Рассмотрим сущность налога
Первый признак налога- отношение власти и подчинения: В отношении налогов это означает, что субъект налога не может отказаться от возложенной на него обязанности внесения вклада в бюджетный фонд. При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции, такие как штраф, лишение свободы, принудительная ликвидация предприятия и т. д.
Второй признак налога- смена собственника. С помощью налогов доля частной собственности в денежной форме становится государственной, образуется централизованный денежный фонд - бюджетный фонд. Поступившие в бюджетный фонд налоговые платежи обезличиваются.
Третий (отличительный и важный) признак налога- безвозвратность и безвозмездность. Налог никогда не возвращается плательщику, и последний при этом не получает ничего взамен.
Функции налога:
1)регулирующая;с помощью налогообложения государство может регулировать и корректировать направление развития экономики страны;
2) распределительная;финансовые ресурсы государства распределяются по основным сферам и отраслям хозяйства - производственной, непроизводственной;
3) фискальная;налоги - основной источник финансирования государственного бюджета, они составляют около 80 % всех доходов государства;
4) контрольная;налоги позволяют осуществлять контроль за использованием финансовых ресурсов;
5) стимулирующая;с помощью налогообложения государство стимулирует развитие некоторых необходимых отраслей хозяйства и эффективное использование экономических ресурсов;
6) социальная;формируются денежные средства для решения социальных задач государства. Прямые налогивзимаются с объекта налогообложения и являются статьей расходов производства.
Косвенные налогивключаются в стоимость товара и оплачиваются конечным потребителем (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и т. д.).
По уровню управления налоги бывают федеральными(устанавливаются законодательством РФ и взимаются на всей территории России, к ним относятся: налог на прибыль, НДС, социальный налог, водный налог, налог на использование государственной символики РФ, налог на приобретение иностранных денежных знаков и т. д.), региональными(определенные ставки налога устанавливаются региональными органами власти, если иное не предусмотрено законодательством, к ним относятся: налог на имущество предприятий, лесной налог, транспортный налог, налог на использование региональной символики и т. д.) и местными(на уровне органа местного самоуправления, к ним относятся: земельный налог, налог на рекламу, курортный, гостиничный налоги, налог на использование местной символики, налог с розничных продаж и т. д.). По методу оплатыналоги могут быть разовымии регулярными,в зависимости от назначения и использования - общимии целевыми,от места поступления - закрепленнымии регулирующимии т. д.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
Налоговая системагосударства находит свое выражение в совокупности действующих в конкретном государстве условий и принципов налогообложения. К таковым относятся:
1) виды налогов;
2) принципы, формы и методы установления, изменения, отмены и уплаты налогов;
3) права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;
4) формы и методы осуществления налогового контроля;
5) ответственность нарушителей при осуществлении налоговых отношений;
6) защита прав и интересов налогоплательщиков.
А. Смитразработал определенные универсальные принципы построения и функционирования любой системы налогообложения:
1) «подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т. е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводят к так называемому равенству или неравенству обложения;
2) налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа и сумма платежа - это все должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица;
3) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его;
4) каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства». Нарушение этих универсальных принципов приводит к торможению инвестиционных процессов в экономике, обременительности налогов, способствует сильному расслоению общества.
В ч. I Налогового кодекса РФ принципы А. Смита перечислены так:
1) обязанность уплаты налогов;
2) налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных критериев;
3) не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство;
4) налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;
5) не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов или налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лица или места происхождения капитала. Существуют также еще несколько принципов, которым подчиняется российская налоговая система, выражавшихся в виде запретов:запрет на введение налога без закона; запрет двойного взимания налога; запрет налогообложения факторов производства и запрет необоснованной налоговой дискриминации.
Одной из официально объявленных целей налоговой реформыявляется ослабление фискального гнета над производителями и гражданами. Однако она реализуется «в противоположном направлении». Непродуманная система приводит к разрастанию теневого сектора экономики (так как слишком высоко налоговое бремя), высокие негибкие налоговые ставки подавляют малый бизнес, принятые новые законы о снижении налоговых ставок привели в результате к возникновению и распространению новых налоговых преступлений.