Менеджмент – это область практической деятельности, связанная с управлением ресурсами, процессами
Управление подразумевает: планирование → воздействие на объект → контроль
Из этих составляющих можно вывести 5 ключевых функций управления:
ü планирование;
ü организация;
ü координация;
ü стимулирование;
ü
контроль.
o
формальная организация или юридическое лицо закрепляет цели деятельности в юридических документах. Функционирование такой организации осуществляется в соответствии с нормативными актами, соглашениями и положениями, регламентирующими права и обязанности каждого из участников организации (юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации или фирмы) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации);
Любое лицо может иметь на имущество три вида прав: владение (обладание), распоряжение (связано с изменением состояния имущества, например, продажа, ликвидация, сдача в аренду и пр.) и использование (по назначению).
o неформальная организация – спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие между собой.
Общая классификация организаций:
I. По оформленности:
ü формальные;
ü неформальные.
II. По отношению к прибыли:
ü коммерческие;
ü некоммерческие.
III. По форме собственности:
ü частные;
ü муниципальные;
ü государственные;
ü общественные.
IV. По целевому назначению:
ü ориентированные на производство товаров (конечный продукт/средства производства);
ü ориентированные на выполнение работ/оказание услуг.
V. По широте профиля:
ü специализированные;
ü диверсифицированные.
VI. По характеру сочетания науки и производства:
ü научные;
ü производственные;
ü научно-производственные.
Общие характеристики формальных организаций:
А. Цель – конечное состояние, желаемый результат («занятие таким-то делом» не является целью!). Цели бывают краткосрочными (менее 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (более 5 лет).
S → specific (конкретные)
M → measurable (измеримые)
A → actual (своевременные)
R → realistic (исполнимые)
T → trackable (отслеживаемые)
Миссия – основная цель организации; то, для чего существует организация, чем она полезна обществу. | Стратегия – план достижения глобальных целей. |
Задача – конкретное действие, которое необходимо выполнить, чтобы достигнуть некоторой цели. | Тактика – план достижения текущих целей |
Б. Наличие ресурсов (основной постулат экономики – ограниченность ресурсов; деятельность организации – преобразование ресурсов в конечный результат): материальные, денежные (капитал), технологические, трудовые, информационные, предпринимательская способность.
В. Зависимость от внешней среды.
Таблица 1. Факторы микро- и макросреды организации
среда прямого воздействия | среда косвенного воздействия |
МИКРОСРЕДА | МАКРОСРЕДА |
совокупность определенных сил, субъектов, которые активно взаимодействуют с данной организацией, оказывая на нее прямое воздействие | среда большего социального плана, оказывающая влияние на микросреду |
Потребители | Экономическая среда (уровень безработицы, инфляция, уровень доходов населения, ВВП, ВНП и прочие) |
Поставщики | Демографическая среда (численность населения, возрастная структура общества, средняя продолжительность жизни, уровень смертности, уровень образованности и прочие) |
Конкуренты (реальные и потенциальные) | Культурная среда (обычаи, традиции, менталитет, религия, язык, история государства) |
Заинтересованные группы (местные органы власти, общественные организации, СМИ, банки и прочие) | Технологическая среда (стандарты) |
Природно-климатическая среда |
Г. Разделение труда бывает: горизонтальное (разделения по профилям и количественное) и вертикальное (иерархия управления).ÞПодразделения – проявление разделения труда.
| |||||||||
|