Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходухарактеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода, измеряется коэффициентом эластичности спроса по доходу (Ej):
где &Q/Q — относительное изменение спроса (в %); AI/I — относительное изменение дохода (в %). Если Ei > 0, то это качественные нормальные товары, если Ej < 0, то это товары низшей категории.
Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).
Коэффициент эластичности спроса по доходу можно рассчитать следующим образом:
2.эластичность предложения
Величина предложения, так же как и спроса, зависит от цены продаваемого товара. При прочих равных условиях повышение рыночной цены стимулирует производителей предлагать на рынке большее количество товара и тем самым извлекать больше доходов. Снижение цены, наоборот, сокращает доходы продавцов, и они склонны уменьшать величины предложения. Поскольку зависимость цены и величины предложения существует, можно определить эластичность предложения по цене, т.е. измерить эту зависимость.
Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предло
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.
Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Эластичность предложения | ||
Эластичность предложенияхарактеризует степень изменения предложения под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности предложения (Es): где AQ/Q — относительное изменение предложения (в %); АР/Р — относительное изменение цены (в %). | ||
Виды эластичности предложения | ||
Совершенно неэластичное предложение | Цена растет (падает) — предложение постоянно. | Es = 0 |
Неэластичное предложение | Цена растет (падает) больше, чем изменяется предложение. | Es<0 |
Эластичное предложение | Цена растет (падает) меньше, чем изменяется предложение. | Es>0 |
Единичная эластичность предложения | Предложение и цена изменяются в равной степени. | ES = 1 |
Совершенно эластичное предложение | Предложение растет (падает) — цена постоянна. | Es = со |
Факторы, влияющие на степень эластичности предложения | ||
— способность производства к быстрой переналадке; — возможность хранения продукции; время, имеющееся в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение Чем больше у производителя времени для перераспределения ресурсов в пользу продукта, цена на „ый возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот. |
Применение теории эластичности
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы и правильно вы-брать ценовую стратегию предприятия, надо иметь информацию об эластичности спроса и предложения на данный товар.
Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Если фирма при планировании цен на свою продукцию и объемов продаж будет ориентироваться на показатель эластичности рыночного спроса, то она рискует совершить серьезные ошибки. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.
Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если рыночный спрос на табачные изделия относительно неэластичен, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на отдельные сорта сигарет также будет меньше единицы. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждого из производителей этой продукции.
Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).
Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рис. 10.3. При арендной плате 200 долл. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис. 10.3, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 200 долл., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится.
6. Потребительское поведение
Теория потребительского поведения |
Потребительское поведение— это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индиви дуального спроса) на различные товары и услуги. Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизировать совокупную полезность.Однако потребитель наталкивается наограничения, связанные с величиной дохода, которым он располагает, и уровнем рыночных цен. Эти ограничения заставляют потребителя делать выбор между теми или иными благами. Потребительский выбор— это выбор, максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Таким образом, теория потребительского поведения связана с анализом трех проблем: совокупной полезности, дохода и цен. Рациональное потребительское поведениепредполагает, что потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях существующего у него бюджетного ограничения. Потребитель находится в состоянии равновесия,если он не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данной величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. |
Предпосылки анализа потребительского поведения: |
— множественность видов потребления — каждый потребитель стремится иметь множество разнообразных благ; — ненасыщаемость — потребитель стремится приобрести большее количество благ; — транзитивность — постоянство и согласованность вкусов потребителя (если ему безразличен выбор между молоком и кефиром или между кефиром и ряженкой, то ему безразличен и выбор между молоком и ряженкой); — взаимозаменяемость благ — потребитель готов отказаться от какого-то количества благ одного вида, если ему предложат большее количество благ другого вида; — убывающая предельная полезность — с увеличением количества потребляемых благ их предельная полезность снижается. |