Старые добрые фотокамеры
Последнее время меня часто спрашивают о том где можно почитать о "Старых добрых механических камерах". Вот я и решил собрать в этой заметке побольше ссылок на эту тему. Не без помощи уважаемых участников сообщества разумеется :) ибо всего я знать конечно не могу.
Строго говоря "механическими" камерами можно называть только те, которым для работы не требуется питания. Однако последнее время "механическими" камерами чаще принято называть все неавтофокусные аппараты. Так же поступлю и я. К минусам таких камер можно отнести то, что для работы затвора им нужна батарейка, а к плюсам то, что они как правило имеют автоматический режим "приоритета диафрагмы" и следовательно более оперативны в работе. Справедливости ради нужно сказать что такие камеры трудно назвать "энергозависимыми". К примеру мой Nikon FE работает от двух "таблеток" LR44 (по 10 руб. каждая) не меньше полугода. И даже на случай лютого мороза достаточно иметь в теплом кармане запасной комплект что бы не переживать за то что камера отключится в самый неподходящий момент.
Речь пойдет о системах Pentax, Olympus OM, Nikon, Canon FD, Minolta MD и Contax/Yashica
В каждой из систем я попробую перечислить бюджетные камеры на которые следует обратить внимание. А так же в виде врезок приведу субъективные мнения владельцев перечисленных систем, за них я ответственность не несу :)
Хоть я сам и "Никонист", но начну с системы которой когда то пользовался и к которой питаю слабость:
PENTAX - официальный сайт www.pentax.com и www.pentax.ru
О, у Pentax есть настоящий ангел хранитель. Его зовут Божидар Димитров. Он создал и поддерживает сайт который является настоящей энциклопедией 35 мм. системы Pentax. Заветный адрес таков - http://kmp.bdimitrov.de/index.html. Тут вы найдете подробное описание всех выпускавшихся камер, объективов и аксессуаров. Достоинство системы Pentax заключается в том что байонет "К" физически не менялся с 1975 года и для этого байонета камеры делал не только сам Pentax, но и другие производители. Для установки на старые камеры подходят все объективы кроме самых последних в маркировке которых имеется буква "J", так как у них нет кольца диафрагмы. Неавтофокусные объективы Pentax можно разделить на три серии самую старую "К", "М" и самую новую "А". Объективы серии "А" способны работать в режиме приоритета выдержки. Камеры Pentax пожалуй наиболее приспособлены для установоки на них резьбовых объективов M42. До появления байонета "К" на камерах Pentax использовалось именно крепление М42. Pentax единственный из производителей камер который по сей день выпускает фирменный переходник на М42. Сайт Димитрова настолько информативен, что даже и не знаю что добавить. Разве что подробнейшее описание самой совершенной неавтофокусной камеры Pentax LX. Вот тут есть ещё одна интересная статья о старых Пентаксах на русском языке. При выборе рекомендую присмотреться к чисто механическим Pentax K1000, Pentax MX и электромеханическим Pentax ME(Super), Pentax LX. Или камеры сторонних производителей - к примеру RICOH KR-10 или RICOH KR-5, а так же Vivitar 3800
phazeman Снимаю Pentax ME Super я бы порекомендовал именно эту камеру или Pentax SuperA/SuperProgram а не К1000 изза двух особенностей - У ME Super затвор синхронизируется на 1/125 (он же механический на этой скорости и батарейки не требует. спасло меня лично один раз) плюс шторки затвора вертикально-металлические, что очень сильно удлиняет жизнь. Плюс минимальная скорость затвора 1/2000 вместо 1/1000 (тоже спасало с плёнкой 400АСА в яркий день) У SuperA (он же SuperProgram) кроме всего прочего добавлена функция прыгалки (Depth of Field preview) плюс просмотр диафрагмы рядом с выдержкой в экранчике вьюфайндера. Возможность видеть там диафрагму очень много добавляет этой замечательной тушке. Все аппараты этой фирмы отличаются