Таможенные территории и таможенные границы
Экономический потенциал.
Потенциал - применителен экономики, означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения цели социально-экономического развития страны.
Экономический потенциал – способность экономики страны, её отраслей, предприятий, хозяйств, осуществлять производственную экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие, производство и потребление.
Экономический потенциал рассматривается как обобщённая характеристика уровня развития экономики, соответственно в понятие Эк. Потенциала входят: экономические ресурсы и экономические результаты.
Экономические ресурсы составляют все накопленные и располагающиеся на своей территории материальные ценности, научные, интеллектуальные, информационные и трудовые ресурсы, а также природные ресурсы.
Экономические результаты отражаются в объёме, структуре, качестве и техническом уровне производимых услуг.
Основными факторами, определяющие экономический потенциал являются производственные мощности промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, производственная, социальная и экологическая инфраструктура, трудовые ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, способные развивать научно-технический прогресс и обеспечивать его реализацию в сфере производства и потребления.
Составляющими экономического потенциала являются:
1)Производственный потенциал
2)Природный потенциал
3)Трудовой потенциал
4)Финансовый потенциал
5)Инвестиционный потенциал
6)Научный и инновационный потенциал
Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются следующие показатели:
1)Численность населения, его половозрастная структура
2)Трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей силы, в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и рыночной экономики.
3)Индекс развития человеческого потенциала –то интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно от межстранового для межрегионального сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия, как основных характеристик человеческого потенциала, исследуемой территории. Является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов, индекс был разработан в 1990 году, публикуется в программах развития ООН, при подсчёте учитываются 3 показателя:
1)Ожидаемая продолжительность жизни
2)Уровень грамотности населения страны
3)Уровень жизни
4)Стоимость и структура основных производственных фондов и показателей их воспроизводства.
5)Возможные объёмы роста выпуска промышленной сельскохозяйственной продукции, продукции строительства перевоза груза и пассажиров.
6)Уровень потребления благ и услуг на душу населения в сравнении научно-обоснованными нормами, а также экономически-развитыми странами
7)Наличие запасов и уровень использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных и земельных ресурсов.
8)Экологическая ёмкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды.
Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объёмов ресурсов и уровня мощности, но и от степени их использования.
Высокий уровень совокупного потенциала имеют и страны с рыночной экономикой. Основной из проблем является проблема эффективности использования экономического потенциала. Суть проблемы состоит в определении путей и способов достижения наибольшего удовлетворения общественных потребностей в условиях ограниченности ресурсов.
2 аспекта:
1)Целевой (удовлетворение потребностей)
2)Ресурсный (с использованием ограниченных ресурсов)
Целевая эффективность представляет собой качественную характеристику общественного производства с точки зрения уровня развития и степени потребления общества.
Ресурсная эффективность отражает рациональность организации общественного производства, комбинации факторов производства, применения имеющихся ресурсов.
Таможенный Союз.
1)Соглашение о Таможенном Союзе между РФ и республикой Беларусь. Документ был подписан 6 января 1995 года.
2)Трёхстороннее соглашение о союзе, которая подписывают Россия, Украина, Казахстан 20 января 1996 года.
3)Договор о присоединении Киргизской республики протокола 29 марта 1996 года.
4)Договор о присоединении республики Таджикистан 26 февраля 1999 года.
5)Протокол 25 января 2006 года о присоединении республики Узбекистан к договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года.
В целях оптимизации процесса формирования таможенного союза и экономического пространства, решением глав государств участников ЕВРАЗЭС от 26 августа 2006 г. предусмотрено, что формирование союза, а в дальнейшем и единого экономического пространства будет осуществляться Россия, Белоруссия, Казахстан с последующим присоединением других стран участников
Этапы формирования единой таможенной территории таможенного союза:
1)Предварительный этап до 1 января 2010 года, до этого момента был период подготовки, здесь осуществлялась завершение формирования правовой базы ТС и организации поэтапного переноса согласованных видов государственного контроля на внешний контур единой таможенной территории ТС.
2)Первый этап с 1 января 2010 по 1 июля 2010 года. Создание необходимых правовых условий, создания единой таможенной , здесь также идёт подготовительная работа,
3)Второй этап, продолжалось условие по объединению таможенных территорий сторон временно сохранялось на внутренних территориях в отношениях отдельных категориях товара.
