе судебного разбирательства. Протокол подписывается председательствующим и секретарем судебного заседания.

Иные документы как вид доказательств по уголовному делу должны обладать следующими признаками (Т.А. Седова):

  1. Содержать сведения, которые имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию; позволяет отграничить документы от вещественных доказательств (которые интересны как материальные предметы), определить относимость иных документов.
  2. Должен быть известен источник происхождения "иных документов". позволяет определить допустимость иных документов.

"Иные документы" включают в себя:

  1. Документы, составленные в рамках уголовно-процессуальной деятельности (например, протокол устного заявления о преступлении).
  2. Документы, составленные вне рамок уголовно-процессуальной деятельности, но связанные с исследуемым событием преступления (например, материалы доследственных проверок и внутриведомственных расследований).
  3. Документы, истребованные из различных официальных структур (например, заключения плановых аудиторских проверок предприятия) и даже граждан (например, личная переписка).

Меры уголовно-процессуального принуждения — меры уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что:

применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер;

применяются полномочными органами государства в кругу их полномочий;

применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для цельного хода уголовного судопроизводства;

имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач уголовного судопроизводства; имеют особое содержание и характер.

Виды мер процессуального принуждения:

задержание подозреваемого;

меры пресечения;

иные меры процессуального принуждения.

Меры пресечения — предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого.

В исключительных случаях мера пресечения также может применяться к подозреваемому, при этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Меры пресечения:

- подписка о невыезде;

- личное поручительство;

- наблюдение командования воинской части;

- присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

- залог;

- домашний арест;

- заключение под стражу.

Основания применения мер пресечения — наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый:

- скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

- может продолжать заниматься преступной деятельностью;

- может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора.

Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения.

Специальные основания:

- несовершеннолетие (ст. 105 УПК);

- отношение к воинской службе (ст. 104 УПК);

- наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 УПК);

- тяжесть совершенного преступления (ст. 108 УПК).

Задержание — кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительной санкции прокурора или судебного решения с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств и других действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу.

Предельный срок задержания — 48 часов.

Он может быть продлен судьей не более чем на 72 часа.

Основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления:

- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Порядок задержания включает следующие этапы:

- фактическое задержание и личный обыск;

- составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования);

- уведомление прокурора (12 часов с момента задержания);

- допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов;

- уведомление кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания).

Меры пресечения: понятие, основания, виды

Меры пресечения — предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого.

В исключительных случаях мера пресечения также может применяться к подозреваемому, при этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Меры пресечения:

- подписка о невыезде;

- личное поручительство;

- наблюдение командования воинской части;

- присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

- залог;

- домашний арест;

- заключение под стражу.

Основания применения мер пресечения — наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый:

- скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

- может продолжать заниматься преступной деятельностью;

- может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора.

Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения.

Специальные основания:

- несовершеннолетие (ст. 105 УПК);

- отношение к воинской службе (ст. 104 УПК);

- наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 УПК);

- тяжесть совершенного преступления (ст. 108 УПК).

Итак, система мер пресечения, не связанных с содержанием под стражу, состоит из следующих мер:

1) Личное поручительство;

1’) Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или иных лиц заслуживающих доверия;

2) Подписка о невыезде и надлежащем поведении;

2’) Наблюдение командования воинской части;

3) Залог;

4) Домашний арест;

4’) Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым должностным лицом специализированного детского учреждения, в котором он находится.

Личное поручительство. Личное поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда; в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или суда; иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

Такая мера пресечения как личное поручительство тесно связана с институтом привлечения общественности к участию в борьбе с преступностью и представляет собой частный случай проявления тенденции на более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества.

При применении меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, – личное поручительство – возникают уголовно-процессуальные правоотношения, субъектами которых выступают с одной стороны уполномоченный государством орган: лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, суд, а с другой стороны поручитель - заслуживающее доверия лицо. Объектом этих правоотношений выступает обеспечение надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) в процессе осуществления уголовно-процессуальной деятельности. Содержанием этих правоотношений являются используемые субъективные права и выполняемые юридические обязанности государственными органами и поручителем, в процессе избрания государственными органами и реализации поручителем данной меры пресечения.

Однако надо заметить, что в уголовно-процессуальных правоотношениях складывающихся по поводу поручительства возникает все же трехстороннее отношение – между поручителем, уполномоченным лицом и обвиняемым (подозреваемым). Поручитель несет правовую обязанность обеспечивать надлежащее поведение обвиняемого, но он не располагает юридической властью, чтобы принудить обвиняемого к законопослушному поведению, но в глазах обвиняемого он обладает авторитетом, пользуется уважением. Отношение между поручителем и обвиняемым носит не правовой характер, оно основано на доверии. Обвиняемый, не желая причинить поручителю имущественные и нравственные неприятности, воздерживается от ненадлежащего поведения. Отношение между следователем и поручителем будет являться отношением ответственности, если обвиняемый поведет себя ненадлежащим образом. Значит, фактические данные, указывающие на ненадлежащее поведение обвиняемого, являются юридическими фактами, порождающим данное правоотношение. Это принимается во внимание при конструировании мер пресечения так или иначе связанных с поручительством.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым родителей, опекунов, попечителей или иных лиц заслуживающих доверия. Прежде чем перейти к ценностной характеристике данной меры пресечения, приведем объяснение разделения предусмотренной ст.105 УПК РФ меры пресечения – Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым – на две различные меры пресечения:

- присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым родителей, опекунов, попечителей или иных лиц заслуживающих доверия;

- присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится.

Нам представляется, что указанные меры пресечения следует отличать друг от друга по их строгости, а норму ст.105 УПК РФ необходимо разбить на две статьи, разделив присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами и присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится. Это разделение вызвано тем, что система мер пресечения, предложенная нами, должна быть строго закреплена законом. А мера пресечения присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым родителями, опекунами, попечителями находится в этой системе на втором месте, следуя за личным поручительством, в то же время мера пресечения присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится в нашей системе стоит на предпоследнем месте после домашнего ареста, т.е. после нее следует мера пресечения, связанная с лишением свободы – заключение под стражу. Следовательно, такая трактовка нормы, закрепленная статьей 105 УПК РФ, с нашей системой не согласовывается.

Итак, нам представляется, что одну из норм необходимо изложить в следующей редакции:

Статья. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым родителями, усыновителями, опекунами, попечителями и другими лицами, заслуживающими доверия.

1.Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым родителями, опекунами, попечителями или другими лицами, заслуживающими доверия состоит в письменном обязательстве этих лиц обеспечить следующее надлежащее поведение несовершеннолетнего:

1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда;

2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд;

3) иным способом не препятствовать производству по уголовному делу.

2.Согласие несовершеннолетнего при избрании в отношении него данной меры пресечения является обязательным.

3.При избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или суд разъясняет лицам, указанным в части первой настоящей статьи, существо обвинения (подозрения), а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.

4.В случае невыполнения лицами, указанными в части первой настоящей статьи принятого обязательства, к ним может быть применено денежное взыскание в размере до ста минимальных размеров оплаты труда в порядке установленном статьей 118 настоящего кодекса.

Надо заметить, что круг лиц, которым несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый может быть отдан под присмотр, расширен, по сравнению с УПК РСФСР 1960 г. В него помимо родителей, усыновителей, опекунов, попечителей вошли и другие, заслуживающие доверия лица. Представляется, что в качестве таких лиц могут выступать родственники несовершеннолетнего, учителя, иные лица, заслуживающие доверия и способные обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего.

При избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или суд разъясняет этим лицам существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.

Итак, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым состоит в обеспечении указанными в законе лицами его надлежащего поведения, которое обязывает:

1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения должностного лица, в производстве которого находится дело;

2) являться в назначенный срок и в назначенное место по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и суда;

3) не препятствовать каким-либо иным путем расследованию и разбирательству дела в суде.

Родители, усыновители, опекуны, попечители или другие, заслуживающие доверия лица, на попечении которого находится несовершеннолетний подозреваемый либо обвиняемый, дают письменное обязательство обеспечить присмотр за последним и его надлежащее поведение, предписанное ст. 102 УПК РФ.

О применении этой меры пресечения могут ходатайствовать родители, усыновители, опекуны, попечители, иные заслуживающие доверия лица. Их участие в уголовном деле в качестве законного представителя не исключает возможности принятия ими обязательства по присмотру. Следователь, дознаватель, прокурор, суд (судья) могут инициировать избрание такой меры пресечения, но при этом должны располагать достоверными сведениями о том, что у соответствующих лиц имеются реальные возможности обеспечить надежный присмотр за несовершеннолетним, и они хотят принять на себя письменное обязательство об обеспечении присмотра, а несовершеннолетний не возражает против этого присмотра.

Итак, субъектами, уголовно-процессуальных правоотношений, складывающихся в процессе применения данной меры пресечения, с одной стороны, является уполномоченный государственный орган, а с другой поручители в лице родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или других лиц, заслуживающих доверия несовершеннолетнего. Объектом правоотношений является обеспечение надлежащего поведения несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого. Содержанием складывающегося в этих обстоятельствах правоотношения являются права и обязанности субъектов. Причем, несовершеннолетний возраст обвиняемого или подозреваемого усиливает воздействие воспитательной функции уголовно-процессуального принуждения и обязывает родителей, усыновителей, опекунов, попечителей применять воспитательное воздействие к несовершеннолетнему.

Решение об избрании этой меры пресечения оформляется мотивированным постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда, а письменное обязательство поручителя о присмотре - подпиской лица, берущего на себя обязанность обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Одновременно несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый предупреждается о том, что с момента отобрания подписки о принятии его под присмотр, мера пресечения считается избранной, а он обязан соблюдать все условия ее применения. Ему разъясняются обязанности законопослушного поведения, явки к следствию и в суд, а также последствия нарушения этих обязательств.

В случае попытки несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого покинуть место жительства без соответствующего разрешения, а также воспрепятствовать иным путем расследованию или разбирательству дела руководитель названного подразделения милиции обязан сообщить об этом следователю, прокурору или суду. В зависимости от характера нарушений и обстоятельств дела следователь решает вопрос об изменении меры пресечения.

Таким образом, по своей юридической природе, значению и условиям применения данная мера пресечения аналогична личному поручительству. Различие лишь в том, что применяется она только в отношении несовершеннолетних и субъектами, обеспечивающими надлежащее поведение, помимо лиц, заслуживающих доверия, могут быть родители, усыновители, опекуны, попечители. Необходимо заметить, что как и при личном поручительстве между следователем, несовершеннолетним и родителем (опекуном, попечителем) возникает трехстороннее отношение, являющееся специфическим для мер пресечения связанным с поручительством.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении. Необходимо заметить, что Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2002 г. дополняет данную меру пресечения положением «надлежащее поведение», в отличие от УПК РСФСР 1960 г., где аналогичная мера пресечения носила название «Подписка о невыезде». По нашему мнению, этим изменилась суть данной меры пресечения, т.е. нынешнее содержание этой меры пресечения предполагает не только невыезд обвиняемого из определенной местности, но и его соответствующее поведение, которое включает обязанность являться по вызовам органа, ведущего расследование или суда.

Заключение под стражу — самая строгая мера пресечения, которая заключается в принудительном лишении свободы путем помещения в следственный изолятор.

Помимо общих оснований, для избрания такой меры пресечения, как заключение под стражу, необходимы специальные основания:

- обвинение или подозрение в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет;

- невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения;

- обвинение или подозрение в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих условий: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Этапы избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения:

Установление общих и специальных оснований для избрания меры пресечения.

Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, о чем выносится постановление. (Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за8 часов до истечения срока задержания.)

Рассмотрение судьей ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Рассмотрение производится единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.

Принятие судьей решения:1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, 2) об отказе в удовлетворении ходатайства; 3) об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания.

Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен в порядке ст. 108 УПК. Предельный срок содержания под стражей на стадии предварительного расследования составляет 12 месяцев.

Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока не допускается.

Целью применения иных мер процессуального принуждения является обеспечение установленного УПК порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора.

Субъектами применения этих мер являются: дознаватель, следователь, прокурор или суд.

Виды иных мер процессуального принуждения в зависимости от объекта применения:

- применяемые только к подозреваемому, обвиняемому: временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество;

- применяемые к свидетелю, потерпевшему и иным участникам — денежное взыскание;

- применяемые к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса — обязательство о явке, привод;

В зависимости от необходимости получения судебного решения для применения меры:

- применяемые по решению суда — временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание;

- применяемые по решению следователя, дознавателя, прокурора — обязательство о явке, привод.

В соответствии с законом предусмотрены следующие виды иных мер процессуального принуждения (ст. 112—118 УПК): обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги, денежное взыскание.

48.

Изменение и отмена меры пресечения

Мера пресечения отменяется в случаях, когда отпадают основания ее применения, т. е. не находят подтверждения данные, изобличающие лицо в совершенном преступлении либо свидетельствовавшие о возможности его неправомерного поведения.

Большое значение для отмены или изменения меры пресечения имеет изменение обстоятельств, которые учитывались при ее избрании: изменилось обвинение, отношение обвиняемого к содеянному, состояние его здоровья, семейное положение и т. п.

В соответствии со ст. 101 УПК РСФСР отмена или изменение лицом, производящим дознание, и следователем меры пресечения, избранной по указанию прокурора, допускается лишь с санкции прокурора.

Отмена или изменение меры пресечения производится мотивированным постановлением лица, производящего дознание, следователя или прокурора, а после передачи дела в суд — мотивированным определением суда. В постановлении (определении) должны быть указаны конкретные обстоятельства, в связи с изменением которых отменяется или изменяется мера пресечения.

Об отмене при изменении меры пресечения объявляется обвиняемому. В зависимости от вида меры пресечения о ее отмене или изменении уведомляются поручители, командование воинской части, родители несовершеннолетних или администрация закрытого детского учреждения.

Постановление об отмене или изменении меры пресечения в виде содержания под стражей направляется администрации соответствующего места предварительного заключения для немедленного исполнения.

Наши рекомендации