Характеристика основных стратегий управления
Промышленностью
В настоящее время достаточно четко вырисовываются два варианта содержания и механизма реализации перспективной стратегии социально-экономического и инновационно-технологического развития России.
Одну из них можно назвать инерционно-рыночной: она сформулирована в утвержденной Правительством России 15 августа 2003 г. Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 гг.). Другая стратегия инновационного прорываотражена в утвержденных Президентом РФ 30.03.02 «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», предусматривающих переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов.
Рассмотрим эти направления подробно.
Инерционно-рыночная стратегияисходит из следующих основных положений.
1. Решающая роль рынка в социально-экономическом развитии страны, поскольку только рыночные механизмы, свободная конкуренция способны отобрать наиболее конкурентоспособные товары и услуги, жизнеспособные предпринимательские силы. Поэтому необходимо продолжить курс на вытеснение государства из экономики, сокращение его социальной функции. На это нацелена предложенная правительством в августе 2003 г. долгосрочная программа рыночных реформ, охватывающих все стороны жизни общества. Но пока все реформируется - надежда на ускоренное развитие и рост эффективности откладывается на будущее.
2. Долгосрочными ориентирами в развитии экономики являются снижение инфляции всеми возможными средствами, дальнейшая приватизация государственной собственности, уменьшение доли госбюджета в ВВП, сокращение государственной поддержки инвестиций и инноваций, науки, образования и культуры, малоимущих слоев населения.
3. Увеличение открытости экономики, создание благоприятных условий для деятельности иностранного капитала в национальной экономике, ориентация на Запад во внешнеэкономических связях, устранение препятствий для подчинения ТНК и компрадорскому капиталу ряда отраслей экономики в расчете на то, что это повысит их конкурентоспособность.
4. Отказ от стратегии прорыва из-за опасения, что это может повлечь ошибки и потребует повышения активности государства, упование на эволюцию, отторжение стратегического и индикативного планирования.
Неизбежным следствием такой стратегии будут невысокие темпы экономического роста и деградация структуры экономики, свертывание научно-технического и инновационного потенциала.
Инерционно-рыночная стратегия лежит в основе утвержденной Правительством России 15 августа 2003 г. Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (табл. 15.2).
Таблица 15.2
Основные показатели сравнительного прогноза развития экономики России до 2008 г.
2008 к 2003 | Среднегодовые темпы прироста, % | ||||||||
Прирост ВВП, % | а | 5,9 | 3,8 | 4,8 | 4,9 | 5,0 | 5,0 | 4,8 | |
б | - | 5,2 | 5,9 | 6,1 | 6,3 | 6,35 | 6,1 | ||
Продукция промышленности, прирост, % | а | 5,9 | 3,6 | 4,0 | 4,2 | 4,4 | 4,6 | 4,6 | |
б | - | 4,7 | 5,2 | 5,4 | 5,6 | 5,7 | 5,3 | ||
Доля обрабатывающих отраслей, % | 50,6 | 51,1 | 51,8 | 52,6 | 53,5 | 54,3 | |||
Прирост продукции сельского хозяйства, % | а | 1,0 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,7 | |
б | - | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,3 | ||
Инвестиции в основной капитал, прирост, % | а | 9,3 | 6,6 | 8,2 | 8,2 | 8,2 | 8,2 | 7,9 | |
б | - | 8,0 | 9,2 | 9,3 | 9,4 | 9,5 | 9,1 | ||
Прямые иностранные инвестиции, млрд. долл. | а | 6,5 | 7,1 | 7,8 | 8,6 | 9,3 | 9,0 | ||
б | - | 7,8 | 8,5 | 9,7 | 10,8 | 13,1 | |||
Экспорт товаров, млрд. долл. | а | 124,9 | 113,2 | 114,6 | 0,2 | ||||
б | - | 131,4 | 4,1 | ||||||
в том числе машино-техническая продукция, % | 8,7 | 9,3 | 9,7 | 10,1 | 10,6 | 11, | 4,8 | ||
Импорт товаров, млрд. долл. | а | 71,0 | 76,2 | 81,8 | 6,7 | ||||
б | - | 78,4 | 86,5 | 9,6 | |||||
Расходы федерального бюджета, % к ВВП | 15,1 | 14,3 | 13,5 | 13,3 | 13,1 | 13,0 | -2,9 | ||
Реальные располагаемые доходы населения, % | а | 109,2 | 106,7 | 106,7 | 106,6 | 106,6 | 106,5 | 6,9 | |
б | - | 108,1 | 108,1 | 108,1 | 8,0 | ||||
Уровень инфляции, % | а | 6,6 | 6,1 | 5,5 | -12,8 | ||||
б | 8,5 | 7,9 | 7,5 | -10,2 |
Примечания:
Показатели за 2006г. 2007г. приняты как промежуточные между показателями на 2005г. В 2008г.
В % к 2002г.
а – минимальный вариант;
б – максимальны вариант.
Стратегия инновационного прорывастроится на иных посылах и предусматривает другие последствия.
1. Общей закономерностью развития экономики и ее материально-технической базы является инновационное обновление используемых технологий и производимой продукции как основы экономического роста и удовлетворения, постоянно растущих потребностей в товарах и услугах.
Особенно очевидным и приоритетным становится в условиях формирования постиндустриального общества, основанного на знаниях, т.е. инновационного по своему характеру. Именно такой характер приобретает экономика XXI века.
2. Инновационное развитие экономики осуществляется неравномерно-циклично.Сменяют друг друга восходящие волны и падения инновационной активности на разных фазах циклов - среднесрочных, долгосрочных (Кондратьевских) и сверхдолгосрочных (цивилизационных). Примерно раз в десятилетие в лидирующих странах и отраслях происходит смена поколений техники (технологий); раз в полвека - смена преобладающих технологических укладов; раз в несколько столетий технологических способов производства. Каждой смене предшествуют технологический и экономический кризисы, которые преодолеваются путем инновационного обновления, волны базисных и улучшающих инноваций.
3. Первоисточниками инновационно-технологического прорыва являются наука и изобретения. Перспективная селективная научно-техническая политика должна быть направлена на финансирование приоритетных фундаментальных и прикладных исследований и опытно-конструкторских работ, формирующих базу для техники и технологий новых поколений, на отбор и поддержку освоения крупных изобретений, гарантирующих конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках на перспективу, а также на защиту и реализацию интеллектуальной собственности.
4. Основой освоения и распространения инноваций служат инвестиции в основной капитал. Главная задача инновационно-инвестиционной политики - как государственной, так и корпоративной - состоит в придании инвестициям инновационного характера. Только на этой базе можно обеспечить финансовую базу для инновационного прорыва, конкурентоспособность товаров, услуг.
5. В условиях глобализации и открытости экономики инновационно-технологический прорыв опирается на интеграционные механизмы, носит глобальный характер выбора приоритетных направлений этого прорыва. Следует не только учитывать глобальные тенденции технологической динамики, но и активно включаться в них путем расширения экспорта импорта патентов и технологий, привлечения прямых иностранных инвестиций и стратегических партнеров; выработки общей инновационной стратегии СНГ, ЕврАзЭС, Союза Беларусь-Россия; формирования по прорывным направлениям собственных ТНК и стратегических альянсов для освоения ниш мирового рынка и не только в энергосырьевом секторе, как это делается сейчас, но и в высокотехнологичном секторе.
6. Инновационный прорыв в рыночной экономике осуществляется на основе партнерства государства, предпринимателей, творческих личностей и общества;каждый из партнёров выполняет свои функции в этом прорыве, в т.ч. государство, предприниматели, общество.
7. Выработка эффективного механизма реализации стратегии инновационного прорыва, который включает следующие основные элементы.
7.1. Долгосрочные и сверхдолгосрочные прогнозы социально-экономического, научно-технического и инновационно-технологического развития, учитывающие циклично-генетические закономерности, периодическую смену технологического и экономического способов производства, преобладающих социокультурного строя, технологических и экономических укладов, поколений техники (технологий), основанные на теории предвидения Н.Д. Koндратьева, теории социальной и культурной динамики Питирима Сорокина, развитые современными российскими учёными.
7.2. Выработка на высшем государственном уровне долгосрочной инновационной политики и стратегии, ориентированных на технологический прорыв, на переход к инновационному пути развития страны. Исходные положения для этого заложены вутвержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г. «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»
7.3. Обоснованный выбор стратегических приоритетов инновационного прорыва. В стране после глубокого, затяжного кризиса нет остаточных ресурсов для реализации стратегии прорыва по всему научно-технологическому фронту. Нужно сконцентрировать ресурсы на сравнительно узких направлениях стратегического прорыва, чтобы повернуть «траекторию динамики экономики на инновационный путь».
7.4. Определение перспективных инновационно-рыночных направлений, где технологический прорыв может дать наибольший эффект исходя из потребностей экономического, социального, экологического развития страны и ее места в глобальном пространстве.
7.5. Формирование эффективной системы реализации инновационных приоритетов на основе разрабатываемых научно-технических и инновационно-инвестиционных прогнозов, стратегических планов, целевых программ научно-технического и инновационного характера, важнейших инновационных проектов.
7.6. Приоритетное и полное ресурсное обеспечение реализации избранных приоритетов на многоканальной основе бюджетного финансирования, разработки прогнозов, предоставления налоговых, таможенных преференций инновационным программам и проектам, создания условий для развития частных инвестиций, организации инновационно-технологической экспертизы, развития венчурного финансирования.
7.7. Формирование инновационных оргструктур, нацеленных на реализацию избранных приоритетов.
Все перечисленные мероприятия должны быть реализованы в комплексе и под жёстким контролем со стороны государственных, региональных и муниципальных органов власти.