Предложение. Закон предложения
Рассмотрим теперь ситуацию со стороны продавца. Под предложением понимают чье-либо желание продать товар. Предложение (S) – это результат производственной деятельности, выраженный товарной массой.
Предложение (supply - S) - это количество товаров, которое производитель готов произвести и поставить на рынок при определенных условиях в данный период времени. Объем предложения (QS) - это то количество товара, которое продавец готов предложить при данной цене в данный момент времени. |
Готовность производителей осуществлять предложение блага обусловлена следующими факторами: ценовыми - цена данного товара (Рх); неценовыми - цена товара заменителя (Pа), цена ресурсов (Рr), характер применяемой технологии (К), налоги (N) и субсидии (Т), количество продавцов, издержки производства (С) и т.д.
Совокупное воздействие этих факторов на рыночное предложение выразится в функции предложения, которая задается в следующем виде:
QS = f (Px, Pа, Pr, C, K, T, N).
Функция предложения – это функция, устанавливающая зависимость между величиной предложения и определяющими ее факторами. Она показывает максимальное количество блага, поставляемое на рынок при существующих условиях в данный момент времени.
Функция предложения (как и спроса) может быть линейной и нелинейной. Так же, как и в случае со спросам, функция предложения будет включать свободный член а, а степень влияния каждой отдельного фактора будет отражаться коэффициентом b. Уравнение линейной функции имеет вид:
QDх = a + bх·Рх+ ba·Рa+ br·Рr+ bI·I,
где а – константа, показывающая минимальный объем производства блага (объем предложения при нулевой цене), a<0. При изменении величины а происходит сдвиг кривой предложения;
b – коэффициент, показывающий реакцию величины предложения на изменение вышеперечисленных факторов. Воздействие каждого отдельного фактора на величину предложения будет неодинаково. Это найдет своеотражение в коэффициенте каждой переменной. Так коэффициент bх - коэффициент, показывающий реакцию величины предложения на изменение цены данного товара, будет положительной величиной (bх >0), поскольку между ценой данного блага и объемом предложения на него существует прямо пропорциональная зависимость. При изменении величины b изменяется наклон кривой.
Если принять все неценовые факторы за постоянные, то функция предложения будет отражать зависимость величины предложения товара от изменения его цены и выглядеть следующим образом:
QS = f (Px).
Все продавцы стремятся получить на рынке самую высокую цену, чем выше будет цена, тем большее количество товара они готовы поставить на рынок, т.е. увеличить предложение. Например, при цене 10 руб. производитель готов продать 10 ед. блага, при цене 20 руб. – 30 ед., а при цене 30 руб. – 50 ед. блага. Графически эта зависимость называется кривой предложения (рис. 5.8).
Кривая предложения показывает, какое количество продукции производитель готов произвести и поставить на рынок по разным ценам в данный момент времени. |
Кривая предложения имеет положительный наклон. Это объясняется действием закона предложения.
Закон предложения: объем предложения товара увеличивается при росте цен и уменьшается при ее снижении. |
Если функция носит линейный характер, то графически кривая предложения представлена в виде наклонной прямой линии (рис. 5.9) и уравнение функции предложения будет представлено в виде:
QS = а + b∙Р или P = (1/b)∙Q - a/b.
Уравнение показывает, что между рыночной (Р) и количеством продукции, которое производитель готов поставить на рынок (QS), существует прямая зависимость.
Характеризуя кривую предложения, следует учитывать, что пересечение кривой с осью абсцисс (0Х) на участке положительных значений, не означает, что производитель готов предоставить какое-то количество товаров бесплатно. Это будет отражать минимальный объем выпуска. Пересечение кривой предложения с осью ординат (0Y) указывает на ту минимальную цену, с которой производитель готов начать осуществлять предложение товара.
Наклон кривой предложения будет отражать степень реагирования величины предложения на изменение цены: чем круче кривая, тем менее чувствительным к изменению цены будет производство. Наклон кривой предложения (также как и кривой спроса) равен отношению ∆P∕∆Q. Он будет постоянным на всем ее протяжении и идентифицирован в виде ценового коэффициента b, который является величиной обратной наклону кривой предложения:
b = 1/(∆P∕∆Q)= ∆Q ∕∆Р.
Аналогично спросу следует различать изменения предложения (функции предложения) и изменения объема предложения (величины предложения).
Объем предложения меняется тогда когда изменяется только цена данного товара, а все остальные факторы, влияющие на предложение, неизменны. В этом случае говорят, что предложение не изменилось, мы движемся по (вдоль) кривой (рис. 5.10). Рост цен вызывает рост объема предложения и точку мы движем по кривой вверх (из точки А в точку В), снижение цен ведет к сокращению объема предложения и мы движем по кривой вниз из точки А в точку С.
