Методические рекомендации по Общей части Уголовного процесса
К теме 1. Понятие, сущность и назначение уголовного процесса
Следует обратить внимание на взаимосвязь уголовно-правовой и уголовно-процессуальной сфер борьбы с преступностью.
В связи с имеющимися различными суждениями относительно понятия правосудия необходимо разобраться в каждом из них исходя из ст.49 Конституции РФ, законодательства о судопроизводстве РФ, обратить внимание на соотношение понятий правосудия, уголовного судопроизводства и уголовного процесса.
При выяснении вопроса в системе стадий следует изучить понятие стадии, их взаимосвязь между собой, значение системы стадий уголовного процесса. Следует уяснить, что в настоящее время закреплено девять стадий: возбуждение уголовного дела; предварительное расследование; назначение судебного заседания; судебное разбирательство; апелляционное производство; кассационное производство; исполнение приговора; надзорное производство; возобновление дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Необходимо обратить внимание на определение понятий уголовно-процессуального права, уголовно-процессуальных отношений, процессуальной формы, процессуальных гарантий и уголовно-процессуальных функций.
Следует разобраться во взаимосвязи уголовно-процессуального права с другими отраслями права, особенно с нормами уголовного права и уголовно-исполнительного права; в соотношении понятий уголовный процесс и уголовно-процессуальное право.
Изучение вопроса о уголовно-процессуальной науки следует строить на учении о государстве, праве и законности. Особое внимание нужно обратить на задачи науки уголовного процесса в свете Конституции РФ.
Необходимо уяснить предмет и метод науки уголовного процесса, ее связь с другими юридическими науками, нравственные начала уголовного судопроизводства, значение уголовного процесса как учебной дисциплины в формировании специалиста для исправительного учреждения.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 4, 5, 61, 62]
Дополнительные: [67, 71, 73, 74, 79, 81, 82, 84, 85, 88, 94, 102, 106, 109, 110, 111, 113, 116, 122, 127, 130, 139, 166, 170, 175, 177, 178, 213, 217, 221, 227, 231, 258, 274-279, 287, 289, 290, 302-313, 320, 322, 348, 351, 355, 356]
К теме 2. Уголовно-процессуальный закон
В процессе изучения темы нужно усвоить понятие уголовно-процессуального закона, его содержание, соотношение в уголовно-процессуальным правом, этапы развития уголовно-процессуального законодательства.
Необходимо уяснить действующее уголовно-процессуальное законодательство, структуру УПК, значение руководящих разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ, ведомственных актов Генерального прокурора РФ и ФСИН РФ в уголовном судопроизводстве. Для уяснения этого вопроса нужно ознакомиться с большим числом законодательных актов, указанных в планах занятий. Желательно проследить эволюцию развития уголовно-процессуального законодательства в период с 1958 по настоящее время.
Следует обратить внимание на особенности структурных элементов уголовно-процессуальной нормы, механизм уголовно-процессуального регулирования.
Выясняя вопрос о действии уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по лицам, нужно обратить внимание на аналогию уголовно-процессуального закона, его обратную силу, специфику его проявления в исправительных учреждениях.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 7, 11, 15, 16, 18, 19, 20, 55, 61, 62]
Дополнительные: [84, 85, 94, 106, 113, 224, 274-279, 289, 290, 302-313, 347]
К теме 3. Принципы уголовного судопроизводства
Прежде всего необходимо усвоить понятие и значение основных начал (принципов) уголовного процесса как руководящих положений, выражающих природу и сущность отечественного уголовного судопроизводства.
Следует заметить, что в теории нет единства мнений относительно понятия принципа уголовного процесса и круга основных начал, составляющих в своей совокупности систему (см., например, Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т.1. Гл.5. М., 1968).
Свое правовое закрепление принципы находят в Конституции РФ и целом ряде других законодательных актов.
Необходимо уяснить содержание каждого принципа, его нравственное и процессуальное значение, на каких стадиях он действует и в чем это проявляется. В этом курсантам помогут анализ соответствующего законодательного акта, учебная и монографическая литература, предусмотренная программой курса, соответствующие постановления Пленумов Верховного Суда РФ.
Более глубокому уяснению правовой и нравственной ценности каждого из принципа помогут соответствующие литературные источники, международные документы, предусмотренные программой дисциплины.
При рассмотрении принципов презумпция невиновности и обеспечение обвиняемому права на защиту нужно изучить постановление № 5 Пленума Верховного Суда СССР от 16 июня 1978 г. «О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту» (см.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1978, № 4).
