С рекомендациями к изучению тем
Заочный факультет экономики и права
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Раздаточный материал заочного факультета для специальностей
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» и «Экономика и управление на предприятии»
ЦЕЛИ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Москва 2007
Введение
Радикальное изменение социально-экономических отношений в России предполагает в обязательном порядке построение рыночной экономики и, следовательно, использование цен в качестве активных инструментов экономической политики.
Цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения и т.д.
Обоснованная методика установления цен, разумная ценовая политика, последовательная ее реализация являются необходимыми условиями эффективного функционирования предприятий в жестких условиях рыночных отношений.
Рынок не прощает малейших ошибок, здесь очень трудно завоевать имя и авторитет и совсем легко навсегда потерять их. Правильное установление цен определяет лицо предприятий в той же мере, как и качество его товаров, платежеспособность и надежность при выполнении взятых на себя обязательств.
Цены - ключевой элемент рынка. По образному выражению одного из патриархов рыночной экономики "экономист без системы цен - это все равно, что священник без святого". Цена причисляется к лику святых не случайно. От нее, в конечном счете, зависит коммерческий успех любого предпринимательства.
Теоретические основы рыночного ценообразования изучает «Микроэкономика», которая является частью общей экономической теории. Однако большинство ее предпосылок, допущений, положений, моделей или не отражают всех красок реальной действительности, в которой функционируют предприятия, или трудно выполнимы на практике, или вообще невыполнимы. «Микроэкономика» является преимущественно академическим предметом. По этой причине микроэкономическая теория ценообразования имеет ограничения для своего применения на практике.
Опираясь на глубокое знание науки микроэкономики, предприятия вырабатывают свои подходы к ценообразованию, ориентируя его в каждый конкретный период времени на достижение конкретных целей. Теоретическим осмыслением происходящих в этой области процессов и обозначены главные направления совершенствования цен и ценообразования в экономике страны, что находит свое отражение в прикладной науке «Цена и ценообразование» на основе анализа и обобщения накопленного за последние годы опыта ценообразования в Российской Федерации с учетом зарубежной практики в этой области. Ценообразование как наука является самостоятельным разделом экономической науки и изучает особую сферу производственных отношений, связанную с функционированием цен. Оно базируется на экономической теории и научных исследованиях российских и зарубежных ученых.
Цена — сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода, а ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу.
Объектом исследования в ценообразовании как научной, так и учебной дисциплины являются экономические системы взаимодействия социально значимых категорий производителей и потребителей всех видов благ в условиях ограниченных ресурсов.
Предметом исследования науки о ценообразовании и дисциплины «Цена и цЦенообразование» является изучение систем ценообразования и экономического процесса, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.
Данная дисциплина предполагает наличие у студентов базовых знаний в области экономической теории (экономика), экономики предприятия, финансов, денежного обращения и кредита, статистики, основ маркетинга.
Цель курса «Цена и ценообразование» - дать знания в области ценообразования; обучитьтехнике расчета различных видов цен; развить экономическое мышление, интуицию для ориентации в сложных финансовых, кредитных и ценовых ситуациях; на основе приобретенных знаний научить будущих специалистов принимать компетентные решения в области ценообразования с учетом конкретных задач на предприятии и условий на товарных рынках благодаря тому, что в настоящей программе представлены ключевые аспекты рыночного национального ценообразования, обобщен опыт ряда ведущих стран в становлении и развитии рыночного ценообразования, наличия практической направленности, которая предусматривает детальное изучение технологии формирования цен в России с учетом особенностей отдельных отраслей хозяйства, а также в странах с развитой рыночной экономикой, количественных взаимосвязей цен с финансовой системой и, прежде всего, с системой косвенных налогов.
Автор программы курса надеется помочь студентам, будущим специалистам в различных областях экономики, в выработке самостоятельных оригинальных коммерческих решений, обеспечивающих условия для успешного бизнеса.
Задачей курса является ознакомить студентов со следующими вопросами:
- введение в курс. Ценовая среда в бизнесе;
- теоретические основы ценообразования;
- система цен;
- формирование цен в России;
- технология формирования контрактных цен на импортные и экспортные товары;
- динамика цен и инфляция;
- государственное регулирование цен;
- особенности ценообразования в отдельных комплексах народного хозяйства;
- ценообразование в странах с развитой рыночной экономикой.
Методика изучения курса:
- лекционные занятия и самостоятельное изучение курса «Цена и ценообразование» по программе из настоящего раздаточного материала с использованием рекомендуемой литературы и источников.
