Амортизация и износ основного капитала
Вышеупомянутый износ основного капитала может быть физическими моральным. Физический износ состоит в том, что элементы основного капитала изнашиваются и поэтому их стоимость снижается. Моральный износ заключается в том, что стоимость основных фондов снижается из-за появления более совершенных фондов, а также из-за более низких издержек на их производство. Процесс физического и морального износа основного капитала называется его амортизацией.
Другое значение термина «амортизация» — это стоимостная оценка износа основного капитала за определенный период времени. На основе этой оценки происходит ежегодное списание части стоимости основных фондов, так называемые амортизационные отчисления. Они поступают в амортизационный фонд, который служит для возмещения износа основного капитала. Владельцы основах фондов осуществляют амортизационные отчисления согласно утверждаемым для всей страны нормам амортизационных отчислений по балансовой стоимости основных фондов.
Расчет размеров амортизационных отчислений, или списаний, производится по формуле:
А=Кn –Ko
Т
где А — размер ежегодных амортизационных отчислений, руб.;
Kn — первоначальная стоимость основного капитала, руб.;
Ko — остаточная стоимость основного капитала на момент его предполагаемого выбытия из эксплуатации, руб.;
Т— срок службы вещественных носителей основного капитала, годы.
Ежегодные амортизационные отчисления включаются в издержки производства. Поэтому предприниматели в принципе заинтересованы в увеличении списаний в амортизационный фонд, так как эти средства более выгодно, чем прибыль, использовать для финансирования инвестиций: с них не надо платить налогов.
Особый интерес к размерам амортизационных отчислений и у государства. Слишком маленькие амортизационные отчисления — это недостаточный в национальных масштабах фонд для капиталовложений.
В современных условиях амортизационные отчисления — главный источник финансирования капитальных вложений в развитых странах. Поэтому государство часто разрешает фирмам ускоренную амортизацию, позволяющую на основе высоких норм амортизационных отчислений списывать стоимость основных фондов быстро, за несколько лет. Обычно ускоренная амортизация разрешается для активной части основных фондов. Однако это может иметь следствием не только быстрое обновление основного капитала, но и увеличение той части издержек производства, которая приходится на амортизационные отчисления.
Анализ и планирование прибыли.
Прибыль и убытки представляют собой финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Основными задачами анализа прибыли являются:
§ проверка обоснованности плановой величины прибыли. План по прибыли должен быть увязан с объемом реализуемой продукции и ее себестоимостью;
§ оценка выполнения бизнес-плана по прибыли;
§ исчисление влияния отдельных факторов на отклонение фактической суммы прибыли от плановой;
§ выявление резервов дальнейшего роста прибыли и путей мобилизации (использования) этих резервов.
Важнейшими источниками информации для проведения анализа прибыли являются:
§ бухгалтерский баланс (Ф. № 1 отчетности),
§ отчет о прибылях и убытках (Ф. № 2 отчетности),
§ учетный регистр — журнал-ордер №15 по учету прибыли и ее использования,
§ финансовый план организации.
Прибыль организации складывается из трех основных элементов:
§ прибыль (или убыток) от реализации продукции, работ и услуг;
§ прибыль (или убыток) от прочей реализации;
§ операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы. Основную часть получаемой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, работ, услуг.
Планирование прибыли - это составная часть финансового планирования предприятия (организации), задачей которого является прогнозирование объемов прибыли будущих (плановых) периодов.
Планирование прибыли основывается на качественном анализе деятельности предприятия с целью получения прогноза динамики его развития, включающего:
• оценку конкурентоспособности продукции и финансовой устойчивости поставщиков сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов;
• оценку финансовой устойчивости потребителей продукции, стратегии маркетинга;
• изучение платежеспособного спроса, текущего управления предприятием (организацией);
• анализ фактических остатков готовой продукции на складе на 1 июля отчетного года;
• оценку предполагаемых изменений в издержках производства и реализации продукции и т.д.
По результатам этого анализа разрабатывают производственную программу, определяют ее критические параметры.
В*
Виды цен
Ценовая система – совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков.
Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей народного хозяйства и включает следующие виды цен:
1) оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности;
2) закупочные цены на продукцию сельского хозяйства – цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением;
3) цены на строительную продукцию – сметная стоимость объекта либо усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за м 2жилой площади);
4) тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;
5) цены на потребительские товары – используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;
6) тарифы на услуги – система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям;
7) внешнеторговые цены – цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг;
8) экспортные цены – цены, по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары и услуги на мировом рынке;
9) импортные цены – цены, по которым российские фирмы закупают товары и услуги за рубежом.
Рыночная цена товара, работ, услуг – цена, складывающаяся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их фондирования подразделяется на свободные, монопольные и демпинговые.
Г*
Группировка затрат по статьям калькуляции. Методы калькулирования себестоимости
Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, установить объем расходов по каждому виду работ, производственным подразделениям, аппарату управления, выявить резервы снижения затрат.
При группировке по статьям калькуляции затраты объединяются по направлениям их использования, месту их возникновения: непосредственно в процессе изготовления продукции, в обслуживании производства, в управлении предприятием и т.д.
Типовая группировка затрат по статьям калькуляции имеет следующий вид:
1. Сырье, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов).
2. Вспомогательные материалы.
3. Топливо.
4. Энергия.
5. Основная зарплата производственных рабочих.
6. Дополнительная зарплата производственных рабочих.
7. Отчисления на социальные нужды.
8. Расходы на содержание и обслуживание оборудования.
9. Расходы на подготовку и освоение нового производства.
10. Цеховые расходы.
11. Общепроизводственные расходы.
12. Потери от брака.
13. Производственная собственность
14. Внепроизводственные расходы (коммерческие)
15. Полная собственность.
В приведенной классификации первые семь статей затрат осуществляются непосредственно на рабочем месте и прямо относятся на себестоимость каждого вида продукции. Все другие статьи являются комплексными, собирающими затратами по обслуживанию и управлению производством.
Так, расходы по содержанию оборудования включают затраты на техническое обслуживание машин, расходы на текущий и капитальный ремонт цехового транспорта, амортизацию основных фондов и др.
В состав цеховых расходов включают затраты на управление цехов основного производства: зарплата управленческого персонала цеха, расходы на амортизацию, текущий ремонт, освещение, уборку зданий и др. "Общепроизводственные расходы" направляются на покрытие затрат по управлению и обслуживанию общехозяйственных нужд аппарата управления, содержание зданий, территории, транспорта и пр.
Внепроизводственные (коммерческие) расходы включают затраты, связанные с реализацией продукции (упаковка, отгрузка, реклама, сбытовая сеть и др.).