Колоколообразная кривая количества компаний во времени
Количество компаний, выступающих сегодня на том или ином рынке,
является относительно общедоступной информацией. В Америке, например,
перечень компаний, что-то предлагающих, сведен в так называемый Thomas
Register. Существуют информационные сервисы, подготавливающие прекрасные
обзоры по каждому сектору экономики, например, Lexus Nexus. Наконец, просто
качественную динамику на уровне, увеличивается число компаний в своем
секторе или сокращается, достаточно аккуратно дадут многие специалисты.
Однако есть ли у вас аналитические инструменты, которые помогут вам вовремя
инвестировать или выйти из инвестиции, а также принять менеджерские решения,
исходя из информации о количестве компаний? КЭА предлагает такой инструмент.
На рисунках 13, 14 и 15 приведены реальные исторические данные по трем
различным индустриям: автомобилестроение, производство печатных машинок и
телевизоров. Во всех трех случаях на графике показано количество компаний с
момента возникновения рынка до момента стабилизации их количества на рынке.
Как мы видим, и в этих трех индустриях, и в других кривая количества
компаний во времени имеет форму колокола. И обусловлена эта форма тем, что
уровень развития товара как технической системы и уровень развития рынка
диктуют, сколько компаний-производителей может быть на данном рынке и
уровень развития этих компании (рисунок 16).
Обычно рынок первого уровня появляется в момент, когда предлагаемая на
нем техническая система переходит с первого этапа своей эволюции на второй.
И это естественно. Пока система была на первом уровне, она еще не была
готова к продаже. В нее все вкладывали и вкладывали, а она все не работала
или работала лишь с помощью своих создателей. И вот наконец она заработала.
Разумеется, разработчикам хочется скорее начать ее продавать, а их
инвесторам это требуется, чтобы решить, вкладывать ли дальше в ее
разработку. Типично, что производителями такого "первоэтапного" продукта
являются "второэтапные" компании. Они же его и продают.
По мере того, как количество продаж, начавшееся с нуля, растет, новый
продукт и рынок привлекают внимание других компаний. Количество компаний на
рынке начинает увеличиваться. При этом вновь пришедшие компании, в свою
очередь, привлекают к зарождающемуся рынку и новых покупателей. Происходит
переход на второй этап рынка. Важнейшим фактором здесь является то, что на
рынок начинают приходить и "третьеэтапные" компании.
В начале второго этапа рынка количество на нем потребителей, компаний,
а также качество предлагаемого товара постоянно растет. И это неудивительно.
Растущее число потребителей привлекает на рынок как новых "игроков", так и
новые инвестиции, направленные на улучшение товара. Все выглядит безоблачно.
Но в какой-то момент количество компаний достигает своего пика, а потом
начинается резкий спад.
Почему это происходит? Дело в том, что помимо улучшения самого товара и
"войны качества", естественно, происходит и война цен. А цена единицы
продукции не только связана с тем, что выпускают, но и с тем, как
производят. Зарождение капитализма и было связано с тем, что те, кто смог
инвестировать в наилучшие средства производства, могли опускать цену
продукции, вытесняя конкурентов. То же самое и сегодня. В конце второго
этапа рынка "третьеэтапные" компании, обладающие большими финансовыми
ресурсами, инвестируют в производственно-технологические линии, оборудование
и процессы.
Такие большие инвестиции не по карману компаниям второго уровня. Более
того, технологическая перестройка компании столь глубока, а капиталовложения
столь велики, что они невозможны без полной реструктуризации "второэтапной"
компании и перевода ее на третий этап. В результате к концу второго этапа
рынка компании, находящиеся на втором этапе своей корпоративной эволюции, с
данного рынка уходят. А таких "второэтапных" компаний на рынке только что
было большинство. В дополнение к этому, в конце второго этапа рынка и на
третьем этапе происходит объединение компаний с целью сокращения расходов,
увеличения эффективности и захвата более надежного положения на рынке. Все
это приводит к тому, что на рынке остается ограниченное количество
"третьеэтапных" компаний.
Вышеизложенное необходимо знать как инвесторам, так и менеджерам.
Предположим, мы купили акции "второэтапной" компании, увеличивающей объемы
продаж и прибыль на рынке, находящемся в начале второго этапа своего
развития. Что это значит? Это значит, что "прилив будет поднимать и ваш
кораблик тоже", даже если он невелик. Но искусство инвестора состоит не
только в том, чтобы хорошую акцию вовремя купить, но и в том, чтобы ее
своевременно продать. До проведенного нами анализа невозможно было понять,
что из инвестиции необходимо выходить в тот момент, когда в самой компании
все прекрасно, она на взлете (как кажется) а перестал расти лишь один очень
косвенный показатель - количество компаний на рынке. Теперь же мы знаем, что
этот показатель предупреждает, что скоро начнется "отлив" и ваш "кораблик"
неминуемо сядет на мель. И тогда мы продадим наши акции в момент, когда их
цена максимальная, а будущее - минимальное.
А что делать менеджеру, который не может или не хочет уйти от своей
"второэтапной" компании, но знает, что лишь "третьеэтапные" корпорации рано
или поздно останутся на его рынке. Во первых, расти и перестраивать компанию
на третий уровень корпоративного развития. Настоящий рост без
соответствующего рестуктурирования компании невозможен, а это - вещь всегда
тяжелая и неприятная. И большинство "второэтапных" компаний на
"второэтапном" рынке даже не пытаются перейти на третий этап. А, между тем,
это возможно. Большинство доминирующих "третьеэтапных" компаний на
высокотехнологическом рынке - это те, кто такой переход совершил и до
компании третьего уровня дорос.
Глядя на поведение менеджмента, и инвестору вовсе не обязательно
продавать акции "второэтапной" компании в момент, когда количество компаний
на рынке перестало расти. Если он видит, что компания реструктурируется на
третий этап, это хороший аргумент за то, чтобы оставить акции такой
компании.