В) Государственное регулирование труда
Третьим фактором, влияющим на рынок труда, является его государственное регулирование.Такое регулирование осуществляется по нескольким основным направлениям.
Государство законодательно устанавливает минимальный размер заработной платы. Это касается преимущественно наименее квалифицированных работников. Их заработная плата устанавливается выше равновесного уровня.
Из-за повышения минимальной заработной платы нарушается сложившаяся дифференциация в оплате труда между работниками отдельных профессий и специальностей, а также имеющих разный уровень квалификации. Сильные профсоюзы через коллективные трудовые договоры будут добиваться повышения заработной платы других категорий работников.
Кроме установления минимальной ставки заработной платы, государство напрямую определяет уровень оплаты труда государственных служащих, работников бюджетной сферы, государственных предприятий и фирм. Кроме того, велико влияние государства и на тех предприятиях, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.
По отношению к названным работникам государство использует тарифную систему. В соответствии с ней всем работникам присваиваются тарифные разряды, определяются тарифные коэффициенты. Оплата труда работника конкретного разряда определяется умножением тарифной ставки первого разряда на тарифный коэффициент разряда работника. Ставку первого разряда имеют наименее квалифицированные работники. Чем выше уровень квалификации работника, тем более высокий тарифный разряд он имеет. Кроме того, учитываются такие факторы, как тяжесть, вредность, престижность труда, природно-климатические условия, географическое положение местности и др.
Могут быть установлены повременная и сдельная формы оплаты труда, различные системы заработной платы.
8. Основной и оборотный капитал
Капитал – это средства, с помощью которых можно производить материальные блага и услуги. Это, прежде всего производственные здания, оборудование, сырье, транспорт и т.д.
Каждый из «элементов» капитала имеет свои особенности, главной из которых является срок его службы. Производственные здания служат 50 — 60 лет, оборудование 5 — 6 лет, а сырье — в течение одного производственного цикла. Эти различия являются критерием деления капитала на основной и оборотный.
Часть капитала, которая полностью участвует в процессе производства, но по частям переносит свою стоимость на производимые продукты, называется основным капиталом. Перенесенная часть стоимости после реализации товара возвращается в денежной форме к ее собственнику, образуя амортизационный фонд, который используется для замены износившегося оборудования новым.
Та часть капитала, которая потребляется полностью и переносит в течение одного производственного цикла всю свою стоимость на производимые продукты, называется оборотным капиталом. При этом сырье и материалы утрачивают свою материально-вещественную форму (например, древесина превращается в мебель, а электроэнергия, различные виды топлива вообще «безвозвратно утрачиваются»).
Производственный потенциал фирмы определяется по уровню используемого основного капитала (основных фондов). Основной капитал устаревает не только физически, но и морально. Моральное старение происходит в том случае, если уже производится технически более совершенное оборудование или аналогичное, но более дешевое.
9. Оценка капитала: методы капитализации
К числу основных методов капитализации относятся метод прямой капитализации и метод дисконтирования денежных потоков.
При прямой капитализации стоимость объекта определяется делением чистого годового дохода на ставку капитализации. Ставка капитализации обычно рассчитывается на основе анализа рыночной информации об аналогах объекта оценки путем деления чистого годового дохода на цену продажи аналога.Прямая капитализация – оценка имущества при сохранении стабильных условий его использования, постоянной величине дохода, отсутствии первоначальных инвестиций и одновременном учете возврата капитала и дохода на капитал.
Наряду с достаточной простотой применения метода, следует учитывать сложность анализа рынка и необходимость внесения корректировок на различия между сравниваемыми объектами. Метод не следует применять, если отсутствует информация о рыночных сделках, объект находится на стадии строительства или реконструкции или если объект подвергся серьезным разрушениям.
Метод дисконтирования денежных потоков – оценка объекта, когда денежные потоки поступают неравномерно, произвольно изменяются, при этом учитывается степень риска, связанного с использованием имущества.
10. Структура рынка ссудного капитала представлена на рис.
