Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 7 страница

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходи­мого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за про­изводство высококачественной продукции.

Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, вос­питание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе — все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы — технические или со­циально-психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способ­ствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относят­ся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; норма­тивные документы в области качества продукции; необходи­мость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупа­телей, деловых людей и др.

В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны между собой и все они влияют на качество продукции.

Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. По­этому соответствующие службы предприятия должны их ран­жировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество про­дукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффек­тивно управлять качеством продукции.

Неотъемлемым атрибутом рыночной экономики является конкуренция, и она играет очень важную позитивную роль. Конкуренция для предприятий является значительной побуди­тельной силой для ускорения НТП и выпуска конкуренто­способной продукции. Она заставляет их не только внедрять все новое и передовое, но и наиболее рационально использо­вать все имеющиеся ресурсы на предприятии.

Конкуренция в широком смысле слова означает соперниче­ство в любой сфере деятельности. Если рассматривать кон­куренцию с чисто экономических позиций, то она означает соперничество между коммерческими организациями за на­иболее выгодные условия производства и сбыта, за получение более выгодного заказа с целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас или в будущем.

Конкуренция и монополия образуют диалектическую общ­ность, постоянно противостоят друг другу на рынке и являют­ся неотъемлемой чертой рыночных отношений. Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господ­ствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции между аналогичными товарами, удовлет­воряющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую конкуренцию можно также назвать межфирменной или предметной.

Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные по­требности потребительского и производственного спроса, т.е. речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности производства.

По методам осуществления конкуренцию можно подраз­делить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по бо­лее низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большими надежностью и сроками службы, с более высокой производительностью.

В последнее время важную роль стали играть такие пара­метры изделия, как экологичность, энергоемкость, эргономи­ческие и эстетические качества, безопасность. Большее, чем раньше, значение стали играть надежность и репутация фир­мы-производителя или поставщика, ее престижность. Важны­ми инструментами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.

Конкуренция играет очень важную роль в экономике толь­ко в том случае, если она добросовестная. К сожалению, встречается и недобросовестная конкуренция. Недобросовест­ная конкуренция — это такие методы конкурентной борьбы, которые связаны с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К таким методам относятся: продажа по ценам ниже себестоимости, или демпинг, с целью подрыва позиций конкурента и дальнейшего вытеснения его с рынка; злоупотребление господствующим положением на рынке, на­пример чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки; ложная информация и реклама; недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов; нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг. Недобросовестная конкуренция в большинстве разви­тых стран запрещена законом.

С переходом на рыночные отношения в России начала появляться и довольно часто недобросовестная конкуренция, что связано с монополизацией экономики, неразвитостью за­конодательной основы в этой области и пассивностью госу­дарства в борьбе с этим явлением, что привело к появлению на рынке недоброкачественных продукции и всевозможных услуг.

Стандартизация и сертификация — это основа для выпуска в стране высококачественной продукции.

В Российской Федерации в 1993 г. приняты законы «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О стандартизации продукции и услуг». Сегодня эти законы вмес­те с рядом других законодательных актов, в том числе с законами «О защите прав потребителей», «Основами законо­дательства РФ об охране труда», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на­селения» и рядом других государственных актов, образовали единое правовое пространство, придав деятельности по стан­дартизации, метрологии и сертификации преимущественно со­циальную направленность.

Стандартизация во всем мире является проводником каче­ства и ускорения НТП, поэтому от ее состояния в стране зависит очень многое.

Рассмотрим сущность основных понятий в области стан­дартизации, изложенных в новом Законе РФ «О стандартиза­ции». Под объектом стандартизации в широком смысле пони­маются продукция, процессы и услуги, которые в разной степе­ни относятся к любому материалу, компоненту, оборудо­ванию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функ­ции, методу или деятельности.

Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характе­ризующийся отсутствием возражений по существенным воп­росам у большинства заинтересованных сторон и утвержден­ный признанным органом (или представителем), в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного ис­пользования правила, общие принципы, характеристики, тре­бования и методы, касающиеся определенных объектов стан­дартизации, и который направлен на достижение оптималь­ной степени упорядочения в определенной области (ГОСТ Р 1.0—92).