Методика изучения курса:
- получение знаний и выработка у студента навыков креативного мышления по дисциплине «Цена и цЦенообразование» основано на лекционном курсе, выполнении контрольных заданий, самостоятельной работе студентов. В совокупности с ответственным и заинтересованным отношением к изучаемой дисциплине со стороны студента эти формы обучения являются основой как для получения требуемых учебным курсом знаний, так и для выработки необходимых для профессиональной деятельности умений и навыков эффективного мышления.
Лекции проводятся с использованием технических средств обучения (компьютеров, калькуляторов, плакатов, слайдов) раздаточного материала, учебных и методических пособий.
На лекциях преподаватель излагает основные понятия и категории дисциплины, проводит обзор литературы, рассматривает содержание основных проблем и тем курса «Цена и цЦенообразование», освещает наиболее принципиальные и сложные вопросы соответствующей темы. Основу излагаемых материалов составляют: нормативные документы по ценообразованию, налогообложению, кредитованию, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации; научные работы и труды по конъюнктуре и ценообразованию известных отечественных (В.А.Слепов, М.В.Кокорев,И.В.Липсиц, С.И.Лушин, Г.Н.Чубаков и др.) и зарубежных экономистов (Ричард Дж.Липси, Эрик Митчелл, Джек Хиршлейфер,
Дональд С.Уотсон, Мери А.Холмен, Артур Тейлор и др.). Особое место в излагаемых материалах уделено современным наиболее острым проблемам ценообразования - инфляции и регулированию цен.
Содержание и последовательность изучения курса, определяемых программой настоящего раздаточного материала, не исключает дополнение ее другими темами, расширяющими и углубляющими курс в случае постановки в ходе учебного процесса специфических задач, обусловленных особенностями той или иной специализации.
Поэтому изучение курса не ограничивается только аудиторными лекционными занятиями. Немалое внимание уделяется индивидуальной и самостоятельной работе с упражнениями и задачами.
Лекции является составной частью учебного процесса и представляет собой систематическое, последовательное изложение лектором программного материала. Лекция – это одна из основных и наиболее важных форм учебной работы студентов. Лекции для студентов заочной формы обучения носят установочный и обзорный характер. Это означает, что они охватывают не все вопросы учебной программы по дисциплине, а лишь наиболее фундаментальные, узловые темы. Относительно других, специально не рассмотренных тем, на лекциях даются методические рекомендации по их самостоятельному изучению.
Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней сильные стороны и кажущиеся Вам слабости. Возникающие в процессе лекции вопросы нужно обязательно сформулировать на полях тетради и задать их преподавателю в конце лекции. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, не нарушать его логики, но можно сделать и устно.
Лекцию необходимо конспектировать в отдельной тетради. К текстуальной записи лекции не надо стремиться. Важно зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы, раскрывающие тему лекции, а также оригинальную иллюстративную информацию к ней. Для облегчения процесса конспектирования лекции целесообразно использовать различные сокращения слов, в том числе как общепринятые, так и индивидуальные, то есть привычные для конкретного студента. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя представляет плод его индивидуального творчества. Он читает свой авторский курс со своей логикой и со своими теоретическими и методическими подходами. Это делает лекционный курс конкретного преподавателя интересным индивидуально-личностным событием. Кроме того, в своих лекциях преподаватель стремится преодолеть многие недостатки, присущие опубликованным учебникам, учебным пособиям, лекционным курсам. Хороший конспект лекции окажет большую пользу при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Консультации– одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Проходят регулярно и носят обычно индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к экзамену (зачету), а также при необходимости перед семинарами и практическими занятиями.