отличной сборкой из металла (ручные варианты тушек), маленьким размером и лёгким весом. Некоторые посчитают это за плохую черту, но скажу вам так, я ненавижу лёгкие аппараты и ненавижу когда мизинец соскальзывает с тушки. Именно по этой причине мне приходилось покупать рукоятки питания почти для всех моих современных апаратов. А с Pentax всё совсем не так. Аппарат как влитой ложится в руку, всё очень удобно, выдержка меняется с помощью двух кнопок, удобно лежащих под указательным пальцем рядом с рычагом затвора, так что не надо отрывать глаза от вьюфайндера чтоб поменять её. Оптика с байонетом К от пентакс. Разговор пойдёт об "старой" оптике с ручным фокусом. На данный момент в моём "арсенале" 4 обьектива - SMC К 24мм 1:2.8 ,SMC M 35мм 1:2.8, SMC M 50мм 1:1.7 и Takumar Bayonet 135mm 1:2.5. Большего "зума" мне не надо т.к. снимаю в основном в городе и НЕ портреты. А для портретов 135мм в самый раз будет. Во первых хочется отметить, что лучшего просветления, чем SMC я не видел никогда. Во вторых, сразу напрашивается вопрос - а почему у меня полтинник 1.7 а не 1.4, который принято считать лучше - ответ прост - когда я покупал тушку, за 1.4 просили 50$ дороже, а у меня их на тот момент не было. Да и не нужен мне полтинник с 1.4 диафрагмой. Там глубина резкости около полтора сантиметра... Все обьективы , кроме такумара, отличаются изумительной резкостью. По рисунку же выигрывает, конечно, такумар. Такого красивого Боке я не видел ещё нигде, даже на Сапоповских Л обьективах (а снимал я на многие из них). Искажения - Конечно же на 24мм есть искажения, но если правильно держать аппарат (парралельно земле) то искажений очень мало. 35мм - их просто НЕТ. это один из лучших 35мм обьективов которые я видел с очень приятным рисунком и красивой резкостью, которая не звенит как в полтиннике, но всё же... 50мм - думаю говорить не надо, ве и так знают что и как и с кем :) 135мм тоже самое... полу-телевик/портретник. Цены на все линзы примерно одинаковы, кроме 24мм, который таки держит цену на рынке. 24мм стоил мне примерно 130$. остальные, все, по 75$ примерно. Примеры карточек: 24мм, 35мм , ещё 35мм , 50мм, 135мм, ещё 135мм |
OLYMPUS OM - хоть камеры этой системы к моему глубокому сожалению давно не выпускаются, однако её поклонников по всему миру хватает. Хочется отметить очень компактные корпуса и объективы Zuiko, мягчайший спуск и огромные яркие видоискатели. Раз заглянул - не забудешь :) Из за того, что кольцо управления выдержками у камер OM расположено вокруг объектива это дает уникальную возможность удобно менять выдержку не отрывая глаз от видоискателя даже в ручном режиме съемки. У Olympus OM тоже есть свой сайт энциклопедия http://www.star.ucl.ac.uk/~rwesson/esif/om-sif.htm , он правда не обновлялся уже больше четырех лет, но нового собственно ничего и не появилось. Если только фирменный переходник Olympus OM - Olympus 4/3. Добавлю сюда описание OM-1 и OM-2 и объективов Zuiko. Так же еще одна страница с описанием оптики Zuiko. Есть ещё один ресурс на русском языке об оптике Zuiko - Золотой свет
На рынке БУ фото-техники продается много объективов Olympus Zuiko, но есть одна хитрость о которой не все знают. Дело в том что не все из них имеют многослойное просветление. Итак зуйки у которых перед названием присутствует буква (G.ZUIKO, E.ZUIKO и.т.д.) это самые старые модели. Буквы как обычно означают количество линз. Эти объективы увы с однослойным просветлением. Позже эти буквы исчезли, зато появились "волшебные" буковки MC и соответственно многослойное просветление. Еще позже из маркировки исчезло и "МС". Таким образом самые последние и самые "просветленные" :) это зуйки безо всяких лишних букв в названии. |
В этой системе камер совсем немного и если говорить о недорогих, то останутся собственно чисто механический OM-1 и электромеханический OM-2 с вариациями.
zuiko Снимаю ОМ-2 + 50 1.8 + 24 2.8 тушка старая (лет 30), но рабочая :) видоискатель поразительный (большой и яркий) зеркало не колотит, но вот треск затвора сильный :( люди часто оборачиваюся и пугаются :( в этом смысле понравился никон ф-3 экспонометр удивительно точный, снимал слайд, почти без промахов про оптику - стоит только попробовать, слезть сложно :) во всяком случае, на кэнон-никон желания смотреть нет, скорее лейка-цейс полтинник юзаю самый доступный, есть два офигенных полтоса на 1.2 (50 и 55 мм) ширик очень резкий, с искажениями конечно, но очень приятными, часто снимаю им стрит фото "от пуза" это бюджетный вариант, есть оптика шире, есть офигенные портретники (100/2 и 85/2), есть отличный зум 35-80/2.8, но уже за совсем немаленькие деньги (этот зум например уходил на кехе за штуку в баргейне) отличная оптика для макро следует отметить, что откровенно плохой оптики не было (кроме штатаника ом2000 35-70 /3.5-4.8, производства косины), поэтому недорогой набор катит вполне про тушки помимо ом 1,2,3,4 выпускались более дешевые 10,20,30(f),40(pc),2000(косина), можно рассматривать как супербюджетные модели, но лучше брать камеру из основной линейки из новых можно рекомендовать ом 2сп (усовершенствованная двойка, с затвором от четверки, программным и спот-режимом), ом 3ти(топовая механическая камера, трудно найти и за большие бабки), ом 4ти(есть приоритет диафрагмы, классная система экспозамера, титановый корпус, около 500 usd) были авто(пауэр)фокусные модели ом-77 и ом-88, со своей оптикой, вряд ли стоит обращать на них внимание |
NIKON - официальный сайт www.nikon.com и www.nikon.ru
Что тут сказать? Nikon он и есть Nikon. Главное преимущества Nikon - это системность, совместимость и доступность. То есть каждая камера как правило имеет внушительный набор аксессуаров, байонет "F" физически не менялся последние 40 (!) лет и соответственно достать что либо БУ к Nikon как правило легче всего. Для старых камер не подойдут только объективы маркированые буквой "G" все по той же причине - отсутствия кольца диафрагмы. Теперь ссылки:
Nikon Imaging - краткая эниклопедия о всей выпускавшейся продукции Nikon
История камер Nikon - Подробнейшее описание камер Nikon на mir.com.my
История объективов Nikkor - там же.
Nikon Links - просто огромное количество ссылок на ресурсы о Nikon
Nikon Lenses - подробный справочник по всем выпускавшимся объективам Nikkor, включая серийные номера и года выпуска.
Nikkor SLR Lens Test - Описание, тесты, рекомендации по выбору объективов Nikon от Ken Rockwell. Полезное место.
http://www.nikonlinks.com/unklbil/Default.htm - справочник о совместимости объективов и разных камер. И ещё всякая мелочь.
Nikonians - просто гигантское сообщество "никонистов" со всего мира. Статьи, форумы, галереи.
Камер Nikon много и все они хороши, однако если говорить про бюджетные варианты то стоит обратить внимание на Nikon FM и Nikon FE. Если говорить про оптику, то смело можно сэкономить и остановиться на БУ серии AI. Они как правило оптически ничем не отличаются от более поздних AIS, но при этом дешевле.
Касаемо старых объективов Nikkor тоже есть хитрости: По большому счету Никкоры подразделяются на три большие группы. 1. pre AI - самые старые, выпускавшиеся ещё в 60-х годах. К сожалению, чисто механически, они могут быть установлены не на все более поздние камеры. 2. AI и AIS - самые распростаненные сейчас классические неавтофокусные объективы. 3. AF, AF D, AF-S - выпускаемые по сей день автофокусные объективы. Хитрость заключается в том что на рынке попадается много объективов pre AI механически переделанных в AI (меняется кольцо диафрагмы). Таким объективам часто присваивается индекс AI'd. Всё бы ничего, однако надо помнить что в 60-х годах не было многослойного просветления (NIC - Nikon Integrated Coated). Такое просветление стало наносится на все Никкоры начиная только с 1973 года. Так что будте бдительны! При покупке оптики Никор сверяйтесь с таблицей серийных номеров, ссылку на которую я дал выше. На камеры Nikon тоже можно поставить объективы M42, но совместимость, увы, неполноценная. Это связано с тем, что рабочий отрезок у Nikon на миллиметр больше чем у стандарта М42. Таким образом переходники с М42 для камер Nikon бывают двух типов: 1. простое кольцо - с ним становится невозможным наводка резкости на бесконечность. 2. кольцо с оптическим элементом (линзой) - наводка на бесконечность возможна, но как сами понимаете лишняя линза (непонятного производства) качества картинке не прибывляет. |
Далее я вступаю на зыбкую почву, так как с системами описываемыми далее я знаком куда меньше.
Canon FD - Да, представьте себе Canon тоже был когда то неавтофокусным. Сейчас в это трудно поверить, однако это было :) Почему же об этом забыли? Ответ прост - когда в 1987 году Canon приступил к выпуску автофокусных камер серии EOS они сменили байонет и полностью отказались от какой либо совместимости с прошлыми разработками. Смелый шаг. Это привело к тому что о линейке Canon FD как то подзабыли. А жаль, ведь в этой линейке были настоящие шедевры, как например Canon F1. За время существования системы FD сменилось три линейки камер. Они обозначаются буквами "A", "F" и "T" от самого старого Canon F1 (1971 г.) до самого навороченного Canon T90 (1986 г.). К странностям всей этой системы можно отнести то, что в некоторых камерах реализован только режим приоритета выдержки, но не диафрагмы. Это не то что бы недостаток, просто лично мне это непривычно. Из своего опыта сканирования могу сказать что FD оптика Canon превосходна. Субъективно она мне нравится даже больше чем современные EF линзы. Кстати говоря столь воожделенная всеми "канонистами" буковка "L" в названиях объективов появилась ещё в эпоху FD. Переходник М42-FD есть. Ссылки:
Canon Camera Museum - фирменный сайт об истории всей фототехники Canon с подробными спецификациями.
Далее всё с mir.com.my
The Canon A-Series and T-Series SLR cameras - соответственно о камерах линейки "A" и "T"
И отдельно о Canon F1 и Canon F1-New
А так же подробно об оптике Canon FD
Справочник по системе FD - CanonFD
Из всех камер серии FD лично я держал в руках только AE-1 Program. Он мне показался добротным аппаратом и весьма недорогим при этом. Из фунциональных соображений я бы обратил еще внимание на камеру A-1. Однако самой знаменитой камерой остается Canon F1. Его однако и по сей день дешевым не назовешь.
geophoto У меня в коллекции есть Т50 - совсем дешевая и вообщем довольно ублюдочная камера, Т90 - это наоборот вершина , камера умеет все, кроме автофокуса, снимаю ей очень часто, особенно в сочетании с 50/1.2L & 85/1.2L Т60 делала косина, для третьих рынков, выпускалась параллельно с уже автофокусными Эосами, ничего особенного, A1 очень хорошая коробка, легкая, прочная, ничего лишнего, и все есть, настоятельно рекомендую сей агрегат, тем кто интересуется, и кому нужна легкая коробка на выезд куда-нить. Canon AE-1 Program, 1981 чрезвычайно популярная модель до сих пор, первая камера с одним микропроцессором, довольно элегантно выглядящая, чуть слабее чем А1 по конструктиву, но вообщем ничего, сделал съемку очень простой, по сей день его любят в школах фотографии, поэтому до сих пор они очень активно вращаются на вторичном рынке, студенты покупают их на семестр или на два и потом продают. Canon 1Fn чрезвычайно крепко сделаная коробка, компактная со съемной пентапризмой, что позволяет снимать с шахтой, т.е. очень удобна для всяких низких точек, незаметных снимков и для макро. Ценится и коллекционерами. Самое интересное у этой кеноновской системы это оптика, т.к. ее текущая цена значительно ниже, чем у никона, или у пентакса или чем у олимпуса, что открывает определенные возможности, из объективов я бы выделил следующие. 17/4, 24/2, 24/1.4L, 28/2, 35/2, 50/1.2L, 50/1.4, 55/1.2 asph, 85/1.2l, 100/2, 135/2, 200/1.8, 300/2.8l, 300/4L, 400/2.8L и зум 80-200/4L (компактный). В ряде лучших телеобъективов используются линзы из флюорита (супернизкодисперсионный материал), что значительно уменьшает хроматические аберации. |
MINOLTA MD - С камерами Minolta случилась та же история что и с Canon FD. В 1985 году они перешли на автофокус и сменили байонет, оставив всю неавтофокусную технику в прошлом. Название системы "Minolta MD" не совсем правильное. "MD Rokkor" это название последней линейки неавтофокусных объективов Minolta. Была и более ранняя линейка "MC Rokkor". Однако название "Minolta MD" что называется приклеилось и ко всей системе. История этой системы начинается аж 1958 году (!) с камеры Minolta SR-2 и заканчивается в середине восьмидесятых самой совершенной Minolta X-700. Камеры Minolta всегда отличались высокой функциональностью по сравнению с камерами других производителей в одном ценовом диапазоне. То есть за те же деньги вы получаете больше всяких наворотов. Переходник М42-MD существует. Ссылки:
