Определение вероятности банкротства предприятий

В мировой практике для прогнозирования устойчивости предприятий, выбора их финансовой стратегии, а также определения риска банкротства широко используется различные экономико-математические модели.

В российской практике на сегодняшний день широко используют модель западного экономиста Э. Альтмана, которая наиболее подходит к российским условиям.

Исследование финансового состояния обанкротившихся американских фирм в сопоставлении с показателями процветающих предприятий тех же отраслей и аналогичных масштабов позволило ему выявить пять основных полагающих показателей, от значения которых в значительной степени зависит вероятность банкротства, и определить весовые коэффициенты данных показателей.

Модель Э. Альтмана имеет следующий вид:

С = (1.2 х Х1) + (1,4 х Х4) + (3,3 х Х3) + (0,6 х Х4) + (0,999 х Х5)

где: показатели Х1, Х2, Х3, Х4 и Х5 рассчитываются следующим образом:

Х1 = Собственные оборотные средства / Итог баланса;

Х2 = Чистая прибыль / Итог баланса;

Х3 = Уставный капитал / (Долгосрочные + Краткосрочные пассивы);

Определение вероятности банкротства предприятий - student2.ru

Если полученный результат меньше 1,9, это свидетельствует о том, что вероятность банкротства такого предприятия достаточно высока.

Если “С” находится в пределах от 1,9 до 2,7 – вероятность банкротства средняя.

Если “С” в пределах от 2,7 до 3,0 – вероятность банкротства невелика.

И если «С» свыше 3,0, то вероятность банкротства данного предприятия отсутствует.

Кадры, являющиеся наиболее ценной и важной частью производительных сил, подразделяются по группам в зависимости от множества факторов, причем для каждой отрасли промышленности характерен особый состав работников, который постоянно изменяется и совершенствуется по мере технического прогресса и повышения общего культурного уровня населения.

Это приводит к облегчению управления, большей производственной эффективности и повышению качества продукции.

Для правильной же организации работ и подготовки кадров существует квалификационное разделение труда, основанное на дифференциации сложности производственного процесса.

Деятельность, труд людей характеризуется показателем производительности труда.

Результат трудовой деятельности оценивается выработкой продукции в единицу времени с учетом экономии труда, овеществленного в сырье, материалах.

Повышение эффективности труда является важной задачей в любой общественно - экономической формации. Основными факторами, влияющими на повышение производительности труда, являются повышение технологического уровня, совершенствование управления на производстве, изменение объема и структуры производства, различные отраслевые факторы.

Характерной чертой производства является материальное и моральное поощрение труда. В этом суть оплаты труда, заработной платы, которая должна соответствовать ряду принципов. Так, темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста заработной платы; заработная плата должна находиться в полном соответствии с результатами труда; величина заработной платы должна начисляться относительно тарифных ставок и должностных окладов; должны учитываться сложность, значение работы на отдельном предприятии, и т.д.

Существует множество видов оплаты труда, такие как простая повременная, повременно-премиальная, индивидуальная сдельщика, прогрессивно-сдельная. Существенные изменения в расчет заработной платы вносит применение коэффициента трудового участия, с помощью которого учитывается вклад каждого работника в результат работы всей бригады.

В общем, учет заработной платы должен способствовать повышению трудовой активности работников, лучшему использованию средств производства и рабочего времени и неуклонному росту производительности труда.

Таким образом, рассмотренные показатели представляют собой неразрывную цепь главнейших элементов производства, и их соотношение и регулирование прямым образом влияет на снижение или рост эффективности работы предприятий любой отрасли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране в последнее десятилетие, требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности и активизации предпринимательства.

Предприниматели стремятся получать всё больший доход, предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции. Прибыль - наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Её простота определяется тем, что она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в экономике.

Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой, — как основа дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.

Каждое предприятие, фирма прежде, чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить.

Прибыль предприятия (фирмы) зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело затраты на производство продукции - издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Процветающее предприятие то, которое получает устойчивую прибыль от своей деятельности (производство и реализация продукции, сдача в аренду основных фондов и др.). Финансовые результаты деятельности фирмы характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях жёсткой конкуренции.

Поиск резервов для повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов - одно из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического анализа. Существуют резервы увеличения прибыли и рентабельности. К ним относятся: увеличение объема производства и реализации продукции, снижение удельной себестоимости продукции и повышение качества продукции.

Рациональное использование оборотных средств предопределяет в целом развитие предприятия. Формирование и использование оборотного капитала требуют тщательного анализа.

В условиях рыночной экономики предприятие должно уделять большое внимание не только маркетинговым исследованиям, изучению рынка, но и эффективному использованию имеющихся внутренних ресурсов. Важный показатель экономического анализа - себестоимость. Она во многом зависит от методов управления запасами (ФИФО и ЛИФО).

Предприятие в первую очередь должно заботиться о получении прибыли, так как прибыль является важным показателем положения фирмы на рынке. Величина прибыли зависит от эффективного использования оборотных средств (их оборачиваемости).

Таким образом, следует отметить, что наряду с основными фондами для успешной работы предприятия огромное значение имеют оборотные средства, их оптимальное количество и эффективное использование.

Когда говоришь об основных фондах и оборотных средствах, обязательно встает вопрос об эффективности их использования и применения.

Повышение эффективности основных фондов осуществляется за счет более быстрого освоения новых мощностей, повышения сменности работы машин и оборудования, совершенствования организации материально-технической базы, ремонтной службы, повышения квалификации рабочих, технического перевооружения предприятий, модернизации и проведения организационно-технических мероприятий.

В системе мероприятий по повышению эффективности общественного производства важное место занимают вопросы рационального использования оборотных средств во всех сферах деятельности человека, особенно в промышленности.

При самом экономичном использовании оборотных средств, при высвобождающихся ресурсах необходимо укрепить финансовое состояние предприятий и объединений, повысить материальную заинтересованность рабочих и служащих в повышения эффективности промышленного производства.

Список литературы

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2009 – 318 с.

2. Анализ финансовой отчётности. / Беркстайн Л. А. Москва, Финансы и статистика, 2008 год.

3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / Савицкая Г.В. Минск, ООО «Новое знание», 2010 год.

4. Ваша прибыль в условиях рынка. / Кодацкий В.П. Москва, Финансы и статистика, 2007 год.Бухгалтерский учёт: учебное пособие. / Кондраков Н.П. Москва, ИНФРА-М, 2008год.

5. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 280 с.

6. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2009. – 328 с.

7. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 357 с.

8. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. в 2 и. – Минск.: ООО «Новое знание», 2009.

9. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансы предприятий: Учебник. – М.: Тк Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 352 с.

10.Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400 с.

11.Организация и нормирование труда: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Адаминка. – М.: ЗАО «Финстатинформ» - ООО «ЦЧПЛ», 2010. – 301 с.

12.Скворцов О.В., Скворцова Н.О. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 240 с.

13.Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 672 с.

14.Финансово-экономическое состояние предприятия. / Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Практическое пособие. Москва. Изд-во «Приор», 2008 год.

15.Финансы организаций (предприятий): Учебник / Под ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 368 с.

16.Финансы предприятий. / Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С., Москва, ИНФРА-М, 2010 год.

17.Ценообразование: Учеб. пособие / Под ред. Г.А. Тактарова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 173 с., ил.

18.Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с., ил.

19.Черник Д.Г. и др. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 415 с.

20.Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учеб. пособие. – Ростов-н / Д.: Издательский центр «Март», 2011. – 537 с.

21.Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: Менеджмент и анализ: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 538 с.

22.Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2009. – 712 с.

23.Экономика организаций (предприятий): Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 608 с.

24.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2010. – 584 с.

25.Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Швандара. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 254 с.

26.Экономика предприятия / Сергеев И.В. Москва, «Финансы и статистика» 2009 год.

27.Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: Инфра-М, 2008 г.

28.Экономическая теория. / Под редакцией Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. Санкт-Петербург, издательство СПбГУЭФ, изд. «Питер», 2010.

Наши рекомендации