Самостоятельная работа, являясь основным видом обучения, предполагает:
─ изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников. Изучение, рекомендованной к курсу литературы, необходимо для подготовки к семинарским занятиям, всем видам контроля, для выполнения домашних заданий и написания докладов и рефератов. А так же целесообразно знакомиться с литературой перед лекциями для облегчения и более глубокого понимания объясняемых на лекции теоретических положений. В процессе изучения дисциплины студенты должны опираться на нормативные документы по соответствующим вопросам, постоянно следить за изменениями и дополнениями, вносимыми в них, так как нормативная база законодательства может быть далека от совершенства; она постоянно корректируется соответствующими органами, тем более в условиях модернизации экономики;
─ учета того, что каждый учебник или учебное пособие имеет свою логику построения, которая, естественно, не совпадает с логикой данной Программы курса. Одни авторы более широко, а другие более узко рассматривают ту или иную проблему. Одни выделяют ее в отдельную главу, а другие, включают в состав главы. Учебник или учебное пособие целесообразно изучать последовательно, главу за главой, как это сделано в них. При этом, обращаясь к Программе курса, следует постоянно отмечать, какие ее вопросы (пусть в иной логической последовательности) рассмотрены в данной главе учебника, учебного пособия, а какие опущены. По завершении работы над учебником у Вас должна быть ясность в том, какие темы, вопросы Программы курса Вы уже изучили, а какие предстоит изучить по другим источникам;
─ изучение понятийного аппарата дисциплины. Специальная работа должна быть проведена для усвоения понятийного аппарата курса, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного специалиста является овладение и грамотное применение общенаучной терминологии в профессиональной деятельности. Любая дисциплина, тем более «ЛогистикаЦенообразование», имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой «стоит» каждая дисциплина. Понятия - узловые, опорные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности. Без ясного понимания понятий учеба крайне затрудняется, а содержание приобретенных знаний становится тусклым, расплывчатым, напоминая недостроенное здание или еще того хуже: здание без фундамента. Понятие в узком понимании – это определение (дефиниция) того или иного факта, явления, предмета. Такие определения составляют категориально-понятийный аппарат. Они, как правило, кратки по содержанию, схватывают суть дела;
─ осознания того, что понятия в широком смысле есть обобщенная концептуальная характеристика определенного явления. Когда в заголовок темы вносится слово «понятие», то это первый признак того, что в данном случае речь идет не о дефиниции (определении), а о сжатой, обобщенной концептуальной характеристике изучаемого явления.. Основные понятия и термины (понятийный аппарат) представлены в разделах «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу «Ценообразование», «Логистика» и «Основные термины и понятия». По мере усвоения курса рекомендуется прорабатывать перечень понятий и терминов понятийного аппарата по курсу и отмечать термины и понятия, формулирование которых не вызывает затруднений. Конечная цель данной методики – иметь проработанными (отмеченными) все понятия и термины перечня;
─ самостоятельную проработку студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам в соответствии с рекомендациями к каждой теме. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности;
─ написание докладов и рефератов, что имеет целью формирование у студентов навыков аналитической работы, умения работать с научной литературой и статистическими данными, использовать информацию из Интернета, делать обобщения, аргументировать и обосновывать свою точку зрения;
─ изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных работ, по возможности, конспектирование их. Студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с одного из основных рекомендованных в соответствующем разделе настоящего раздаточного материала учебников и учебных пособий (литература из разделов «основная» и «дополнительная» имеется в библиотеке факультета, причем, первая - в большóм количестве, а вторая – в незначительном, литература из раздела «дополнительная рекомендуемая» в библиотеке факультета отсутствует), затем переходить к нормативно-правовым актам и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов. Это способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений;
─ проведение семинарских занятий, практических занятий или круглых столов, если они предусмотрены расписанием и учебным планом. Такая форма занятий, как семинары предполагает активную, целенаправленную работу студентов.
Целью проведения семинарских занятий является повторение, проработка, углубление и закрепление пройденного на лекциях материала, а также формирование современного мышления, необходимого для самостоятельного анализа важнейших проблем, тенденций, процессов и явлений экономической и правовой жизни общества. Методика проведения семинаров включает обсуждение основных вопросов пройденных тем, а также вопросов, не вошедших в лекционный материал, групповые дискуссии по наиболее проблемным вопросам, опрос, тестирование, проверка конспектов. Студент должен иметь на семинаре основные нормативные акты и может пользоваться конспектом изученной литературы. Каждый студент должен по указанию преподавателя отрецензировать сообщение, сделанное предыдущим выступающим.
Семинарские занятия могут проходить в форме практических занятий, круглых столов, конференций. Участие в семинаре студента предполагает выполнением им активной внеаудиторной работы. Вместе с тем оно формирует у студента навыки самостоятельного анализа различных источников информации и публичного выступления, что в совокупности с повышением степени усвоения материала обусловливает практическую значимость проведения семинарских занятий. По результатам семестра, преподаватель, в отношении студентов, проявивших наибольшую активность в работе на семинарских занятиях, может принять решение о принятия у них зачёта автоматическим образом.
На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать. Для достижения этой цели предварительно необходимо:
─ ознакомиться с соответствующей темой программы изучаемой дисциплины;
─ осмыслить круг изучаемых вопросов и логику их рассмотрения;
─ изучить рекомендованную учебным материалом литературу по данной теме;
─ тщательно изучить лекционный материал;
─ ознакомиться с вопросами очередного семинарского занятия;
─ подготовить краткое выступление по каждому, из вынесенных на семинарское занятие вопросу. При презентации материала на семинарском занятии можно воспользоваться следующим алгоритмом изложения темы: определение и характеристика основных категорий, эволюция предмета исследования, оценка его современного состояния, существующие проблемы, перспективы развития. Весьма презентабельным вариантом выступления следует считать его подготовку в среде Power Point, что существенно повышает степень визуализации, а, следовательно, доступности, понятности материала и заинтересованности аудитории к результатам научной работы студента;
Каждое семинарское занятие может включать в себя следующие этапы:
─ блиц–опрос (предназначен для повторения основных важнейших категорий и вопросов, рассмотренных на предыдущих лекциях);
─ консультация, в рамках которой студенты задают подготовленные самостоятельно вопросы преподавателю в целях выяснения непонятого лекционного материала и более глубокой его проработки;
─ рассмотрение отдельных вопросов по пройденной теме, не вошедших в лекционный материал;
─ выступления студентов с докладами, посвященными отдельным вопросам семинара. Рассмотрение вопросов, не вошедших в лекционный материал, происходит на основе самостоятельно подготовленных студентами докладов. После каждого выступления производится обсуждение сделанного сообщения, путем задавания дополнительных вопросов автору доклада и дополнений из аудитории. Заключительным этапом обсуждения доклада является рецензирование выступления студентами и преподавателем. Критериями такого рецензирования могут быть следующие: актуальность темы, полнота раскрытия темы, давность приводимых статистических данных, мастерство преподнесения материала;
─ подведение итогов семинара: анализ степени достижения поставленных целей и решения вынесенных задач, оценка работы каждого студента;
─ оглашение преподавателем темы следующего семинара, домашнего задания (вопросов, которые студенты могут взять в качестве темы для подготовки докладов и рефератов на следующий семинар).
Преподаватель на семинаре может сделать вступительное сообщение. Последовательность, время и тематику выступлений студентов определяет преподаватель во время проведения семинара, исходя из принципа - выступление каждого студента на каждом семинаре.
Ответ на практических занятиях и семинарах оценивается по системе «рецензирования»:
- точность определения;
- логичность и свобода изложения;
- наличие примеров, демонстрирующих понимание материала;
- наличие вывода;
- наличие обоснованной собственной точки зрения по данному вопросу.
Подготовка сообщений, докладов, обсуждение вопросов на семинарских занятиях решают задачу проведения текущего контроля освоения материала программы, оценивается по 5–ти бальной шкале и учитывается при выставлении текущей оценки. При защите доклада студент должен: владеть выносимым на защиту материалом; чётко формулировать проблему; показать пути и способы её решения; отразить практическую значимость проблемы.
Данные формы текущей аттестации позволяют оценить работу в семестре каждого студента.
Студенты, получившие положительные оценки по результатам текущей аттестации допускаются к итоговой аттестации. Если студент не проходил текущую аттестацию или получил по ней отрицательный результат, его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Студент допускается к итоговой аттестации, при этом после ответа по билету он обязательно отвечает на дополнительные вопросы по темам учебного плана. При письменной итоговой аттестации или аттестации с использованием тестов дополнительные вопросы ему задаются в письменном виде при выдаче билета или теста на зачёте.
В заключительном сообщении преподаватель информирует участников семинара о студентах, выступление (невыступление) которых не зачтено.
- индивидуальная работа преподавателя со студентами по темам по нижеприведенной методике, о сути которой преподаватель сообщает на первом занятии:
- раздать всем студентам по одному вопросу по пройденному материалу, чтобы они ответили на него письменно. На следующем занятии огласить оценки;
- дать задание студентам приготовить доклады на запланированном практическом занятии по наиболее важным вопросам по указанию преподавателя;
- на занятиях дать задание повторить необходимые разделы из ранее изученных дисциплин, которые важны для усвоения нового материала;
- дать всем студентам задание для письменного ответа по материалам предприятий, на которых работают студенты. Отрецензировать представленные работы;
- проведение блиц-опросов на занятиях путем раздачи тестовых проверочных заданий либо написания контрольных работ;
─ в целях подготовки к итоговому экзамену рекомендуется проработать контрольные вопросы с оформлением письменно тезисных ответов, а так же выполнить некоторые контрольные работы.