27 ноября 2009 года президентами стран участников принято решение о создании с 1 июля 2010 года единой таможенной территории ТС, подписан ТК ТС, который тоже вступил в силу с июля 2010 года.
Были утверждены планы по переносу согласованных видов контроля с внутренней границей контроля на внешний.
На Российской Казахстанской границей перенос осуществлялся в 2 этапа, с 1 июля было отменено таможенное оформление в отношении товаров, находящихся в свободном обращении на территории Казахстана.
2 этап, полностью был отменён таможенный контроль на Российско-Казахстанской границы Таможенный контроль с 1 июля 2010 года на Российско-белорусской границы.
Таможенные территории и таможенные границы.
В соответствии со статьёй 2 ТК ТС единую таможенную территорию составляют: территории республики Беларусь, Казахстан и РФ, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств членов ТС, искусственные острова установки и сооружений, в отношении которых государства членов ТС обладают исключ. Юрисдикцией. Территорию РФ составляют сухопутные территории РФ, и воздушное пространство над ними. Сухопутной территории РФ является вся суша, находящаяся в пределах её границ. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий принятых для отсчёта ширины территориальных вод РФ, воды портов, заливов бухт, берега которых полностью принадлежат России.
Территориальные воды – примыкающие к сухопутной территории морской пояс шириною 12 морских миль и воздушною территорию РФ составляет воздушное пространство, находящееся в пределах её сухопутных и морских границ.
Исключительная экономическая зона РФ – морской район, находящийся за пределами РФ и прилегающий к нему с особым правовым режимом, установленным законодательством РФ и международными соглашениями.
Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся пределами территориального моря РФ на всём протяжении естественного протяжения её сухопутной территории.
Российская Федерация в исключительно экономической зоне и на континентальном шельфе исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов и сооружений.
РФ юрисдикцию над такими сооружениями, в том числе в отношении таможенных, фискальных, санитарных и других законов, и правил.
На территории ТС , на территории РФ могут находиться создаваемая в соответствии с особыми экономическими зонами, которые являются часть территории.
Товары, помещённые на территорию экономических зон рассматриваются для целей применения таможенных пошлин налога, а также запретов и ограничений экономического характера рассматриваются как находящееся вне таможенной территории.
Особые экономические зоны создаются в соответствии с ФЗ.
ФЗ от 22 января 1996 года №13 фз «Об особой экономической зоне в калининградской области»
ФЗ от 31 мая 1999 года №104 фз «Об особой экономической зоне в магаданской области»
ФЗ от 22 июля 2005 года №116 фз «Об особых экономических зонах РФ»
Особая экономическая зона – определяющая правительством РФ часть территории на которую действуют особые режимы предпринимательской деятельности.
Цель создания - создаются в целях обрабатывающих отраслей экономики, производства новых видов продукции, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной схемы.
Типы особых экономических зон:
1)Промышленно-производственные экономические зоны. Создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которой составляет 20 кв. км.
2)Технико-внедренческие. Создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь не превышает трёх кв. км.
3)Туристско-рекреационные. Создаются на одном или нескольких участках территории определяемым РФ.
4)Портовые экономические зоны. Создаются на территориях портов, на территориях аэропортов, а также на прилегающих территориях. Площадь экономических портов должна не превышать 50 кв. км.
На наст. Время у РФ есть 4 техническо-внедренческих (Томск, Москва, Дубны, Питер)
4 промышленных зон (Свердловск, Липецк, Приволжье)
8 рекреационных зон
3 портовых (Хабаровский край , Ульяновская обл. Мурманская обл.)
Таможенные границы
Под таможенной границей понимается воображаемая условная линия, воображаемая огранич. Таможенной территорией.
Элементами таможенной границы являются:
1)пределы таможенной территории Таможенного Союза,
2)пределы, находящиеся в исключительно-экономической зоне континентальных шлейфов искусственных островов , установок и сооружений, а также периметры особых экономических зон.
Государственная граница РФ – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы в государственной территории.
Понятия государственной границы и порядок её установления содержится в законе РФ от 1 апреля 1993 года «О государственной границы РФ». Таможенная граница может, как совпадать, так и не совпадать с государственной. Таможенная граница совпадает с государственной границей в части, ограничивающей государственную территорию с двумя изъятиями: Россия – Белоруссия и Россия - Казахстан и не совпадает в пределах особых экономических зон и периметрах искусственных островов, установок и сооружений, находящихся в исключительно экономических зонах и государственных шлейфов государственных членов ТС.