Изменение предложения (функции предложения), вызванное изменением неценовых факторов, при постоянной цене данного товара, всегда выражается в сдвиге кривой предложения влево или вправо. Увеличение предложения означает, что при данном уровне цены этого товара производители готовы продать больший объем товара, чем прежде. В этом случае кривая сдвигается вправо. Сокращение предложения означает, что при данном уровне цены этого товара производители готовы продать меньший объем товара, чем прежде. В этом случае кривая сдвигается влево (рис. 5 11).
Например, главным фактором, воздействующим на предложение, являются издержки. Поэтому, если в результате достижений НТП или благоприятных погодных условий (если сельское хозяйство) удастся снизить издержки производства, то кривая предложения S сдвинется вправо в положение S1 при цене Р, в этом случае предложение возрастет. При повышении цен на факторы производства предложение сократится, то есть при цене Р объем предложения сократится до Q2, кривая сдвигается из положения S в положение S2. И, наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, кривая сдвинется в положение S1 .
Таким образом, увеличение предложения означает, что при данном уровне цены производитель готов произвести и поставить на рынок больший объем товаров, чем прежде, кривая сдвигается вправо. Сокращение предложения означает, что при данном уровне цены производитель готов произвести и поставить на рынок меньший объем товаров, чем прежде, кривая сдвигается влево.
Рыночное равновесие
Из выше изложенного следует, что потребитель стремится приобрести больше товаров по низкой цене, а производитель стремится поставить больше товаров по высокой цене. Как найти ту цену, которая устраивала бы покупателя и производителя? Для этого необходимо совместить кривую спроса и предложения. Кривые пересеклись в точке Е, в ней установилось равновесие (рис. 5.12).
Равновесие – это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага (QS = QD). Цена, при которой две кривые пересекаются, называется ценой равновесия (или равновесной ценой), а количество предлагаемого товара – равновесным объемом.
Равновесная цена – это рыночная цена, при которой количество товара, произведенного и предложенного к продаже на рынок, равно количеству товара, которое покупатели желают и могут приобрести. Или это цена, при которой объем спроса равен объему предложения. |
Равновесный объем – это объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса Pdmax(максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за товар) и ценой предложения РS min (минимальной ценой, по которой товаропроизводитель готов поставить товар на рынок). Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, поскольку в состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних стимулов к его нарушению. В результате установления равновесия выигрывает и потребитель, и производитель (рис. 5.13).
Поскольку равновесная цена Ре ниже цены спроса, то выигрыш потребителя равен площади PdmaxEPe.
Выигрыш потребителя (излишки потребителя) – это дополнительная полезность, полученная потребителем в процессе рыночного обмена, благодаря тому, что фактически уплаченная цена ниже той, которую готовы платить за него. |
Выигрыш потребителя = ½∙(Рd max - Ре)∙Qе.
Равновесная цена выше цены предложения, тогда выигрыш производителя равен площади PSminEPe.
Выигрыш производителя = ½∙(Ре - РS min)∙Qе.
К тому же выигрыш производителя - это разница между общей выручкой (TR=Pe∙Qe) и совокупными затратами на производство, равными площади 0PSminEQe.
Выигрыш производителя (излишки производителя) – это дополнительный доход, который получит производитель, обеспечивающий производство с затратами ниже равновесной цены. |
Однако фактические (продажные) цены не всегда совпадают с равновесными, поскольку рынок не всегда находится в состоянии равновесия. Но он тяготеет к состоянию равновесия, то есть состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости. В подтверждении этого рассмотрим случаи нарушения рыночного равновесия.
Допустим, что в результате действия различных рыночных сил цена отклонилась от равновесия и установилась ниже равновесной: Р1 < Pe (рис. 5.14),в этом случае объем спроса превышает объем предложения (0Q1D) > (0Q1S), товар станет дефицитным, так как при этой цене потребители не смогут купить столько товаров, сколько они хотели бы. Избыток спроса (Q1D-Q1S) будет оказывать давление на цену, в сторону повышения, потребители будут стараться обойти друг друга, чтобы купить имеющийся товар, а производители отреагируют на это повышением цен и расширением производства. В конечном счете, цена опять достигнет уровня Ре.
Если же реальная цена оказалась выше равновесной Р2 >Ре (рис. 5.14), производители пытаются изготовить и продать больше товаров, чем потребители готовы купить, т.е. предложение (0Q2S) превышает спрос (0Q2D), и на рынке образуется излишек (Q2S-Q2D) или избыток предложения. Что бы распродать этот избыток или не допустить его роста, производители начнут снижать цену. При уменьшении цены требуемое количество товара увеличится, а предполагаемое уменьшается до тех пор, пока не будет достигнута равновесная цена Ре.
