Инфляция:причины возник-я, виды, методы измер-я, соц-экон.послед-я

Инфля́ция— повыш-е общего уровня цен на товары и услуги. Это процесс обесценив-я денег(сниж-е покуп-ой способ-ти денег)

Причины возник-я:

-несбалансир-ть гос-х дох-ов и расх-ов

-измен-е струк-ры рынка в 20-21 вв., струк-ра олигополистич-я→рост цен

-рост «открытости» эк-ки страны вызывает опасность «импортируемой» инфляции.

-инфляцион-е ожидания

Виды инфляции:

-Инфл-я спроса— порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. (Дефицит товара)

-Инфл-я предложения (издержек)— рост цен вызван увелич-ем издержек произв-ва в условиях недоисполь-х производств-х ресурсов. Повыш-е издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

-Сбалансир-ая инфляция— цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.

-Несбалансир-ая инфляция—цены различных товаров измен-ся по отношению друг к другу в различ. пропорциях.

-Прогнозируемая инфляция— это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

-Непрогнозируемая инфляция— становится для населения неожиданностью, так как фактич-ий темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

-Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распр-я информ-ии о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар.

В зависимости от темпов роста различают:

-Ползучую (умеренную) инф-ю (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассмат-ют её как элемент норм-го развития эк-ки, т.к. по их мнению, незнач-ая инфл-я (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие произв-ва, модернизацию его структуры. Рост денеж. массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способ-ет активизации инвестиц-ой деят-ти и росту произв-ва. Рост произв-ва, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денеж. массами при более высоком уровне цен. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под гос-го контроля. Она особенно велика в странах, где отсут-ют отработанные механизмы регулир-я хоз-ой деят-ти, а уровень произв-ва невысок и характериз-ся наличием структур-х диспропорций;

-Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для эк-ки, требует срочных антиинфляц-ых мер. Преобладает в развивающихся странах;

-Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточ-е кол-во денеж. знаков. Парализует хоз-ый механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды.

Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляция-спад произ-ва и одноврем-но повыш-е ур-ня цен в эк-ке.Стагнация – спад произв-ва в эк-ке.

Наиболее распр-ым методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.

Помимо индекса потребительских цен существует другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию.

Темп инф-ии(темп прироста индекса цен)-темп прироста общего ур-ня цен за опред-й период.(ур.цен дан.г.-ур.цен.пред.г)/ур.цен пред.г*100.

Как правило, используются несколько основных методов:

Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себест-ть произв-ва без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.

Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повыш-я дох-ов и роста расх-ов.

Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребит-х товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.

Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчит-ся как изменение в цене на группы одинаковых товаров.

Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.

Индекс Пааше— показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.

Наши рекомендации