Студент, освоивший настоящий курс,должен:
знать:
- теоретические и методологические основы ценообразования, его роли и месте в рыночной экономике, в том числе и в переходной период;
- принципы принятия и реализации управленческих решений по разработке и реализации ценовой стратегии;
уметь:
- выявлять проблемы ценового характера при анализе конкретных рыночных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты продвижения товаров и услуг
- намечать пути развития (разрабатывать) ценовой политики предприятия при принятии инновационных решений;
- разбираться в аналитических материалах по ценообразованию участников рыночных отношений: собственников, кредиторов, поставщиков и покупателей;
- определять степень зависимости финансовой устойчивости предприятия и его деловой активности, эффективность предпринимательской деятельности от ценовой стратегии, политики и реальной ситуации;
- правильно выбирать цели, методы и стратегии ценообразовании для внутренних и международных рынков;
иметь представление:
- об особенностях механизма ценообразования на современном этапе, которые отражены в основных решениях Правительства РФ, указах Президента РФ, законодательных актах, как в масштабах всей страны, так и на уровне предприятий и организаций;
- о возможном использовании информационных технологий для решения маркетинго-ценообразующих задач;
- владеть навыками самостоятельного усвоения новых знаний в области ценообразования,с использование современных образовательных технологий.
Дисциплина «Цена и ценообразование» для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» - 080109.65, «Финансы и кредит» - 080105.65 и «Экономика и управление на предприятии» - 080502.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» - 080109.65 входит в цикл специальных дисциплин в качестве вузовского регионального компонента и её программа настоящего раздаточного материала разработана исходя из объема 106 часов, из них лекционных 16 часов и 90 часов - самостоятельная работа.
Курс изучается в течение одного семестра.
В процессе обучения осуществляются оценки успеваемости студентов - текущая (методика указана ранее) и итоговая (методика указана ниже).
По окончании курса студенты сдают зачет по всему курсу, в процессе обучения выполняют контрольную или письменную работу, если их выполнение предусмотрено учебным планом. Содержание контрольной работы и тематика письменных работ приведена в соответствующих разделах настоящего раздаточного материала.
Объем письменной работ должен быть не менее 10 и не более 12 листов, остальные требования – в соответствии с учебно-методическим материалом «Курсовая работа. Методические указания по выполнению, оформлению и защите».
Контрольная работа носит индивидуальный характер и состоит из двух задач. Решение задач помогает студентам усвоить теоретический материал, увязать его с определением себестоимости и цены конкретного товара, а также позволяет познакомиться с особенностями формирования цен и тарифов в условиях создания рынка товаров и услуг в нашей стране. При решении задач должны быть приведены все необходимые расчеты и пояснения к ним, позволяющие проследить ход экономического мышления и логику данного решения.
Вариант исполнения (номера задач) устанавливается в зависимости от номера фамилии студента в журнале. При выполнении контрольной работы в инициативном порядке, если её выполнение не включено в учебный план, рекомендуется решить задачи соответствующего варианта и представить их преподавателю для решения вопроса как о высшей оценки, так и просто положительной.
Зачёт имеет целью проверить и оценить уровень полученных студентами знаний и умений применять их к решению практических задач, овладение практическими навыками и умениями в объеме требований учебной программы. Зачёт может проводиться по решению преподавателя как по билетам устно или письменно, так и в форме тестового контроля.
По желанию студента зачёт может быть проведен для него в традиционной форме – устно по билетам.
Критерии оценки знанийстудентов на зачёте:
«Зачет» - оцениваются ответы, содержание которых основано на глубоком знании основной и дополнительной литературы, изложенные логично, аргументировано, в полном объеме. Ответы сформулированы определенно и доказательно, основываясь на нормативно-правовые акты. Хорошо и в срок выполненные контрольные и самостоятельные задания, периодическое выполнение творческих заданий и докладов, обсуждение при решении практических задач.
При тестовой форме зачёта количество правильных ответов на тесты не менее 65%.
«Не зачет» - оцениваются ответы, в которых содержание основного материала не усвоено. Невыполненные текущие задания и работы.
При тестовой форме зачёта количество правильных ответов на тесты менее 65%.