Цель функционирования рынка ценных бумаг, как и всех финансовых рынков, состоит в том, чтобы обеспечивать наличие механизма для привлечения инвестиций в экономику путем установления необходимых контактов между теми, кто нуждается в средствах, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход. Рынок ценных бумаг предоставляет условия для двух видов привлечения ресурсов:
· в форме займов, при которых ожидается, что к какому-то моменту в будущем заемщик погасит заем. В таких обстоятельствах заемщик будет платить комиссию (процент) за получение права на использование денег в течение определенного периода времени. Как правило, эта комиссия представлена в форме регулярных процентных платежей, которые рассчитываются как процент от заимствования средств;
· заемщик может предложить права собственности на часть компании. Здесь не ожидается, что заемщик вернет заемные средства, так как он позволяет новым владельцам компании делить с ним ответственность и участвовать в прибыли компании.
11. Кривая Филлипса
Кривая Филлипса характеризует взаимосвязь между безработицей и инфляцией (рис.).
Рис. Кривая Филлипса
Однако в долгосрочном периоде кривая Филлипса выглядит по-другому:
Рис. Долгосрочная кривая Филлипса
12. Кривая Лаффера
Сторонники теории экономики предложения выступают против увеличения налоговой нагрузки, т.к. это снижает стимулы к труду, расширению и обновлению производства, принятию на себя предпринимательского риска, что в долгосрочной перспективе может привести к стагфляции. Они делают вывод, что снижение налоговых ставок может увеличить сумму налоговых поступлений за счет расширения налоговой базы (роста объема производства, увеличения размера дохода, стоимости имущества и т.п.), а также в результате сокращения масштабов теневой экономики. Графической иллюстрацией данного тезиса является кривая Лаффера.
Налоговые
ставки, %
100 Nкривая Лаффера
M(max сумма налоговых поступлений)
L
Налоговые поступления (денежные ед.)
Одновременно в связи с экономическим ростом могут уменьшиться трансфертные платежи.
Однако здесь требуется пояснение. Вышесказанное произойдет, если на ближайшую перспективу существуют возможности экономического роста и соответственно увеличения налоговой базы. На кривой Лаффера это точка N. В противном случае, при состоянии экономики в точке L на кривой Лаффера, снижение налоговых ставок будет сопровождаться сокращением суммы налоговых поступлений.
Если в краткосрочном периоде налоговые поступления все-таки уменьшатся, дефицит бюджета возрастет и появится вероятность инфляции, удорожающей кредит, представители рассматриваемой теории предлагают проведение приватизации государственной собственности и сокращение государственных расходов, в том числе за счет свертывания широких социальных программ.
13. Мультипликатор налогов
Модель мультипликатора изменится, если мы учтем уровень налогообложения: MRg = 1/ (1-Cy (1-t)),
где t =ΔT/ΔY — предельная налоговая ставка.
Уменьшение налогов на ΔТ увеличит планируемые расходы на СyΔТ. Доход увеличится на величину, равную ΔY.
ΔY = -ΔT* (Cy/(1-Cy)).
ΔY получаем из системы двух уравнений:
функции потребления C=C0+MPC*Y
и функции совокупных расходов Y=C+I+G.
Y=C0+MPC*Y+I+G, откуда Y= (C0+I+G) / (1-MPC). Учитываем только потребление. В результате получим, что ΔY= ΔС / (1-MPC)=- СyΔТ/(1- MPC).
Налоговый мультипликатор MRT по определению этого понятия равен:
MRT = ΔY/ΔT = -Cy / (1-Cy).
Таким образом, налоговый мультипликатор (MRT) зависит от соотношения, в котором предельный доход распадается на потребление и сбережение, т.е. он равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережению (MPS):
MRT= .
Следовательно, изменение величины ВВП в результате изменения величины налогов равно:
ΔY= ΔT* MRT
Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:
MRT = -Cy/(1-Cy(1-t))
где t — предельная налоговая ставка.
Пример. Налоговый мультипликатор равен частному (со знаком минус) от деления предельной склонности к потреблению к предельной склонности к сбережению. Поэтому если MPC составляет 0,80, а MPS - 0,20 (их сумма = 1), тогда величина налогового мультипликатора составит отрицательную величину -4. Следовательно, увеличение налогов на 1 рубль уменьшает национальный доход на 4 рубля.
Вывод: Правительственные закупки непосредственно входят в совокупный спрос и их изменения полностью отражаются на величине совокупного спроса. Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют и на потребление, и на сбережения. Поэтому мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Следовательно, при выборе направлений бюджетно-налоговой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние на рост совокупного дохода, чем снижение налогов.