Факторы, определяющие спрос и предложение
Спрос (D)- это желание и способность покупателя приобрести благо (потребность, подтвержденная платежеспособностью)
Закон спроса (динамика спроса).При повышении цены спрос падает и наоборот (обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на этот товар).
Кривая спроса. D наклонена вниз, так как существует обратная зависимость P и Q.
Цена спроса – максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель.
Р (цена)
Закон спроса отражается на кривой
спроса и показывает все варианты
соотношений цены и количества.
D1
D
D2
Q (количество)
Факторы, влияющие на спрос
Изменение «величины спроса» Объем спроса (изменение цены, движение по кривой D) | Изменение в «спросе» Функция спроса (цена постоянная, изменение неценовых факторов, движение самой кривой D или вправо ) Qоа=F(Pa , Pb ,…,Pz , λ, W, T, F, S) Pa, Pb,…,Pz – цена товаров а,…,z соответствено; λ– доход поку-пателя; W– уровень благосос-тояния покупателя; Т– вкусы покупателей; F– мнение о своих перспективах; S– сезонность; |
Нормальный товар – товар, спрос на который растет при росте потребительского дохода.
Низший товар – товар, спрос на который падает при росте потребительского дохода (маргарин → сливочное масло).Эти свойства не являются внутренне присущими товарам (их так оценил потребитель)
Исключенияиз закона спроса: эффект ожидаемой динамики цен, эффект «цена – показатель качества», эффект престижного спроса; Изменение спроса (при изменении всех факторов, кроме цены):
увеличение доходов сдвигает кривую вправо и наоборот; высшая категория (нормальные товары) – спрос изменяется пропорционально изменению доходов; низшая категория (некачественные товары) – при падении доходов спрос растёт; вкусы – качественный товар сдвигает кривую вправо.
Предложение (S) – это то количество товаров и услуг, которое производитель готов поставить на рынок в нужное время в нужном месте.
Закон предложения –при повышении цены количество предложения товара увеличивается (прямая зависимость между P и Q).
Кривая предложенияпоказывает то количество товаров и услуг, которое предлагается по данным ценам в определённое время.
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продавать на рынке данное количество товаров.
Факторы, влияющие на предложение
Q
Объем предложения Изменение цены, движение по кривой S QSA-φ(PA) | Qsa=j(Pa, ... , Pz , K , L , N , F , Y , G) Qsa – объём предложения товара A; Pa, ... , Pz – цены товаров A ... Z; K – технологии, L – налоги и дота-ции, N – природно-климатические условия, Y – потребительские ожидания, G – число товаропроиз-водителей; P S2 S S2 S1 S S1 |
3.2. Равновесие на рынке товаров.
Рыночное равновесие – положение на рынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которое желает предложить производитель (объем спроса равен объему предложения). Это ситуация в точке Е, где Р0 – цена равновесия (главные координаты на рынке, по Адаму Смиту «невидимая рука рынка»). При дефиците – хозяин продавец, при избытке – потребитель. Модель идеального рынка – совершенная конкуренция (равноправные агенты, влияющие на равновесия спроса и предложения через цену).
Po – цена равновесия; Qo – объём равновесия;
Отклонение от рыночного равновесия
Избыточный спрос (D) Рыночная цена меньше равновесной цены Избыточный спрос Повышение цены | Избыточное предложение (S) Рыночная цена больше равновесной цены Избыточное предложение Снижение цены |
При цене Р0 излишек спроса будет толкать цену верх (конкуренция покупателей), а при цене Р0 предложение превышает спрос (конкуренция продавцов) и цена снизится до уровня равновесной.
D1, D2 при уменьшении D, снижение равновесной цены P1b и объема предложения Q1
D2 D2 при увеличении D, рост равновесной цены P2 и объёма предложения Q2.
S1 S1 - уменьшение S, повы-шение равновесной цены P3 и сокращение объёма предло-жения Q3.
S2 S2 - увеличение S, па-дение равновесной цены P4 и расширение объёма предло-жения Q4.
Вывод: равновесная цена устанавливается в результате свободного колебания спроса и предложения. Государствовоздействует на рыночный механизм через 1)фиксацию цен и 2)налоги. Цена – денежное выражение стоимости. Функции цены: ориентирующая, стимулирующая, распределительная. Системы цен: государственная, договорная, мировая.Помехи свободному движению цен: инфляция, монополия.