Этот принцип декларирует право любого юридического или физического лица выбрать главный экономически выгодный вид деятельности в рамках установленного правового поля
Тема 4. Рынок и механизм его функционирования
План:
Рынок и условия его функционирования.
Структура и инфраструктура рынка
Спрос и предложение. Эластичность.
Рынок, условия его функционирования и система принципов
Рынок с точки зрения купли продажи рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и покупателя.
Рынок с точки зрения организации экономики – это общественная организация экономики.
Рынок с позиций участников рынка – это форма общественной связи между субъектами хозяйствования.
Рынок как экономическая категория – это система организационно-экономических отношений осуществляющихся через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена, потребления.
Рынок — это результат исторического развития общества, явление хозяйственной жизни общества.
Рынок — это эффективное мерило товарного производства, форма функционирования экономики.
Рынок — это экономическая категория, выражающая отношения стихийного регулирования производства на основе свободных цен и прибыли.
Рынок — это отношения, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи, это органическая связь между производством и потреблением.
Рынок — это организация хозяйственных связей, с помощь которой взаимодействуют покупатели и продавцы товаров, чтобы определить цены и количество необходимых обществу продуктов и услуг.
Законы рынка:
1. закон спроса;
2. закон предложения;
3. закон стоимости;
4. закон собственности;
5. закон конкуренции.
Рыночная экономика – это экономическая система, в которой потребности общества удовлетворяются на принципах товарно-денежной эквивалентности.
Можно кратко сказать, что, рынок - это система экономических отношений, возникающая на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.
Система условий формирования свободного рынка. Ни в одной стране (большой или малой, богатой экономически или бедной, высоко культурной или отсталой) не возможно создать рыночные отношения как цивилизованные, приемлемые для большинства населения без определенных условий. Такими главными условиями являются экономические, правовые, социальные, социально-психологические и социально-культурные.
1. Экономические условия:
- свободный выбор форм собственности;
- свободное ценообразование; конкуренция;
- свободный выбор видов деятельности; определение налоговой, финансовой и кредитной политик, стимулирующих развитие производства.
2. Правовые условия:
- государственное регулирование (поддержка, защита интересов предпринимателей, санкции - для тех, кто нарушает законы);
- права на участие людей в управлении производством, а также участие в митингах, забастовках и др.; обеспечение прав человека.
3. Социальные условия:
- система оплаты труда в соответствии с трудовым вкладом;
- система социальной помощи детям, молодежи;
- система социального обеспечения пенсионеров, ветеранов труда, инвалидов, престарелых.
Условия функционирования рынка:
1. Разделение труда и специализация.
2. Свободный обмен товарами и услугами.
3. Способность цен динамично изменяться под воздействием
спроса и предложения.
4. Конкуренция товаропроизводителей, борьба за покупателя.
5. Развитая и стабильная кредитно-банковская система.
6. Рациональное антимонопольное законодательство.
7. Достаточная емкость рынка (платежеспособный спрос).
Принципы функционирования рынка:
v свобода выбора видов и форм деятельности (экономическая свобода);
v равноправие рыночных субъектов разных форм собственности;
v саморегулирование деятельности;
v принцип договорных отношений;
v самофинансирование деятельности;
v свобода ценообразования;
v свободная конкуренция;
v полная экономическая ответственность;
v действие механизмов социальной защиты;
v государственное регулирование через систему законов, налогов, мер стимулирования производства товаров в приоритетных отраслях.
1. Экономическая свобода.Она, как и политическая, социальная, духовная свобода имеет свои пределы, установленные обществом. Полная свобода - это беспредел. Полная свобода одного объекта - средство насилия над другими субъектами. Должны быть определенные рамки, вопрос в том, какими должны быть ограничения, чем они обусловлены, как защищены права.
Этот принцип декларирует право любого юридического или физического лица выбрать главный экономически выгодный вид деятельности в рамках установленного правового поля.
2. Всеобщность рынка — следствие действия первого принципа. Он характеризует неизбежность проникновения рынка во все среды.
Рыночные отношения (товарно-денежные, товарно-обменные) проникают, прежде всего:
- в рынок товаров народного потребления;
- в бытовые и коммунальные услуги, услуги культуры;
- в жилье;
- в средства производства (земля, производственные
здания, оборудование, транспорт);
- в сферу рыночного капитала;
- в рынок труда.
3. Равноправие рыночных субъектовс разными формами собственности означает, что это равноправие не буквальное. Разные формы собственности существуют, например, в разных отраслях, но мы знаем, что есть приоритетные отрасли, есть производства, которые имеют льготы. Здесь, скорее всего, имеется в виду общее право на существование.
4. Саморегулирование деятельности.Начало данного принципа - это самосознание и самосоздание дела, увеличение размеров собственности (цели определяют заранее).
5. Принцип договорных отношений.Рыночная экономика - система развитых товарно-денежных отношений, а отношения, как известно, строятся на основе договоров (контрактов).
Целью этого служит стремление добиться добросовестности в партнерстве. Для Украины и СНГ, при всей видимости простоты данного принципа, вопрос этот крайне сложный.
6. Свобода ценообразования.Если этот принцип действует, то цена не скована внешними ограничениями («Что хочу, то и ворочу», «Мой товар, продаю за сколько хочу»). Но здесь главное: цены должны быть рыночными (на основе действия экономических законов спроса и предложения), то есть свободные рыночные цены.