Иной подход к объяснению механизма установления рыночного равновесия использовал А. Маршалл, который считал, что, реагируя на нарушение рыночного равновесия, продавцы маневрируют не ценой, а объемом предложения (рис. 5.15). При любом объеме производства, ниже равновесного (Qe<Q1), цена предложения меньше цены спроса (PS1<PD1). Это весьма выгодно для продавцов: выставив товары по цене спроса (PD1), они легко их реализуют, поскольку покупатели именно по этой цене готов приобрести именно это количество товара, получив огромную прибыль. Рост прибыли заставит фирму наращивать объемы производства. Предложение начнет расти, а цены будут сокращаться, пока не дойдут до равновесного уровня.
Если реальный объем производства выше равновесного (Qe > Q2), цена предложения будет выше цены спроса (PS 2> PD2), то товары удастся продать только по цене спроса (PD2), то есть ниже себестоимости. Желающих производить товары по такой цене окажется немного. Предложение будет падать, пока не достигнет равновесного уровня. Цена при этом будет постепенно подниматься до равновесного уровня.
Оба подхода к равновесию отражают рыночные реалии, причем, действие каждого из них проявляется в определенном временном интервале. Так, колебание цен (механизм Л. Вальраса) способствует установлению равновесия в краткосрочном периоде. Если товары уже произведены в определенном количестве, то приспособить объем предложения к размерам спроса возможно, лишь изменив цены. Таким образом, в модели Вальраса размеры производства заданы, а переменными оказываются цены.
Изменение объема предложения (модель А. Маршалла) выступает на первый план в долгосрочном периоде. Поскольку только в долгосрочном периоде можно построить производственные мощности для удовлетворения любого объема спроса, главное, чтобы это принесло прибыль. В этих условиях именно цена становится главным ориентиром. В зависимости от того, насколько она привлекательна, производство либо наращивают, либо сокращают. Таким образом, в модели Маршалла, цена выступает как заданная, а предложение товаров окажется переменной величиной.
Механизм равновесия можно также объяснить, используя иные модели, например, паутинообразную модель (рис. 5.16). Данная модель относится к числу динамических, поскольку учитывает фактор времени. Она рассматривает процесс формирования равновесия только в условиях, когда реакция участников сделок на изменяющиеся условия рынка растянута во времени.
|
Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию, в противном случае имеет место неустойчивое равновесие. |
Возможно несколько вариантов:
а) если угол наклона кривой предложения такой же, как и угол наклона кривой спроса |dP/dQS| =|dP/dQD| (рис. 5.16, а), то в такой ситуации равновесия никогда достигнуто не будет, т.к. происходит постоянное колебание цен относительно равновесной. Если цена установилась ниже равновесной, то на рынке образуется дефицит (Q1Q2), который приведет к росту цен до Р2. При цене Р2 производи-тели увеличивают выпуск продукции, а потребители снижают объем покупок, образовавшиеся излишки способствуют снижению цены;
б) если угол наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения |dP/dQS|<|dP/dQD| (рис. 5.16, б), то равновесие не наступает. Цена с каждым разом опускается все ниже и ниже, в такой ситуации производство прекращается или не растет. Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия;
в) если угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса |dP/dQS|>|dP/dQD| (рис. 5.16, в), то объем производства и цена все более приближается к уровню равновесия. Происходит сужающее колебание цен.
Однако паутинообразная модель применима лишь к определенной продукции, она не учитывает влияние неценовых факторов, смещающих кривые.
Увеличение спроса (рис. 5.17) приводит к смещению кривой спроса из положения D в положение D1, в результате равновесие смещается в точку Е1, это приводит к росту равновесной цены (Ре1>Ре) и равновесного объема (Qe1>Qe). Снижение спроса вызывает смещение кривой спроса влево в положение D2, а это вызывает уменьшение равновесной цены (Ре<Pe2) и равновесного объема (Qe2<Qe).
Уменьшение предложения (рис. 5.18) вызовет смещение кривой S в положение S1, в результате равновесие сместится из точки E в точку E1, вызывая увеличение равновесной цены до Ре1 и снижение равновесного объема Qe1. Увеличение же предложения вызовет смещение кривой S в положение S2, что приведет к увеличению равновесного объема до Qe2 и уменьшению равновесной цены до Ре2.
Возможна ситуация одновременного изменения спроса и предложения (рис. 5.19). Например, установилась жаркая погода, одновременно из-за перегрузки выходят из строя две линии на местном хладокомбинате. В результате жаркой погоды спрос на мороженое возрос.
|
Кривая D сместилась в положение D1, установилось промежуточное равновесие в точке E’, это привело к росту равновесной цены до Р’ и равновесного объема до Q’. Но из-за перегрузки вышли из строя две линии, следовательно, предложение уменьшилось. Кривая S сместилась влево в положение S1, в результате новое равновесие установилось в точке E1, в результате возросла цена до Ре1 и изменился равновесный объем Q1. В нашем случае от снизился до прежнего - Qe. Изменение объема будет зависеть от наклона кривых.