Раздел 3. Оплата и нормирование труда в организациях

Трудовые ресурсы – это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.

По характеру выполняемых функций персонал подразделяется на четыре категории: рабочие, руководители, специалисты и технические исполнители (служащие вспомогательного персонала).

Рабочие– это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п.

Руководители– работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители.

Специалисты – работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. К ним относятся экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, товароведы и др.

Технические исполнители (служащие вспомогательного персонала) – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, курьеры, чертежники, агенты и др.).

Для характеристики трудового потенциала предприятия используется целая система показателей. Количественная характеристика персонала измеряется в первую очередь такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников.

Списочная численность – это количество работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Она учитывает численность всех работников предприятия, принятых на постоянную, сезонную и временную работу.

Явочная численность характеризует число работников списочного состава, явившихся на работу в данный день, включая находящихся в командировках.

Среднесписочная численность – это численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, год). Среднесписочная численность работников за месяц определяется как частное от деления суммы всех списочных данных за каждый день на календарное число дней в месяце. При этом в выходные и праздничные дни показывается списочная численность работников за предыдущую дату.

Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднемесячной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12).

Качественная характеристика персонала представлена показателем производительности труда. Производительность труда (ПТ)– это его эффективность, результативность. Определяется по формуле:

ПТ = Р : ч

Факторы повышения производительности труда можно классифицировать по трем направлениям:

1. Факторы, создающие условия для роста производительности труда: уровень развития науки, повышения квалификации работников, укрепление трудовой дисциплины, сокращение текучести кадров и др.

2. Факторы, способствующие росту производительности труда: материальное и моральное стимулирование, совершенствование оплаты труда, внедрение научно и технически обоснованных норм труда, внедрение прогрессивной технологии и др.

3. Факторы, непосредственно определяющие уровень производительности труда на предприятии: механизация и автоматизация производственных процессов, улучшение качества труда, ликвидация простоев, устранение брака, совершенствование управления и организации труда.

Заработная плата (оплата труда) (ОТ) – это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода, зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве.

Под организацией заработной платы понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи количества и качества труда с размерами его оплаты, путем использования совокупности составных элементов (нормирования, тарифной системы, премии, доплат и надбавок).

Основная задача организации зарплаты состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от его коллектива и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого.

С организацией заработной платы на предприятии связано решение двуединой задачи:

- гарантировать оплату труда каждому работнику в соответствии с результатами его труда и стоимостью рабочей силы на рынке труда;

- обеспечить работодателю достижение в процессе производства такого результата, который позволил бы ему (после реализации продукции на рынке товаров) возместить затраты и получить прибыль.

Тем самым, через организацию заработной платы достигается необходимый компромисс между интересами работодателя и работника, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики.

Формы и системы оплаты труда – это способы использования норм труда для расчетов заработной платы работников с учетом особенностей их труда. Они основаны на том, что оплата труда работников устанавливается за:

- качество труда;

- количество труда;

- результат труда.

Структура доходов на предприятиях определяется соотношением трёх основных составляющих: тарифных ставок и окладов, доплат и компенсаций, надбавок и премий. Оклады определяют величину оплаты труда в соответствии с его сложностью и ответственностью при нормальных условиях работы и соответствующих затратах рабочей силы. Разработка и использование различных форм и систем оплаты труда позволяют применить к каждой группе и категории работающих определённый порядок исчисления заработка. Это обеспечивает более точный учёт количества и качества труда, вложенного работниками в конечные результаты производства.

Заработная плата состоит из двух основных составляющих:

1) условно постоянной (гарантированной) части, которую при полной отработке нормативного рабочего времени и качественного выполнения трудовых функций получит каждый исполнитель;

2) гибкой (переменной), которая имеет по преимуществу стимулирующий или компенсирующий характер

Переменная часть заработной платы включает такие элементы, как доплаты и надбавки. Каждый элемент заработной платы выполняет свои функции. Доплаты и надбавки связаны, как правило, с особыми условиями работы. Они носят относительно стабильный характер и персонифицированы, т. е. установлены для конкретного человека.

Ряд доплат и надбавок являются обязательными для предприятий всех форм собственности. Их выплата гарантирована государством и установлена Трудовым кодексом РФ. По характеру выплат доплаты и надбавки делятся на компенсационные и стимулирующие. В настоящее время применяется около 50 видов наиболее распространенных доплат и надбавок компенсационного характера. К ним относятся доплаты за работу в вечернее и ночное время; в выходные и праздничные дни; за сверхурочную работу; за разъездной характер работы; несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня; рабочим в связи с отклонениями от нормальных условий исполнения работы; за многосменный режим работы.