7. Самофинансирование.Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность, независимость, должна самостоятельно расплачиваться за все действия (бездействия). Такое положение (самофинансирование) приучает предпринимателей жить за собственные средства.
8. Децентрализация управления и хозяйственная самостоятельностьявляются одними из главных в системе управления. Централизованная экономика не может быть рыночной. Производство всех товаров и их распределение по плану - это фикция. Рыночные отношения (повсеместное действие экономических законов спроса и предложения) возможны только в условиях широких прав и действий каждого юридического и физического лица.
9. Экономическая ответственностьозначает полную самостоятельность в действиях и полную ответственность не только за результаты своего труда, но и по обязательствам (договора, контракты). Компенсация ущерба должна обеспечиваться правовыми экономическими гарантиями.
10. Свободная конкуренция и действие механизмов социальной защиты.Конкуренция - первое условие рыночных отношений. В то же время - это стимул развития производства. Стремление «обойти» конкурента толкает к действиям (внедрение передовых технологий, новой техники, повышение качества продукции).
Способы и средства социальной защиты существуют самые разнообразные. С одной стороны, это постоянно действующие ограничители (уменьшение зарплаты - ограничено снизу минимальным уровнем почасовой оплаты. Налоги сверху регулируются максимально допустимой ставкой налогообложения).
С другой стороны, предоставление льгот, субсидий, рассрочек, предоставление бесплатных товаров и услуг или по сниженным ценам.
11. Государственное регулирование.Любая экономика не может существовать без государственного регулирования, особенно в переходный период к рынку. Для этого используются: правовая система, налоговая система, защита конкуренции, борьба с монополизмом, содержание бюджетных сфер, защита обездоленных и др.
Субъекты рынка — это физические, юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, других — как производители. Субъектами являются: индивидуальные товаропроизводители, фирмы, семьи, государство, организации и т. д.
Субъектами рыночного хозяйства выступают:
1 .Домашнее хозяйство: оно представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц, которая: обеспечивает производство товаров и воспроизводство человеческого капитала; самостоятельно принимает все решения; является собственником какого-то фактора производства; стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
2. Предприятие (фирмы) —это экономическая единица которая: использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи; стремится к максимизации прибыли; самостоятельно принимает решения.
3. Банки —кредитно-финансовые учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования рынка.
4. Государствопредставлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Кроме того, государство является собственником средств производства, в этом качестве оно сохраняет и приумножает богатство страны.
Субъекты рынка находится в постоянном взаимодействии. Недопустимо в реальной практику исключение из системы ни одного из указанных субъектов, в противном случае будет нарушена система рыночных отношений.
Объекты рынка — это специфические группы товаров или услуг, имеющие устойчивый спрос, стабильно поступающие на рынок я различающиеся по характеру, способу и целям потребления. Объектами рынка являются товары, услуги, технология, информация.
Рынок выполняет следующие функции:
1. Регулирующую — регулирует производство товаров и услуг.
2. Контролирующую — определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его изготовление труда.
3. Распределительную — устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции, обеспечивает сбалансированность экономики.
4. Стимулирующую — побуждает снижать индивидуальные затраты труда, повышать производительность труда, использовать новую технику.
5. Информационную — информирует о состоянии дел в хозяйственной жизни.
Характерными чертами свободного, т. е. не ограниченного монополиями и таможенными барьерами рынка являются:
а) свободная конкуренция между товаропроизводителями и собственниками ресурсов;
б) свободный перелив капиталов между отраслями и регионами;
в) реализация товаров по ценам равновесия, отражающим реальное соотношение между спросом и предложением.
2. Структура и инфраструктура рынка
Рыночная экономика характеризуется тем, что она проникает во все сферы народного хозяйства и во все регионы государства. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений.
Вся экономика становится как бы совокупностью рынков, различающихся только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок в виде рыночных отношений проникает во все клеточки экономического организма.
Виды рынков
Имеется множество рынков (они действуют на разных уровнях).
1. По географическому принципу (определение территории):
а) региональные (они могут быть в масштабах страны и в масштабах области);
б) окружные (округ - часть региона);
в) городские (города до десяти тысяч населения);
г) по зоне расположения: север, юг, восток, запад;
д) мировой рынок (могут участвовать все или большинство стран, но на практике - чаще выступает региональный мировой рынок как несколько государств.
2. По размерам рынков:
а) рынки первичного оснащения;
б) рынки возмещения оборудования;
в) рынки товаров заменителей товаров.
3. По типу потребителей:
а) рынок для потребителей с высоким достатком;
б) рынок для потребителей со средним достатком;
в) рынок для потребителей с низким достатком.
4. По форме функционирования:
а) монопольный рынок (обычно один или два монополиста);
б) олигопольный (три-пять крупных концернов);
в) полипольный (множество продавцов).
5. По содержанию рыночной структуры (по назначению):
а) рынок товаров промышленного назначения;
б) рынок товаров потребительского назначения;
в) рынок оказания услуг;
г) товарный рынок;
д) рынок труда;
е) рынок ценных бумаг и др.
6. По условиям работы:
а) регулируемый рынок (государство оказывает влияние на рынок экономическими методами, принимаются специальные законы, указы, распоряжения);
б) рынок свободный (освобожденный от государственного вмешательства. Здесь в полной мере действуют рыночные законы, свободная конкуренция, цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения).
Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов: