Раздел 2 - Экономическая эффективность функционирования аграрного сектора экономики
Тема 3.Экономическая эффективность аграрной сферы
1. Понятие и виды экономической эффективности.
Понятие эффекта и экономической эффективности. Критерий экономической эффективности. Виды экономической эффективности: производственно-технологическая, производственно-экономическая, социально-экономическая, коммерческая.
2. Показатели экономической эффективности и методика их расчета.
Система показателей экономической эффективности: затратные, ресурсные и ресурсно-затратные.
3. Факторы и направления повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на экономическую эффективность сельскохозяйственного производства. Основные пути повышения эффективности производства: переход на систему ведения органического сельского хозяйства, применение прогрессивных, ресурсосберегающих технологий производства продукции, использование высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных пород скота и птицы и другие.
Вопросы
для самостоятельного изучения
1.Факторы повышения эффективности аграрного сектора.
2.Основные направления повышения эффективности аграрного сектора.
Темы рефератов
1.Современный уровень эффективности аграрного сектора экономики.
2.Проблемы повышения эффективности аграрного сектора экономики.
3.Отечественный и зарубежный опыт эффективного ведения аграрной сферы.
Формы контроля: тестовая контрольная работа, и решение задачи по определению уровня экономической эффективности сельскохозяйственного производства в аграрной отрасли.
Рекомендуемая литература: 1, 2, 17, 62, 31, 32, 33, 49, 93,94
Тесты для текущего контроля1. Вставьте в утверждение пропущенные слова:
Экономическая эффективность – это экономическая категория, характеризующая ценой каких затрат или ресурсов достигнут … .
2. Методический подход по определению показателей экономической эффективности заключается в соотношении:
1.ресурсов и затрат; 2.материальных и трудовых затрат;
3.эффекта (в т.ч. дополнительного) и вложений ресурсов и затрат (в т.ч. дополнительных);
4.эффекта и денежных затрат.
3. В качестве критерия экономической эффективности работы предприятия используется:
1.чистая продукция; 2.денежная выручка;
3.уровень рентабельности; 4.валовая продукция.
4. денежные затраты.
4. Рост экономической эффективности означает:
1.эффект растет медленнее по сравнению с затратами или ресурсами;
2.эффект равен ресурсам или затратам;
3.эффект не изменяется;
4.эффект растет быстрее по сравнению с затратами или ресурсами.
5. В качестве эффекта используют:
1.прибыль; 2.чистый доход;
3.денежная выручка; 4. все ответы верны.
6. Отношение прибыли к денежной выручке (в процентах) – это показатель:
1.уровень рентабельности продаж; 2.рентабельности инвестиций;
3.уровень рентабельности издержек; 4.уровень рентабельности капитала.
7. Вставьте в утверждение пропущенные слова:
Уровень рентабельности производства определяется отношением прибыли к … .
8. Нома прибыли определяется отношением прибыли к:
1.денежной выручке; 2.полной себестоимости;
3.сумме основных и оборотных средств;
4.оборотным средствам.
9. Выделяют показатели эффективности:
1.затратные; 2.ресурсные; 3.ресурсно-затратные; 4.все ответы верны.
10. Установите соответствие:
1.производственно-экономическая эффективность;
2.производственно-технологическая эффективность;
3.социально-экономическая эффективность;
4.коммерческая эффективность;
а) отражает степень использования ресурсного потенциала;
б) характеризует эффективность использования трудового потенциала и социально-экономических условий его воспроизводства;
в) отражает выгодность коммерческой деятельности;
г) характеризует эффективность использования ресурсов и экономических условий хозяйствования.
11. Не существует вида эффективности:
1.производственно-экономической; 2.социально-экономической;
3.производственно-технологической; 4.ценообразующей.
12. Критерий экономической эффективности – это:
1. главный, емкий показатель; 2.уровень рентабельности;
3.экономическая категория; 4.показатель.
13. Критерием производственно-экономической эффективности является:
1.минимум себестоимости; 2.максимум фондоотдачи;
3.прибыль; 4.чистый доход.
14. Максимум прибыли является критерием эффективности:
1.производственно-экономической; 2.социально-экономической;
3.производственно-технологической; 4.коммерческой.
15. Коммерческая эффективность проявляется на стадии:
1.производства; 2.производства и обмена;
3.обмена, распределения и потребления; 4.распределения.
16. Установите соответствие:
1.чистый доход; 2. валовый доход; 3.маржинальный доход; 4.прибыль;
а) разница между стоимостью валовой продукции и ее себестоимостью;
б)разница между денежной выручкой и полной себестоимостью;
в) разница между стоимостью валовой продукции и материальными затратами;
г) разница между денежной выручкой и переменными затратами.
17. Прибыль формируется на стадии:
1.производства; 2.реализации;
3.производства и реализации; 4.хранения продукции.
18. Чистый доход формируется на стадии:
1.производства; 2.реализации;
3.производства и реализации; 4.хранения продукции.
19. Уровень рентабельности производства относится к группе показателей:
1.ресурсным; 2.затратным;
3.ресурсно-затратным; 4.все ответы верны.
20. Норма прибыли относится к группе показателей:
1.ресурсным; 2.затратным; 3.ресурсно-затратным; 4.все ответы верны.
Тема 4.Издержки производства и себестоимость аграрной продукции
1. Понятие и категории издержек производства.
Понятие издержек производства. Понятие индивидуальных, общественных и экономических издержек производства. Отраслевые издержки и себестоимость продукции. Классификация издержек производства в зависимости от их объема (валовые, удельные, единичные, производственные, полные и коммерческие), по характеру происхождения (внешние и внутренние), в зависимости от изменения в производственных циклах (кратковременные, долговременные, и предельные), в зависимости от изменения объема производства (условно-постоянные, условно-переменные) и т.д.
2. Себестоимость продукции и ее исчисление.
Понятие и значение себестоимости продукции. Виды себестоимости: технологическая, производственная, полная (коммерческая), индивидуальная, зональная, отраслевая, плановая, фактическая.
Состав и классификация затрат. Элементы и статьи затрат. Структура себестоимости продукции. Методика и особенности исчисления себестоимости сельскохозяйственной продукции.
3. Основные пути снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции.
Внедрение достижений НТП и прогрессивных технологий. Повышение уровня механизации, урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных. Снижение трудоемкости, материалоемкости и фондоемкости. Сокращение коммерческих и управленческих расходов. Совершенствование организации труда, производства и механизма хозяйствования и другие.
Вопросы
для самостоятельного изучения
1. Методика и особенности исчисления себестоимости сельскохозяйственной продукции.
2. Основные пути снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции.
Темы рефератов
1. Повышение конкурентоспособности продукции и услуг на основе снижения их себестоимости.
2. Формирование бухгалтерских, экономических и предпринимательских издержек.
3. Причины и последствия инфляции издержек.
4. Роль вспомогательных производств в снижении себестоимости сельскохозяйственной продукции.
Формы контроля: тестовая контрольная работа и практическая задача по определению себестоимости услуг ремонтной мастерской и выработки электроэнергии.
Рекомендуемая литература: 1, 2, 8, 11, 17, 62, 34, 35, 49, 54,91, 93,94
Тесты для текущего контроля
1. Внешние издержки – это:
1. расходы на оплату ресурсов, купленных у поставщиков, не принадлежащих к числу владельцев данного предприятия;
2. расходы, связанные с оплатой налогов;
3. издержки, используемые на производство собственных средств производства;
4. издержки на оплату ресурсов, купленных у поставщиков-совладельцев данного предприятия.
2. Виды издержек в зависимости от изменения объема производства:
1. условно постоянные, условно переменные;
2. неизменные, изменяющиеся; 3. увеличивающиеся, уменьшающиеся;
4. растущие, падающие.
3. Производственная себестоимость включает:
1. затраты на производство и реализацию продукции;
2. затраты на производство продукции и хранение ее на предприятии;
3. затраты на реализацию продукции; 4.затраты на сбыт продукции.
4. Предельные издержки – это:
1. издержки в расчете на единицу продукции;
2. издержки в расчете на 1 га с.-х. угодий;
3. дополнительные издержки, затраченные на производство каждой дополнительно полученной единицы продукции;
4. дополнительные издержки на производство дополнительной продукции.
5. Себестоимость продукции – это:
1. денежные расходы, используемые в процессе производства и сбыта продукции;
2. материальные затраты, связанные с производством и реализацией продукции;
3. издержки производства;
4. текущие затраты, связанные с использованием материальных ресурсов и труда в процессе производства и реализации продукции и выраженные в денежной форме в расчете на единицу или весь объем продукции.
6. Что следует понимать под средними издержками ?:
1. издержки производства в расчете на одного работника;
2. издержки производства на весь объем продукции;
3. предельные издержки;
4. издержки производства в расчете на единицу продукции.
7. Вставьте в утверждение пропущенное слово:
Предельные издержки определяются отношением дополнительных издержек к … полученной продукции.
8. Вставьте в утверждение пропущенное слово:
Переменные издержки – это издержки, увеличивающиеся с ростом производства и уменьшающиеся с … объема производства.
9. Виды издержек в зависимости от изменения во времени:
1. срочные, бессрочные, годовые;
2. месячные, квартальные, годовые;
3. кратковременные, долговременные, предельные;
4. краткосрочные, долгосрочные, предельные.
10. Кратковременные издержки – это:
1. затраты, связанные с использованием основных средств (амортизация, текущий ремонт);
2. затраты, связанные с использованием фондов обращения;
3. затраты, связанные с использованием оборотных фондов (затраты на семена, удобрения, корма и др.);
4. затраты, связанные с использованием оборотных средств.
11. Установите соответствие:
1.экономические издержки; 2 издержки производства; 3. общественные издержки; 4. индивидуальные издержки; 5 отраслевые издержки;
а) совокупность затрат живого и прошлого труда, овеществленного в средствах производства, используемых на производство продукции;
б) выплаты, которое предприятие обязано сделать, или доходы, которые предприятие обязано обеспечить поставщику ресурсов, чтобы отвлечь их от использования в альтернативных производствах;
в) совокупные затраты живого и овеществленного труда, приведенные к среднему простому и взятые на общественно необходимом уровне, то есть с учетом оценки на рынке;
г) издержки производства предприятий отрасли;
д) издержки производства конкретных товаропроизводителей.
12. Внутренние издержки – это:
1.расходы на оплату ресурсов, купленных у поставщиков, не принадлежащих к числу владельцев данного предприятия;
2.расходы, связанные с оплатой налогов;
3.издержки, используемые на производство собственных средств производства;
4.издержки на оплату труда работников.
13. В себестоимость продукции включаются:
1.выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции;
2.расходы на покупку новой техники;
3.расходы на создание запасов материалов и топлива;
4. расходы, связанные с эксплуатацией социальной инфраструктуры.
14. Долговременные издержки – это затраты, связанные с использованием:
1. основных средств (амортизация, затраты на текущий ремонт)
2. фондов обращения; 3. зданий и сооружений;
4. оборотных фондов (затраты на семена, удобрения, сырье и материалы и т.д.).
15. Постоянные издержки – это затраты:
1. увеличивающиеся со спадом производства и уменьшающиеся с сокращением производства;
2. не изменяются с изменением объема производства;
3.стабильные издержки при неизменных объемах производства;
4.увеличивающиея с ростом производства и уменьшающиеся со снижением объема производства.
16. Материальные затраты представляют собой:
1.расходы на оплату труда работников предприятия;
2.отчисления на социальные нужды; 3.амортизацию;
4.расходы на сырье и материалы, топливо, электроэнергию.
17. Система расчета материально-денежных затрат на производство единицы продукции называется:
1.инвестированием; 2.планированием; 3.прогнозированием; 4.калькуляцией.
18. Затраты, участвующие в формировании себестоимости продукции, группируются по следующим элементам:
1.материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на страховые взносы, амортизация, прочие затраты;
2.материальные затраты, затраты на оплату труда, инвестиционные затраты, прочие затраты;
3. материальные затраты, затраты на оплату труда, коммерческие затраты, прочие затраты;
4. материальные затраты, затраты на оплату труда, затраты по управлению и обслуживанию производства, прочие затраты.
19. На снижение себестоимости влияет повышение:
1.фондовооруженности; 2.производительности труда;
3.материалоемкости продукции; 4.трудоемкости.
20. Структура себестоимости продукции – это:
1.удельный вес материальных затрат в общих затратах;
2. процентное соотношение себестоимости и прибыли;
3.процентное соотношение отдельных статей (элементов) в общем объеме производственных или полных затрат;
4.процентное соотношение затрат труда по видам продукции.
21. Виды издержек по характеру происхождения:
1. предельные, средние; 2. внешние, внутренние;
3. производственные, полные; 4. валовые, удельные.
22. Валовые издержки – это сумма издержек:
1.предельных и предпринимательских; 2.трансакционных и переменных;
3.постоянных и переменных; 4.постоянных и коммерческих.
23. К элементам затрат не относятся затраты:
1.материальные; 2.амортизация;
3.на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;
4.содержание основных средств.
24. К статьям затрат не относятся:
1.материальные; 2.на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;
3.содержание основных средств;
4.по организации производства и управлению.
25. В предпринимательские издержки включаются:
1.внешние и внутренние издержки; 2.нормальная прибыль;
3.косвенные налоги; 4.все вышеперечисленные.
26. Затраты, связанные со сбытом продукции, называются:
1.производственными; 2.полными; 3.материальными; 4.коммерческими.
27. Сумма коммерческих и производственных затрат представляет собой себестоимость:
1.полную (коммерческую); 2.производственную; 3.плановую; 4.провизорную.
28. Установите соответствие:
1. производственная себестоимость; 2. полная(коммерческая) себестоимость;
3.технологическая себестоимость; 4.плановая себестоимость; 5.фактическая себестоимость;
а) себестоимость, исчисленная по истечении года на основе фактических затрат и фактически произведенной продукции;
б) себестоимость, определяемая на плановый период (год) на основе нормативных затрат и планируемого производства продукции;
в) себестоимость, включающая прямые затраты на производство продукции, обусловленные технологией и общепроизводственные;
г) себестоимость, включающая технологическую себестоимость и общехозяйственные затраты;
д) себестоимость, включающая производственную себестоимость и затраты на реализацию продукции (коммерческие расходы).
Тема 5.Ценообразование и цены на продукцию АПК
1. Понятие и функции цены.
Понятие, значение и структура цены. Основные функции цены: измерительная, стимулирующая, распределительная, социальная, плановая, учетная, коммерческая и др.
2. Рыночный механизм ценообразования. Стратегии ценообразования.
Система цен на продукцию АПК: закупочные, договорные, оптовые, тарифы, залоговые, гарантированные, мировые, монопольные и другие. Факторы и принципы ценообразования. Рыночный и затратный механизмы ценообразования. Методы ценообразования: основанный на спросе, основанный на целевой прибыли, средние издержки производства плюс средняя прибыль, конкурентное ценообразование.
3. Совершенствование ценообразования и государственное регулирование цен.
Основные направления совершенствования ценообразования: развитие конкуренции и демонополизация экономики; повышение доходности сельскохозяйственного производства; развитие рыночной инфраструктуры и другие. Основные методы государственного регулирования цен: административные, экономические. Решение проблемы диспаритета цен в АПК.
Вопросы
для самостоятельного изучения
1. Механизм ценообразования на различных типах рынка.
2. Система цен на продукцию АПК.
3. Основные пути совершенствования ценообразования и методы государственного регулирования цен.
Темы рефератов
1. Причины и последствия диспаритета цен в АПК.
2. Формирование, уровень и тенденции цен на материально-технические ресурсы.
3. Формирование и оценка тенденций тарифов на электроэнергию.
4. Зарубежный опыт государственного регулирования ценообразования.
Формы контроля: тестовая контрольная работа, семинар, решение практических задач на усвоение методов основных ценообразования и блоковая контрольная работа по темам 2-ого раздела.
Рекомендуемая литература: 1, 2, 6, 11, 12, 17, 23, 62, 49, 53, 54, 89, 91, 93, 94
Тесты для текущего контроля
1. Вставьте в утверждение пропущенное слово:
Структура цены – это процентное соотношение в цене прибыли и … .
2. Установите соответствие:
1.закупочная цена; договорная цена; 3. оптовая цена; 4.рыночная цена;
5.розничная цена; 6.мировая цена; 7.монопольная цена; 8. тариф;
а) цена, устанавливаемая на производственные и непроизводственные услуги;
б) устанавливается на крупные партии товара при продаже предприятиям и торговым посредникам;
в) устанавливается на с.-х. продукцию, реализуемую для государственных нужд;
г) цена, по которой ведется розничная торговля, то есть отдельным покупателям малыми партиями;
д) цена, устанавливаемая по соглашению сторон;
е) цена, складывающаяся на конкретном рынке под воздействием спроса и предложения;
ж)цена, определяемая уровнем цен стран-экспортеров и стран-импортеров, а также ценами товарных бирж и аукционов;
з)цена, устанавливаемая монополистами более низкой на товары, закупаемые у других производителей и высокой на свою продукцию.
3. Учитываются ли особенности текущего спроса и конкуренции при использовании метода ценообразования, основанного на средних издержках плюс средней прибыли:
1. да; 2. нет; 3.в отдельных случаях; 4.лидирующими предприятиями.
4. Цена – это:
1.совокупность постоянных и переменных издержек на единицу продукции;
2.денежное выражение стоимости товара, проявление закона стоимости, спроса и предложения;
3. денежное выражение издержек производства;
4.цена производства.
5. Установите соответствие определения функции цены ее названию:
1.измерительная; 2. стимулирующая; 3.регулирующая;
4.распределительная; 5.расчетно-коммерческая; 6.учетно-контрольная;
7.плановая; 8.социальная;
а) функция цены, заключающаяся в возможности измерить стоимость товара;
б) использование цены в качестве расчетов, а также ее участие в формировании прибыли;
в) использование цены при ведении учета, а также для контроля за движением денежных средств и формированием (распределением ) прибыли;
г) использование цены в процессе планирования и прогнозирования;
д) функция цены, проявляющаяся через дифференциацию цены на рабочую силу и изменениях розничных цен;
е) функция цены, заключающаяся в распределении и перераспределении через механизм ценообразования национального дохода между отраслями, прибыли между организациями и дохода между социальными группами населения;
ж) функция цены, заключающаяся в стимулировании роста объемов производства продукции и повышении ее качества;
з) функция цены, заключающаяся в поддержании экономических пропорций между стадиями воспроизводства, объемами спроса и предложения, а также отраслями народного хозяйства.
6. В процессе ценообразования используются механизмы:
1.затратный, административный; 2. затратный, экономический;
3. затратный, рыночный; 4. затратный, государственный.
7. Рыночная цена, формирующаяся при условии равенства спроса и предложения, называется ценой:
1.закупочной; 2.розничной; 3.базисной; 4.равновесия.
8. Основные методы ценообразования - это методы, основанные на:
1. валовом и чистом доходе, спросе, предложении, прибыли;
2. средних издержках и средней прибыли, спросе, уровне текущих цен (предложении или конкурентное ценообразование);
3. себестоимости и прибыли, текущих издержках, спросе, предложении;
4. рыночном механизме, уровне текущих цен, спросе, целевой прибыли.
9. В условиях рыночной экономики государственное регулирование механизма ценообразования:
1.отсутствует; 2.применяется только в отдельных регионах;
3.осуществляется путем преимущественно использования экономических методов при ограниченном использовании прямых методов;
4.применяется только для предприятий-монополистов.
10. Какова должна быть себестоимость продукции на предприятии, если цена ее составляет 500 руб./ц:
1.500; 2.меньше 500; 3.больше 500; 4.750.
11. В рыночной экономике цены государством регулируются:
1.полностью; 2.по отдельным видам продукции и услуг;
3.по сезонам производства; 4.не регулируются.
12. Какова должна быть минимальная цена продукции, если полная ее себестоимость составляет 600 руб./ц при уровне рентабельности, обеспечивающем расширенное воспроизводство (50%):
1.600; 2.700; 3.800; 4.900.
13. Свободные рыночные цены формируются:
1.под действием спроса и предложения; 2.независимо от спроса;
3.независимо от предложения; 4.под действием государственных органов.
14. Цена 1 кВт-час. электроэнергии называется:
1.сметной стоимостью; 2.закупочной ценой;
3.тарифом; 4.договорной ценой.
15. Какая из функций не является функцией цены:
1.измерительная; 2.регулирующая; 3.учетно-контрольная; 4.санирующая.
16. Затратный механизм ценообразования основывается на:
1.издержках производства; 2. издержках производства и обращения;
3.соотношении спроса и предложения; 4.прибыли.
17. Рыночный механизм ценообразования основывается на:
1.величине спроса; 2.величине предложения;
3.соотношении величин спроса и предложения;
4.потребностях населения в товарах.
18. Размер прибыли, содержащийся в цене, должен гарантировать воспроизводство:
1.простое; 2.расширенное; 3.суженное; 4.все ответы верны.
19. Процентное соотношение прибыли и себестоимости в цене – это:
1.структура себестоимости; 2.структура валовой продукции;
3.структура денежной выручки; 4.структура цены.
20. Розничная цена включает:
1. сумму издержек производства, обращения и прибыль производственных и сбытовых организаций, а также налог на добавленную стоимость;
2. сумму издержек производства, обращения и прибыль производственных и сбытовых организаций;
3. прибыль производственных и сбытовых организаций, а также налог на добавленную стоимость;
4. сумму издержек производства, обращения и прибыль сельскохозяйственных предприятий.
21.Установите соответствие:
1. стратегия ценообразования; 2. механизм ценообразования; 3. система цен;
4. политика цен;
а) единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка;
б) это способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом влияния ценообразующих факторов;
в) использование общих принципов, которых предприятие придерживается при установлении цен на свои товары и услуги;
г) представляет набор методов, с помощью которых принципы ценообразования реализуются на практике.