Нормативно-правовая основа охраны окружающей среды
Состояние окружающей среды является одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени.
Основным законом Российской Федерации (РФ) является Конституция, которая определяет основные положения экологического права. Нормы конституции по экологическому праву можно условно разбить на 2 большие группы:
Первая – непосредственно посвященные экологическим отношениям;
Вторая – опосредованно участвующие в их регулировании [2].
К первой группе относятся: статья 9 – о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности; статья 36 – о праве частной собственности на землю; о свободном владении, пользовании и распоряжении природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; статья 42 – о праве каждого на благоприятную окружающую среду; статья 58 – об обязательности каждого сохранять природу, бережно относится к ее богатствам [2].
Вторую группу норм составляют более отдаленные от экологических отношений, но не менее значимые для тех предписаний конституции: о человеке, о его правах и свободы как высшей ценности, защита которой является обязанностью государства; о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства; о равенстве всех перед законом и судом; об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы и многое другое [2].
Среди относящихся к экологическому праву законов России можно отметить такие, как Закон об охране окружающей среды, Земельный, Водный, Лесной кодексы, Законы об основах градостроительства в РФ, о природных, лесных ресурсах, лечебно – оздоровительных местностях и курортах, об особо охраняемых природных территориях, о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами. Эти и другие федеральные законы составляют сердцевину экологического права, его огромную часть на федеральном уровне.
Помимо законов источниками экологического права являются подзаконные нормативные акты: указы президента РФ, постановление правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты организации.
Важнейшим законодательным актом по вопросам экологии является Закон «Об охране окружающей среды» [1], который определяет три основные задачи:
– Охрана природной среды;
– Предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности;
– Оздоровление окружающей среды, улучшение ее качества.
Основной принцип при решении этих задач – научно-обоснованное сочетание как экологических, так и экономических интересов. В этом основная идея закона, содержащего свод правил охраны окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития. Таким образом, он является экологическим кодексом России. По закону нормативы качества окружающей природной среды должны устанавливаться при сочетании экологии и экономики. Нормативами определяются предельно допустимые нормы различного воздействия, предельно допустимые концентрации вредных веществ, предельно допустимые их выбросы и сбросы, пределы радиации, шумов, вибрации, остаточных химических веществ в продуктах питания. Система нормативов в законе определяется тремя факторами: соответствием уровню развития науки и техники международным стандартам, ответственностью предприятий, организаций и граждан за их исполнение.
Законом гарантируется соблюдение экологической безопасности, экономической деятельности при помощи запрета финансирования и реализации проектов и программ, не получивших положительного заключения Государственной экологической экспертизы.
В статье 32 указывается, что в стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природу, устанавливаются экологические требования для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью, генетическому фонду человека.
Статья 46 предупреждает, что предприятия, объединения, организации и граждане, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей среды.
Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление проектирования, строительства либо эксплуатации этих объектов до устранения недостатков.
В России за причинения экологического вреда и правонарушений существует следующие виды ответственности:
– Дисциплинарная;
– Административная;
– Гражданско-правовая;
– Уголовная.
Дисциплинарная ответственность наступает за не выполнение мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушения нормативов качества окружающей среды и требований законодательства.
Административная ответственность наступает за посягательство на ряд природных ресурсов: в отношении земель, недр, водных ресурсов, лесных ресурсов, атмосферного воздуха и животного мира.
Гражданско-правовая ответственность наступает при причинении ущерба здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением.
Уголовную ответственность несут должностное лицо и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, то есть общественно – опасных деяний, носящих на установленных в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека.