Финансовая система. Государственный бюджет
Финансовая система – элемент инфраструктуры рынка. В узком смысле финансы – денежные средства, в широком – система экономических отношений в обществе по формированию и использованию фондов денежных средств, совокупность форм и методов образования, распоряжения и использования денежных средств.
Функции финансов: аккумулирующая, регулирующая, распределительная, контрольная.
Элементы финансовой системы:
1. Децентрализованные финансы: предприятий, учреждений, организаций (исходное звено);
2. Централизованные финансы: государственные, в том числе госбюджет (определяющее звено).
Государственный бюджет – основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Это баланс доходов и расходов государства за определенный период. Его функции: распределительная и контрольная.
Элементы государственного бюджета :
1. Доходы
а) налоги на доходы и собственность, отчислений на различные нужды.
б) налоги на товары и услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).
в) сборы (прочие поступления) – использование госсобственности (земли, золота,…), доходы от предприятий, займы государства, составление нотариальных договоров.
2. Расходы
а) Закупки (оплата поставки вооружений, оборудования, питания, больниц, школ, зарплата бюджетников).
б) Выплаты (трансфертные платежи).
Госрасходы обладают эффектом экономического регулятора: расширение AD (пенсии, зарплата бюджетников увеличиваются), стимулирование производства (дотации, субсидии, закупки), развитие сфер экономики (наука/образование).
Госрасходы обладают также мультипликационным эффектом (“умножение”): относительно меньший прирост расходных сумм дает относительно больший прирост ВНП.
Величина эффекта мультипликации отражается мультипликатором ВНП (рост национального продукта при данном увеличении объема инвестиций). Если инвестиции 5 у.е., увеличение ВНП на 20 у.е., то мультипликатор 4 (20/5).Мультипликатор госрасходов – коэффициент, показывающий зависимость дохода и выпускаемой продукции от изменения госрасходов.
Пропорциональные налоги (единая ставка налогооблажения, независимая от абсолютной величины базы налогооблажения) снижают MPC при данном НД, так как домохозяйства реально получают в виде располагаемого дохода лишь часть каждой денежной единицы НД. Пропорциональные налоги понижают величину мультипликатора.
Если происходит приращение общей суммы госрасходов, то доходы и выпуск продукции будет увеличиваться на сумму, которая в K раз превосходит увеличение госрасходов.
- во сколько раз превосходит увеличение госрасходов полученный доход. В основе предельная стоимость к потреблению (прямая зависимость к MPС и обратная к MPS). Низкая величина MPC – небольшой мультипликатор.
При росте госрасходов – рост AD,AS, национального производства (и наоборот).
Три варианта госбюджета (соотношение между доходами и расходами) :
1. Нормальный (сбалансированный): AD=AS, K=1.
2. С профицитом, AD>AS.
3. С дефицитом, AS>AD.
Пути преодоления дефицита госбюджета: сокращение расходов(заранее, секвестр),увеличение доходов (налоги, приватизация),денежная эмиссия, госзаймы (иностранные государства, международные организации). Существует структурный и циклический дефицит.
Государственный долг – сумма долгов государства по внешним и внутренним займам. “Тяжесть госдолга” для общества: по абсолютной сумме, по отношению его к доходу бюджета, к ВВП, по расходу на душу населения.
Последствия дефицита госбюджета: падение хозяйственной активности, “долговой порочный круг” (рефинансирование, мораторий, дефолт), рост ссудного процента, сокращение инвестиций, рост неплатежей, недофинансирование государственного сектора, неравенство, утечка части ВНП за рубеж, снижение уровня госуправления.
Пути финансового оздоровления: эффективная и стабильная экономика, жизнь “по средствам”.
Внебюджетные фонды - денежные средства, имеющие целевое назначение и не включающиеся в госбюджет (местные органы власти, спецфонды, субсидии из бюджета и займы). Источники: спецуслуги бюджетных учреждений, аренда помещений, плата за обучение и т.д..
Госбюджет 3-х уровней: федеральный, субъектов федерации, органов местного самоуправления.
Макроэкономический индикатор качества бюджета равен отношению дефицита госбюджета к годовому объему ВНП. Граница ненадёжности бюджета 1.5 - 3 %.