Раздел 3. Оплата и нормирование труда в организациях
Трудовые ресурсы – это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.
По характеру выполняемых функций персонал подразделяется на четыре категории: рабочие, руководители, специалисты и технические исполнители (служащие вспомогательного персонала).
Рабочие– это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п.
Руководители– работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители.
Специалисты – работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. К ним относятся экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, товароведы и др.
Технические исполнители (служащие вспомогательного персонала) – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, курьеры, чертежники, агенты и др.).
Для характеристики трудового потенциала предприятия используется целая система показателей. Количественная характеристика персонала измеряется в первую очередь такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников.
Списочная численность – это количество работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Она учитывает численность всех работников предприятия, принятых на постоянную, сезонную и временную работу.
Явочная численность характеризует число работников списочного состава, явившихся на работу в данный день, включая находящихся в командировках.
Среднесписочная численность – это численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, год). Среднесписочная численность работников за месяц определяется как частное от деления суммы всех списочных данных за каждый день на календарное число дней в месяце. При этом в выходные и праздничные дни показывается списочная численность работников за предыдущую дату.
Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднемесячной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12).
Качественная характеристика персонала представлена показателем производительности труда. Производительность труда (ПТ)– это его эффективность, результативность. Определяется по формуле:
ПТ = Р : ч
Факторы повышения производительности труда можно классифицировать по трем направлениям:
1. Факторы, создающие условия для роста производительности труда: уровень развития науки, повышения квалификации работников, укрепление трудовой дисциплины, сокращение текучести кадров и др.
2. Факторы, способствующие росту производительности труда: материальное и моральное стимулирование, совершенствование оплаты труда, внедрение научно и технически обоснованных норм труда, внедрение прогрессивной технологии и др.
3. Факторы, непосредственно определяющие уровень производительности труда на предприятии: механизация и автоматизация производственных процессов, улучшение качества труда, ликвидация простоев, устранение брака, совершенствование управления и организации труда.
Заработная плата (оплата труда) (ОТ) – это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода, зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.
Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве.
Под организацией заработной платы понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи количества и качества труда с размерами его оплаты, путем использования совокупности составных элементов (нормирования, тарифной системы, премии, доплат и надбавок).
Основная задача организации зарплаты состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от его коллектива и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого.
С организацией заработной платы на предприятии связано решение двуединой задачи:
- гарантировать оплату труда каждому работнику в соответствии с результатами его труда и стоимостью рабочей силы на рынке труда;
- обеспечить работодателю достижение в процессе производства такого результата, который позволил бы ему (после реализации продукции на рынке товаров) возместить затраты и получить прибыль.
Тем самым, через организацию заработной платы достигается необходимый компромисс между интересами работодателя и работника, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики.
Формы и системы оплаты труда – это способы использования норм труда для расчетов заработной платы работников с учетом особенностей их труда. Они основаны на том, что оплата труда работников устанавливается за:
- качество труда;
- количество труда;
- результат труда.
Структура доходов на предприятиях определяется соотношением трёх основных составляющих: тарифных ставок и окладов, доплат и компенсаций, надбавок и премий. Оклады определяют величину оплаты труда в соответствии с его сложностью и ответственностью при нормальных условиях работы и соответствующих затратах рабочей силы. Разработка и использование различных форм и систем оплаты труда позволяют применить к каждой группе и категории работающих определённый порядок исчисления заработка. Это обеспечивает более точный учёт количества и качества труда, вложенного работниками в конечные результаты производства.
Заработная плата состоит из двух основных составляющих:
1) условно постоянной (гарантированной) части, которую при полной отработке нормативного рабочего времени и качественного выполнения трудовых функций получит каждый исполнитель;
2) гибкой (переменной), которая имеет по преимуществу стимулирующий или компенсирующий характер
Переменная часть заработной платы включает такие элементы, как доплаты и надбавки. Каждый элемент заработной платы выполняет свои функции. Доплаты и надбавки связаны, как правило, с особыми условиями работы. Они носят относительно стабильный характер и персонифицированы, т. е. установлены для конкретного человека.
Ряд доплат и надбавок являются обязательными для предприятий всех форм собственности. Их выплата гарантирована государством и установлена Трудовым кодексом РФ. По характеру выплат доплаты и надбавки делятся на компенсационные и стимулирующие. В настоящее время применяется около 50 видов наиболее распространенных доплат и надбавок компенсационного характера. К ним относятся доплаты за работу в вечернее и ночное время; в выходные и праздничные дни; за сверхурочную работу; за разъездной характер работы; несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня; рабочим в связи с отклонениями от нормальных условий исполнения работы; за многосменный режим работы.
К числу обязательных относятся доплаты и надбавки за вредные, тяжелые и опасные условия труда.
К стимулирующим доплатам и надбавкам относят оплату за высокую квалификацию (специалистам); за профессиональное мастерство (рабочим); за совмещение профессий (должностей); за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ; за выполнение обязанностей отсутствующего работника; за обслуживание вычислительной техники и др.
Минимальный размер компенсационных доплат и надбавок гарантируется государством и обязателен для применения. Доплаты и надбавки стимулирующего характера устанавливаются по усмотрению руководства предприятия, и их размеры определяются предприятием самостоятельно. При определении размера доплат и надбавок стимулирующего характера учитываются конкретные условия работы.
Размер доплат и надбавок чаще всего определяется в процентах, т.е. относительно должностного оклада или тарифной ставки за отработанное время. Однако предприятие может устанавливать их и в абсолютной сумме — либо в равном размере для всех работников, либо дифференцированно. Размеры доплат и надбавок должны корректироваться при изменениях окладов или ставок с учетом инфляции.
Все выплаты работникам за год формируют фонд оплаты труда (ФОТ).
ФОТ= ОТгод * ч
Не включаются в фонд оплаты труда следующие выплаты работникам в денежной и натуральной формах:
1. Премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений, а также выплаты по системам премирования рабочих и служащих за производственные результаты, сверх размеров, предусмотренных законодательством.
2. Дивиденды, проценты по акциям членов трудового коллектива
3. Материальная помощь, а также беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные потребности.
4. Оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору сверх предусмотренных законодательством отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.
5. Надбавки к пенсиям; единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда; компенсационные выплаты в связи с повышением цен, производимые сверх размеров индексации доходов, предусмотренные действующим законодательством; компенсация удорожания стоимости питания в столовых, буфетах и профилакториях либо предоставление его по льготным ценам или бесплатно, кроме специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных законодательством.
6. Оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих отнесению на себестоимость продукции, работ, услуг.
7. Оплата жилья, путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в секциях, кружках, клубах, посещений культурно-зрелищных и физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки на периодические издания и товаров для личного потребления работников и другие аналогичные выплаты и затраты.
Уровень фонда оплаты труда (УрФОТ) – это доля ФОТ в объеме выручки от реализации.
УрФОТ=ФОТ : Р * 100
Вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства. Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.
Минимальный размер оплатытруда (МРОТ) представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства.
ВАЖНО!!! Изучите Трудовой Кодекс РФ в части механизма социальной защиты, предлагаемого государством. Ознакомьтесь с минимальным размером оплаты труда (МРОТ) и прожиточным минимумом в настоящее время.
При анализе эффективности использования кадров предприятия использования средств фонда оплаты труда используйте относительные показатели, рассматривая данные показатели в динамике.
Вопросы для самоконтроля, выносимые на экзамен:
1. Понятие оплаты труда
2. Системы и формы оплаты труда на предприятиях.
3. Состав ФОТ
4. Понятие персонала
5. Структура кадров предприятия.
6. Производительность труда
7. Факторы роста производительности труда на предприятиях.
Тестовые вопросы по изученному разделу:
1. Механизм минимальной социальной защиты государства не включает:
а) установление минимальной заработной платы
б) установление максимальной заработной платы
в) установление минимальной продолжительности отпуска
г) установление минимального размера пенсий
2. Среднесписочная численность работников – это показатель…
а) численности работников на определенную дату
б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках
в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации
г) численности работников в среднем за определенный период
3. Норма численности работников – это показатель…
а) численности работников на определенную дату
б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках
в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации
г) численности работников в среднем за определенный период
4. Списочная численность работников – это показатель…
а) численности работников на определенную дату
б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках
в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации
г) численности работников в среднем за определенный период
5. Явочная численность работников – это показатель…
а) численности работников на определенную дату
б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках
в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации
г) численности работников в среднем за определенный период
6. Показателем, характеризующим эффективность труда работников, является:
а) фондовооруженность
б) производительность труда
в) оплата труда
г) уровень фонда оплаты труда
7. Существуют две основные формы оплаты труда:
а) тарифная и окладная
б) сдельная и повременная
в) повременно-премиальная и сдельно-премиальная
г) аккордная и бригадная
8. Помимо оклада работник может также получать:
а) премии
б) надбавки
в) доплаты и компенсации
г) все вышеперечисленное
9. Уровень Фонда оплаты труда характеризует…
а) сумму всех выплат всем работникам предприятия за год
б) долю Фонда оплаты труда в объеме выручки
в) долю Фонда оплаты труда в общем объеме издержек обращения
г) долю Фонда оплаты труда в объеме валового дохода предприятия
10. Условием стабильности предприятия является:
а) опережение роста производительности труда по сравнению с ростом оплаты труда
б) опережение роста фонда оплаты труда по сравнению с ростом реализации
в) опережение роста оплаты труда по сравнению с ростом производительности труда
г) рост выручки, прежде всего, за счет роста численности работников
11. Факторами роста производительности труда являются:
а) повышение фондовооруженности
б) повышение фондоотдачи
в) повышение фондоемкости
г) снижение амортизационных отчислений
12. Рост производительности труда работников при сохранении их численности однозначно приведет к …
а) росту Фонда оплаты труда
б) снижению издержек предприятия
в) росту выручки предприятия
г) росту чистой прибыли предприятия
Раздел 4. Планирование и основные показатели деятельности организаций
Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Достаточно широко известна формула французского философа Огюста Конта: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять. В этой формуле хорошо выражена мысль о том, что управлять, а, следовательно, и планировать - нельзя без предвидения и что предвидеть можно только на основании имеющихся знаний.
Основные и необходимые элементы построения плана:
1) определение перспектив развития;
2) анализ сложившейся хозяйственной ситуации и тенденций ее развития;
3) разработка на этой основе программы мероприятий и выбор средств воздействия для достижения поставленной цели.
К основным методам разработки планов можно отнести: балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим факторам, программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближений), экономико-математические методы.
Существуют 4 ключевых принципа планирования:
- единство;
- непрерывность;
- гибкость;
- точность.
Одним из видов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является бизнес-план. Он является объективной оценкой собственной деятельности фирмы, необходимым инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.
Бизнес- план является целевым, программным документом, который представляет собой систему:
- расчётов;
- технико-экономических обоснований;
- совокупность экономических показателей;
- описание мер и действий.
Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.
Планирование производственно-коммерческой деятельности предприятия начинается с определения объема и возможностей производства и реализации продукции, т.е. производственной программы. В торговле процесс планирования начинается с определения объемов реализации (Р), а также поставок (П) и товарных запасов (З1 и З2 – запасов на начало и конец периода).
Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот — процесс обмена товаров на деньги. В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары — по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке. Показатель товарооборота имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика товарооборота — объем реализации в денежном исчислении, качественная — структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации. При этом используется показатель Удельного веса (доли) (Уд.в):
Уд.в.= часть:целое * 100
Товарооборот анализируется в динамике, определяется темп роста (Тр) товарооборота:
Тр = Р текущего периода : Р прошлого периода * 100
Кроме того, оценивается степень выполнения плана (%вп) товарооборота:
%вп = Р фактическ : Р планов * 100
Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.
Различают розничный и оптовый товарооборот.
Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается — он поступает в сферу потребления.
По классификации ООН розничный товарооборот относится к показателям, характеризующим уровень жизни. Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.
Оптовый товарооборот — это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
Оптовый товарооборот по реализации — это продажа товаров предприятиям розничной торговли, общественного питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу.
Внутрисистемный оптовый товарооборот — это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, используется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам.
Таким образом, оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый товарооборот — движение товаров между звеньями оптовой торговли.
Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой товарооборот.
Товарная структура товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров.
Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период.
Для процесса бесперебойной торговля требуются товарные запасы — часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий.
До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. Товарные запасы меняют свой размер — они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами.
Товарные запасы торговых предприятий классифицируются по:
-местонахождению (в предприятиях торговли, промышленности, в пути);
-срокам (запасы на начало и конец периода);
-единицам измерения: абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные (в днях товарооборота);
назначению:
-текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий);
-сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);
-досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между сроками завоза товаров);
-целевые товарные запасы (для осуществления определенных целевых мероприятий).
Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов — одна из важных задач торговых предприятий: при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных (З2) и относительных показателях.
Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов (Здн), который измеряется в днях товарооборота по следующей формуле:
Здн=З2 * Д : Р
Уровень товарных запасов показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.
Соответственно:
З2 =Здн * Р : Д
Вторым важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости (В). Товарооборачиваемость позволяет оценить скорость обращения товарных запасов. Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующей формуле:
Вдн= Зср * Д : Р
Величина товарных запасов в днях и товарооборачиваемость являются взаимосвязанными показателями и зависят от следующих факторов:
• звенность товародвижения;
• колебания спроса;
• насыщенность товарных рынков;
• частота поставок;
• уровень цен и соотношение спроса и предложения на конкретные товары и товарные группы;
• объем и структура товарооборота конкретного предприятия и др.
В торговых предприятиях традиционно применяются три метода анализа и учета товарных запасов:
• инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могут перевешиваться и перемериваться.
• снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета.
• балансовый метод, основанный на использовании балансовой формулы:
З1+ П = Р + З2,
где П — поступление товаров за анализируемый период (руб.)
Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостаток данного метода — отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода неустановленные потери, что приводит к некоторым искажениям суммы запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятия остатков.
Реализация закупленных товаров требует определенных расходов.
Издержки обращения (ИО) — это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя.
Классификация издержек обращения по подотраслям деятельности обусловлена особенностями торгово-технологических процессов в различных торговых предприятиях. Специфика хозяйственной деятельности предопределяет высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях массового питания, а наиболее низкий — на предприятиях оптовой торговли.
В торговых предприятиях не ведется раздельного учета чистых и дополнительных издержек обращения. По степени зависимости от изменения товарооборота издержки подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-переменные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых изменяется с изменением объемов товарооборота. К условно-переменным относятся расходы по сдельной оплате труда, расходы на тару и упаковку, потери товаров и др.
Условно-постоянные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объемов товарооборота. К условно-постоянным относятся расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений и инвентаря, расходы на охрану и др.
Основными задачами анализа издержек обращения торговых предприятий являются:
- изучение объема структуры и динамики затрат;
- исследование факторов, оказывающих влияние на общий уровень издержек обращения и количественное измерение этого влияния;
- выявление непроизводительных расходов и потерь и разработка мероприятий по их устранению.
Анализ издержек может проводиться как в целом, так и по отдельным статьям.
Относительный уровень издержек обращения (УрИО), выраженный в процентах к товарообороту, показывает долю издержек обращения в объеме товарооборота предприятия торговли (в процентах):
УрИО= ИО : Р * 100
Большое значение имеет определение размера относительной экономии или перерасхода (Оэ\п):
Оэ\п = УрИО текщ периода – УрИО прошл периода) * Р текущ.пер
Знак "минус" означает, что достигнута относительная экономия издержек, а знак "плюс" — что допущен перерасход издержек. Смысл данного расчета сводится к тому, чтобы сравнить величину издержек, полученную фактически, с величиной издержек, которая наблюдалась бы при фактическом товарообороте и сохранении их базового уровня.
На производстве важнейшим качественным показателем, который показывает, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции является себестоимость продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг).
Необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат хотя и включается в себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для целей налогообложения их размеры корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы).
Себестоимость является базой для определения цены продукции. А издержки обращения – для расчета суммы торговой наценки (оптовой надбавки).
Цена – денежное выражение товарной стоимости продукции, работ, услуг.
Значение цены огромно: она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы; оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства, на уровень жизни общества.
Различают:
1. Рыночные цены – складываются в процессе взаимоотношения субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры:
- свободные;
- монопольные;
- демпинговые.
2. Регулируемые цены – складываются на рынке в процессе прямого государственного воздействия:
- фиксированные;
- предельные.
Кроме того, существует дифференциация цен по стадиям ценообразования:
1) оптовые цены изготовителя;
2) отпускные цены изготовителя;
3) розничные цены.
Формирование цен:
1. Оптовая цена изготовителя = Себестоимость + Прибыль производителя.
2. Отпускная цена = Оптовая цена изготовителя + Косвенные налоги (акциз, НДС).
3. Оптовая цена закупки = Отпускная цена + Посредническая надбавка.
(Посредническая надбавка = Издержки посредника + Прибыль посредника + НДС)
4. Розничная цена = Оптовая цена закупки + Торговая наценка
(Торговая наценкаа = Издержки обращения розничного предприятия + Прибыль торговли + НДС)
Ценовая политика предприятия – важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы, выбор ценовых рыночных стратегий.
Методика расчета цен на товары, как правило, состоит из следующих этапов:
1) постановка задач ценообразования,
2) определение спроса,
3) оценка издержек,
4) анализ цен и товаров конкурентов,
5) выбор метода ценообразования,
6) установление окончательной цены.
Существуют 2 основных метода ценообразования: затратные и ценностные (рыночные).
Цена и объем продаж определяют выручку предприятия.
Прибыльпроизводственного предприятия (Пр) – это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции, а также уплаты налога на добавленную стоимость.
На величину прибыли существенно влияют как объем выпускаемой продукции, так и ее ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование ценообразования и другие факторы. В свою очередь, прибыль воздействует на такие показатели, как рентабельность, платежеспособность предприятия и другие.
В торговле валовой доход (ВД) – это разность между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. То есть валовой доход представляет собой сумму торговых наценок. Экономическое назначение валового дохода — возмещение издержек обращения, уплата налогов и образование прибыли.
К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень валового дохода (УрВД), относятся:
- объем, состав и ассортиментная структура товарооборота;
-условия поставки товаров;
-экономическая обоснованность торговой наценки.
УрВД=ВД : Р * 100
Прибыль торгового предприятия от реализации товаров(Пр) - это разность между валовым доходом от реализации и расходами на реализацию товаров (издержками обращения), а также НДС. Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Выделяют налогооблагаемую прибыль. Эта прибыль является базой налогообложения налогом на прибыль. Чистая прибыль представляет собой разницу между валовой прибылью и налогом на прибыль. Она остается в распоряжении предприятия.
В отличие от прибыли, которая показывает абсолютный результат деятельности, существует относительный показатель эффективности работы предприятия - рентабельность. В общем виде он исчисляется как отношение прибыли к какому-либо показателю и выражается в процентах.
Рентабельность реализации, (продаж или товарооборота) (Рент) – основной показатель эффективности деятельности предприятия, показывает долю прибыли, приходящуюся на один рубль выручки от реализации:
Рент = Пр : Р * 100
В зависимости от цели расчетов наиболее часто рентабельность торгового предприятия определяют посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям:
- товарообороту;
- издержкам обращения;
- оборотным средства;
- основным средствам;
- торговой площади;
- собственному капиталу;
- активам.
ВАЖНО!!! При изучении данной темы необходимо использовать только современную литературу текущего года издания, а также Налоговый Кодекс РФ в действующей редакции (в части глав 21 и 25). Обратите внимание на то, что основные экономические показатели анализируются в динамике. При этом наибольшее внимание уделяется относительным показателям, определяется их взаимосвязь и взаимовлияние. Анализ является базой для дальнейшего планирования и разработки стратегии развития предприятия.
Вопросы для самоконтроля, выносимые на экзамен:
1. Издержки производства и обращения предприятия
2. Пути снижения издержек
3. Понятие и виды цен
4. Структура розничной цены. Элементы розничной цены
5. Эффективное управление ценами. Виды скидок
6. Основные источники доходов предприятия
7. Пути увеличения доходов предприятия
8. Прибыль: понятие, расчет прибыли