Rokkorfiles - это настоящая энциклопедия системы Minolta MD
MC Rokkor Lenses
MD Rokkor Lenses
Minolta X-700 - на mir.com.my
В плане оптики - не знаю что сказать, сканировал только один раз и давно. Так что посоветовать ничего не могу. Надеюсь на вас.
scrolllock Если ретроспективно по тушкам, то культовыми были: Minolta SRT 303b Полностью механическая камера c предподьёмом зеркала. Minolta XK Профессиональная камера, с возможностью установки шахты. Неубиваемая. Minolta XE-1 Cстаршая сестра Leica R3 Minolta XD-7(XD-11) она же выпускалась под маркой Leica R4 и основа для R5,R6,R7 :) Первая камера с приоритетом диафрагмы и с приоритетом выдержики :) Minolta X-700 Приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, TTL управление вспышкой, индикация диафрагмы в видоискателе. Шикарный видоискатель. Minolta X-570 Отсутствует приоритет выдержки, зато присутствует одновременная индикация установленной и рекомендуемой выдержки в видоискателе. По стеклам: Rokkor MC 24/2.8 VFC (с возможностью предустановки исправления аббераций) Rokkor MC 28/2.0 Шикарный широкоугольник без дисторсии Rokkor MC 35/2.8 Shift CA Rokkor PF 58/1.2 Шикарное боке, большая светосила. Rokkor MC 85/1.7 (MD 85/2) Шикарнейший портретник. Rokkor MC 85/2.8 VariSoft Портретник с функцией софт-фокуса. Rokkor MC 135/2 Шикарнейший портретник. Minolta MD 600/6.3 Отличный телевик. Специальные: Minolta MD 50/3.5 масштаб 1:2 (c тубусом 1:1) Прецезионный макрообъектив Minolta MD 100/3.5 масштаб 1:2 (c тубусом 1:1) Прецезионный макрообъектив Зумы: Minolta MC 35-70/3.5 он же Leitz Vario-Elmar R 35-70 f3.5 :) Minolta MC 70-210/4 он же Leitz Vario-Elmar R 70-210 f4 :) Всыпшка Macro 80PX (в дальнейшем 1200AF) Лучшая макровспышка из имеющихся у ведущих брендов. Причина: наличие встроенной подсветки, и отдельное управление каждой из 4-х (!) ламп формирующих кольцо. |
CONTAX / YASHICA - Лично для меня загадка, почему система Contax созданная величайшим производителем оптики Carl Zeiss осталась в тени и не получила должного распространения. В 1975 году Contax выпустил первую SLR камеру Contax RTS и естественно линейку превосходных объективов к нему. Для знающих людей названия Дистагон, Планар, Сонар - звучат как музыка. Среди модельного ряда Contax были поистине уникальные камеры. К примеру Contax RX который хоть и был неавтофокусным, но имел систему цифровой индикации точной наводки на фокус (Focus Asistant). Или Contax AX - автофокусная камера с неавтофокусными объективами - автофокус в ней работал за счет перемещения пленки, а не оптики. Или Contax RTS III, единственная камера в которой применялся вакуумный прижимной столик для пленки. Оптика Carl Zeiss для Contax была двух модификаций - ранняя AE и более поздняя MM. Оптически они, насколько мне известно, практически не отличаются, однако объективы серии MM могут понадобиться для функционирования режима приоритета выдержки на поздних моделях камер Contax. Паралельно с Contax камеры и объективы с таким же байонетом выпускала и японская Yashica. По этому этот байонет иногда называют C/Y. Среди камер (и уж тем более объективов) Yashica не было ярких шедевров, однако ими вполне можно снимать. Многие прибегали к такой "хитрости" - покупали недорогие камеры Yashica, но устанавливали на них оптику Carl Zeiss. Удивительно, но до сих пор в магазинах Сивма можно купить новую Yashica 109 MP (камера так себе). Переходник М42-C/Y выпускался. Ссылки:
Contax Film Camera - официальная страница, она пока ещё работает, но камеры Contax больше, увы, не выпускаются.
Contax SLR Page - энциклопедия камер Contax и объективов Carl Zeiss
Contax RTS Series - на mir.com.my
Yashica FX-D - описание.
Что это за "зверь" такой Yashica - краткий дайджест
Из соображений цены и функциональности можно посоветовать приглядеться к моделям Contax 167 MT и Yashica FX-D
tl1 Contax делался на заводах Yashica :) Большое количество деталей и конструктивных решений было одинаковое. Взять, например, FX-D и 139Q... Ведь почти одно и то же :-) Минус TTL-вспышка, кажется, перестановка селектора выдержек и удаление пары мелочей (кажется, мультизкспозиции, отдельной крутилки для экспокоррекции и объединение AE Lock и автоспуска на один рычажок). Я думаю, что в FX-D использовалось очень много "остатков" частей от 139Q. Главное, что "сердца" камер были сходные: быстрые металлические затворы (или "тряпочные"), отличные видоискатели, точный стальной байонет. Реально, Яшики фотографируют ничуть не хуже Контаксов... При той же оптике, конечно. Надёжность, конечно, пониже, за счёт большего количества пластика в конструкции, некоторые "специально добавленные" эргономические недостатки (например, у Яшик нету DOF preview), ну и пониже прецизионность за счёт менее жёсткого QC... Самые дешёвые модификации были только Yashica, самые навороченные - только Contax, но "серединка" была в 2 вариантах... Кстати, некоторая оптика Яшика по сути тот же Цейс, только не прошедший QC настолько хорошо, чтобы нести надпись "Цейс" :-) Дело в том, что на "Цейса" не проходило QC примерно 70% стекла... Но значительная часть из этого годилась на то, чтобы встать в "менее продвинутый" бренд... А ещё говорят, Киосера была OEM-производителем для многих других фирм. Так что я бы не удивился, узнав, что в какой-нибудь Минольте 80-х годов стоит стекляшка, изначально точившаяся для Цейса :) Лично мне больше нравятся старые камеры - FX-3 и 139Q, за маленький размер и вес и отстутствие лишних наворотов и таблеточные батарейки на год. FX-3 не имеет автоматики, что очень положительно сказывается на качестве снимков: обычно 36 из 37 с плёнки правильно экспонированы, а 139Q чуть оперативнее и имеет TTL-замер вспыхи :-) 167MT я ценю за то, что у него совершенно нету вибрации при съёмке - как у дальномерки ;-) |
В заключение ещё несколько замечаний:
Благодаря тому что Pentax и Nikon не сменил байонет с переходом на автофокус, в принципе можно использовать и автофокусные камеры в качестве неавтофокусных, просто устанавливая старые объективы на новые камеры. Я, к примеру, когда то снимал камерой Pentax MZ-5n неавтофокусными объективами серий "М" и "А", а сейчас снимаю камерой Nikon F90x и объективами AI и AIS.
Для всех указанных выше платформ объективы выпускали не только исконные производители, но и сторонние. Tamron, Sigma, Soligor, Vivitar и даже Зенит, ЛОМО и Арсенал. Хотя наиболее удачными из неавтофокусных, на мой взгляд, являются объективы Tokina.