Этапы развития систем управления
Хар-ки | Методы управления оршанизацией | |||
Бюджетиро- вание | Долгосрочное планирование | Стратегичес кое планирование | Стратегичес- кий менеджмент | |
Задачи менеджмента (допущений) | Управление издержками (Прошлое Повторяется) | Экстраполяция прошлых тенденций (Тенденции Сохраняются) | Предвидение изменений в окружающей среде (Новые тенденции Предсказуемы) | Своевременная реакция на внешние перемены на основе гибких экстренных решений (Частичная предсказуе-мость по слабым сигналам) |
Временные рамки | Годовое | Пятилетний период с ежегодными корректировками | Ежегодные корректировки | В режиме реального времени |
Привычность событий | Привычные | В пределах опыта | Неожиданные | Совершенно новые |
Тип изменений | Медленнее реакции фирмы | Сравним с реакцией фирмы | Быстрее реакции фирмы | |
Процесс | Циклический | Реальное время | ||
Основа управления | Контроль отклонений, комплексное управление | Предвидение роста, основ и возможностей | Изменение стратегических факторов | Учёт развития рынка и внешней среды |
Акцент в Управлении (предположения) | Стабиль- ность/реак- тивность | Предвидение (Тенденции Сохраняются) | Исследование (прогнозируемость новых явлений) | Творчество (большинство перемен непредсказуемы) |
Период | 1900- 1950 гг. | 1960-е гг. | 1970-е гг. | С начало 1980-х гг. |
Долгосрочное планирование Стержневая идея метода- составление прогноза продаж фирмы на несколько лет вперёд. Долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции (распространение выявленных закономерностей развития изучаемого предмета на будущее) сложившихся в прошлом тенденций развития фирмы. Главный показатель – прогноз сбыта – базировался на экстраполяции продаж в предыдущие годы. Далее, на основании контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определялись все функциональные планы по производству, маркетингу, снабжению. Затем, все планы агрегировались (процесс объединения элементов в одну систему) в единый финансовый план корпорации. Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, ограничивающих рост фирмы.
Этот подход (метод «планирования от достигнутого») широко использовался у нас в условиях централизованного управления советской экономикой. Главными ориентирами для предприятия являлись заданные сверху объёмы производства, а не объёмы продаж, как в рыночной экономике.
Стратегическое планирование В конце 60-х годов, по мере нарастания кризисных явлений и усиления международной конкуренции, прогнозы на основе экстраполяции стали всё более расходиться с реальными цифрами. Высшее руководство фирмы обычно исходило из того, что в будущем результаты деятельности улучшаться, однако часто фирма не выходила на запланированные результаты. Таким образом, оказалось, что долгосрочное планирование не работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и жёсткой конкуренции.
В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого, и отвергается предпосылка о возможности изучения будущего методом экстраполяции. Главным в стратегическом планировании является анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учётом специфики организации. Таким образом, можно сказать, что цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции организации на динамику рынка и поведение конкурентов.
Стратегический менеджментК 90-м годам большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент – это комплекс стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование организации на изменение внешних факторов, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
Отличия стратегического менеджмента от стратегического планирования характеризуются общностью следующих важных факторов:
· стратегический менеджмент характеризуется быстрой двойственной реакцией на изменения внешней среды: долговременной и оперативной одновременно. Долговременная реакция закладывается в стратегические планы, оперативная – реализуется вне планового цикла в реальном режиме времени;
· в стратегическом менеджменте рассматриваются способы изменения внешнего окружения, а не только адаптации к ней; стратегическое управление означает также, что процесс управления должен быть упреждающим, а не реактивным. При упреждающей стратегии менеджеры пытаются воздействовать на события во внешнем окружении, а не просто реагировать на них.
· стратегический менеджмент включает элементы всех предшествующих систем управления, т.е. предполагает составление бюджетов, использование экстраполяции для оценки относительно стабильных факторов, применение элементов стратегического планирования, а также адаптацию стратегических решений, осуществляемых в реальном масштабе времени.
И. Ансофф рекомендует рассматривать стратегическое управление как состоящее из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и выбора стратегической позиции и оперативного управления в реальном масштабе времени. Таким образом, стратегический менеджмент в отличии от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причём осуществление стратегии – это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остаётся лишь фантазией.