Раздел 2 - Экономическая эффективность функционирования аграрного сектора экономики

Тема 3.Экономическая эффективность аграрной сферы

1. Понятие и виды экономической эффективности.

Понятие эффекта и экономической эффективности. Критерий экономической эффективности. Виды экономической эффективности: производственно-технологическая, производственно-экономическая, социально-экономическая, коммерческая.

2. Показатели экономической эффективности и методика их расчета.

Система показателей экономической эффективности: затратные, ресурсные и ресурсно-затратные.

3. Факторы и направления повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на экономическую эффективность сельскохозяйственного производства. Основные пути повышения эффективности производства: переход на систему ведения органического сельского хозяйства, применение прогрессивных, ресурсосберегающих технологий производства продукции, использование высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных пород скота и птицы и другие.

Вопросы

для самостоятельного изучения

1.Факторы повышения эффективности аграрного сектора.

2.Основные направления повышения эффективности аграрного сектора.

Темы рефератов

1.Современный уровень эффективности аграрного сектора экономики.

2.Проблемы повышения эффективности аграрного сектора экономики.

3.Отечественный и зарубежный опыт эффективного ведения аграрной сферы.

Формы контроля: тестовая контрольная работа, и решение задачи по определению уровня экономической эффективности сельскохозяйственного производства в аграрной отрасли.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 17, 62, 31, 32, 33, 49, 93,94

Тесты для текущего контроля

1. Вставьте в утверждение пропущенные слова:

Экономическая эффективность – это экономическая категория, характеризующая ценой каких затрат или ресурсов достигнут … .

2. Методический подход по определению показателей экономической эффективности заключается в соотношении:

1.ресурсов и затрат; 2.материальных и трудовых затрат;

3.эффекта (в т.ч. дополнительного) и вложений ресурсов и затрат (в т.ч. дополнительных);

4.эффекта и денежных затрат.

3. В качестве критерия экономической эффективности работы предприятия используется:

1.чистая продукция; 2.денежная выручка;

3.уровень рентабельности; 4.валовая продукция.

4. денежные затраты.

4. Рост экономической эффективности означает:

1.эффект растет медленнее по сравнению с затратами или ресурсами;

2.эффект равен ресурсам или затратам;

3.эффект не изменяется;

4.эффект растет быстрее по сравнению с затратами или ресурсами.

5. В качестве эффекта используют:

1.прибыль; 2.чистый доход;

3.денежная выручка; 4. все ответы верны.

6. Отношение прибыли к денежной выручке (в процентах) – это показатель:

1.уровень рентабельности продаж; 2.рентабельности инвестиций;

3.уровень рентабельности издержек; 4.уровень рентабельности капитала.

7. Вставьте в утверждение пропущенные слова:

Уровень рентабельности производства определяется отношением прибыли к … .

8. Нома прибыли определяется отношением прибыли к:

1.денежной выручке; 2.полной себестоимости;

3.сумме основных и оборотных средств;

4.оборотным средствам.

9. Выделяют показатели эффективности:

1.затратные; 2.ресурсные; 3.ресурсно-затратные; 4.все ответы верны.

10. Установите соответствие:

1.производственно-экономическая эффективность;

2.производственно-технологическая эффективность;

3.социально-экономическая эффективность;

4.коммерческая эффективность;

а) отражает степень использования ресурсного потенциала;

б) характеризует эффективность использования трудового потенциала и социально-экономических условий его воспроизводства;

в) отражает выгодность коммерческой деятельности;

г) характеризует эффективность использования ресурсов и экономических условий хозяйствования.

11. Не существует вида эффективности:

1.производственно-экономической; 2.социально-экономической;

3.производственно-технологической; 4.ценообразующей.

12. Критерий экономической эффективности – это:

1. главный, емкий показатель; 2.уровень рентабельности;

3.экономическая категория; 4.показатель.

13. Критерием производственно-экономической эффективности является:

1.минимум себестоимости; 2.максимум фондоотдачи;

3.прибыль; 4.чистый доход.

14. Максимум прибыли является критерием эффективности:

1.производственно-экономической; 2.социально-экономической;

3.производственно-технологической; 4.коммерческой.

15. Коммерческая эффективность проявляется на стадии:

1.производства; 2.производства и обмена;

3.обмена, распределения и потребления; 4.распределения.

