Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера
Само название курса "Основы менеджмента" говорит о том, что эта дисциплина является центральной в подготовке менеджера, но в то же время она, по существу, является фундаментом для всех дисциплин, формирующих круг профессиональных знаний в области менеджмента.
Все преподаваемые предметы диалектически связаны между собою и с разных сторон рассматривают единое целое - производственную деятельность фирмы. Тем не менее, можно соотнести их с основными связями субъектов внешней и внутренней сред фирмы определенным образом (табл.1.1).
Таблица 1.1
Дисциплины и связи, составляющие их предмет
Дисциплины | Субъекты внешней и внутренней среды фирмы |
Экономика предприятия | Внутренняя среда |
Эконом. география | Внешняя среда |
Эконом. статистика | Внешняя среда |
Макроэкономика | Внешняя среда |
Финансы, ден. обращение и кредит | Внешняя среда - капитал - финансовое управление |
Налоговая система | Финансовое управление - государство |
Рынок ценных бумаг | Внешняя среда |
Банковская деятельность | Капитал - финансовое управление |
Организация производства | Общее управление - производство - поставщики |
Основы менеджмента | Общее управление - другие внутренние сферы - внешняя среда |
Стратегический менеджмент | Общее управление - внешняя среда |
Инновационный менеджмент | Общее управление - НИОКР - маркетинг |
Маркетинг | Общее управление - маркетинг - потребители |
Управление персоналом | Общее управление - другие сферы внутренней среды - рабочая сила |
ЭМММ | Общее управление |
Логистика | Поставщики - общее управление - маркетинг - потребители |
Бухучет, АХД | Общее управление - финансовое управление |
Правоведение, хозяйственное право | Общее управление - государство, поставщики, потребители |
С теми же условными предположениями можно соотнести дисциплины и с основными этапами менеджмента (рис.5).
Рис. 5. Области "кольца управления", перекрываемые дисциплинами
специальности "Менеджмент"
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
Сущность менеджмента
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (рис. 6).
Рис. 6. Кольцо управления
Управление включает три аспекта:
- "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);
- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).
В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:
- сопоставление существующего состояния с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");
- руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");
- критерии принятия решений ("какой путь лучший?");
- инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?" (рис.7).
Рис. 7. Сущность менеджмента
2.2. Основное содержание общих целей и ограничений
Цели и ограничения по смыслу очень близки друг другу.
Цель - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения.
Ограничение - конкурирующая главной цель из разряда второстепенных, которая противоречит ей и достижение которой нежелательно.
Цели и ограничения выполняют следующие задачи:
- функция инициативы (сопоставление существующего состояния с желаемым);
- инструмент управления (руководящие требования);
- критерий принятия решения (критерии оценки информации и выбор альтернатив);
- инструмент координации;
- инструмент контроля;
Классификация целей может осуществляться :
- по охватываемой сфере (общая, частная цели);
- значению (главная, промежуточная, второстепенная);
- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);
- предмету цели (рассчитан на общий или частный результат).
Типичные результативно-хозяйственные цели:
- стремление к доходу;
- стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи);
- стремление к увеличению оборота;
- стремление к снижению расходов.
Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.
Ограничения могут задаваться самой фирмой и извне (соблюдение законов).
Формулировка целей и ограничений является важной задачей менеджмента. При этом следует четко определить:
- содержание цели;
- ее размер (максимум, минимум, уровень);
- временные параметры;
- пространственные характеристики;
- персональную привязку;
- ранг в иерархии целей.
Пример. Зам. руководителя фирмы по маркетингу (персональная привязка) должен в 1995г. (временная привязка) на территории Ростовской обл. (пространственная привязка) путем продажи продукции (содержание) увеличить оборот фирмы (содержание) не менее чем на 20% (размер цели).
Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).
Горизонтальные связи могут быть:
- идентичными (реализация одной приводит к реализации другой);
- комплементарными (гармония- осуществление одной способствует осуществлению другой);
- индифферентными (нейтралитет - между целями нет связи);
- конкурентными (конфликт);
- антагонистичными (взаимоисключение).
На рис.8 отражены связи между целями.
Рис. 8. Связи между целями
Выбор цели представляет, как правило, некий процесс компромиссов между интересами различных групп (рис.9).
Рис. 9. Основные группы, влияющие на определение цели фирмы