В целях закрепления знаний по этой теме целесообразно проследить развитие норм законодательства, регламентирующих содержание принципов уголовного судопроизводства. Необходимо сравнить УПК РСФСР (1960 г.) и УПК РФ (2001 г.).
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 4, 5, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 61, 62]
Дополнительные: [104, 122, 124, 126, 146, 161, 179, 190, 201, 203, 215, 217, 227, 228, 246, 249, 250, 285, 293, 296, 302-313, 328, 336, 340]
К теме 4. Участники уголовного судопроизводства
При изучении данной темы необходимо исходить из Конституции РФ, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, ведомственных актов Генерального прокурора РФ и ФСИН РФ.
В теории нет единства мнений относительно понятия участника уголовного процесса (сравните ряд учебников, работу: Кокорев Л.Д. Участники правосудия по уголовным делам. Воронеж: Воронежский ун-т, 1971).
Кафедра придерживается мнения, что участником процесса является субъект уголовно-процессуальной деятельности, обладающий правами и обязанностями, процессуальным интересом, обуславливающим его активное участие в деле.
Следует уяснить соотношение понятий: участвующее в деле лицо, субъект уголовно-процессуальной деятельности, субъект уголовно-процессуальных отношений и участник судопроизводства.
В связи с неоднородностью участников судопроизводства теория предусматривает следующую их классификацию:
1) участники, обладающие властными полномочиями по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел по существу, а так же исполнению приговора;
2) участники, отстаивающие свой личный уголовно-правовой или гражданско-правовой интерес;
3) участники, отстаивавшие законные интересы других участников процесса;
4) участники, выражающие мнение общественных организаций или трудового коллектива.
В соответствии с УПК РФ все участники уголовного судопроизводства разделены на четыре группы:
1) суд (судья) как государственный орган или должностное лицо, осуществляющее функцию правосудия;
2) участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения;
3) участники уголовного судопроизводства со стороны защиты;
4) иные участники уголовного судопроизводства, осуществляющие вспомогательные функции.
Следует указать и другие классификационные группы участников уголовного судопроизводства.
Вопрос о процессуальном положении того или иного участника процесса предполагает знание его прав и обязанностей, момента его вступления в дело, выполняемой им функции, системы процессуальных гарантий охраны его прав и законных интересов. Следует отметить то, огромное значение, которое наше государство придает гарантиям защиты прав и свобод граждан.
При изучении процессуального положения участников процесса с властными полномочиями необходимо уяснить соответствующие положения Конституции РФ и законов.
Курсанты должны изучить институт отвода, предусмотренный ст.ст. 61-72 УПК РФ.
При изучении процессуального положения суда, прокурора, защитника нужно обратить внимание не только на УПК РФ, но и на Законы о Верховном суде РФ, о Прокуратуре РФ, об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ, о Военных Судах РФ, а так же ознакомиться с соответствующим постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ, соответствующими приказами Генерального прокурора РФ.
Изучение вопроса о процессуальном положении следователя требует ознакомления с приказом Генерального прокурора СССР от 11 мая 1960 года «О повышении процессуальной деятельности следователя». Вопрос о работе следственного отдела требует привлечения соответствующих приказов Генерального прокурора РФ И МВД РФ, предусмотренных специальным перечнем литературы, имеющимся на кафедре.
Более глубокому уяснению процессуального положения подозреваемого могут служить Закон о содержании под стражей подозреваемого и обвиняемого в совершении преступлений.
При изучении данной темы курсанты также должны усвоить понятие гражданского иска в уголовном процессе, основания его рассмотрения вместе с уголовным делом.
Методологической основой изучения данной темы являются ст.52 Конституции РФ. При этом необходимо изучить Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1973 г. «О возмещении средств, затраченных на лечение граждан, потерпевших от преступных действий» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973, № 27, ст. 348).
Нужно заметить, что в литературе существует мнение о необходимости расширения категорий исков, рассматриваемых в уголовном деле (см., например, Кокорев Л.Д. Участники правосудия по уголовным делам. Воронеж, Воронежский ун-т, 1971; Мазалов А.Г. Гражданский иск в уголовном процессе. М.: Юрид. лит., 1977).
