Рассмотрим сущность налога

Первый признак налога- отношение власти и подчинения: В отношении налогов это означает, что субъект налога не может отказаться от возложенной на него обязанности внесения вклада в бюджетный фонд. При невыполнении обязательства применяют­ся соответствующие санкции, такие как штраф, ли­шение свободы, принудительная ликвидация пред­приятия и т. д.

Второй признак налога- смена собственника. С помощью налогов доля частной собственности в денежной форме становится государственной, обра­зуется централизованный денежный фонд - бюджет­ный фонд. Поступившие в бюджетный фонд налого­вые платежи обезличиваются.

Третий (отличительный и важный) признак налога- безвозвратность и безвозмездность. На­лог никогда не возвращается плательщику, и пос­ледний при этом не получает ничего взамен.

Функции налога:

1)регулирующая;с помощью налогообложения государство может регулировать и корректировать направление развития экономики страны;

2) распределительная;финансовые ресурсы го­сударства распределяются по основным сферам и отраслям хозяйства - производственной, непро­изводственной;

3) фискальная;налоги - основной источник фи­нансирования государственного бюджета, они со­ставляют около 80 % всех доходов государства;

4) контрольная;налоги позволяют осуществлять контроль за использованием финансовых ресур­сов;

5) стимулирующая;с помощью налогообложения государство стимулирует развитие некоторых не­обходимых отраслей хозяйства и эффективное использование экономических ресурсов;

6) социальная;формируются денежные средства для решения социальных задач государства. Прямые налогивзимаются с объекта налогооб­ложения и являются статьей расходов производства.

Косвенные налогивключаются в стоимость то­вара и оплачиваются конечным потребителем (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и т. д.).

По уровню управления налоги бывают феде­ральными(устанавливаются законодательством РФ и взимаются на всей территории России, к ним относятся: налог на прибыль, НДС, социальный на­лог, водный налог, налог на использование государ­ственной символики РФ, налог на приобретение иностранных денежных знаков и т. д.), региональ­ными(определенные ставки налога устанавливаются региональными органами власти, если иное не преду­смотрено законодательством, к ним относятся: налог на имущество предприятий, лесной налог, транспортный налог, налог на использование регио­нальной символики и т. д.) и местными(на уров­не органа местного самоуправления, к ним относят­ся: земельный налог, налог на рекламу, курортный, гостиничный налоги, налог на использование мест­ной символики, налог с розничных продаж и т. д.). По методу оплатыналоги могут быть разовы­мии регулярными,в зависимости от назначения и использования - общимии целевыми,от места поступления - закрепленнымии регулирую­щимии т. д.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Налоговая системагосударства находит свое выражение в совокупности действующих в конкрет­ном государстве условий и принципов налогообло­жения. К таковым относятся:

1) виды налогов;

2) принципы, формы и методы установления, изме­нения, отмены и уплаты налогов;

3) права и обязанности налогоплательщиков и на­логовых органов;

4) формы и методы осуществления налогового конт­роля;

5) ответственность нарушителей при осуществлении налоговых отношений;

6) защита прав и интересов налогоплательщиков.

А. Смитразработал определенные универсальные принципы построения и функционирования любой системы налогообложения:

1) «подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участ­вовать в содержании правительства, т. е. соот­ветственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соб­людение этого положения или пренебрежение им приводят к так называемому равенству или нера­венству обложения;

2) налог, который обязывается уплачивать отдель­ное лицо, должен быть точно определен, а не про­изволен. Срок уплаты, способ платежа и сумма платежа - это все должно быть ясно и определе­но для плательщика и для всякого другого лица;

3) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его;

4) каждый налог должен быть так задуман и разра­ботан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он при­носит казначейству государства». Нарушение этих универсальных принципов приво­дит к торможению инвестиционных процессов в эко­номике, обременительности налогов, способствует сильному расслоению общества.

В ч. I Налогового кодекса РФ принципы А. Смита перечислены так:

1) обязанность уплаты налогов;

2) налоги не могут иметь дискриминационный харак­тер и различно применяться, исходя из со­циальных, расовых, национальных, религиозных и иных критериев;

3) не допускается устанавливать налоги, нарушаю­щие единое экономическое пространство;

4) налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;

5) не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов или налоговые льготы в зависимо­сти от формы собственности, гражданства физиче­ского лица или места происхождения капитала. Существуют также еще несколько принципов, которым подчиняется российская налоговая систе­ма, выражавшихся в виде запретов:запрет на введение налога без закона; запрет двойного взи­мания налога; запрет налогообложения факторов производства и запрет необоснованной налоговой дискриминации.

Одной из официально объявленных целей нало­говой реформыявляется ослабление фискально­го гнета над производителями и гражданами. Одна­ко она реализуется «в противоположном направлении». Непродуманная система приводит к разрастанию теневого сектора экономики (так как слишком вы­соко налоговое бремя), высокие негибкие налого­вые ставки подавляют малый бизнес, принятые но­вые законы о снижении налоговых ставок привели в результате к возникновению и распространению новых налоговых преступлений.

Наши рекомендации