16. Установите соответствие:

1.чистый доход; 2. валовый доход; 3.маржинальный доход; 4.прибыль;

а) разница между стоимостью валовой продукции и ее себестоимостью;

б)разница между денежной выручкой и полной себестоимостью;

в) разница между стоимостью валовой продукции и материальными затратами;

г) разница между денежной выручкой и переменными затратами.

17. Прибыль формируется на стадии:

1.производства; 2.реализации;

3.производства и реализации; 4.хранения продукции.

18. Чистый доход формируется на стадии:

1.производства; 2.реализации;

3.производства и реализации; 4.хранения продукции.

19. Уровень рентабельности производства относится к группе показателей:

1.ресурсным; 2.затратным;

3.ресурсно-затратным; 4.все ответы верны.

20. Норма прибыли относится к группе показателей:

1.ресурсным; 2.затратным; 3.ресурсно-затратным; 4.все ответы верны.

Тема 4.Издержки производства и себестоимость аграрной продукции

1. Понятие и категории издержек производства.

Понятие издержек производства. Понятие индивидуальных, общественных и экономических издержек производства. Отраслевые издержки и себестоимость продукции. Классификация издержек производства в зависимости от их объема (валовые, удельные, единичные, производственные, полные и коммерческие), по характеру происхождения (внешние и внутренние), в зависимости от изменения в производственных циклах (кратковременные, долговременные, и предельные), в зависимости от изменения объема производства (условно-постоянные, условно-переменные) и т.д.

2. Себестоимость продукции и ее исчисление.

Понятие и значение себестоимости продукции. Виды себестоимости: технологическая, производственная, полная (коммерческая), индивидуальная, зональная, отраслевая, плановая, фактическая.

Состав и классификация затрат. Элементы и статьи затрат. Структура себестоимости продукции. Методика и особенности исчисления себестоимости сельскохозяйственной продукции.

3. Основные пути снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Внедрение достижений НТП и прогрессивных технологий. Повышение уровня механизации, урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных. Снижение трудоемкости, материалоемкости и фондоемкости. Сокращение коммерческих и управленческих расходов. Совершенствование организации труда, производства и механизма хозяйствования и другие.

Вопросы

для самостоятельного изучения

1. Методика и особенности исчисления себестоимости сельскохозяйственной продукции.

2. Основные пути снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Темы рефератов

1. Повышение конкурентоспособности продукции и услуг на основе снижения их себестоимости.

2. Формирование бухгалтерских, экономических и предпринимательских издержек.

3. Причины и последствия инфляции издержек.

4. Роль вспомогательных производств в снижении себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Формы контроля: тестовая контрольная работа и практическая задача по определению себестоимости услуг ремонтной мастерской и выработки электроэнергии.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 8, 11, 17, 62, 34, 35, 49, 54,91, 93,94

Тесты для текущего контроля

1. Внешние издержки – это:

1. расходы на оплату ресурсов, купленных у поставщиков, не принадлежащих к числу владельцев данного предприятия;

2. расходы, связанные с оплатой налогов;

3. издержки, используемые на производство собственных средств производства;

4. издержки на оплату ресурсов, купленных у поставщиков-совладельцев данного предприятия.

2. Виды издержек в зависимости от изменения объема производства:

1. условно постоянные, условно переменные;

2. неизменные, изменяющиеся; 3. увеличивающиеся, уменьшающиеся;

4. растущие, падающие.

3. Производственная себестоимость включает:

1. затраты на производство и реализацию продукции;

2. затраты на производство продукции и хранение ее на предприятии;

3. затраты на реализацию продукции; 4.затраты на сбыт продукции.

4. Предельные издержки – это:

1. издержки в расчете на единицу продукции;

2. издержки в расчете на 1 га с.-х. угодий;

3. дополнительные издержки, затраченные на производство каждой дополнительно полученной единицы продукции;

4. дополнительные издержки на производство дополнительной продукции.

5. Себестоимость продукции – это:

1. денежные расходы, используемые в процессе производства и сбыта продукции;

2. материальные затраты, связанные с производством и реализацией продукции;

3. издержки производства;

4. текущие затраты, связанные с использованием материальных ресурсов и труда в процессе производства и реализации продукции и выраженные в денежной форме в расчете на единицу или весь объем продукции.

6. Что следует понимать под средними издержками ?:

1. издержки производства в расчете на одного работника;

2. издержки производства на весь объем продукции;

3. предельные издержки;

4. издержки производства в расчете на единицу продукции.

7. Вставьте в утверждение пропущенное слово:

Предельные издержки определяются отношением дополнительных издержек к … полученной продукции.

8. Вставьте в утверждение пропущенное слово:

Переменные издержки – это издержки, увеличивающиеся с ростом производства и уменьшающиеся с … объема производства.

9. Виды издержек в зависимости от изменения во времени:

1. срочные, бессрочные, годовые;

2. месячные, квартальные, годовые;

3. кратковременные, долговременные, предельные;

4. краткосрочные, долгосрочные, предельные.

10. Кратковременные издержки – это:

1. затраты, связанные с использованием основных средств (амортизация, текущий ремонт);

2. затраты, связанные с использованием фондов обращения;

3. затраты, связанные с использованием оборотных фондов (затраты на семена, удобрения, корма и др.);

4. затраты, связанные с использованием оборотных средств.

11. Установите соответствие:

1.экономические издержки; 2 издержки производства; 3. общественные издержки; 4. индивидуальные издержки; 5 отраслевые издержки;

а) совокупность затрат живого и прошлого труда, овеществленного в средствах производства, используемых на производство продукции;

б) выплаты, которое предприятие обязано сделать, или доходы, которые предприятие обязано обеспечить поставщику ресурсов, чтобы отвлечь их от использования в альтернативных производствах;

в) совокупные затраты живого и овеществленного труда, приведенные к среднему простому и взятые на общественно необходимом уровне, то есть с учетом оценки на рынке;

г) издержки производства предприятий отрасли;

д) издержки производства конкретных товаропроизводителей.

12. Внутренние издержки – это:

1.расходы на оплату ресурсов, купленных у поставщиков, не принадлежащих к числу владельцев данного предприятия;

2.расходы, связанные с оплатой налогов;

3.издержки, используемые на производство собственных средств производства;

4.издержки на оплату труда работников.

13. В себестоимость продукции включаются:

1.выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции;

2.расходы на покупку новой техники;

3.расходы на создание запасов материалов и топлива;

4. расходы, связанные с эксплуатацией социальной инфраструктуры.

14. Долговременные издержки – это затраты, связанные с использованием:

1. основных средств (амортизация, затраты на текущий ремонт)

2. фондов обращения; 3. зданий и сооружений;

4. оборотных фондов (затраты на семена, удобрения, сырье и материалы и т.д.).

15. Постоянные издержки – это затраты:

1. увеличивающиеся со спадом производства и уменьшающиеся с сокращением производства;

2. не изменяются с изменением объема производства;

3.стабильные издержки при неизменных объемах производства;

4.увеличивающиея с ростом производства и уменьшающиеся со снижением объема производства.

16. Материальные затраты представляют собой:

1.расходы на оплату труда работников предприятия;

2.отчисления на социальные нужды; 3.амортизацию;

4.расходы на сырье и материалы, топливо, электроэнергию.

17. Система расчета материально-денежных затрат на производство единицы продукции называется:

1.инвестированием; 2.планированием; 3.прогнозированием; 4.калькуляцией.

18. Затраты, участвующие в формировании себестоимости продукции, группируются по следующим элементам:

1.материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на страховые взносы, амортизация, прочие затраты;

2.материальные затраты, затраты на оплату труда, инвестиционные затраты, прочие затраты;

3. материальные затраты, затраты на оплату труда, коммерческие затраты, прочие затраты;

4. материальные затраты, затраты на оплату труда, затраты по управлению и обслуживанию производства, прочие затраты.

19. На снижение себестоимости влияет повышение:

1.фондовооруженности; 2.производительности труда;

3.материалоемкости продукции; 4.трудоемкости.

20. Структура себестоимости продукции – это:

1.удельный вес материальных затрат в общих затратах;

2. процентное соотношение себестоимости и прибыли;

3.процентное соотношение отдельных статей (элементов) в общем объеме производственных или полных затрат;

4.процентное соотношение затрат труда по видам продукции.

21. Виды издержек по характеру происхождения:

1. предельные, средние; 2. внешние, внутренние;

3. производственные, полные; 4. валовые, удельные.

22. Валовые издержки – это сумма издержек:

1.предельных и предпринимательских; 2.трансакционных и переменных;

3.постоянных и переменных; 4.постоянных и коммерческих.

23. К элементам затрат не относятся затраты:

1.материальные; 2.амортизация;

3.на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;

4.содержание основных средств.

24. К статьям затрат не относятся:

1.материальные; 2.на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;

3.содержание основных средств;

4.по организации производства и управлению.

25. В предпринимательские издержки включаются:

1.внешние и внутренние издержки; 2.нормальная прибыль;

3.косвенные налоги; 4.все вышеперечисленные.

26. Затраты, связанные со сбытом продукции, называются:

1.производственными; 2.полными; 3.материальными; 4.коммерческими.

27. Сумма коммерческих и производственных затрат представляет собой себестоимость:

1.полную (коммерческую); 2.производственную; 3.плановую; 4.провизорную.

28. Установите соответствие:

1. производственная себестоимость; 2. полная(коммерческая) себестоимость;

3.технологическая себестоимость; 4.плановая себестоимость; 5.фактическая себестоимость;

а) себестоимость, исчисленная по истечении года на основе фактических затрат и фактически произведенной продукции;

б) себестоимость, определяемая на плановый период (год) на основе нормативных затрат и планируемого производства продукции;

в) себестоимость, включающая прямые затраты на производство продукции, обусловленные технологией и общепроизводственные;

г) себестоимость, включающая технологическую себестоимость и общехозяйственные затраты;

д) себестоимость, включающая производственную себестоимость и затраты на реализацию продукции (коммерческие расходы).

Тема 5.Ценообразование и цены на продукцию АПК

1. Понятие и функции цены.

Понятие, значение и структура цены. Основные функции цены: измерительная, стимулирующая, распределительная, социальная, плановая, учетная, коммерческая и др.

2. Рыночный механизм ценообразования. Стратегии ценообразования.

Система цен на продукцию АПК: закупочные, договорные, оптовые, тарифы, залоговые, гарантированные, мировые, монопольные и другие. Факторы и принципы ценообразования. Рыночный и затратный механизмы ценообразования. Методы ценообразования: основанный на спросе, основанный на целевой прибыли, средние издержки производства плюс средняя прибыль, конкурентное ценообразование.

3. Совершенствование ценообразования и государственное регулирование цен.

Основные направления совершенствования ценообразования: развитие конкуренции и демонополизация экономики; повышение доходности сельскохозяйственного производства; развитие рыночной инфраструктуры и другие. Основные методы государственного регулирования цен: административные, экономические. Решение проблемы диспаритета цен в АПК.

Вопросы

для самостоятельного изучения

1. Механизм ценообразования на различных типах рынка.

2. Система цен на продукцию АПК.

3. Основные пути совершенствования ценообразования и методы государственного регулирования цен.

Темы рефератов

1. Причины и последствия диспаритета цен в АПК.

2. Формирование, уровень и тенденции цен на материально-технические ресурсы.

3. Формирование и оценка тенденций тарифов на электроэнергию.

4. Зарубежный опыт государственного регулирования ценообразования.

Формы контроля: тестовая контрольная работа, семинар, решение практических задач на усвоение методов основных ценообразования и блоковая контрольная работа по темам 2-ого раздела.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 6, 11, 12, 17, 23, 62, 49, 53, 54, 89, 91, 93, 94

Тесты для текущего контроля

1. Вставьте в утверждение пропущенное слово:

Структура цены – это процентное соотношение в цене прибыли и … .

2. Установите соответствие:

1.закупочная цена; договорная цена; 3. оптовая цена; 4.рыночная цена;

5.розничная цена; 6.мировая цена; 7.монопольная цена; 8. тариф;

а) цена, устанавливаемая на производственные и непроизводственные услуги;

б) устанавливается на крупные партии товара при продаже предприятиям и торговым посредникам;

в) устанавливается на с.-х. продукцию, реализуемую для государственных нужд;

г) цена, по которой ведется розничная торговля, то есть отдельным покупателям малыми партиями;

д) цена, устанавливаемая по соглашению сторон;

е) цена, складывающаяся на конкретном рынке под воздействием спроса и предложения;

ж)цена, определяемая уровнем цен стран-экспортеров и стран-импортеров, а также ценами товарных бирж и аукционов;

з)цена, устанавливаемая монополистами более низкой на товары, закупаемые у других производителей и высокой на свою продукцию.

3. Учитываются ли особенности текущего спроса и конкуренции при использовании метода ценообразования, основанного на средних издержках плюс средней прибыли:

1. да; 2. нет; 3.в отдельных случаях; 4.лидирующими предприятиями.

4. Цена – это:

1.совокупность постоянных и переменных издержек на единицу продукции;

2.денежное выражение стоимости товара, проявление закона стоимости, спроса и предложения;

3. денежное выражение издержек производства;

4.цена производства.

5. Установите соответствие определения функции цены ее названию:

1.измерительная; 2. стимулирующая; 3.регулирующая;

4.распределительная; 5.расчетно-коммерческая; 6.учетно-контрольная;

7.плановая; 8.социальная;

а) функция цены, заключающаяся в возможности измерить стоимость товара;

б) использование цены в качестве расчетов, а также ее участие в формировании прибыли;

в) использование цены при ведении учета, а также для контроля за движением денежных средств и формированием (распределением ) прибыли;

г) использование цены в процессе планирования и прогнозирования;

д) функция цены, проявляющаяся через дифференциацию цены на рабочую силу и изменениях розничных цен;

е) функция цены, заключающаяся в распределении и перераспределении через механизм ценообразования национального дохода между отраслями, прибыли между организациями и дохода между социальными группами населения;

ж) функция цены, заключающаяся в стимулировании роста объемов производства продукции и повышении ее качества;

з) функция цены, заключающаяся в поддержании экономических пропорций между стадиями воспроизводства, объемами спроса и предложения, а также отраслями народного хозяйства.

6. В процессе ценообразования используются механизмы:

1.затратный, административный; 2. затратный, экономический;

3. затратный, рыночный; 4. затратный, государственный.

7. Рыночная цена, формирующаяся при условии равенства спроса и предложения, называется ценой:

1.закупочной; 2.розничной; 3.базисной; 4.равновесия.

8. Основные методы ценообразования - это методы, основанные на:

1. валовом и чистом доходе, спросе, предложении, прибыли;

2. средних издержках и средней прибыли, спросе, уровне текущих цен (предложении или конкурентное ценообразование);

3. себестоимости и прибыли, текущих издержках, спросе, предложении;

4. рыночном механизме, уровне текущих цен, спросе, целевой прибыли.

9. В условиях рыночной экономики государственное регулирование механизма ценообразования:

1.отсутствует; 2.применяется только в отдельных регионах;

3.осуществляется путем преимущественно использования экономических методов при ограниченном использовании прямых методов;

4.применяется только для предприятий-монополистов.

10. Какова должна быть себестоимость продукции на предприятии, если цена ее составляет 500 руб./ц:

1.500; 2.меньше 500; 3.больше 500; 4.750.

11. В рыночной экономике цены государством регулируются:

1.полностью; 2.по отдельным видам продукции и услуг;

3.по сезонам производства; 4.не регулируются.

12. Какова должна быть минимальная цена продукции, если полная ее себестоимость составляет 600 руб./ц при уровне рентабельности, обеспечивающем расширенное воспроизводство (50%):

1.600; 2.700; 3.800; 4.900.

13. Свободные рыночные цены формируются:

1.под действием спроса и предложения; 2.независимо от спроса;

3.независимо от предложения; 4.под действием государственных органов.

14. Цена 1 кВт-час. электроэнергии называется:

1.сметной стоимостью; 2.закупочной ценой;

3.тарифом; 4.договорной ценой.

15. Какая из функций не является функцией цены:

1.измерительная; 2.регулирующая; 3.учетно-контрольная; 4.санирующая.

16. Затратный механизм ценообразования основывается на:

1.издержках производства; 2. издержках производства и обращения;

3.соотношении спроса и предложения; 4.прибыли.

17. Рыночный механизм ценообразования основывается на:

1.величине спроса; 2.величине предложения;

3.соотношении величин спроса и предложения;

4.потребностях населения в товарах.

18. Размер прибыли, содержащийся в цене, должен гарантировать воспроизводство:

1.простое; 2.расширенное; 3.суженное; 4.все ответы верны.

19. Процентное соотношение прибыли и себестоимости в цене – это:

1.структура себестоимости; 2.структура валовой продукции;

3.структура денежной выручки; 4.структура цены.

20. Розничная цена включает:

1. сумму издержек производства, обращения и прибыль производственных и сбытовых организаций, а также налог на добавленную стоимость;

2. сумму издержек производства, обращения и прибыль производственных и сбытовых организаций;

3. прибыль производственных и сбытовых организаций, а также налог на добавленную стоимость;

4. сумму издержек производства, обращения и прибыль сельскохозяйственных предприятий.

21.Установите соответствие:

1. стратегия ценообразования; 2. механизм ценообразования; 3. система цен;

4. политика цен;

а) единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка;

б) это способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом влияния ценообразующих факторов;

в) использование общих принципов, которых предприятие придерживается при установлении цен на свои товары и услуги;

г) представляет набор методов, с помощью которых принципы ценообразования реализуются на практике.

Наши рекомендации