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 18, 19, 20, 24, 41, 42, 43, 61, 62]
Дополнительные: [68-72, 74, 77, 80, 86, 95, 101-104, 107, 114, 115, 118, 119, 128, 140, 141, 147, 148, 155, 158, 160, 162, 163, 166, 170, 176, 182, 191, 212, 216, 236, 254, 255, 262, 285, 300, 314, 333, 352]
К теме 5: Процессуальные сроки, издержки и документы
Касаясь вопроса о сроках, необходимо исходить из требований ст. 128-130 УПК РФ, изучить все нормы уголовно-процессуального кодекса РФ, в которых упоминается процессуальный срок и попытаться, обобщив их, создать классификацию этих сроков. Рекомендуется ознакомиться с учебным пособием Анашкина О.А. Сроки в уголовном процессе на досудебных стадиях. М.: Приор-издат, 2006. – 144 с.
При изучении этой темы не следует отождествлять понятие процессуальных документов с документами, выступающими в качестве самостоятельных источников сведений о доказательствах.
В теории уголовного процесса все процессуальные документы можно подразделить на три группы:
1) документы, отражающие последовательность производства процессуальных действий и его результаты (протоколы судебных и следственных действий);
2) документы оценочного свойства, фиксирующие решения участников процесса с властными полномочиями (постановление и обвинительное заключение органов предварительного расследования, прокурора; приговор, определение и постановление суда);
3) документы, выступающие средством общения между участниками процесса (указания прокурора, начальника следственного отдела, даваемые лицу, производящему расследование; следственные поручения, повестки и т.п.).
Законодательство предъявляет к указанным документам определенные требования, кроме того, в шестой части УПК РФ приведены образцы бланков процессуальных документов, составляемых в ходе уголовного судопроизводства.
Основные положения о структуре и порядке взыскания процессуальных издержек закреплены в ст. 132-133 УПК РФ. Уяснению вопроса о процессуальных издержках поможет Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения свидетелям, потерпевшим, экспертам, переводчикам и понятым в связи с вызовом к лицу, производящему дознание, следователю, прокурору или в суд.
Курсантам предлагается ознакомиться с постановлением № 4 Пленума Верховного Суда СССР от 18 марта 1963 г. «Об устранении недостатков в практике взыскания судебных расходов по гражданским делам и судебных издержек по уголовным делам», постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 сентября 1973 г. «О судебной практике по применению законодательства о взыскании судебных издержек по уголовным делам».
Подспорьем в изучении данной темы может служить работа: Томин В.Т., Якупов Н.В., Дунин В.А. Процессуальные документы, сроки и судебные издержки в уголовном судопроизводстве. Омск, 1973; литература, предусмотренная программой дисциплины.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 18, 19, 20, 44, 45, 48, 61, 62]
Дополнительные: [202, 274-278, 302-313]
К теме 6: Доказательства и доказывание в уголовном процессе
Методологической основой к изучению этой темы служат соответствующие произведения материалистов, предусмотренные программой и планами семинарских и практических занятий.
Глубокому усвоению столь сложной в курсе темы способствует изучение монографии: Теория доказательств в советском уголовном процессе. М.: Юрид. лит., 1973.
Нужно обратить внимание на характер и содержание устанавливаемой в уголовном процессе истины, т.к. в литературе по этим вопросам существуют разные суждения.
При изучении данной темы курсанты (слушатели) должны раскрыть и закрепить содержание предмета доказательств по уголовному делу, уяснить особенности обстоятельств, подлежащих установлению по делам несовершеннолетних и дел о применении принудительных мер медицинского характера. Следует соотнести понятие предмет и пределы доказывания.
Курсанты (слушатели) обязаны выяснить понятие доказательства и его свойств, средств доказывания, предмета и пределов доказывания, доказывания по уголовному делу, классификации доказательств и ее практическое значение. Уметь отличать данные, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности или режимных мероприятий, отданных, являющихся доказательствами по уголовному делу.
Необходимо уяснить основания для классификация доказательств в уголовном судопроизводстве: а) по отношению к предмету доказывания (обвинительные или оправдательные); б) по отношению к предмету доказывания (прямые или косвенные); в) по отношению к источнику доказательства (первоначальные или производные); г) по способу отражения (вещественные или интеллектуальные).
Особое внимание следует обратить на правила оценки косвенных доказательств, процессуальный порядок приобщения к уголовному делу предметов, обнаруженных в ходе режимных мероприятий, легализации оперативно-розыскных данных.
Поскольку в литературе нет единства мнений относительно понятия любых сведений – доказательств, необходимо изучить имеющиеся точки зрения и определить свое отношение к ним (см., например, Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. М.: Наука, 1968).
