Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 6 страница

Выводы

На экономические и социальные процессы в обществе влияют многие факторы, но ускорение НТП является главным из них. НТП — это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации знаний. Понятие НТП шире, чем понятие НТР. Научно-техническая революция — это составная часть НТП.

Любое государство, чтобы не отстать в своем научно-техническом развитии, должно разрабатывать и осуществлять единую государственную техническую политику. Под единой государственной научно-технической политикой понимаются выбор важнейших направлений НТП и их реализация с мощной поддержкой государства.

С переходом на рыночные отношения в России не уделя­лось должного внимания развитию науки и техники со сторо­ны государства, что привело к еще большему отставанию нашей страны от развитых стран мира в области приоритет­ных направлений НТП и, естественно, не способствовало выходу России из кризисного положения. Ситуация усугубля­ется тем, что в России на данный момент не разработана единая государственная научно-техническая политика и на развитие фундаментальной науки государством выделяются мизерные средства.

Любое предприятие не может иметь хорошей перспективы, если не будет постоянно внедрять результаты НТП, так как от этого зависят качество выпускаемой продукции, издержки на ее производство и реализацию, объем реализации и величина получаемой прибыли.

Прогнозирование и планирование НТП на предприятии должны осуществляться на основе выработанной стратегии развития предприятия на дальнюю перспективу с учетом реальных финансовых возможностей.

Контрольные вопросы

1. Каковы сущность НТП и НТР, особенности НТР на современном этапе?

2. Каковы основные направления НТП, их сущность и взаимосвязь?

3. Какие приоритетные направления НТП на современном этапе, каково их содержание?

4. Какова в общем плане экономическая и социальная сущ­ность ускорения НТП?

5. Какова методология прогнозирования и планирования НТП на предприятии?

6. Как влияет НТП на основные экономические показатели работы предприятия?

ГЛАВА 7 КАЧЕСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Проблема повышения качества продукции в России в насто­ящее время является наиболее острой и злободневной.

С переходом России на рыночные отношения качество выпускаемой продукции не только не улучшается, а, наоборот, ухудшается. Газетой «Аргументы и факты» был проведен опрос общественности самых развитых стран о том, товар какой страны по своему качеству является самым лучшим в мире. Результаты опроса показали, что на первом месте оказались товары Японии, а на последнем — тринадцатом — России. Нетрудно догадаться, как это отразилось на экономи­ке нашей страны.

От результатов в области качества сегодня зависит слиш­ком многое: удастся ли экономике России и ее предприятиям достаточно быстро интегрироваться в мировое хозяйство, войдет ли Россия в сообщество развитых стран как полноправ­ный его член или окажется на положении сырьевого придатка.

Успешная интеграция российских предприятий в междуна­родное разделение труда невозможна без стабильного качест­ва и на этой основе обеспечения конкурентоспособности продукции.

Решение проблемы качества отечественной продукции — это в значительной мере и решение проблемы выхода России из экономического кризиса. Об этом свидетельствует мировой опыт, в частности опыт Японии, стран Юго-Восточной Азии и др. Мы этот опыт, по непонятным причинам, почему-то отвергаем.

Естественно, актуальность проблемы качества продукции обусловливается и другими факторами.

Возникает вполне резонный вопрос: почему с переходом на рыночные отношения в России по-прежнему остается пренеб­режительное отношение к проблеме качества?

На наш взгляд, основными причинами такого явления можно считать:

не созданы условия для конкуренции;

отсутствует национальная программа по достижению вы­сокого уровня качества;

не адаптировались к рыночным условиям многие руково­дители предприятий;

снизилась роль государства, ее законодательных и испол­нительных органов в создании условий для решения этой важной проблемы.

7.1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

В научной и специальной литературе можно встретить самые различные формулировки сущности качества продук­ции, но есть и стандартная.

Качество продукции — это совокупность свойств, обуслов­ливающих пригодность продукции удовлетворять определен­ные потребности в соответствии с ее назначением.

Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге «Контроль качества продукции» под качеством изделия или услуги понимает: «Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатацион­ных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации».*

* Фейгенбаум А. Контроль качества продукции/Сокр. пер. с англ./Автор предисловия и науч. ред. Н. В. Гличев. — М.: Экономика, 1996. — С. 98.

Далее автор подчеркивает, что качество определяется не инженером, не с помощью методов общего управления, а потребителем. В основу качества заложен опыт потребителя, накопленный им при эксплуатации изделия или использовании услуги.

Некоторые отечественные специалисты качество продукции называют зеркалом научно-технического прогресса. Можно сказать и так, что качество продукции — это зеркало работы предприятия и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.

Качество продукции не только техническая, товаровед­ческая, но и важнейшая экономическая категория. Как эко­номическая категория оно тесно связано с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость — это полез­ность товара вообще, то качество продукции — это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Качество не только неразрывно связано с потребительной стоимостью, но и неотделимо от нее, однако нетождественно ей. Качество характеризует одно или одно­временно несколько свойств потребительной стоимости, свя­занных с удовлетворением общественной потребности. Потре­бительная же стоимость является более широким понятием и охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связан­ных с удовлетворением той или иной потребности. Качество характеризует степень общественной полезности потребитель­ной стоимости, меру пригодности для удовлетворения кон­кретной потребности.

Качество продукции как экономическая категория тесно связано и в значительной степени формирует такие экономи­ческие показатели работы предприятия, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность и др.

Значение повышения качества продукции необходимо рас­сматривать как на макро-, так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия.

Повышение качества на макроуровне позволяет:

• увеличить экспорт товаров и услуг;

• улучшить структуру экспорта;

• осуществить на практике ускорение НТП;

• повысить эффективность общественного производства, так как улучшение качества продукции в конечном итоге ведет к улучшению использования средств и предметов труда, рабочей силы и финансовых ресурсов;

• повысить благосостояние народа, так как с улучшением качества продукции увеличивается реальная заработная плата;

• повысить престиж государства со всеми вытекающими отсюда последствиями;

• воспитывать граждан в духе прекрасного и многое другое.

Таким образом, высокий уровень качества продукции для государства означает ускорение НТП, повышение эффектив­ности общественного производства и экспорта, могущество и процветание. Поэтому государство должно проводить полити­ку, направленную на повышение и поддержание высокого качества выпускаемой продукции, и для этого должны быть задействованы все государственные рычаги, в первую очередь правовые основы.

Качество продукции относится к числу наиважнейших показателей деятельности предприятий любой формы со­бственности.

Для предприятия в условиях рыночных отношений посто­янный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджа предприятия.

Имидж высокого уровня — это известность и популяр­ность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фир­ме, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля — товарному знаку, средствам рекламы и др. В условиях рынка и конкуренции, если фирма имеет товар высокого качества, пользующийся устойчивым спросом, она имеет все, и на­оборот.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии — это высокий его имидж у покупателей, это выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивого финансового положения предприятия.

7.2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Уровень качества продукции определяется на основе систе­мы показателей ее качества. Для определения этого уровня необходимо знать численное значение каждого из этих показа­телей и сравнить с аналогичными показателями продукции, принятой в качестве базовой для сравнения.

Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции применяются следу­ющие методы:

измерительный метод (при помощи инструментов, при­боров);

регистрационный метод, который основан на регистрации и подсчете: числа определенных событий (например, отказов при испытаниях) или предметов (например, стандартизованных, уни­фицированных, оригинальных, защищенных патентами). Регист­рационным методом могут определяться такие показатели, как безотказность, патенто-правовые, стандартизация, унификация;

вычислительный метод основывается на применении специ­альных математических моделей для определения показателя качества продукции;

органолептический метод предусматривает анализ воспри­ятия человеческих органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных значе­ний зависят от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих;

социологический метод осуществляется на основе сбора и анализа мнений о продукции ее фактических или возможных потребителей;

экспертный метод реализуется группой специалистов, на­пример дизайнеров, дегустаторов.

На практике для оценки уровня качества продукции исполь­зуется система показателей, которая включает в себя обобща­ющие и единичные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества продукции в целом по отрасли или предприятию. К этим показателям относятся: сортность, марка, класс, содер­жание полезного вещества, доля продукции, соответствующая мировым стандартам, и др.

Единичные показатели очень разнообразны и зависят от специфики той или иной продукции. Их можно объединить в две большие группы: единичные показатели предметов труда и единичные показатели средств труда.

Единичные показатели предметов труда более разнообраз­ны и специфичны и зависят от сущности предмета труда. Например, железорудное сырье характеризуют такие показа­тели, как содержание железа, влажность, крупность, основность, содержание вредных и полезных примесей и др.

О качестве той или иной ткани можно судить по таким показателям, как прочность, расцветка, гигроскопичность, несминаемость и др.

Индивидуальные показатели средств труда, несмотря на их многообразие, можно объединить в следующие группы: тех­нологические, эксплуатационные, эргономические и эстетичес­кие, патентно-правовые, экономические, каждая из которых характеризует качество средств труда с определенной стороны.

Показатели технологичности имеют большое значение при организации производства, эксплуатации и ремонте изделия. Технологичность конструкций продукции машиностроения оценивается многими единичными и комплексными показа­телями. К их числу относятся показатели сборности (блочности) изделия, трудоемкость и материалоемкость изделия, показатели степени использования прогрессивных и экономич­ных материалов, показатели унификации и стандартизации изделия и др.

Эксплуатационные показатели характеризуют средства труда в процессе их эксплуатации. Основными из них являют­ся: производительность, мощность, показатели надежности, скорость, расход ТЭР и др.

Надежность продукции является одним из важнейших пока­зателей качества продукций и означает способность сохранения в заданном отрезке времени всех ее потребительских свойств.

К наиболее важным единичным показателям надежности относится средняя наработка на отказ (То), которая определя­ется (по ГОСТ 27002-89) как отношение суммарной наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки.

Другим, не менее важным единичным показателем надеж­ности является среднее время восстановления (tВОС), под кото­рым понимается математическое ожидание времени восстано­вления работоспособного состояния объекта после его оста­новки.

Математически показатель надежности (Кн) можно выра­зить следующим образом:

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 6 страница - student2.ru

Физически Кн показывает ожидаемое отношение работо­способного состояния объекта к его сроку службы.

Наиболее характерным единичным показателем, значение которого указывается в паспортных данных на продукцию, является гарантированное время работы до первого ремонта (Tгap). Это наиболее объективный показатель, так как его невыгодно произвольно завышать (возрастают убытки произ­водителя продукции при гарантированном обслуживании ма­лонадежной продукции) и произвольно занижать (замалчива­ются достижения производителя в части фактического обес­печения надежности). Таким образом, гарантированное время работы должно автоматически поддерживаться на оптималь­ном фактическом уровне, обеспечивающем рекламу и прибыль производителю продукции.

Другим единичным показателем, особенно важным с точки зрения потребителей, является среднее время ремонта (tpем), под которым понимается то время, когда потребитель лишен возможности пользоваться продукцией из-за ее ремонта. Со­кращение этого времени является составной частью конкурен­тоспособности продукции.

Таким образом, показатель надежности по этому критерию будет выглядеть следующим образом:

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 6 страница - student2.ru

Эргономические показатели делятся на четыре основные группы: гигиенические (освещенность, температура, влаж­ность, давление и т.п.); антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей, соответствие конструкции изделия распределению мас­сы тела человека и т.п.); физиологические и психофизические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям чело­века); психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, соответствие закреп­ленным и вновь формируемым навыкам человека при пользо­вании изделием).

Эстетические показатели включают выразительность, ори­гинальность внешнего вида, гармоничность, целостность, со­ответствие среде, стилю и др.

Патентно-правовые показатели качества характеризуют патентную чистоту продукции, ее конкурентную способность на мировом рынке.

Экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, про­дажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).

Среди экономических показателей особое значение имеет цена потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя. Цена потребления обычно существенно выше продажной цены (в общих эксплуатационных расходах за весь срок жизни грузовика продажная цена занимает лишь 15%, магистрального самолета — примерно 11%, бытового холодильника — 10%, трактора — 25%).

Показатели качества продукции необходимы для анализа и планирования уровня качества продукции на предприятии и определения ее конкурентоспособности.

7.3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества продукции как более широкое понятие.

Качество продукции может быть выражено математически через уровень качества.

Уровень качества продукции — относительная характери­стика продукции, основанная на сопоставлении значений пока­зателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции, с базо­выми значениями соответствующих показателей. Базовыми значениями показателей качества обладает базовая модель, за которую должен быть принят отечественный или зарубежный аналог наивысшего на данное время качества.

Оценка уровня качества продукции — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.

Технический уровень продукции — относительная харак­теристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершен­ство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями (ГОСТ 15467-79).

В международных стандартах нет понятия «технический уровень продукции», поэтому в них отсутствует и определение этого понятия.

Согласно ГОСТ 15467-79, под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техничес­кое совершенство оцениваемой продукции, определение значе­ний этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Определение технического уровня продукции позволило в прошедший период проводить относительную оценку тех­нического совершенства оцениваемой продукции по сравнению с лучшими отечественными или зарубежными аналогами. Но само понятие технического уровня продукции не включает в себя категории рыночной экономики: оценки покупательского спроса, конкурентоспособности и пр.

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпуска­емой продукции. Одним из таких критериев может служить конкурентоспособность продукции.

Различают два понятия: «конкурентоспособность предпри­ятия» и «конкурентоспособность товара».

Под конкурентоспособностью предприятия понимается спосо­бность предприятия производить конкурентоспособную проду­кцию за счет его умения эффективно использовать финан­совый, производственный и трудовой потенциал.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокуп­ность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупа­теля и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посыл­ки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Практика определения конкурентоспособности товара ос­новывается на сравнительном анализе его совокупных харак­теристик с товарами-конкурентами по степени удовлетво­рения конкретных потребностей и по цене потребления.

Конкурентоспособность продукции может быть выражена ко­личественно через показатель конкурентоспособности.

Известно несколько способов определения этого важней­шего показателя. Остановимся на более распространенных.

Первый способ. Критерием для определения конкуренто­способности техники является цена потребления этого товара, которая определяется из выражения

Цп = Цпр + Ип,

где Цп — цена потребления;

Цпр — цена продажная;

Ип — издержки у потребителя этой продукции за весь нор­мативный срок ее службы.

Для покупателя все расходы делятся на две основные кате­гории. Во-первых, это постоянные затраты, которые осуществ­ляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, это переменные затраты, осуществ­ляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

Величину переменных затрат (Ип) для юридических лиц можно определить по формуле

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 6 страница - student2.ru

где ЗП — годовой фонд заработной платы обслуживающего пер­сонала с отчислениями на социальные нужды;

Ирем — годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;

Имр — годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазоч­ные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;

А — годовая величина амортизации;

Ипр — прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;

Тн — нормативный срок службы.

По мере старения изделия сумма переменных затрат воз­растает, и соответственно увеличивается их доля в цене потреб­ления.

На основе этих противоположных тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Пе­риод, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, на­зывается экономическим ресурсом изделия.

С выработкой этого ресурса потребитель должен прекра­тить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен на­ходиться в непосредственной близости к установленным сро­кам полного амортизационного списания.

Таким образом, для покупателя цена потребления товара (техники) означает очень многое, в первую очередь как этот товар проявит себя при его эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособ­ность.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести вари­анты в сопоставимый вид.

Технические параметры при этом методе определения кон­курентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продаж­ной цене и цене потребления).

Второй способ. При определении конкурентоспособности товара по этому способу учитываются два критерия: себе­стоимость производства и реализации товара и уровень его качества.

Явно более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высокий по сравне­нию с товаром-конкурентом.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов бо­лее конкурентоспособным является тот, у которого ниже себе­стоимость. На это обстоятельство стоит обратить особое вни­мание. Дело в том, что в России за 1995 г. цены на многие товары достигли максимума, а цены на некоторые из них даже превысили мировые. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и ре­ализации. Это совершенно новая ситуация для предприятий, а руководители многих из них в психологическом плане не гото­вы к этому.

Третий способ. Этот способ основан на сопоставлении това­ров-конкурентов с учетом их технического уровня и продаж­ной цены.

Согласно этому методу вначале определяются количест­венные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 6 страница - student2.ru

где КП — комплексный показатель уровня качества товара;

КПэ — комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;

КПт — комплексный показатель технического уровня;

КПн — комплексный показатель надежности.

На втором этапе определяются показатели конкурентос­пособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 6 страница - student2.ru

где Пкi, Пкб —показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона;

КПi, КПб — комплексный показатель уровня качества сравнивае­мого образца и товара-эталона;

Цi, Цб — предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.

Если Пкi > Пкб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пкi < Пкб — менее конкуренто­способным; если Пкi = Пкб — конкурентоспособность оди­накова.

Наиболее наглядное представление дает относительный по­казатель конкурентоспособности (ОПк):

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 6 страница - student2.ru

Если ОПк ³ 1, то показатель конкурентоспособности рас­сматриваемого образца превышает или равен показателю кон­курентоспособности базового.

Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не учитывает, насколь­ко хороши эти товары в эксплуатации.

Четвертый способ. При этом методе уровень конкуренто­способности определяется на основе сопоставления как тех­нических, так и экономических параметров. При этом из тех­нических параметров выбираются только такие, которые в наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчиты­ваются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные параметрические индексы (Iтп) по каждому сравниваемому изделию:

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 6 страница - student2.ru

где Ii — индивидуальный индекс i-то технического параметра;

аi — вес i-го параметра.

Создание весовой базы технических параметров — это наиболее ответственная и сложная часть всего анализа кон­курентоспособности. Основным источником данных для по­строения весовой базы являются рыночные исследования — спрос потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом то­варов, в той или иной степени знакомые с требованиями потребителей.

Сопоставление сводных технических параметров по каж­дому изделию дает возможность определить наиболее пред­почтительное из них для покупателя. Более конкурентоспособ­ным считается то изделие, у которого значение Iтп является максимальным.

Сводный индекс по экономическим параметрам (Iэп) опре­деляется из выражения

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 6 страница - student2.ru

где Цпi, ЦПo — цена потребления соответственно сравниваемого и базового образца.

Если Iэп < 1, то это означает, что сравниваемый образец является более конкурентоспособным по сравнению с базовым по экономическим параметрам; если Iэп > 1 — наоборот; если Iэп = 1 — изделия равнозначны.

Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим, так и по экономическим параметрам определяет­ся интегральный показатель конкурентоспособности (Ки):

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 6 страница - student2.ru

где Iтп — сводный индекс по техническим параметрам;

Iэп — сводный индекс по экономическим параметрам.

Данный метод является более предпочтительным по срав­нению с предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации.

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 6 страница - student2.ru 7.4. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежа­щего качества, т.е. зависят от деятельности самого предпри­ятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифициро­вать в следующие группы: технические, организационные, эко­номические, социально-психологические.

Технические факторы самым существенным образом влия­ют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качествен­ного сырья — материальная основа для выпуска конкуренто­способной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производст­венной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управ­ления качеством и его сертификации, улучшением работы слу­жбы ОТК и другими организационными мероприятиями.

Наши рекомендации