Порядок проведения устных зачётов:
В аудитории, как правило, должны одновременно находиться не более пяти опрашиваемых. Опрашиваемый до начала ответа может уточнить содержание билета, задать вопросы преподавателю, а также имеет право отказаться от выбранного билета и взять другой, оценка в этом случае может быть снижена на один балл. При подготовке к ответу разрешается пользоваться раздаточным материалом по дисциплине. На подготовку к ответу по билету, как правило, отводится до 30 минут. Преподаватель, в целях установления истинного уровня знаний вправе задать дополнительные вопросы. Зачёт принимается индивидуально. Опрашиваемым помогающим друг другу, использующим неразрешенные пособия и записи, а также другие средства, могут быть даны дополнительные вопросы или предложено аттестоваться без билета в целях установления действительного уровня их подготовленности.
По окончании опроса студента объявляется результат. Оценки заносятся в экзаменационную ведомость и выставляются в зачетную книжку. Неудовлетворительная оценка в зачетную книжку не проставляется.
Порядок ликвидации академических задолженностей определен федеральными, ведомственными нормативными правовыми актами и руководящими документами института.
Возможен другой регламент изучения курса, который определит преподаватель и который найдет отражение в расписании установочных занятий и сессии.
Настоящий раздаточный материал составлен на основе Учебно-методического комплекса «Цена и ценообразование», разработанного при информационной поддержке компании «Консультант Плюс» к.э.н., профессором Людмилой Михайловной Гужавиной.
Учебно-тематический план курса
«ЦЕНА И ЦЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»
Часы | ||||
№№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего | Лекции и семинар- ские занятия[1] | Самостоятельная работа |
Введение в курс. Ценовая среда в бизнесе | ||||
Теоретические основы ценообразования | ||||
Система цен | ||||
Формированиеормирование цен в России | ||||
Технология формирования контрактных цен на импортные и экспортные товары | ||||
Динамика цен и инфляция | ||||
Государственное регулирование цен | ||||
Особенности ценообразования в отдельных комплексах народного хозяйства | ||||
Ценообразование в странах с развитой рыночной экономикой | ||||
ИТОГО |
Программа курса
«ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»
с рекомендациями к изучению тем
Рекомендации ко всему курсу: по мере изучения программы курса рекомендуется:
─прорабатывать понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу «Цена и ценообразование» перечень понятий и терминов понятийного аппарата по курсу и отмечать ( повторно) термины и понятия, формулирование которых не вызывает затруднений. Конечная цель данной методики – иметь проработанными (отмеченными дважды) все понятия и термины перечня;
─прорешать максимальное количество контрольных работ (даже чужие варианты).
Рекомендации к изучению каждой темы:
1. Целесообразно оформить тезисный конспект темы в соответствии с дидактическими единицами программы;
2. Установите соответствие понятий и терминов, приведенных в разделе «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу «Цена и ценообразование»,конспектируемой теме и отметьте (первый раз) их любым способом;
3. .Повторите вопросы и оформите тезисный конспект по контрольным вопросам, которые соответствуют рассматриваемой темы.
Тема 1.Введение в курс. Ценовая среда в бизнесе
Характеристика курса. Предмет и цель курса. Структура курса. Острота и сложность ценовой политики. Ценовая среда предпринимательства.
Тема 2.Теоретические основы ценообразования
Цена - важнейший элемент управления экономикой. Роль цен в микро - и макроэкономике. Субъекты ценообразования. Цены в различных системах управления экономикой, свойства и признаки цен в планово-централизованной, рыночной и смешанной системах управления экономикой. Особенности формирования затрат в условиях рыночной экономики.
Тема 3.Система цен
Дифференциация цен по характеру экономического оборота, сроку, территории действия.
Виды цен по степени свободы: рыночные и регулируемые цены. Франкирование цен, виды цен в зависимости от возмещения транспортных расходов. Биржевые и аукционные цены. Курс ценных бумаг - специфический вид цен. Цены банковских продуктов. Цены страховых продуктов.
Тема 4.Формирование цен в России
Структура цены. Экономическое содержание и методы расчета элементов цены. Методы калькулирования затрат для ценообразования. Способы включения прибыли в цену. Косвенные налоги в цене.
Акцизы и налог на добавочную стоимость как ценообразующие элементы. Снабженческо-сбытовые надбавки. Их назначение, структура и способ включения в цену. Торговые надбавки (скидки). Их роль и место в ценообразовании.
Учет в национальных ценах уровней и соотношений мировых цен. Организация конъюнктурно-ценовой работы на предприятии. Особенности ценообразования на рынке капиталов. Курс ценных бумаг, механизм образования и применения.
Тема 5.Технология формирования контрактных цен на импортные и экспортные товары