При изучении этой темы нужно обратить особое внимание на определение понятий отдельных видов доказательств, их правовую природу, распространенность в процессе доказывания и значение. Все эти вопросы глубоко рассмотрены в монографии – Теория доказательств в советском уголовном процессе. М.: Юрид. лит., 1973.
Характеризуя показания свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, необходимо учитывать объективные и субъективные факторы, влияющие на достоверность их показаний. В своем формировании показания указанных лиц проходят три этапа: восприятие, запоминание и воспроизведение. В связи с этим курсантам необходимо знать действия указанных факторов на этих этапах. При этом следует учесть то обстоятельство, что отрицательное значение данных факторов усугубляется в специфических условиях исправительных учреждений.
При изучении показаний обвиняемого необходимо глубже уяснить для себя виды этого показания и их оценку.
Определенную сложность в изучении представляет такой вид доказательств каким является заключение эксперта и заключение эксперта. В литературе природа этого доказательства расценивается неодинаково (см.: например, Чельцов-Бабутов М.А., Чельцова Н.В. Проведение экспертизы в советском уголовном процессе. М.: Госюриздат, 1954).
Для лучшего усвоения природы заключения эксперта целесообразно вначале изучить указанную монографию, провести отличия между экспертом, специалистом и свидетелем. Заключение эксперта имеет доказательственную силу, если оно отвечает определенным условиям: исходить от компетентного лица, которому поручено производство экспертизы, соблюдение процессуальной формы в ходе экспертного исследования и составления заключения.
Общим основанием для назначения любой экспертизы являются фактические данные, указанные на необходимость использовать специальное познание в науке, технике, искусстве или ремесле. Уголовно-процессуальный закон предусматривает случаи обязательного производства экспертизы.
Юридическая природа вещественных доказательств дана в самом определении этого вида доказательств. В ряде стран ему отдается предпочтение по сравнению со свидетельскими показаниями (см., например, Торвальд Ю. Сто лет криминалистики). Необходимо отметить особое значение для расследования ухищренных преступлений микрообъектов, микрочастиц и т.п., обнаружению и работа с которыми придает серьезное значение Прокурора РФ и МВД РФ.
Особого внимания требует вопрос о процессуальном оформлении вещественных доказательств, приобретающий определенный смысл в условиях исправительных учреждений.
Для ввода в уголовное дело предметов, вещей, обнаруженных в ходе режимных мероприятий и обладающих признаками ст. 81 УПК РФ, необходимо выполнение следующих процессуальных действий:
1) составление протокола предъявления предмета, вещи (кто, что представил);
2) допрос лица, представившего предмет, об обстоятельствах обнаружения им этого предмета (когда, где, у кого и т.п.), с составлением протокола;
3) осмотр предмета, вещи в присутствии понятых с составлением протокола;
4) вынесение постановления о приобщении предмета, вещи к уголовному делу и признакам их вещественным доказательством.
Правовая природа следственных и судебных действий как доказательств основана на механизме формирования, который сводится к фиксации лично воспринятых обстоятельств, имеющих значение для дела, лицам, производящим соответствующее действие (обыск, осмотр, освидетельствование и др. следственные действия, предусмотренные УПК РФ).
Изучение правовой природы документов как доказательств связано с выявлением отличия этого вида доказательств от документов, являющихся вещественными доказательствами. В литературе существует целый ряд критериев их разграничения (см., например, Теория доказательств в советском уголовном процессе. М.: Юрид. лит., 1973).
Следует также остановиться на процессе доказывания. Обязанность доказывания возлагается на должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Особая роль в собирании доказательств отведена защитнику.
Процесс доказывания состоит из трех элементов: собирания, проверки и оценки доказательств. Собирание и проверка доказательств осуществляется путем производства следственных и процессуальных действий. Оценка доказательств осуществляется с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 18, 19, 20, 22, 61, 62]
Дополнительные: [76, 87, 90, 91, 98, 108, 120, 131, 132, 147, 148, 154, 164, 172, 178, 185, 187, 192, 199, 221-223, 238, 242, 243, 268, 274-278, 281, 291, 292, 302-313, 332, 341, 346]
К теме 7. Меры процессуального принуждения
При изучении этой темы следует исходить из положений о соответствии убеждения и принуждения.
Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения. Оно может выступать в многообразных формах и носить различный характер.
