Организации которые проводят СОУТ
Содержание
1) Спецоценка вместо аттестации ………………………………………………
2)На кого распространяется требование о спецоценке ……………………….
3) Организации, которые проводят СОУТ……………………………………..
4) Порядок проведения специальной оценки…………………………………
5) Санкции за нарушение……………………….................................................
6) Оформление и использование результатов оценки………………………..
Спецоценка вместо аттестации
До некоторого времени в российском законодательстве не было четких процедур, обязывающих работодателя (в том числе под контролем работника) с помощью специализированных организаций проводить оценку условий труда работников на рабочем месте. Это обстоятельство ставило в невыгодное положение работников, а также, в какой-то степени, экономило денежные средства работодателей на обустройство рабочих мест
Но с 1 января 2014 года в деятельности российских компаний и предпринимателей появилась новая процедура – специальная оценка условий труда. Она введена Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Ранее статья 212 ТК РФ в качестве одной из мер по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности предусматривала аттестацию рабочих мест, проводилась она в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н
Теперь редакция этой статьи изменилась – аттестация была заменена на спецоценку.
Под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. (согл ст 3 п1)
На кого распространяется требование о спец.оценке
Специальную оценку условий труда должны проводить все без исключения организации, а также ИП, принявшие на работу сотрудников. По общему правилу спецоценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Исключение из этого правила – внеплановая оценка. Она должна быть проведена в течение шести месяцев с момента возникновения причины. Причин может быть несколько:
1)ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест
2)получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией
3) изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5)произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
6) наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Также в отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:
сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
условия труда на которых не признаны вредными или опасными.
Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации, не позднее 31 декабря 2018 года. Если на некоторых рабочих местах, например в офисах, аттестация до 31 декабря 2013 года не была проведена, то они подлежат спецоценке. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, но в отличие от аттестации нет исключений для офисных рабочих мест.
Организации которые проводят СОУТ
Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
-она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
-в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
-аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:
-идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
-исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
- отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
-оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).я: