Бывшие случаи злодейского изуверства евреев
Переходя затем к исчислению бывших случаев злодейского изуверства евреев и к разбирательству важнейших из них, или, по крайней мере, ближайших к нам и посему более достоверных, взятых из подлинных делопроизводств и из разных книг, писанных об этом предмете, должно наперёд всего упомянуть, что уже в первые века христианства евреи носили по улицам изображение Амана на кресте в поругание христиан и неоднократно убивали, по злобе, где могли, христиан (Церк. Ист. Шрекка, т. VII), и что в Законах польских и литовских 1529 года мы находим особый, на подобный случай закон:
«При обвинении жида в убиении христианского младенца должно представить трёх свидетелей из христиан; а кто не докажет обвинения, тот сам подлежит казни». (Чацкий «О литовских и польских законах», т. I, о привилегиях жидов).
Затем:
1) При кесаре Константине в IV столетии жиды были изгнаны из некоторых провинций за то, что распяли христианского ребёнка на кресте в Страстную пятницу.
2) В уложении императора Феодосия в V столетии запрещается евреям праздновать воспоминания свои поруганием над подобием креста, которое ими торжественно сжигалось; Феодосий же запретил строить синагоги в уединённых местах, в предупреждение разных, неоднократно случавшихся, неистовств. Однако евреи, несмотря на это, распинали тайно христианских младенцев, и несколько человек их было за это казнено, что случилось в 419 году, в Сирии, между Антиохиею и Халкидоном, в Пиместаре (Eisenmenger. Т. II. р. 220).
В
3) В царствование Фоки в VII столетии, жиды были изгнаны из Антиохии за то, что умертвили, по изуверству, поносною смертью епископа Анастасия и убили многих христиан.
В XI столетии
4) В 1067 году в Праге (в Богемии) шесть евреев зашиты в мешки и утоплены в реке за то, что выпустили из трехлетнего младенца кровь и переслали её другим евреям, в Тревизу (Мосцкий, гл. 25).
5) В киевских пещёрах почивают доныне мощи преподобного Евстратия, коего память празднуется 28-го марта. В Патерике находится житие его и говорится, что святой угодник был киевлянин, взят в плен половцами, при нашествии хана Боняка 1096 г., продан в Корсунь жиду, который подверг его разным мукам и, наконец, к празднику Пасхи своей распял его на кресте, а потом бросил в море. Тут нашли тело его русские христиане и привезли в Киев (печ. Пат. л. 169).
6) Между Кобленцем и Бингеном, на Рейне, есть доныне часовня с мощами ребёнка, замученного в XI веке жидами; местные католики почитают его святым.
В XII столетии
7) В 1172 году, в Блуа, во Франции, евреи распяли ребёнка, положили труп в мешок и бросили в реку Луару (Centur, Magdeb. XII, Cap. XIV).
8) То же случилось там в 1177 году, в самый день Пасхи, и несколько евреев сожжены за это на костре. (Там же и Шлешек, гл. 9.)
9) В 1179 году в Германии казнены были евреи, за распятие ими на кресте ребенка (Дубравиус, КН. 18).
10) В 1146 году в Норвиче (в Англии) евреи были казнены за распятие младенца Вильгельма в Страстную пятницу. Случай этот описан со всею подробностью (там же; Винценций, кн. 27).
11) В Брае (во Франции) жиды подкупом получили позволение казнить христианина, под предлогом, что он разбойник и убийца; они надели на него железную корону, секли его розгами и распяли. (Там же.)
12) Писатели прежних времен, Гегин и Наудер, свидетельствуют в общих словах, что парижские жиды в XII веке похищали к Пасхе младенцев и предавали их в подвалах мученической смерти.
13) В Глостере в царствование Генриха II жиды распяли христианского младенца во время Пасхи. (Там же, гл. XI, XIV.)
14) В 1179 году в Праге (в Богемии) казнено много евреев за измученного и распятого ими ребёнка. (Гагель, лист 304.)
15) Близ Орлеана (во Франции), в 1175 г. сожжено несколько раввинов за умерщвление ребенка, брошенного ими после в воду. В 1180 г. жиды были изгнаны за подобные злодейства из Франции. (Твер кн. 4.)
16) Около того же времени то же случилось в Аугсбурге (в Германии), за что все евреи были оттуда высланы.
17) В 1183 году жиды, судившиеся за подобное злодеяние, совершенное в Великий пяток, сознались в нём, а равно и в том, что обязаны делать это по своей вере. (Винценциус, кн. 29, гл. 25.)
В XIII столетии
18) В 1288 году в Бехараце (в Германии) евреи замучили ребенка и положили под гнёт, чтобы выжать из него кровь. (Шлешек, гл. 9).
19) В 1228 году евреи в Аугсбурге распяли ребенка. (Там же).
20) В 1234 году в Норвиче евреи похитили ребенка, держали его втайне несколько месяцев, до Пасхи, но не успели совершить злодеяния своего; ребенок отыскан, а они казнены.
21) В 1250 году в Аррагонии жиды распяли во время Пасхи своей семилетнего ребенка. (Eisenm. Т. II. р. 220).
22) В 1255 году в Линкольне (в Англии) евреи похитили восьмилетнего отрока, секли его бичами, увенчали терновым венцом и распяли на кресте. Мать нашла труп в колодце; евреи изобличены и сознались; один из них на месте растерзан лошадьми, а девяносто отведены в Лондон и казнены там.
23) В 1257 году в Лондоне жиды принесли в жертву на празднике Пасхи христианского младенца (Eisenm. Т. II, р. 220).
24) В деревне Торхан (в Германии) в 1261 году евреи выпустили из семилетней девочки кровь из всех жил, а труп бросили в реку, где он был найден рыбаками. Евреи были изобличены[3] и частью колесованы, частью повешены. (Шлешек, гл. 9).
25) В 1282 году женщина продала жидам украденного ею ребенка, а они замучили его, исколов по всему телу. Когда та же женщина хотела передать им ещё другое дитя, то была поймана и созналась во всём под пыткой, указав место, где первый ребенок был брошен: он найден исколотым по всему телу. По этому поводу было в Мюнхене восстание, в коем убито много жидов. (Eisenm. Т. II, Р. 220).
26) В 1287 году-в Берне (в Швейцарии) несколько евреев колесованы за умерщвление младенца, а остальные высланы. (Книга уголовного производства над евреями).
27) В 1295 году евреи вторично высланы были из всей Франции за подобные преступления.
В XIV столетии
28) В Вейсензе, в Турингии, в 1303 году несколько евреев сожжено за умерщвление дворянского ребенка, найденного в воде (Eisenm. Т. II, р. 221).
29) В 1305 году в Праге жиды умертвили в Пасху христианского ребёнка. (Там же).
30) В Губерлине (в Германии) в 1331 году жиды распяли на кресте ребёнка, за что заперты были все в один жидовский дом и сожжены (Шлешек, гл. 9).
31) В Мюнхене в 1345 году женщина продала ребёнка Генриха евреям, кои нанесли ему до 60-ти ран и распяли его на кресте. (Eisenm. Т. II, р. 221).
32) В 1400 году в Турингии евреи купили у католика ребёнка и замучили его. Маркграфы Фридрих и Вильгельм повелели за это колесовать и четвертовать католика и евреев. (Маемос, гл. 33).
В XV столетии
33) В 1401 году в Швабии народ восстал по поводу умерщвления жидами двух христианских детей, купленных у какой-то женщины, запер всех жидов вместе с нею в синагогу и сжёг их там живых. (Маемос, л. 33).
34) В 1407 году в Кракове, при короле Ягелле, народ возмутился по случаю умерщвления евреями ребёнка, убил много жидов, опустошил и выжег дома их и выгнал всех из города. (Длугош, кн. X; Гембицкий, гл. 7).
35) В 1420 году в Венеции казнено несколько евреев за убиенного в Великую пятницу младенца. (Кн. уголовного производства над евреями за убийство христиан).
36) В 1420 году, в Вене, при Фридрихе, сожжено 300 евреев за умерщвление ими трёх детей. (Маемос).
37) В 1454 году в Вене казнено несколько евреев за то, что убили ребёнка, вынули сердце, сожгли его в порошок и пили его в вине. Случай этот тем замечателен, что наши раскольники, толка детогубцев, делали то же, но пили порошок не сами, а опаивали им других для привлечения посредством чар сих к своему братству.
38) В 1456 году в Анконе крещённый раввин Эмануил объявил, что бывший там лекарь из евреев отрезал голову служившему у него мальчику христианину и собрал тщательно кровь.
39) Он же показал о другом подобном случае, где евреи распяли мальчика, кололи его и собирали кровь в сосуды.
40) В 1486 году в Регенсбурге найдено в одном жидовском погребе шесть трупов христианских младенцев; при исследовании открыт тут же камень, обмазанный глиной, под которою найдены на камне следы крови, потому что дети на нём были убиты. (Eisenm. Т. II, р. 222).
41) В 1475 году в Триенте, в Тироле.
42) В 1486 году во Вратиславле (Бреславле).
43) В 1494 году в Бранденбурге казнены и частью сожжены были жиды за убиение христианских младенцев.
Происшествие в Триенте описано во всей подробности. Трехлетний ребёнок Симеон убит был в четверток на Страстной неделе, и жители поклонялись ему, как мученику.
Жид Товий, принёс его в школу; тут зажали ему рот, держали за руки и за ноги, вырезали кусочек из правой щеки, кололи большими иглами по всему телу и, собрав кровь его, тотчас же положили в опресноки.
Жиды ругались над ребёнком, называя его Иисусом Христом, и бросили труп в воду. Родители нашли труп и донесли об этом властям (Иоанну Салисскому и гражданину Бриксену), кои вынудили из евреев пыткою сознание во всех подробностях этого злодейства.
На могилу младенца ходили на поклонение, и мученик вскоре приобрёл имя праведника. Впоследствии папа Сикст IV воспротивился этому и запретил даже преследование триентских жидов, потому, вероятно, что жиды успели склонить в пользу свою приближённых к папе людей.
Происшествие это изображено было во Франкфурте на картине, которая существовала ещё в 1700 году, с подробною надписью, как рассказывает очевидец Эйзенменгер.
44) В 1492 году жиды, по подобным обвинениям, изгнаны были из Испании.
В XVI столетии
45) В 1502 году в Праге еврей сожжен на костре за убиение младенца и испущение из него крови. (Гагель, л. 122).
46) В 1509 году в Боссингене (в Венгрии), жиды замучили ребёнка, украденного ими у одного колесника, и, исколов его по всему телу, выпустили кровь, а труп кинули за город. Виновные сознались под пыткой и казнены. (Eisenm. Т. II, р. 222).
47) В 1510 году жиды изгнаны были из Англии, по такому же обвинению.
48) Около того же времени в Данциге еврей украл сына одного мещанина.
49) В Глозаве, при короле Августе, шестилетний мальчик Донемат и семилетняя девочка Доротта замучены евреями.
50) В Раве два еврея украли ребёнка у сапожника и лишили его жизни, за что были казнены.
51) В 1540 году в княжестве Нейбурге жиды зверским образом замучили христианского младенца, который жил ещё трое суток. Дело обнаружилось тем, что еврейский мальчик, играя с другими на улице, сказал: «Три дня выл этот щенок и насилу издох».
Это слышали посторонние люди; а потому, когда обезображенный труп был найден в лесу пастушьей собакой и народ сбежался, то уже знали, за кого взяться. Кровь этого мученика найдена была, между прочим, в другом городе, в Позингене. (Eisenm. Т. II, р. 223).
52 и 53) В 1566 году в Нарве и в Бельске жиды подозревались в том же преступлении и успели исходатайствовать особое по сему повеление польского короля Сигизмунда, коим опровергается подозрение это, как нелепое, и король предоставляет впредь подобные случаи своему собственному суду.
54) В 1569 году в Ленчицах (в Польше), в Воловском монастыре, жиды замучили двоих младенцев.
55) В 1570 году жиды изгнаны из маркграфства Бранденбургского за то, что ругались над Св. Тайнами.
56) В 1571 году жиды в Германии содрали кожу с одного христианина, по имени Брагадин, и мученически его умертвили. (Eisenm. Т. II, р. 219).
57) В 1574 году в Литве, в местечке Поне, жиды замучили одного младенца;
58) В 1589 году в Вильне, на предместьи пятерых
59) В 1589 году в Тарнове, в Глобицах, одного, за что виновные казнены были смертью.
60, 61 и 62) В 1590 году в Ольшовской Воле (в Польше), под Шидловцем, в Курозваках и Петеркове жиды замучили троих детей.
63) В 1593 году там же одна женщина продала евреям троих украденных ею детей.
64) В Красноставцах замучен таким образом студент или ученик школы.
65) В 1597 году в Шидловце, жиды окропили свою школу кровью замученного ими ребёнка, что и записано в судебных книгах.
Это согласно с обрядом еврейским помазывать двери в домах своих кровью пасхального агнца, а равно и с вышепомещёнными показаниями о сём предмете унтер-офицера из евреев Савицкого и свидетельством Пикульского, что евреи помазывают этою кровью двери в доме христианина.
Также точно они не только едят сами опресноки с кровью и сладкие пирожки, изготовляемые к празднику Пурим, но охотно угощают имя и христиан.
66, 67 и 68) В 1598 году в Люблине, в Коле и Кутне (в Польше) замучены жидами три младенца, о чём существует печатное делопроизводство; в особенности замечателен декрет люблинского трибунала. Младенец Алберт найден в лесу при деревне Возники исколотый, изрезанный.
Евреи были изобличены, но упорно запирались; под пыткою все пять человек, допрошенные порознь, показали одно и то же, сознавшись во всём, и повторили гласно показания свои в суде, и в присутствии нарочно призванных для сего евреев. Это также было к Пасхе.
Жид Яхим показал, что не участвовал в убийстве, а видел случайно кровь младенца в горшке, и даже отведал её, обмакнув палец, полагая, что это мёд. Марко, богатый арендатор, у которого жил Яхим, и жена Марка не велели ему никому сказывать о том, что видел, но не открыли ему тайны, для чего нужна эта кровь; Яхим, однако же, слышал давно от других жидов, что им кровь точно нужна.
Аарон сознался, что, он, вместе с Исааком, украли младенца, когда возили солод, и передали Зельману, который зарезал его, собрал кровь и нанял работницу Настасью, чтобы вынести труп в лес.
Аарон впоследствии несколько раз повторил своё показание, не отрекаясь более от слов своих, но не каялся, а показывал закоснелое изуверство, даже когда узнал о смертном приговоре.
Исаак также сознался, показал все мелочные обстоятельства, согласно с Аароном, и дополнил отвратительною, подробною картиною об истязании и смерти мученика. По словам его, кровь была роздана и употреблена в опресноки.
Мошко, из Медзержица, показал совершенно то же и объяснил причину, для чего жиды замученнных младенцев не хоронят, сказав, что это противно вере их; его надо выкинуть, а не зарывать. Правило это вполне согласуется с тем, что сказано было об этом предмете выше, о показаниях крещённого раввина Серафиновича.
Работница Настасья, христианка, созналась во всем без пытки; она присовокупила, что еврейка, хозяйка её, сказала ей, вынося вместе с нею труп, что если бы предать его земле, то все бы евреи погибли. Виновные были казнены.
В XVII столетии
69) В 1601 году в Чаграхе (в Польше) евреи умертвили девочку.
70) В 1606 году в Люблине мальчика.
71) В 1607 году в Зволыне (в Польше) мальчика, которого нашли в воде обезображенным с отрезанными членами.
72) В 1610 году в Сташеве (в Польше) еврей Шмуль украл младенца, продал его в Щидловец, где жиды схвачены в то самое время, когда истязали жертву свою. Евреи четвертованы, а тело младенца положено в каплиде, с надписью: Filius Joharinis Koval et Susannae Nierychotovskiae, civium Staszowiensium, cujus vox sanguinis vindectum clamat ut Judei nominis Christiani hostes pellantur Stasovie; To есть: «Сын Ивана Коваля и Сузанны Нерихотовской, граждан Сташевских, коего глас кровавой мести взывает об изгнании из Сташева евреев, врагов христианского имени.»
73) В 1616 году, апреля 24, в Вильне жид Бродавка умертвил младенца Яна, сына крестьянина помещика Олесницкого.
74) В 1617 году в Сельцах, под Луковым, замученный евреями младенец отыскан и положен в коллегиате, в Люблине.
75) В 1626 году в Сохачеве несколько христианских детей были украдены и убиты жидами.
76) В 1628 году в Сендомире жиды замучили двоих детей аптекаря.
77) В 1636 году последовал декрет люблинского трибунала по подобному делу: жиды пригласили под каким-то предлогом кармелитского лаика (послушника) и, кинувшись на него внезапно, выпустили из него много крови и, угрожая смертью обязали страшною клятвою не обнаруживать происшедшего.
Но вследствие этого насилия послушник отчаянно занемог, сознался во всем настоятелю, а сам вскоре скончался, приняв, однако же, присягу в справедливости его показания. На этом основании евреи были казнены.
78) В Калишской губернии, в городе Ленчицах, в костеле бернардинов, находится поныне труп замученного евреями младенца. Потомки виновных долгое время обязаны были носить по городу, ежегодно в день преступления, картину, изображавшую участвовавших в этом жидов, кои были казнены. Впоследствии обычай этот вывелся, а на евреев наложена
была вместо того денежная пеня в пользу монастыря.
79) В 1639 году ребёнок замучен жидами в Комошицах.
80) В 1639 году в Ленчицах случилось подобное происшествие, коего подлинные акты недавно ещё были сохранены и из них сделана выписка: «крестьянин Мендык был обольщён жидами и продал ребёнка крестьянина Михалковича раввину Мейеру.
Собравшись ночью, жиды замучили ребёнка точно таким образом, как бывало во всех подобных случаях: они искололи его по всему телу и выпустили из него кровь, а труп возвратили тому же крестьянину Мендыку. Укор совести заставил этого человека донести на себя и на жидов; причем он показал, что прежде того продал им ещё двух ребят.
Мендык подтвердил то же под присягой и на двукратной пытке огнем, равно на лобном месте, перед казнию. Таким образом Мендыка за признание четвертовали; а жиды, которые упорно ни в чём не сознались, были высшим судом оправданы.
Это был один из первых и самых замечательных уроков христианам не сознаваться и не уличать жидов в таком ужасном злодействе.
81) В 1648 году в Иванишках жиды замучили и искололи ребёнка, а раны залили воском.
82) В 1650 году, марта 21-го, в Кадене колесован один жид за то, что умертвил ребёнка, нанеся ему восемь ран и обрезав пальцы на руках. (Eisenm. Т. II, р. 223).
В 1649 году жиды истязали и умертвили младенцев:
83) В Хвостове;
84) В Киях, неподалеку Пинчова;
85) В Негословицах, под Вацановым;
86) В Сецимине;
87) В Опатове и виновные казнены,
88) В 1655 году случилось то же в Брежнице, под Сендомиром, где
обвинен арендатор Цико,
89) В Острове, под Люблиным,
90) В Праще.
91) В 1660 году в Тунгухе (Tunguch, в Германии) жиды на Пасху зарезали христианского ребёнка, за что были сожжены до 45 человек. (Eisenm. Т. II, р. 223).
92) В 1669 году около Меца (во Франции) жид Леви украл ребёнка, который найден был мёртвым в лесу; виновный был сожжен. Подробности этого дела описаны в. книжечке: Abrege du proces fait; aux Juifs de Mets, 1670.
93) В 1665 году 12-го мая, евреи в Вене мученически умертвили женщину, которую нашли, изрезанную на части, в озере. Так как подобные злодеяния повторялись и впоследствии, то жиды и были изгнаны императором в 1701 году из Вены. (Eisenm.-T. II, р. 220).
В 1689 году были подобные происшествия и виновные наказаны:
94) В Жулкове;
95) В Лемберге (Львове);
96) В Цеханове;
97) В Дрогобецке. Судьи, собравшиеся в сем последнем месте по этому делу, все были отравлены.
98) В Минской губернии, у Слуцка, в Свято-троицком монастыре, почиют мощи младенца Гавриила, замученного в 1690 году жидами. В надписи рассказаны все подробности этого происшествия. Злодейство совершено в Белостоке, труп найден в густом хлебе, с обычными в сих случаях знаками.
Собаки открыли лаем своим тело младенца, признанного впоследствии местным угодником. В честь ему сложены молебные песни, известные под названием тропаря и кондака. Еврей, арендатор Шутка, был главный убийца. О судебном производстве по сему делу памятников не осталось из-за пожаров.
99) В 1694 году умерщвлен ребёнок жидами во Владимире на Волыни.
100) То же случилось в 1697 году в Новом Месте, под Равою, и
101) В Вильне, где несколько жидов, за мученическое убийство младенцев, были казнены.
В 1698 году:
102) В воеводстве Брестском, в Заблудове;
103) В Кодне, под Замостьем;
104) В Сендомире;
105) В Рожанах, и
106) В Слониме евреи замучили семерых детей; а в Бродах отравили епископа Цешейку.
107) В Цеханове и в Белой, в 1699 году, жиды были казнены на площади, перед синагогою, за то, что, опоив молодого человека, христианина, выпустили из него кровь и уморили.
В XVIII столетии
108, 109 и 110) В 1705 году в Гродне, в Цеймейлеве и Ржешове жиды замучили к Пасхе трёх христианских детей.
111) В 1750 году жиды, по такому же происшествию, изгнаны были из Каменца-Подольского.
112) В 1753 году в Житомире был случай, разысканный во всей подробности и доказанный следствием и судом; самое решение по сему делу отыскано было в архиве в 1831 году.
В Страстную пятницу 20-го апреля 1753 г. в деревне Маркова Вольница жиды поймали вечером трёхлетнего младенца Стефана Студзитского, унесли его в корчму, поили мёдом и кормили хлебом, размоченным в водке, отчего ребёнок заснул и лежал спокойно за печкой. В
ночь на Светлое Воскресенье жиды собрались в корчме, завязали ребёнку глаза, зажали рот клещами, и, держа над лоханью, кололи со всех сторон острыми гвоздями, качая и приподнимая, для лучшего истечения крови.
Когда страдалец испустил дух, труп был отнесён в лесок, где был найден на другой же день. По очевидным уликам, еврейки Брейна и Фружа, без пытки, сознались в этом убийстве, а мужья их были ими уличены и также без пытки сознались.
Затем прочие были преданы пытке и, повинившись, сделали столь подробное описание этого злодейского преступления, что уже, конечно, не могло оставаться никакого сомнения.
Евреи были казнены жестокой смертью в Житомире: раввину Полодкому и пяти другим жидам сожжены под виселицею руки, обмотанные смолистой пенькой, вырезано по три ремня из спины, а потом они четвертованы, головы посажены на кол, а тела повешены; пятеро других просто четвертованы, головы посажены на кол, тела повешены, один, принявший св. крещение, обезглавлен.
В то время была написана картина, изображающая труп младенца Студзитского в том самом виде, как он был найден, исколотый по всему телу. Подлинная картина, вероятно, цела ещё доныне; она хранилась у архиепископа львовского.
113 и 114) В 1799 году, как видно из дел департамента иностранных исповеданий, было два подобных случая:
1) Около Режицы найден в лесу мёртвый человек с необыкновенными знаками и ранами на теле: на кисти правой руки просечена как бы долотом, рана; другая повыше левого локтя; третья, подобная, под левой икрой и четвертая на спине.
Раны явным образом были нанесены умышленно и в несколько приемов; человек этот ночевал в корчме у жида, коего работник вывез его, в этом положении, в лес. Но следствие ничего не открыло, потому что все взятые под стражу евреи бежали и не были отысканы.
2) В том же году, перед еврейской Пасхой, в Сеннинском уезде, близ жидовской корчмы найден труп женщины, исколотый в лицо, на руках и ногах, и по всему телу; но на платье не оказалось никакого следа крови, из чего видно, что она была раздета, исколота, лишена жизни, а потом обмыта и одета. По следствию ничего не открыто.
В XIX столетии
115) В 1805 году производилось дело в Велижском поветовом суде о найденном в реке Двине теле двенадцатилетнего мальчика Трофима Никитина; мальчик был зарезан и по всему телу исколот, в чем обвинялись три жида, и в том числе Хаим Черный, попавшийся вторично по такому же делу в 1823 году. По недостатку улик дело предано воле Божией; но впоследствии открылись важные упущение делопроизводителей, за что на земский и поветовый суды наложена была пеня, но дело не переследовано.
116) В 1811 году, перед Пасхой Витебской губернии в деревне помещицы Томашевской пропал у крестьянина из колыбели ребёнок, и хотя многие обстоятельства наводили подозрение на жидов, но следствием ничего не открыто.
117) В 1816 году в Гродне, под Пасху найдена жертвою крестьянская девочка Адамовичева, у коей одна рука вырезана была из локтевого сустава, а тело исколото во многих местах.
В этом злодействе подозревались евреи, и первое исследование усилило подозрение; но евреи прислали депутатов в С.-Петербург, жалуясь на такое оскорбительное для них подозрение и приписывая его, очень хитро, ненависти поляков за приверженность жидов к правительству.
Вследствие сего и состоялось Высочайшеё повеление от 28-го февраля (объявлено 6-го марта) 1817 года, чтобы евреи не были обвиняемы в умерщвлении христианских детей по одному предрассудку, будто они имеют нужду в христианской крови, а что если бы где случилось смертоубийство и подозрение падало на евреев, без предубеждения, однако же, что они сделали сие для получения христианской крови, то было бы производимо следствие на законном основании и проч. На сём основании гродненскому губернскому начальству сделано было Высочайшее замечание, и дело прекращено.
Но по настоянию губернского прокурора, который нашёл неправильности и неполноту в первоначальном следствии, оно было возобновлено через 10 лет — Государственный Совет, приняв в рассуждение десятилетнюю давность и Высочайшее повеление 1817 года, коим подобные подозрения на евреев запрещено принимать, положил: предать дело это забвению.
Крещённый еврей Савицкий явился при сём случае, вызвавшись изобличить жидов, если только его обеспечат от угрожающей ему в сём случае опасности; но Государственный Совет признал, что такого рода исследования возбранены помянутым Высочайшим повелением.
118) В 1821 году, на берегу реки Двины найдено тело Христины Слеповронской и в убийстве её подозревались жиды, хотя и ничего не открыто.
119) В 1821 году, под Пасху, Могилеёвской губернии, Чаусовского уезда в селе Голенях найдено мёртвое тело мальчика Лазарева, о коем по наружным признакам судили, что он должен быть умерщвлён изуверными евреями.
Губернатор начал строгое следствие, но жиды, прислав опять депутатов в С.-Петербург, с письмом уездного стряпчего, изобличающим его в намерении к злоупотреблениям, жаловались на такое оскорбительное для них подозрение, противное Высочайшему повелению 1817 года.
Дело было прекращено, а губернскому правлению сделано замечание за то, что оно поступило вопреки помянутого Высочайшего повеления, приняв подобное подозрение на евреев.
120) В 1823 году пастор Эртель обнародовал подобный случай, бывший в Баварии. Это едва ли не последний пример в Западной Европе. С тех пор такие происшествия оглашались только в Польше, в наших западных губерниях и на Востоке, в Турции, Сирии и проч. («Was glauben die Judeh vom Pfarrer Oertel», Bamberg, 1823).
21) В 1823 году случилось подобное происшествие в Велиже, Витебской губернии, одно из самых замечательных дел, по огромности производства, запутанности, большому числу прикосновенных, по обнаруженным при сём случае другим подобным злодеяниям, по
продолжительности, а наконец и потому, что восходило на окончательное решение до Государственного Совета. О сём деле есть столь точные и полные сведения, что оно заслуживает особенного внимания, почему и будет об нём ниже говориться подробнее.
По поводу разбирательства Велижского дела открыто было ещё несколько подобных злодейств, но по всем сим делам, решённым за один раз, улики и доказательства признаны недостаточными. Сюда принадлежали:
122) Убийство в Велиже двух мальчиков крестьянских, в 1817 году. Первое показание об этом сделали: работница Терентьева, которая сама привела, за деньги, мальчиков в дом еврея Цетлина.
Работницы Максимова и Ковалева, участвовавшие тоже в этом деле, сознались и подтвердили во всем показание первой; а Ковалева, будучи крепостной богатых евреев Берлиных, которые купили целое имение на имя уездного казначея Сушки, до того испугалась своего признания, что, проплакав целую ночь и утверждая, что она теперь пропала, удавилась.
Мальчикам, по показанию этих, женщин, жиды остригли ногти, потом сделали обрезание, качали их в бочке, перевязали ремнем ноги под коленями, кололи по всему телу, собирая вытекающую кровь, а мёртвых бросили с пристани в реку Двину. Показания этих трех женщин, несмотря на запутанность их, носят на себе, в отвратительных подробностях своих, отпечаток неотвергаемой истины.
Так, например, Ковалева, в слезах и в страхе, рассказывала, где и по какому случаю она видела, в особом ларце у Цетлиной, сухие кровяные лепешки из крови этих мальчиков, и часть крови, собранной в серебряный стакан присовокупляя, что кровь уже испортилась и пахла мертвечиной.
123) Она же, Ковалева, объявила при этом случае, что, по всей вероятности, те же самые жиды сгубили родного её брата, Якова, но что она не смела об этом говорить. По справке оказалось, что малолетний, Яков в 1818 году умер, будто бы от нанесённой самим себе по неосторожности раны. Дело это, за давностью, оставлено было без внимания.
124) По тому же делу обнаружилось, что те же велижские евреи в 1817 году истязали и умертвили шляхтянку Дворжицкую, взрослую женщину, коей останки найдены были в лесу на следующий год. И в этом злодействе участвовали те же две развратные русские бабы и открыли все мелочные подробности его.
Дворжицкую напоили пьяною, качали в бочке, били по щекам, ругались над нею, положили на два стула, кололи в разных местах и собирали кровь в подставленную посуду; мёртвую же обмыли, положили в пошевни и вывезли за город, в лес.
Из этого происшествия, между прочим, видно, что жиды, посягающие на подобное дело, не ограничиваются убийством одних только младенцев или мужчин, но готовы воспользоваться всяким удобным случаем, дабы убить христианина и взять кровь его для суеверных обрядов.
Впрочем, Терентьева именно показала, что не знает, куда жиды употребили кровь Дворжицкой; но заметила, что они, рассматривая эту кровь, находили её черною и были ею недовольны.
125) По тому же делу обнаружилось такое: же убийство жидами двух девочек, нищих, в 1819 году в Семичевокой корчме около Велижа. И здесь возмутительные подробности, во всем согласные с обстоятельствами и с другими сведениями о подобных делах, не оставляют никакого сомнения в истине происшествия.
Многие жиды, оговорённые по сему делу, изобличены были в совершенно ложных показаниях и дерзкой лжи; так, между прочим, они уверяли, что вовсе не знали и никогда не видали Терентьевой, тогда как доказано было, что они знали её очень коротко и уже много лет, потому что она служила работницей у жидов в том же месте.
126) По тому же делу обнаружилось убийство в Брусовановской корчме ещё четырех детей. Это случилось также перед Пасхой, в 1821 или 1822 году, в голодное время, когда дети ходили по миру, и жиды, зазвав их в корчму, заперли порознь, а после поодиночке же умертвили, в присутствии множества других жидов, обыкновенным мученическим образом.
Соучастницы жидов, Максимова и Терентьева, назвали поимённо большую часть виновных, описав во всей подробности, как преступление было совершено, кто где стоял, что говорил и делал.
Один жид доведён был уликами до того, что, мешаясь и теряясь, зарыдав, сказал в присутствии комиссии: «Если кто из семьи моей признается, или кто другой скажет всё это, тогда и я признаюсь».
Другие жиды или упорно молчали, или выходили из себя и неистово кричали и угрожали свидетелям.
Ко всему этому присоединилось ещё особое дело о поругании евреями Св. Тайн, полученных под купом, и антиминса, украденного нарочно для сего из церкви. Розыскание показало справедливость этого доноса, раскрыв все подробности его; не менее того жиды не сочли за нужное сознаться и действительно отделались голословным, упорным запирательством.
Жиды при допросах в присутствии выходили из себя, кричали и бранились до того, что их выводили вон, и комиссия не могла продолжать допросов. Об этом деле, впрочем, упоминается здесь только по связи его с предыдущими.
127) В 1827 году, перед Пасхой, Виленской губернии в Тельшевском уезде, деревни помещика, Дамми, пропал без вести семилетний ребёнок Пиотрович.
Пастух Жуковский объявил, что видел сам, как жиды поймали ребёнка в поле и увезли; труп найден впоследствии искаженный точно таким образом, как во всех подобных случаях; жиды путались при допросах, делали ложные показания, снова их отменяли и наконец изобличены в злодеянии этом столько, сколько можно уличить людей, не имеющих в оправдание своё ничего, кроме голословного запирательства.
Несмотря на то, что в этом случае был даже один посторонний свидетель, помянутый пастух, жиды были оставлены только в подозрении. И это, конечно, уже доказывает, что все улики, кроме признания, были налицо, ибо во всех других современных нам случаях, помещённых выше и ниже, евреи всегда были оправдываемы.
К этому должно ещё присовокупить, что два жида, кои начали было признаваться, найдены мертвыми: один убитым, под мостом, другой отравленным.
Здесь будет кстати упомянуть, что по случаю подобного производства, которое теперь не могло быть отыскано, признавшийся в преступлении еврей был найден повешенным в школе жидовской, при замкнутых дверях. Несморя на это, показание жидов, что он сам удавился, было принято.
128) В 1827 году ребёнок пропал в Варшаве за два дня до Пасхи; очевидно, подозрение пало на жидов, следы были открыты, и ребёнок, вопреки уверениям и отрицательству хозяина дома жида, отыскан у него в сундуке.
Несмотря на многие обстоятельства, обличавшие вопиющим образом виновных в том, что они намерены были принести ребёнка обычным образом в жертву своему исступленному фанатизму, жиды отделались уверением, что они сделали это для шутки. (Киарини, тл. II).
129) В книге Путешествие по Турции англичанина Валыиа, 1828 года, говорится следующее: «Константинопольские христиане утверждают, что жиды, похищая детей, приносят их в жертву Пасхе, вместо пасхального агнца. Я был свидетелем большого волнения между жителями. У греческого купца пропал ребёнок, и думали, что он украден и продан в рабство.
Но вскоре тело его нашли в Босфоре; руки и ноги были у него связаны, а особенные раны и знаки на теле показывали, что он был умерщвлен необыкновенным образом, с каким-то особым необъяснимым намерением. Гласные обвинения пали на жидов, потому что это случилось перед Пасхой; но ничего не было открыто».
130) В 1833 году Минской губернии Борисовского уезда живший в деревне Плитчанах еврей Орко заманил к себе ушедшую от помещика крестьянку Фёклу Селезневу и бывшую с нею девочку 12 лет Ефросинью и, по показанию первой, уговорил её, обещав за это 30 целковых, согласиться на убийство последней для того, чтобы добыть из неё кровь.
Труп был найден, а на нём, кроме признаков удушения, рана на виске, откуда, по показанию Феклы, Орко выпустил кровь в бутылку. Он говорил ей, что кровь эта необходима ему для какой-то беременной родственницы, при родах коей нужна христианская кровь, для помазания глаз ребёнка.
Уговаривая Фёклу, Орко сказал: «Хоть бы от мизинца достать крови, очень нужно, и без этого никак нельзя обойтись». В доме жида и частью даже на жене и дочери его найдено снятое с убитой платье; Фёкла, после запирательства и противоречия, рассказала все подробности этого убийства и каким образом Орко нацедил крови в бутылочку.
Впоследствии жиды были уличены в подкупе подсудимой Фёклы, чтобы она приняла всё одна на себя, а жидов не выдавала. Орко уговаривал также мать убитой, чтобы она не искала дочери своей, которая живёт на хорошем месте; он же силою и дракою не допускал к обыску сарая, где, по указанию Феклы, найден был труп.
Жена и дочь Орки и сам он путались беспрестанно в ложных показаниях. Вследствие всего этого Орко был обвинен в убийстве; но, на основании Высочайшего повеления 1817 года, коим запрещёно подозрение в употреблении евреями христианской крови, вопрос этот устранён.
131) Волынской губернии в Заславском уезде случилось в 1833 году следующее: Крестьянин графа Грохольского Прокоп Казан явился 20-го марта в экономическое Правление и объявил знаками, что на пути в деревню Волковцы напали на него три жида и отрезали ему язык.
Когда рана поджила, то он рассказал следующее: «Я был настигнут евреями, когда перешёл лес, на перекрестке между деревнями Городищем и Серединцами. Поровнявшись со мною, сначала подошёл ко мне один жид и, разговаривая, шёл рядом; потом присоединился к нам другой, а наконец и третий.
Ничего не подозревая, я беспечно отвечал на вопросы их, как вдруг один, отстав немного, схватил меня сзади и повалил; другие бросились и начали давить мне грудь и душить за горло, так сильно, что я пришёл в беспамятство и, вероятно, высунул язык.