Цели освоения дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
УТВЕРЖДАЮ
Декан юридического факультета,
К.ю.н. доцент
Н.А.Юркевич
_____________________________
«14» февраля 2013г.
Рабочая программа дисциплины
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Профессиональный цикл. Вариативная часть
Индекс Б3.В.6
Направление подготовки
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Профиль подготовки
Гражданское право
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Кемерово
Содержание:
1. Цели освоения дисциплины............................................................................ 3
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата..................................... 5
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. 6
4. Структура и содержание дисциплины........................................................... 8
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)............................... 8
4.2. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам занятий......................... 10
4.3. Содержание дисциплины........................................................................... 12
4.4. Перечень семинарских занятий................................................................. 15
5. Образовательные технологии...................................................................... 17
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Исполнительное производство»................................ 20
6.1. Оценочные средства для входящего контроля......................................... 20
6.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.................. 21
6.3. Учебно-методические указания по подготовке к семинарам................... 23
6.4. Оценочные средства текущего контроля.................................................. 24
6.5. Оценочные средства самоконтроля студента........................................... 48
6.6. Оценочные средства итоговой аттестации (вопросы для экзамена)........ 51
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение.............................. 56
7.1. Нормативно-правовые акты:..................................................................... 56
7.2. Основная литература:................................................................................ 60
7.3. Дополнительная литература:.................................................................... 60
7.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы...................................... 61
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.................................. 62
Цели освоения дисциплины
Рабочая программа по дисциплине «Исполнительное производство» для обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования на основе действующего федерального законодательства.
Современная действительность требует наличия широкого спектра знаний и компетенций у студентов юридических факультетов.
Эффективность судебной защиты, а также защиты прав, осуществляемой иными юрисдикционными органами, во многом зависит от максимального обеспечения реального исполнения принимаемых ими решений и актов. Поэтому исполнение актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов несудебных органов является важнейшей частью правового механизма защиты субъективных гражданских прав и законных интересов граждан и организаций, а также публично-правовых (общественных) интересов. Неисполнение субъектами права актов юрисдикционных органов означает отсутствие государственной защиты прав и интересов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также самого государства.
Основная функция исполнительного производства в правовой системе России заключается в том, что исполнительное производство выполняет роль регулятора принудительного исполнения в отношении актов, касающихся сферы гражданского оборота и связанных с ним отношений. Постепенно складывается новая отрасль права, которую можно назвать "гражданское исполнительное право" по аналогии с уголовно-исполнительным правом, дополняющим и продолжающим уголовное право.
Изучение в Вузе только гражданского процесса и арбитражного процесса не позволяет глубоко изучить такую важнейшую стадию, как принудительное исполнение судебных актов. Так, за рамками изучения курсов гражданского и арбитражного процесса остаются вопросы правовой природы исполнительного производства, его принципов; не рассматриваются стадии исполнительного производства; не изучается такая проблема, как ответственность в исполнительном производстве. Следует учитывать и то, что принудительному исполнению подлежат не только акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов, но и акты иных несудебных органов. Однако, порядок принудительного исполнения актов этих несудебных органов вообще остается без рассмотрения. Все эти, а также многие другие вопросы требуют более углубленного изучения студентами.
Кроме того, в последние годы последовательно проводится реформа исполнительного производства, целью корой является повышение эффективности исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций. Так, в рамках её реализации принят новый Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", содержащий ряд важных новелл, также внесены существенные изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации. Можно сказать, что начинает складываться самостоятельная отрасль законодательства – исполнительное законодательство, а также самостоятельная отрасль российского права – исполнительное право. В связи с изложенным, преподавание и изучение спецкурса «Исполнительное производство в России» необходимо и перспективно.
Цель специального курса заключается в формировании у студентов теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для профессионального применения норм исполнительного законодательства на практике.
Главными задачами изучения спецкурса являются: формирование у студентов навыков быстрого ориентирования в массиве нормативно-правовых актов, регулирующих исполнительное производство, повышение познавательной активности студентов, развитие их аналитических навыков и творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и научно-исследовательского процесса.
В этих целях необходимо:
А) рассмотреть структуру, историю формирования законодательства в сфере исполнительного производства, носящего комплексный характер, отследить его связь с другими отраслями законодательства, в том числе гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным;
Б) определить круг наиболее важных вопросов, связанных с исполнением актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, актов иных юрисдикционных органов;
В) изучить нормативно-правовые акты, регулирующие исполнительное
производство.
В соответствии с учебным планом, по данному спецкурсу предусмотрены следующие виды занятий: лекции, семинарские занятия, различные виды самостоятельной работы студентов (письменные задания, рефераты). Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется путем оценки их работы на семинарах, оценки качества выполнения письменных заданий, рефератов. Тематический план курса «Исполнительное производство» представлен в двух вариантах: для очной и заочной форм обучения.
Для изучения курса рекомендована нормативная правовая и специальная литература. Студент должен самостоятельно работать с литературой, уметь анализировать, обобщать, систематизировать основные положения источников, имеющих непосредственное отношение к какой-либо теме.
Используя программу, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, полученные ими в процессе изучения дисциплины, сосредоточить свое внимание на основных понятиях, сформулировать приблизительную структуру ответов на итоговые вопросы курса.
«Исполнительное производство» изучается студентами во втором семестре третьего курса.
Формой итогового контроля является зачет. Программа содержит примерный перечень вопросов к зачету, который позволит студентам заранее продумывать структуру своего ответа, обратить особое внимание на наиболее важные вопросы в процессе изучения дисциплины.