Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера

Само название курса "Основы менеджмента" говорит о том, что эта дисциплина является центральной в подготовке менеджера, но в то же время она, по существу, является фундаментом для всех дисциплин, формирующих круг профессиональных знаний в области менеджмента.

Все преподаваемые предметы диалектически связаны между собою и с разных сторон рассматривают единое целое - производственную деятельность фирмы. Тем не менее, можно соотнести их с основными связями субъектов внешней и внутренней сред фирмы определенным образом (табл.1.1).

Таблица 1.1

Дисциплины и связи, составляющие их предмет

Дисциплины Субъекты внешней и внутренней среды фирмы
Экономика предприятия Внутренняя среда
Эконом. география Внешняя среда
Эконом. статистика Внешняя среда
Макроэкономика Внешняя среда
Финансы, ден. обращение и кредит Внешняя среда - капитал - финансовое управление
Налоговая система Финансовое управление - государство
Рынок ценных бумаг Внешняя среда
Банковская деятельность Капитал - финансовое управление
Организация производства Общее управление - производство - поставщики
Основы менеджмента Общее управление - другие внутренние сферы - внешняя среда
Стратегический менеджмент Общее управление - внешняя среда
Инновационный менеджмент Общее управление - НИОКР - маркетинг
Маркетинг Общее управление - маркетинг - потребители
Управление персоналом Общее управление - другие сферы внутренней среды - рабочая сила
ЭМММ Общее управление
Логистика Поставщики - общее управление - маркетинг - потребители
Бухучет, АХД Общее управление - финансовое управление
Правоведение, хозяйственное право Общее управление - государство, поставщики, потребители

С теми же условными предположениями можно соотнести дисциплины и с основными этапами менеджмента (рис.5).

Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера - student2.ru

Рис. 5. Области "кольца управления", перекрываемые дисциплинами

специальности "Менеджмент"

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА

Сущность менеджмента

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (рис. 6).

Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера - student2.ru

Рис. 6. Кольцо управления

Управление включает три аспекта:

- "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);

- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:

- сопоставление существующего состояния с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");

- руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");

- критерии принятия решений ("какой путь лучший?");

- инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?" (рис.7).

Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера - student2.ru

Рис. 7. Сущность менеджмента

2.2. Основное содержание общих целей и ограничений

Цели и ограничения по смыслу очень близки друг другу.

Цель - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения.

Ограничение - конкурирующая главной цель из разряда второстепенных, которая противоречит ей и достижение которой нежелательно.

Цели и ограничения выполняют следующие задачи:

- функция инициативы (сопоставление существующего состояния с желаемым);

- инструмент управления (руководящие требования);

- критерий принятия решения (критерии оценки информации и выбор альтернатив);

- инструмент координации;

- инструмент контроля;

Классификация целей может осуществляться :

- по охватываемой сфере (общая, частная цели);

- значению (главная, промежуточная, второстепенная);

- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);

- предмету цели (рассчитан на общий или частный результат).

Типичные результативно-хозяйственные цели:

- стремление к доходу;

- стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи);

- стремление к увеличению оборота;

- стремление к снижению расходов.

Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.

Ограничения могут задаваться самой фирмой и извне (соблюдение законов).

Формулировка целей и ограничений является важной задачей менеджмента. При этом следует четко определить:

- содержание цели;

- ее размер (максимум, минимум, уровень);

- временные параметры;

- пространственные характеристики;

- персональную привязку;

- ранг в иерархии целей.

Пример. Зам. руководителя фирмы по маркетингу (персональная привязка) должен в 1995г. (временная привязка) на территории Ростовской обл. (пространственная привязка) путем продажи продукции (содержание) увеличить оборот фирмы (содержание) не менее чем на 20% (размер цели).

Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).

Горизонтальные связи могут быть:

- идентичными (реализация одной приводит к реализации другой);

- комплементарными (гармония- осуществление одной способствует осуществлению другой);

- индифферентными (нейтралитет - между целями нет связи);

- конкурентными (конфликт);

- антагонистичными (взаимоисключение).

На рис.8 отражены связи между целями.

Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера - student2.ru

Рис. 8. Связи между целями

Выбор цели представляет, как правило, некий процесс компромиссов между интересами различных групп (рис.9).

Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера - student2.ru

Рис. 9. Основные группы, влияющие на определение цели фирмы

Наши рекомендации