Дивизиональная организационная структура

В результате диверсификациипроизводства многие предприятия перестраивают свою организационную структуру,образуя отделы, ориентирующиеся на производство определённой продукции (продуктовая структура управления) или на пространственное единство (региональная структура управления).Организационная структура по продукту предполагает создание в структуре фирмысамостоятельных хозяйственных подразделений – производственных отделений,ориентированных на производство и сбыт конкретных видов продуктов. При этомпредполагается специализация производственных отделений в материнскойкомпании по отдельным видам или группам продуктов и передача им полномочий поуправлению производственными и сбытовыми дочерними компаниями, расположеннымикак в своей стране, так и за границей. Производственное отделение не делаетразличий в методах управления между отечественными и заграничными дочернимикомпаниями, которые сохраняют ответственность за прибыли и подлежатфинансовому контролю и отчётности со стороны производственного отделения.Координация деятельности между отечественными и заграничными предприятиями врамках производственного отделения, либо координатором по продукту, либокоординатором по международным операциям. Функциональные службыпроизводственных отделений одновременно поддерживают тесные контакты ссоответствующими центральными службами, получая от них указания по всемвопросам проведения единой политики и координации деятельности в рамках фирмыв целом.Поскольку производственное отделение само выступает центром прибыли, оноосуществляет не только финансовый, но и оперативный контроль функционированияподконтрольных предприятий во всемирном масштабе. Этот контроль частоосуществляется путём совместных и переплетающихся директоратов и дополняетсяпоездками руководителя производственного отделения на конкретные дочерниепредприятия. В некоторых компаниях для более эффективного оперативногоконтроля деятельности заграничных дочерних компаний в производственномотделении создаются региональные управления или отделы.Организационная структура по продукту широко распространена в силу массовогоперехода международных фирм к децентрализованной структуре управления, когдазнание продукта и развитие производства в глобальном масштабе приобрелипервостепенное значение.Организационную структуру управления по продукту предпочитают применятькрупные широко диверсифицированные компании, хотя она имеет своиспецифические особенности практически у каждой компании. Эти особенностивытекают, прежде всего, из степени диверсификации выпускаемой продукции ихарактера специализации каждого производственного отделения и каждой дочернейкомпании. Они зависят также от числа заграничных компаний, характера ихдеятельности и выполняемых функций. Большую роль играет характер выпускаемойпродукции, степень её технологической сложности и уникальности.Организационная структура по продукту обеспечивает большие возможности дляцентрализованного управления и координации деятельности всех принадлежащихТНК предприятий во всемирном масштабе. Такая организационная структураспособствует углублению специализации между дочерними предприятиями однойкомпании с учётом преимуществ, получаемых от международного разделения труда.Она также содействует росту внутрикорпорационных поставок и даёт возможностьпутём манипуляции с трансфертными ценами занижать суммы уплачиваемых налогов,облегчает раздел рынков между дочерними компаниями, позволяет концентрироватьнаучные исследования и разработки по продукту в центре и обеспечиватьцентрализованное снабжение технологией всех подконтрольных дочерних компаний.Даёт возможность ориентировать производство на выпуск продукции, пользующейсянаибольшим спросом.

.

дивизиональная организационная структура - student2.ru

Дивизионы могут выделяться по нескольким признакам, образуя одноименные структуры, а именно:

§ продуктовая.Отделы создаются по видам продукции. Характерна полицентричность. Такие структуры созданы в «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс», частично в «Русском Алюминии». Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. Недостаток — дублирование функций. Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции. Имеются вертикальные и горизонтальные связи;

§ региональная структура. Отделы создаются по месту расположения подразделений компаний. В частности, если у фирмы есть международная деятельность. Например, Coca-Cola, Сбербанк. Эффективна для географического расширения рыночных зон;

§ организационная структура, ориентированная на потребителя. Подразделения формируются вокруг определенных групп потребителей. Например, коммерческие банки, институты (повышение квалификации, второе высшее образование). Эффективна для удовлетворения спроса.

Наши рекомендации