К числу обязательных относятся доплаты и надбавки за вредные, тяжелые и опасные условия труда.

К стимулирующим доплатам и надбавкам относят оплату за высокую квалификацию (специалистам); за профессиональное мастерство (рабочим); за совмещение профессий (должностей); за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ; за выполнение обязанностей отсутствующего работника; за обслуживание вычислительной техники и др.

Минимальный размер компенсационных доплат и надбавок гарантируется государством и обязателен для применения. Доплаты и надбавки стимулирующего характера устанавливаются по усмотрению руководства предприятия, и их размеры определяются предприятием самостоятельно. При определении размера доплат и надбавок стимулирующего характера учитываются конкретные условия работы.

Размер доплат и надбавок чаще всего определяется в процентах, т.е. относительно должностного оклада или тарифной ставки за отработанное время. Однако предприятие может устанавливать их и в абсолютной сумме — либо в равном размере для всех работников, либо дифференцированно. Размеры доплат и надбавок должны корректироваться при изменениях окладов или ставок с учетом инфляции.

Все выплаты работникам за год формируют фонд оплаты труда (ФОТ).

ФОТ= ОТгод * ч

Не включаются в фонд оплаты труда следующие выплаты работникам в денежной и натуральной формах:

1. Премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений, а также выплаты по системам премирования рабочих и служащих за производственные результаты, сверх размеров, предусмотренных законодательством.

2. Дивиденды, проценты по акциям членов трудового коллектива

3. Материальная помощь, а также беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные потребности.

4. Оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору сверх предусмотренных законодательством отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.

5. Надбавки к пенсиям; единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда; компенсационные выплаты в связи с повышением цен, производимые сверх размеров индексации доходов, предусмотренные действующим законодательством; компенсация удорожания стоимости питания в столовых, буфетах и профилакториях либо предоставление его по льготным ценам или бесплатно, кроме специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных законодательством.

6. Оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих отнесению на себестоимость продукции, работ, услуг.

7. Оплата жилья, путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в секциях, кружках, клубах, посещений культурно-зрелищных и физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки на периодические издания и товаров для личного потребления работников и другие аналогичные выплаты и затраты.

Уровень фонда оплаты труда (УрФОТ) – это доля ФОТ в объеме выручки от реализации.

УрФОТ=ФОТ : Р * 100

Вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства. Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.

Минимальный размер оплатытруда (МРОТ) представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства.

ВАЖНО!!! Изучите Трудовой Кодекс РФ в части механизма социальной защиты, предлагаемого государством. Ознакомьтесь с минимальным размером оплаты труда (МРОТ) и прожиточным минимумом в настоящее время.

При анализе эффективности использования кадров предприятия использования средств фонда оплаты труда используйте относительные показатели, рассматривая данные показатели в динамике.

Вопросы для самоконтроля, выносимые на экзамен:

1. Понятие оплаты труда

2. Системы и формы оплаты труда на предприятиях.

3. Состав ФОТ

4. Понятие персонала

5. Структура кадров предприятия.

6. Производительность труда

7. Факторы роста производительности труда на предприятиях.

Тестовые вопросы по изученному разделу:

1. Механизм минимальной социальной защиты государства не включает:

а) установление минимальной заработной платы

б) установление максимальной заработной платы

в) установление минимальной продолжительности отпуска

г) установление минимального размера пенсий

2. Среднесписочная численность работников – это показатель…

а) численности работников на определенную дату

б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках

в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации

г) численности работников в среднем за определенный период

3. Норма численности работников – это показатель…

а) численности работников на определенную дату

б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках

в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации

г) численности работников в среднем за определенный период

4. Списочная численность работников – это показатель…

а) численности работников на определенную дату

б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках

в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации

г) численности работников в среднем за определенный период

5. Явочная численность работников – это показатель…

а) численности работников на определенную дату

б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках

в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации

г) численности работников в среднем за определенный период

6. Показателем, характеризующим эффективность труда работников, является:

а) фондовооруженность

б) производительность труда

в) оплата труда

г) уровень фонда оплаты труда

7. Существуют две основные формы оплаты труда:

а) тарифная и окладная

б) сдельная и повременная

в) повременно-премиальная и сдельно-премиальная

г) аккордная и бригадная

8. Помимо оклада работник может также получать:

а) премии

б) надбавки

в) доплаты и компенсации

г) все вышеперечисленное

9. Уровень Фонда оплаты труда характеризует…

а) сумму всех выплат всем работникам предприятия за год

б) долю Фонда оплаты труда в объеме выручки

в) долю Фонда оплаты труда в общем объеме издержек обращения

г) долю Фонда оплаты труда в объеме валового дохода предприятия

10. Условием стабильности предприятия является:

а) опережение роста производительности труда по сравнению с ростом оплаты труда

б) опережение роста фонда оплаты труда по сравнению с ростом реализации

в) опережение роста оплаты труда по сравнению с ростом производительности труда

г) рост выручки, прежде всего, за счет роста численности работников

11. Факторами роста производительности труда являются:

а) повышение фондовооруженности

б) повышение фондоотдачи

в) повышение фондоемкости

г) снижение амортизационных отчислений

12. Рост производительности труда работников при сохранении их численности однозначно приведет к …

а) росту Фонда оплаты труда

б) снижению издержек предприятия

в) росту выручки предприятия

г) росту чистой прибыли предприятия

Раздел 4. Планирование и основные показатели деятельности организаций

Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Достаточно широко известна формула французского философа Огюста Конта: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять. В этой формуле хорошо выражена мысль о том, что управлять, а, следовательно, и планировать - нельзя без предвидения и что предвидеть можно только на основании имеющихся знаний.

Основные и необходимые элементы построения плана:

1) определение перспектив развития;

2) анализ сложившейся хозяйственной ситуации и тенденций ее развития;

3) разработка на этой основе программы мероприятий и выбор средств воздействия для достижения поставленной цели.

К основным методам разработки планов можно отнести: балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим факторам, программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближений), экономико-математические методы.

Существуют 4 ключевых принципа планирования:

- единство;

- непрерывность;

- гибкость;

- точность.

Одним из видов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является бизнес-план. Он является объективной оценкой собственной деятельности фирмы, необходимым инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.

Бизнес- план является целевым, программным документом, который представляет собой систему:

- расчётов;

- технико-экономических обоснований;

- совокупность экономических показателей;

- описание мер и действий.

Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.

Планирование производственно-коммерческой деятельности предприятия начинается с определения объема и возможностей производства и реализации продукции, т.е. производственной программы. В торговле процесс планирования начинается с определения объемов реализации (Р), а также поставок (П) и товарных запасов (З1 и З2 – запасов на начало и конец периода).

Одним из основных экономических показателей хозяйст­венной деятельности торгового предприятия является товаро­оборот — процесс обмена товаров на деньги. В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары — по его размеру мож­но судить о значимости данного предприятия на потребитель­ском рынке. Показатель товарооборота имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика товарооборота — объем ре­ализации в денежном исчислении, качественная — структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) това­рооборота — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации. При этом используется показатель Удельного веса (доли) (Уд.в):

Уд.в.= часть:целое * 100

Товарооборот анализируется в динамике, определяется темп роста (Тр) товарооборота:

Тр = Р текущего периода : Р прошлого периода * 100

Кроме того, оценивается степень выполнения плана (%вп) товарооборота:

%вп = Р фактическ : Р планов * 100

Подобные сопостав­ления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.

Различают розничный и оптовый товарооборот.

Под розничным товарооборотом понимают передачу това­ров конечным потребителям. На этом процесс обращения то­вара завершается — он поступает в сферу потребления.

По классификации ООН розничный товарооборот относится к показа­телям, характеризующим уровень жизни. Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные про­цессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.

Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), пере­ходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с од­ной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

Оптовый товарооборот — это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти то­вары либо для последующей реализации, либо для производст­венного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.

Оптовый товарооборот по реализации — это продажа това­ров предприятиям розничной торговли, общественного питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу.

Внутрисистемный оптовый товарооборот — это отпуск то­варов одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, исполь­зуется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам.

Таким образом, оптовый товарооборот по реализации ха­рактеризует процесс непосредственной оптовой продажи това­ров, а внутрисистемный оптовый товарооборот — движение товаров между звеньями оптовой торговли.

Сумма двух видов оптового товарооборота составляет вало­вой товарооборот.

Товарная структура товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, ко­торые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров.

Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период.

Для процесса бесперебойной торговля требуются товарные запасы — часть товарного обеспечения, пред­ставляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвиже­ния: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий.

До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. Товарные запасы меняют свой размер — они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запаса­ми.

