Базовые принципы разработки дорожной карты

Важнейшая специфика дорожных карт как нового российского инструмента индикативного планирования состоит в акценте на институциональные мероприятия. Абсолютно в духе этого требования весь первый этап реализации мероприятий дорожной карты развития промышленной специализации монопрофильного города посвящен совершенствованию норм и правил федеральной промышленной политики. В их числе очень важным представляется изменение функционала (коррекция действующего Положения) Департамента региональной промышленной политики Минпромторга России как основного куратора процесса реструктуризации моногородов России.

Решение крупной современной проблемы национальной экономики, к которой, безусловно, относится реструктуризация моноиндустриальных городов России, требует мобилизации ресурсов и потенциала не только Минпромторга, не только федеральных органов исполнительной власти, но власти разных уровней, корпоративного и малого бизнеса, некоммерческих организаций и структур гражданского общества. Поэтому исключительно важным является формирование единой разноуровневой партнерской сети, в которой Департамент региональной промышленной политики будет играть роль лидера. Механизмы участия в этой сети должны быть максимально открытыми, небюрократическими и удобными для каждой структуры. Инструменты пилотных (якорных) проектов в моногородах являются идеальным способом консолидации усилий и ресурсов всех участников этой сети.

Исключительную роль в этой сети играет местное сообщество монопрофильного города. Органам власти всех уровней на всех этапах реализации дорожной карты критично советоваться с его представителями и согласовать с ними свои решения. Успех новой промышленной политики реструктуризации экономики монопрофильного города напрямую зависит от степени вовлечения в ее разработку и реализацию местного сообщества в лице представителей корпоративных структур, малого бизнеса, экспертов, муниципальной власти.

За счет тесных контактов с местным сообществом возможно преодоление встроенных ограничений государственной статистики: необходимость в осуществлении оперативных мероприятий возникает еженедельно, ежемесячно, а данные по ситуации в монопрофильных городах разрабатываются ежеквартально, по основному массиву показателей – ежегодно, с полугодовым опозданием. В этих условиях, чтобы не опоздать реагировать на возникшую кризисную ситуацию, нужно иметь информаторов внутри местного сообщества большинства моногородов; а также подключать к оперативному мониторингу моногородов региональные представительства Минпромторга России. В случае резкого ухудшения ситуации региональные представительства Минпромторга России должны оперативно выходить на диалог с местным сообществом. При этом будут использованы типовые рекомендации по вовлечению местного сообщества в оценку и урегулирование ситуации, разработанные на первом этапе реализации дорожной карты на основе накопленного зарубежного опыта (см. приложение Ж).

Перелом ситуации в проблемных городах возможен только при широком подходе к вопросам их реструктуризации: когда на смену узко понимаемой модернизации ядерного предприятия приходит признание обращать мероприятия господдержки ко всей местной производственной системе как единству крупных и малых промышленных предприятий, которые находятся в состоянии кооперации (а иногда и конкуренции) друг с другом.

Невозможно получить позитивный результат, имея лишь узкий набор инструментов государственной политики. Поэтому мероприятия дорожной карты обращены на создание максимально широкого арсенала средств управления процессом реструктуризации производственного сектора моногородов. Это и федеральная целевая программа, и госкорпорация, и партнерская сеть, и институты развития, и якорные проекты и др.

Идеология новой промышленной политики на первых двух этапах еще не звучит отчетливо и приоритетно: слишком много нужно убрать завалов на пути создания новой государственной системы поддержки моногородов, слишком много и быстро нужно реализовать оперативных мероприятий в отношении явно кризисных моногородов. Однако в последующем, на третьем этапе и далее, императивы новой промышленной политики станут абсолютным приоритетом государственного участия и поддержки. Это будет означать упор на выращивание производственных новшеств всех видов и любыми (крупными и малыми) структурами промышленного сектора и сектора услуг. Как было отмечено нами ранее, это подразумевает развитие в моногородах предприятий или их подразделений, специализирующихся на НИОКР, технико-внедренческих и экспериментальных функциях; развитие образовательных и научных институтов, институтов обмена знаниями (выставки, форумы); обеспечение возможностей вхождения агентов местной производственной системы в мировое информационное пространство и сообщества экспертов и практиков по формируемой новой специализации моногорода.

В силу амбициозных задач, которые стоят перед исполнителями мероприятий дорожной карты, срок ее действия, конечно, не исчерпывается официальными рамками. Реальный, зримый, эффект от усилий сетевого партнерства, предпринимаемых в первые 500 дней, можно ожидать через три года, когда выйдут на точку безубыточности первые якорные проекты в моногородах России.

Наши рекомендации