Стандарты основываются на обобщенных результатах на­уки, техники и практическом опыте и направлены на достиже­ние оптимальной пользы для общества.

В России нормативные документы по стандартизации под­разделяются на следующие категории:

• государственные стандарты РФ — ГОСТ Р;

• отраслевые стандарты —ОСТ;

• технические условия — ТУ;

• стандарты предприятия и объединения — СТП;

• стандарты научно-технических и инженерных обществ — СТО.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатыва­ют стандарты следующих видов:

• стандарты основополагающие;

• стандарты на продукцию, услуги;

• стандарты на процессы;

• стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

В зависимости от масштабности распространения стандар­тов они подразделяются на:

• национальные;

• региональные;

• межгосударственные;

• международные.

Национальный стандарт (ГОСТ Р) — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации одной страны.

Региональный стандарт — стандарт, принятый региональ­ной международной организацией по стандартизации.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — стандарт, приня­тый государствами, присоединившимися к соглашению о про­ведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемый ими непосредст­венно.

Международный стандарт — стандарт, принятый Междуна­родной организацией по стандартизации (ИСО).

Для новой российской системы по стандартизации харак­терны, во-первых, максимальное сближение требований отече­ственных и международных стандартов, во-вторых, сохране­ние обязательности требований государственных стандартов лишь к той части показателей, которые во всем мире подлежат законодательному регулированию, т.е. прежде всего показа­телей безопасности для человека и окружающей среды, тех­нической и функциональной совместимости и взаимозаменя­емости. Кроме того, характерно смещение приоритетов в сто­рону стандартов, регламентирующих методы испытаний и оценки объектов, что во всем мире признается необходимым для обеспечения доверия и взаимопонимания в сфере техники и технологии.

Вместе с тем фонд стандартов СССР сохранен. Эти стандарты и сейчас применяются как в России, так и в странах СНГ, обретя статус межгосударственных. Для ре­шения проблемы повышения качества продукции очень важ­но, чтобы отечественные стандарты систематически пере­сматривались и добавлялись новыми с учетом развития науки и техники, все время приближаясь к международным стандартам или опережая их.

Международная организация по стандартизации организо­вала в 1979 г. технический комитет «Управление качеством и обеспечение качества». В 1986 г. комитет, опираясь на британ­ские стандарты и опыт Международной электротехнической комиссии (МЭК), подготовил основополагающие стандарты ИСО серии 9000, которые были изданы в 1987 г. и в настоящее время получили всемирное признание. Сейчас они действуют в 73 странах мира, а также в ЕС, причем в 68 странах они введены непосредственно. Благодаря этому стандарты ИСО 9000 стали нормативной базой для сертификации (регистра­ции) продукции и систем качества предприятия. Такие системы уже существуют в 51 стране мира. Идеология ИСО 9000 лежит в основе работы Европейской организации по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Поэтому использование отечественны­ми предприятиями этой системы стандартизации имеет для них большое значение.

Стандарты ИСО серии 9000 определяют новое положение предприятия на рынке. Тот, кто первый внедряет их и пред­ставляет потребителю документы о том, что он работает в соответствии с этими стандартами, получает преимуществен­ное положение на рынке. Цена на его продукцию, как правило, в 2—4 раза выше цены той продукции, чей производитель не обладает соответствующим сертификатом.

Продукция, на которую в государственных стандартах установлены требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья или имущества граждан и охраны окружающей сре­ды, подлежит обязательной сертификации. Это вытекает из Закона РФ «О защите прав потребителей». Сертификация в России введена с 1 января 1992 г.

Сертификация — деятельность по подтверждению соответ­ствия продукции установленным требованиям.

Система сертификации — совокупность участков сертифика­ции, осуществляющих сертификацию по правилам, установ­ленным в этой системе.

Сертификат — документ, удостоверяющий, что на предпри­ятии выпускается продукция, соответствующая всем требова­ниям стандарта.

Кроме обязательной сертификации может быть и добро­вольная, но в этом случае предприятие получает на свою продукцию или услуги не Сертификат соответствия, как при обязательной, а Знак соответствия.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

• создание условий для деятельности предприятий, учреж­дений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономи­ческом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

• содействие потребителям в компетентном выборе про­дукции;

• содействие экспорту и повышение конкурентоспособно­сти продукции;

• защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

• контроль безопасности продукции для окружающей сре­ды, жизни, здоровья и имущества;

• подтверждение показателей качества продукции, заявлен­ных изготовителями.

Основная задача сертификации — добиваться, чтобы сертификаты, выданные в стране, признавались нашими зарубежными партнерами, чтобы эти сертификаты открывали отечественной продукции путь на внешний рынок.

Вся ответственность за сертификацию в стране возложена на Государственный комитет РФ по стандартизации и его органы, наделенные этими полномочиями. К началу 1996 г. в системе сертификации ГОСТ было аккредитовано более 300 органов по сертификации и около 1000 испытательных лабора­торий и центров, как отечественных, так и зарубежных.

Предприятие, планирующее сертифицировать свою продук­цию, должно направить заявку в Госстандарт или в орган, который уполномочен им на проведение этой работы. Гос­стандарт после получения такой заявки сообщает предпри­ятию, какой организацией будет осуществлена проверка про­изводства и в какой лаборатории будут проведены испытания продукции.

Если проверка и испытания подтвердили, что продукция соответствует требованиям стандарта, то составляется прото­кол, который направляется затем в органы Госстандарта. Госстандарт на основе этих подтверждающих документов вы­дает предприятию-изготовителю Сертификат соответствия максимум на 3 года.

Все расходы, связанные с процедурой сертификации про­дукции, оплачиваются предприятием-заявителем, которые за­тем списываются на издержки производства.

7.5. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

На качество продукции, как уже отмечалось ранее, влияют многие факторы, и все их необходимо учитывать при решении проблемы повышения качества продукции на предприятии, т.е. решение этой проблемы требует комплексного подхода. Впер­вые такой подход был осуществлен в 60-х годах, на предпри­ятиях г. Саратова, где была внедрена так называемая система БИП — система бездефектного изготовления продукции. Ос­новной упор в этой системе делался на непосредственных изготовителей. Был разработан и применен критерий оценки качества труда — это процент сдачи продукции с первого предъявления.

Однако саратовская система при всех достоинствах, а они проявились довольно ярко и быстро, имела и ряд недостатков. В частности, она не позволяла контролировать и управлять уровнем разработок и проектирования изделий, не охватывала другие стадии их жизненного цикла — реализацию и эксплу­атацию. Относительно ограничена была и сфера применения системы. Но эффективность ее положительных элементов под­толкнула другие предприятия на поиск более совершенных систем.

В 1957—1958 гг. на предприятиях г. Горького появилась система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого изделия). В ней наряду с элементами бездефектного изготовле­ния продукции и сдачи ее с первого предъявления внимание обращалось на управление качеством изделий в период их проектирования и внедрения в производство.

Еще дальше пошли ярославские и кременчугские маши­ностроители. В 1963 г. они разработали и внедрили систему НОРМ (научная организация работ по увеличению мото­ресурса двигателя). В ней учитывался опыт саратовцев и горьковчан. Но был введен и новый важный элемент — управление связями между потребителями и проектировщи­ками двигателя.

Следующий этап в становлении комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП) — это создание и применение системы бездефектного труда (СБТ) на предпри­ятиях г. Львова в 1964 г. Ее суть заключалась в том, что критерием оценки труда работников является коэффициент качества труда не только производственников, но и работни­ков всех служб предприятия, не только отдельных исполни­телей, но и коллектива.

В 1972—1973 гг. сложилась уже комплексная система упра­вления качеством продукции (КСУКП) — совокупность тех­нических, организационных, экономических, социальных меро­приятий, регламентированных стандартами предприятия и действующих во времени непрерывно. Система давала воз­можность планомерно воздействовать на факторы, влияющие на технико-экономические и эстетические свойства продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Организационно-технической базой КСУКП стали стандар­ты предприятия (СТП). СТП являются стержнем, содержани­ем КСУКП. Комплекс стандартов предприятия подразделялся на основной стандарт, который определял общие положения системы, и на совокупность специальных вспомогательных стандартов, обеспечивающих реализацию функций системы управления качеством продукции на предприятии.

Были разработаны и общие принципы построения и функ­ционирования КСУКП как одной из основных частей общего управления предприятием:

• непрерывность управления качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла этой продукции;

• единство и взаимосвязь общих и специальных функций управления. Государство уделяло хоть какое-то внимание про­блеме качества, и это заставляло предприятия как-то работать в этой области. Не стояла на месте и теория. Проводились НИР, издавались книги, монографии, т.е. шел процесс накап­ливания знаний как в теории, так и на практике. В этом заключается положительный момент пройденного пути. Весь этот опыт мог бы пригодиться при переходе России на рыноч­ные отношения, но этого не случилось. В этот период пробле­ме качества не уделялось должного внимания ни со стороны государства, ни на самих предприятиях. Попав в тяжелое финансовое положение, руководители этих предприятий дума­ли прежде всего о том, как выжить и не обанкротиться, не подозревая, что для них возможен единственный способ выхо­да из создавшегося положения — это улучшение качества продукции.

Сейчас наблюдается классическое противоречие: психоло­гическое отношение руководителя к качеству (некоторые назы­вают это «синдром первого руководителя») остается про­шлым, а социально-экономическая ситуация меняется.

Настоящие менеджеры уже давно поняли, что в усло­виях рынка финансовое положение предприятия зависит в первую очередь от качества выпускаемой продукции. Напри­мер, директор Саратовского завода резервуарных конструкций А. С. Саратовский, сделав основную ставку на качество продук­ции и систему качества, добился значительных успехов. Не случайно завод стал одним из немногих предприятий в России, имеющих сертификат Л. Лойда. Это оказало существенное содействие продвижению продукции завода на внешний рынок и увеличению ее цены в несколько раз.

Другой пример. АО «Орлэкс» (бывшее Орловское ПО «Промприбор») сертифицировало свою систему качества и получило сертификат Л. Лойда, а вместе с ним и существенные экономические выгоды.

Необходимость создания, внедрения и сертификации со­временных систем управления качеством продукции стали осо­знавать многие руководители отечественных предприятий.

В настоящее время все системы качества и все подходы в этой области можно разделить на два класса: системы по стандартам ИСО серии 9000 и «общефирменные системы качества».

В соответствии со стандартами ИСО серии 9000 главная целевая установка системы качества — обеспечить качество, требуемое потребителем.

Концепция общефирменной системы качества предусмат­ривает постоянное улучшение качества. Общефирменная систе­ма качества продукции получила широкое распространение, в частности, на японских предприятиях. Основные правила рабо­ты по этой системе:

1) ноль дефектов;

2) предупреждение дефектов, а не их устранение;

3) все производственные отношения между подразделени­ями, а также между персоналом предприятия рассматривают­ся и строятся как отношения потребителя и поставщика;

4) постоянное обучение персонала управлению качеством.

Для российских предприятий ближе система управления качеством по стандартам ИСО серии 9000, поэтому она и получает все большее распространение.

Внедрение системы управления качеством позволяет решить на предприятии следующие задачи:

• обеспечить стабильный выпуск высококачественной про­дукции;

• увеличить объем производства и найти рынки для ее реализации;

• повысить возможные продажи продукции по более высо­ким ценам;

• решить проблему конкурентоспособности продукции и устойчивого финансового положения.

Данные системы позволяют вносить необходимые коррек­тировки в процесс управления предприятием на стадии как «жизненного цикла» продукции, так и товара.

Различают следующие этапы «жизненного цикла» про­дукции:

первый этап — исследование и проектирование;

второй этап — изготовление продукции;

третий этап — обращение и реализация;

четвертый этап — эксплуатация продукции.

На всех этих стадиях требуется свой подход, чтобы обес­печить необходимый уровень качества выпускаемой продук­ции. Но этого мало. На предприятии необходимо системати­чески отслеживать, на какой стадии «жизненного цикла» нахо­дится тот или иной товар, так как от этого зависят конкретные действия предприятия.

На рис. 7.1 показан «жизненный цикл» товара.

Обычно выделяются четыре стадии «жизненного цикла» то­вара: внедрение, рост, зрелость, спад. Некоторые специалисты вводят еще одну стадию — насыщение рынка (перед спадом).

Внедрение — это период появления нового товара на рынке и постепенного увеличения объема его продаж. Прибыли от сбыта товара в это время практически нет либо она очень мала вследствие больших издержек производства (которое тоже еще не стало массовым), а также расходов на рекламу и продвиже­ние товара, маркетинговые мероприятия.

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 7 страница - student2.ru

Рис. 7.1. «Жизненный цикл» товара

Рост — это период признания товара рынком (потреби­телем), когда объем продаж (и производство) заметно увели­чивается, товар начинает приносить прибыль.

Зрелость — период, когда рост объема продаж замедляется или стабилизируется, а прибыль достигает максимального значения. Однако удается далеко не всегда поддержать высо­кий уровень прибыли, так как начинают возрастать затраты на поддержание конкурентоспособности данного товара и созда­ние (продвижение на рынок) тех, которые придут ему на смену.

Спад — это период резкого снижения объема продаж и раз­мера прибыли. Производитель принимает решение об уходе с рынка либо остается на нем на какое-то время, если это еще выгодно.

Для типичного товара самой короткой является стадия внедрения, а наиболее длительной во времени — стадия спада. Концепция «жизненного цикла» товара имеет большое значе­ние для определения поведения фирмы на рынке, а для этого фирма должна отслеживать и знать, на какой стадии находит­ся тот или иной ее товар. Если товар находится на последней стадии, то в этом случае необходимо принимать срочные меры по модернизации данного товара или по выпуску нового.

7.6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, МЕТОДИКА ЕЕ РАСЧЕТА

Ранее уже отмечалось, что улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эф­фективности общественного производства и отдельного пред­приятия.

Экономическая эффективность от улучшения качества про­дукции может быть выражена следующей формулой:

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 7 страница - student2.ru

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффек­тивности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.

Для определения экономической эффективности от улучше­ния качества продукции необходимо учитывать следующее:

1) для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные за­траты;

2) экономический эффект от улучшения качества продук­ции проявляется в основном не у изготовителя, а у ее по­требителя;

3) необходимо учитывать полученную экономию от сниже­ния брака;

4) предприятие при улучшении качества продукции получа­ет экономическую выгоду от: увеличения выпуска и реализа­ции продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.

В конечном итоге это проявляется в получении дополни­тельной прибыли на предприятии, которая может быть опре­делена по формуле

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 7 страница - student2.ru

где D П — общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции;

D Пv — дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продук­ции;

D Пу — дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены;

Сд — дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции;

Cбр — величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.

Для упрощения расчетов величину Л П можно определить по формуле

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 7 страница - student2.ru

где Цнст — новая и старая продажная цена;

Сст , Сн — себестоимость единицы продукции до и после улучше­ния качества продукции;

Vст, Vн — объем выпуска продукции до и после улучшения каче­ства продукции.

Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так:

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 7 страница - student2.ru

где Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

К — дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.

Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капи­тальных вложений (Е) и сравнить его с нормативной вели­чиной (Ен) или с рентабельностью активов предприятия (Rа).

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности 7 страница - student2.ru

Если Е > Ен, или Е>Rа, то в этом случае вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества про­дукции выгодно, и наоборот.

На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества про­дукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:

• повышение технического уровня производства;

• повышение уровня квалификации персонала;

• совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;

• внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;

• повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продук­ции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;

• повышение технического уровня метрологической служ­бы на предприятии;

• воспитание коллектива в духе гордости за качество выпу­скаемой продукции и марку своего предприятия;

• материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;

• создание службы маркетинга;

• внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;

• снижение издержек на производство и реализацию про­дукции;

• изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;

• проведение действенной рекламы;

• установление оптимальной продажной цены и др. Этот перечень можно было бы продолжать, но беда в том, что это все разрозненные мероприятия, реализация каждого из них может привести к улучшению качества продукции, но не решает проблему качества в целом. Для этого требуется комп­лексный подход к решению этой проблемы, т.е. на каждом предприятии (особенно крупном и среднем) должна быть раз­работана и внедрена система управления качеством продукции в соответствии со стандартом ИСО 9000.

Данная система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить ста­бильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Пожалуй, главное во всем этом — позиция дирек­тора предприятия. Если директор понимает значимость проб­лемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.

Выводы

В современных условиях проблема повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности для Рос­сии является наиболее актуальной.

Наши рекомендации