Товарные запасы торговых предприятий классифицируются по:
-местонахождению (в предприятиях торговли, промышлен­ности, в пути);
-срокам (запасы на начало и конец периода);
-единицам измерения: абсолютные (в стоимостном и нату­ральном выражении) и относительные (в днях товарооборота);
назначению:
-текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий);
-сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);
-досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной тор­говли в отдаленных местностях в период между срока­ми завоза товаров);
-целевые товарные запасы (для осуществления определен­ных целевых мероприятий).

Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов — одна из важ­ных задач торговых предприятий: при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением това­рооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополни­тельные потери, увеличение потребности в кредитах и рост рас­ходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финан­совое состояние торговых предприятий.

Товарные запасы анализируются, планируются и учитыва­ются в абсолютных (З2) и относительных показателях.

Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов (Здн), который измеряет­ся в днях товарооборота по следующей формуле:

Здн2 * Д : Р

Уровень товарных запасов по­казывает, на какое число дней торговли (при сложившемся то­варообороте) хватит этого запаса.

Соответственно:

З2дн * Р : Д

Вторым важнейшим показателем, характеризующим товар­ные запасы, является показатель товарооборачиваемости (В). Товарооборачиваемость позволяет оценить скорость обращения товарных запасов. Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующей формуле:

Вдн= Зср * Д : Р

Величина товарных запасов в днях и товарооборачивае­мость являются взаимосвязанными показателями и зависят от следующих факторов:
• звенность товародвижения;
• колебания спроса;
• насыщенность товарных рынков;
• частота поставок;
• уровень цен и соотношение спроса и предложения на кон­кретные товары и товарные группы;
• объем и структура товарооборота конкретного предпри­ятия и др.

В торговых предприятиях традиционно применяются три метода анализа и учета товарных запасов:

• инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров, ко­торые при необходимости могут перевешиваться и перемери­ваться.

• снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка матери­ально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета.
• балансовый метод, основанный на использовании балан­совой формулы:

З1+ П = Р + З2,

где П — поступление товаров за анализируемый период (руб.)

Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и по­зволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запа­сов в связи с другими показателями. Недостаток данного мето­да — отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода неустановленные потери, что приводит к некоторым ис­кажениям суммы запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопостав­ляться с данными инвентаризации и снятия остатков.

Реализация закупленных товаров требует определенных расходов.
Издержки обращения (ИО) — это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для дове­дения товаров от производителя (поставщика) до потребителя.

Классификация издержек обращения по подотраслям дея­тельности обусловлена особенностями торгово-технологических процессов в различных торговых предприятиях. Специфи­ка хозяйственной деятельности предопределяет высокий уро­вень издержек, как правило, на предприятиях массового пита­ния, а наиболее низкий — на предприятиях оптовой торговли.

В торговых предприятиях не ведется раздельного учета чис­тых и дополнительных издержек обращения. По степени зависимости от изменения товарооборота издержки подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-переменные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых изменяется с изменением объемов товарооборота. К условно-пере­менным относятся расходы по сдельной оплате труда, расходы на тару и упаковку, потери товаров и др.

Условно-постоянные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается по­стоянной при изменении объемов товарооборота. К услов­но-постоянным относятся расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений и инвентаря, расходы на охрану и др.

Основными задачами анализа издержек обращения тор­говых предприятий являются:
- изучение объема структуры и динамики затрат;
- исследование факторов, оказывающих влияние на общий уровень издержек обращения и количественное измерение этого влияния;
- выявление непроизводительных расходов и потерь и разра­ботка мероприятий по их устранению.

Анализ издержек может проводиться как в целом, так и по отдельным статьям.

Относительный уровень издержек обращения (УрИО), выраженный в процентах к товарообороту, показывает долю издержек обра­щения в объеме товарооборота предприятия торговли (в про­центах):

УрИО= ИО : Р * 100

Большое значение имеет определение размера относительной экономии или перерасхода (Оэ\п):

Оэ\п = УрИО текщ периода – УрИО прошл периода) * Р текущ.пер

Знак "минус" означает, что достиг­нута относительная экономия издержек, а знак "плюс" — что допущен перерасход издержек. Смысл данного расчета сводится к тому, чтобы сравнить величину издержек, полученную фактически, с величиной из­держек, которая наблюдалась бы при фактическом товарообо­роте и сохранении их базового уровня.

На производстве важнейшим качественным показателем, который показывает, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции является себестоимость продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг).

Необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат хотя и включается в себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для целей налогообложения их размеры корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы).

Себестоимость является базой для определения цены продукции. А издержки обращения – для расчета суммы торговой наценки (оптовой надбавки).

