Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция выступает в нескольких формах.
Для формы научно-технического соперничествахарактерна постоянная борьба за повышение конкурентоспособности фирм за счет:
1) разработки новых продуктов; внедрения современных технологических процессов и др.;
2) накопления и использования научно-технической информации; приобретения и использования патентов.
При научно-техническом соперничестве обычно используются 2е модели:
1) конкурентная модель- основывается на том, что конкурирующие фирмы используют наиболее эффективную из известной производственной техники; прибыли от НТП могут быть недолговечными, так как конкурирующие фирмы копируют любую техническую новинку; прибыль от нововведений получают после внедрения новаций все конкурирующие фирмы, но затраты на техническое исследование несут только разработчики;
2) монополистическая модель- основывается на том, что чистый монополист имеет возможность постоянно получать значительные прибыли за счет нововведений. Он имеет большие финансовые ресурсы для НТП, чем конкурирующие фирмы, но стимулы разрабатывать новую технику или продукцию ослабевают в силу монополизированности рынка. Монополисты, чтобы избежать потерь за счет морального износа машин и оборудования, могут скрывать вновь созданные технику и продукцию.
Форма промышленно-производственного соперничествапроявляется в виде наращивания производственных мощностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства.
В условиях совершенной конкуренции производственная эффективность достигается за счет того, что свободный вход на рынок и выход фирм с рынка заставляют фирмы работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства являются минимальными. При этом цены на продукцию устанавливаются на низшем уровне и согласуются со средними валовыми издержками. В условиях чистой монополии фирма может уменьшить объем выпуска продукции, назначить более высокие цены, снизить за счет этого расход ресурсов и максимизировать прибыли. Однако в условиях конкуренции положение осложняется за счет издержек, которые могут увеличиваться или снижаться. При этом используются два подхода- эффект масштаба и понятие «Х-неэффективность».
Монополистическая конкуренция- это не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей.
Значение теории монополистической конкуренции выходит далеко за пределы описания ситуации в этих отраслях. При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает некоторое сходство с рынком монополистической конкуренции. Это объясняется тем, что полностью единого рынка нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сегментах вполне могут закрепляться небольшие фирмы - монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.
ОЛИГОПОЛИЯ
Олигополия- это рыночная структура, где в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным, и стандартизированным.
Обычно на олигополистических рынках господствует от 2 до 10 фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
На олигополистических ранках некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение цены или объема выпуска ее продукции вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решение. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.
Олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.
Черты олигополистических рынков:
1) всего несколько фирм снабжают весь рынок;
2) некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара, варьируя его количество на рынке;
3) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Нет единой модели олигополии, хотя разработан целый ряд моделей.
Ценовая война- цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но уменьшают величину прибыли продавцов.
Фирмы втягиваются в эту войну, поскольку каждый продавец думает, что другой не будет реагировать на его понижение цены, то у каждого из них возникает искушение увеличить продажи, сокращая цены. Снижая цену ниже цены своего конкурента, каждый продавец может захватить весь рынок и может тем самым увеличить свою прибыль, но конкурент отвечает понижением цены. Война цен продолжается, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену. Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции.
Олигополистические фирмы иногда вступают между собой в сотрудничество, чтобы устанавливать цены и делить рынки так, чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неприятного воздействия на прибыль.