Правовые основы внешнеэкономической деятельности России
Компетенции РФ и ее субъектов в международной сфере базируются на определенном правовом фундаменте. Это:
- во-первых, конституционные нормы как основа регулирования;
- во-вторых, федеральные законы, указы Президента РФ и акты Правительства РФ, договоры федерального центра и регионов в сфере внешнеэкономической деятельности;
- в-третьих, конституции, уставы, а также законы и иные акты субъектов Федерации в данной сфере;
- в-четвертых, система международно-правовых актов, относящихся к этой сфере.
Конституция РФ 1993 г. В области международных отношений и международных связей устанавливает тройной уровень полномочий:
1) Федерация обладает полномочиями в области внешней политики и международных отношений, международных договоров;
2) Федерация и субъекты Федерации совместно координируют международные и внешнеэкономические связи субъектов Федерации и совместно обеспечивают выполнение международных договоров;
3) Субъекты Федерации в рамках внешней политики и международных отношений, которые относятся как к ведению федерации, а также в рамках координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, так и к совместному ведению, поддерживают международные и внешнеэкономические связи.
В соответствии с Конституцией РФ большинство вопросов внешней политики отнесено к сфере исключительного ведения федерального центра: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, определение и защита континентального шельфа и т.п.
К сфере совместного ведения отнесены координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ и выполнение международных договоров РФ. Это положение в равной мере распространяется на все виды субъектов Федерации – республики, края. Области, города федерального значения, автономные области и автономные округа. Иными словами, все субъекты имеют равные права и статус в сфере международных связей.
Вне пределов ведения РФ ее субъекты могут осуществлять собственное правовое регулирования, включая принятие законов и иных нормативных актов, при этом Конституция РФ не содержит детального описания полномочий субъектов Федерации.
Основу российского законодательства во внешней торговле составляют следующие законы:
1. «О таможенном тарифе» - содержит основы государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком. В нем даются определения таможенного тарифа, таможенной территории и таможенной границы, таможенной пошлины с перечислением ее видов. Специальные разделы посвящены таможенной стоимости товара и методам ее определения, а также определению страны происхождения товара. Закон предусматривает также предоставление тарифных льгот и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин.
2. Таможенный кодекс РФ, который регулирует перемещение товаров через таможенные границы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля. Таможенный кодекс РФ устанавливает также правила ведения таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономиче6ской деятельности.
3. « Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» В законе определены компетенции федеральных органов государственной власти, предметы совместного ведения и полномочия субъектов Федерации в международной сфере, включая открытие представительств в иностранных государствах в целях реализации своих соглашений, об осуществлении внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами.
Изложены основные положения государственного регулирования внешнеторговой деятельности и полномочия органов государственной власти РФ в этой сфере.
В специальных главах Закона рассматриваются вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью. Особое место отведено особым режимам осуществления торговой деятельности, таким как приграничная торговля и свободные экономические зоны.
Участниками внешнеторговой деятельности, согласно закону, могут быть:
- российские юридические лица;
- российские физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
- иностранные юридические лица и организации в иной форме;
- иностранные физические лица;
- РФ;
- субъекты РФ;
- муниципальные образования.
При этом иностранные лица осуществляют свою внешнеторговую деятельность в России в соответствии с российским законодательством.
Состав участников внешней торговли России реально выглядит следующим образом.
1. Внешнеторговые фирмы разных форм собственности, которые выступают главными субъектами внешнеторговых связей и обеспечивают основной (порядка 80%) объем экспортно-импортных операций.
2. Государственные внешнеторговые организации, имеющие статус федеральных государственных унитарных предприятий. Они действуют в сфере торговли оружием и военно-технического сотрудничества в целом.
3. Участники неорганизованной мелкооптовой торговли.
В соответствии с Законом Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации в рамках своей компетенции осуществляют, в соответствии с международными договорами и законодательством РФ мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе обеспечивают:
- кредитование участников внешнеторговой деятельности;
- функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
- организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
- проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.
Важную роль в регулировании международных экономических связей субъектов играют указы Президента РФ, а также нормативные акты, принимаемые Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами.
Распоряжения и постановления Правительства РФ, как правило, касаются конкретных практических вопросов межрегионального приграничного сотрудничества. Например, создание межведомственной комиссии приграничного сотрудничества по пропуску грузом и транспортных средств через государственную границу, принятие мер приграничного таможенного контроля.
Правовое регулирование международной деятельности субъектов Федерации включает также систему договорно-правовых актов на федеральном уровне. Она включает комплекс двусторонних и многосторонних международных договоров РФ. Они заключены в рамках Совета Европы, СНГ, Евразийского экономического сообщества, Организации Черноморского экономического сообщества, других международных организаций и включают сотни договоров.
Наиболее значимыми международными договорами являются европейская рамочная Конвенция приграничного сотрудничества территориальных сообществ властей, Конвенция трансграничного сотрудничества территориальных сообществ, их органов власти, которая предоставляет органам местного самоуправления возможность разработки юридических основ взаимодействия по экономическим, социально- экологическим, культурным вопросам, вне зависимости от национальных границ.
Отдельную группу составляют двусторонние соглашения РФ. Правовую основу образуют межправительственные соглашения РФ с Казахстаном, Украиной, Китаем, Финляндией, Норвегией, Польшей и другими странами.
Основные категории и понятия
Внешнеэкономические связи, организация внешнеэкономических связей, правовая основа внешнеэкономических связей, внешнеэкономическая политика, участники внешнеэкономической деятельности.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под внешнеэкономической деятельностью?
2. Какие формы и виды внешнеэкономических связей Вы знаете?
3. Каковы последствия открытости хозяйственно-экономической системы?
4. Назовите основные направления внешнеэкономической политики.
5. Перечислите основные составляющие правовой основы внешнеэкономической деятельности РФ.