Правовой основой этой темы являются ст.22 Конституции РФ, ст.ст. 91-118 УПК РФ, Закон «О содержании под стражей подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления», международные документы по защите прав человека.
Меры процессуального принуждения следует подразделять на три группы:
- задержание (ст. 91-96 УПК РФ);
- меры пресечения (ст. 97-110 УПК РФ);
- иные меры процессуального принуждения (ст. 111-118 УПК РФ).
Вопросу применения мер пресечения посвящен целый ряд ведомственных актов Прокуратуры РФ и МВД РФ (см., например, Справочник по законодательству для работников органов прокуратуры, суда и МВД. М.: Юрид. лит., т. 2, ч.1, С.124-142, 55, 57, 263, 266-267, 301-303, 323-329).
Особое внимание следует обратить на соответствующие постановления Пленума Верховного Суда РФ (см. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, ст.1, С.3-4).
Меры пресечения, являясь составной частью института уголовно-процессуального принуждения, в силу ст.49 Конституции РФ презумпции невиновности уголовным наказанием не являются. Для более глубокого уяснения правовой природы мер пресечения необходимо выявить общие и отличительные черты этих мер с иными мерами процессуального принуждения и уголовным наказанием.
Особое внимание нужно обратить на вопрос о правовых гарантиях законности и обоснованности применения мер пресечения, о должностных мерах, принимаемых следователем и лицом, производящим дознание, в органах внутренних дел в целях предупреждения уклонения от расследования обвиняемого и подозреваемого, находящихся на свободе.
Серьезного внимания заслуживает вопрос о заключении под стражу, поскольку это единственная мера пресечения, применяемая в предусмотренных законом случаях в исправительных учреждениях.
Курсант (слушатель) должен знать условия, основания избрания этой меры пресечения и порядок ее продления, порядок содержания лиц, заключенных под стражу, обрести практические навыки по составлению постановления об избрании, изменении и отмены меры пресечения
заключения под стражу.
На основании действующего уголовно-процессуального законодательства необходимо уяснить вопрос о месте содержания подследственных, заключенных под стражу, в исправительных учреждениях.
Иные меры процессуального принуждения в отличие от задержания и мер пресечения помимо подозреваемых (обвиняемых) могут применяться к другим категориям участников уголовного судопроизводства.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 7, 15,18, 19, 20, 57, 61, 62]
Дополнительные: [97, 159, 180, 195, 206, 219, 226, 263, 264, 299, 325, 326, 337]
К теме 8. Ходатайства и жалобы
При изучении данной темы следует учитывать, что ходатайство – это просьба лица, вовлеченного в уголовное судопроизводство, к должностному лицу, осуществляющему производство по уголовному делу, о производстве какого-либо процессуального действия либо о принятии процессуального решения.
Перечень лиц, имеющих право заявлять ходатайства, является не исчерпывающим. Должностные лица также имеют право заявлять ходатайства, которые оформляются постановлениями.
Законодатель указывает, что ходатайство подлежит рассмотрению непосредственно после его заявления. Однако в законе указаны и определенные сроки рассмотрения ходатайств, например, ходатайство о производстве следственного действия рассматривается судьей в течение 24 часов с момента поступления данного постановления и др.
Жалоба – это обращение к должностному лицу или государственному органу, осуществляющему производство по уголовному делу, на незаконные, необоснованные и несправедливые действия и решения должностных лиц.
В отличие от ходатайства, которое заявляется на перспективу, жалоба является документом, поступающим на уже совершенные действия или принятые решения.
Структура и содержание отдельных жалоб (например, апелляционной, кассационной и надзорной) определены в УПК РФ.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 7, 11, 15,18, 19, 20, 61, 62]
Дополнительные: [184, 200, 205, 302-313, 344]
К теме 9. Реабилитация
Реабилитация является новым уголовно-процессуальным институтом. Реабилитация определяется как порядок восстановления прав и свобод человека, незаконно или необоснованного подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.
Перечень лиц, имеющих право на реабилитацию, является исчерпывающим.
Необходимо характеризовать основания возникновения права на реабилитацию и порядок признания права на реабилитацию.
В порядке реабилитации возмещению подлежат имущественный и моральный вред. Подлежат восстановлению трудовые, пенсионные, жилищные и иные права реабилитированного.
При этом следует изучить ст. 53 Конституции РФ, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государства и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», Положение «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 21. Ст. 741.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 13, 18, 19, 20, 44, 45, 46, 61, 62, 65, 66]
Дополнительные: [204, 234, 252, 302-313]