Цена – денежное выражение товарной стоимости продукции, работ, услуг.

Значение цены огромно: она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы; оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства, на уровень жизни общества.

Различают:

1. Рыночные цены – складываются в процессе взаимоотношения субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры:

- свободные;

- монопольные;

- демпинговые.

2. Регулируемые цены – складываются на рынке в процессе прямого государственного воздействия:

- фиксированные;

- предельные.

Кроме того, существует дифференциация цен по стадиям ценообразования:

1) оптовые цены изготовителя;

2) отпускные цены изготовителя;

3) розничные цены.

Формирование цен:

1. Оптовая цена изготовителя = Себестоимость + Прибыль производителя.

2. Отпускная цена = Оптовая цена изготовителя + Косвенные налоги (акциз, НДС).

3. Оптовая цена закупки = Отпускная цена + Посредническая надбавка.

(Посредническая надбавка = Издержки посредника + Прибыль посредника + НДС)

4. Розничная цена = Оптовая цена закупки + Торговая наценка

(Торговая наценкаа = Издержки обращения розничного предприятия + Прибыль торговли + НДС)

Ценовая политика предприятия – важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы, выбор ценовых рыночных стратегий.

Методика расчета цен на товары, как правило, состоит из следующих этапов:

1) постановка задач ценообразования,

2) определение спроса,

3) оценка издержек,

4) анализ цен и товаров конкурентов,

5) выбор метода ценообразования,

6) установление окончательной цены.

Существуют 2 основных метода ценообразования: затратные и ценностные (рыночные).

Цена и объем продаж определяют выручку предприятия.

Прибыльпроизводственного предприятия (Пр) – это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции, а также уплаты налога на добавленную стоимость.

На величину прибыли существенно влияют как объем выпускаемой продукции, так и ее ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование ценообразования и другие факторы. В свою очередь, прибыль воздействует на такие показатели, как рентабельность, платежеспособность предприятия и другие.

В торговле валовой доход (ВД) – это разность между ценой продажи товаров (товарооборо­том) и ценой их приобретения. То есть валовой доход пред­ставляет собой сумму торговых наценок. Экономическое назначение валового дохода — возмещение издержек обращения, уплата налогов и образование прибыли.

К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень валового дохода (УрВД), относятся:
- объем, состав и ассортиментная структура товарооборота;
-условия поставки товаров;
-экономическая обоснованность торговой наценки.

УрВД=ВД : Р * 100

Прибыль торгового предприятия от реализации товаров(Пр) - это разность между валовым доходом от реализации и расходами на реализацию товаров (издерж­ками обращения), а также НДС. Прибыль является результирующим показа­телем хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Выделяют налогооблагаемую прибыль. Эта прибыль является базой налогообложения налогом на прибыль. Чистая прибыль представляет собой разницу между валовой прибылью и налогом на прибыль. Она остается в распоряжении предприятия.

В отличие от прибыли, которая показывает абсолютный результат деятельности, существует относительный показатель эффективности работы предприятия - рентабельность. В общем виде он исчисляется как отношение прибыли к какому-либо показателю и выражается в процентах.

Рентабельность реализации, (продаж или товарооборота) (Рент) – основной показатель эффективности деятельности предприятия, показывает долю прибыли, приходящуюся на один рубль выручки от реализации:

Рент = Пр : Р * 100

В зависимости от цели расчетов наиболее часто рентабель­ность торгового предприятия определяют посредством процент­ного отношения прибыли к следующим показателям:
- товарообороту;
- издержкам обращения;
- оборотным средства;
- основным средствам;
- торговой площади;
- собственному капиталу;
- активам.

ВАЖНО!!! При изучении данной темы необходимо использовать только современную литературу текущего года издания, а также Налоговый Кодекс РФ в действующей редакции (в части глав 21 и 25). Обратите внимание на то, что основные экономические показатели анализируются в динамике. При этом наибольшее внимание уделяется относительным показателям, определяется их взаимосвязь и взаимовлияние. Анализ является базой для дальнейшего планирования и разработки стратегии развития предприятия.

Вопросы для самоконтроля, выносимые на экзамен:

1. Издержки производства и обращения предприятия

2. Пути снижения издержек

3. Понятие и виды цен

4. Структура розничной цены. Элементы розничной цены

5. Эффективное управление ценами. Виды скидок

6. Основные источники доходов предприятия

7. Пути увеличения доходов предприятия

8. Прибыль: понятие, расчет прибыли

Наши рекомендации