Государственного вмешательства
Государство должно вмешиваться в экономику только в том
случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки.
Они могут быть как позитивными, так и негативными.
Под негативными условиями понимается появление всякого
рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах эко-
номики, которые могут отрицательно повлиять на предпринима-
тельскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции
и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе нега-
тивного их влияния на экономику.
Роль государства заключается в своевременном выявлении этих
тенденций и явлений, причин их возникновения и принятии соот-
ветствующих мер по их устранению.
Условиями для вмешательства государства могут быть; тре-
бования национальной безопасности; социальная напряженность
в обществе; негативные явления в экономике (спад производства,
инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалан-
сированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность оте-
чественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад
и т. п.); ухудшение окружающей среды и др.
Под предпосылками понимается еще не явное проявление негатив-
ных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой
деятельности. В этом случае роль государства заключается в своевре-
менном выявлении и устранении этих предпосылок. Это самый луч-
ший вариант, так как государство еще в ≪зародыше≫ и с наименьшими
усилиями и средствами устраняет возможность появления негативных
явлений для развития предпринимательства и экономики страны.
Под позитивными предпосылками понимается появление всякого
рода положительных явлений и тенденций в различных сферах эконо-
мики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их
выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.
Знание условий и предпосылок еще не достаточно для государ-
ственного вмешательства, государство должно знать их критерии,
т. е. признаки, на основании которых можно было бы произвести
оценку их качественного состояния.
Безработица.Она является неотъемлемым элементом рыноч-
ной экономики. Определенный ее уровень —А—% численности
рабочей силы —считается нормальным, или оправданным, и назы-
вается естественным уровнем безработицы. Естественной считает-
ся фрикционная, или структурная, безработица. Эта безработица
связана с поиском более выгодной работы с сезонными перерыва-
ми, а также с изменением спроса на те или иные профессии.
Поэтому государство должно вмешиваться в регулирование
безработицы только в том случае, если она начинает превышать ее
естественный уровень (4—%), т. е. когда начинается так называе-
мая циклическая безработица, связанная со спадом производства.
Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень,
скорректированный на уровень естественной безработицы.
Инфляция.Как известно, инфляция —это повышение общего
уровня цен на товары и услуги, и как явление оно более сложное,
чем безработица. Инфляция характерна для всех стран мира, так как
цены на товары и услуги не являются постоянными величинами,
а все время находятся в движении. Поэтому до определенного ее
уровня она не представляет серьезной опасности. Выше этого уров-
ня инфляция может принести много бед для экономики и общества
в целом, ибо по силе своего влияния вряд ли можно еще найти по-
добное явление. Поэтому государство должно отслеживать этот
процесс, чтобы инфляция не могла выйти из-под его контроля.
Меры, принимаемые государством, зависят от уровня инфляции.
Исходя из этого критерия различают умеренную, галопирующую
и гиперинфляцию. Умеренной считается инфляция, когда цены рас-
тут менее 10% в год, галопирующая инфляция характеризуется рос-
том цен в интервале от 20 до 200% в год, а при гиперинфляции цены
растут еще быстрее. Противоинфляционные меры государства за-
висят от уровня инфляции и причин, ее породивших.
Исходя из этого различают два типа инфляции: инфляция спро-
са; инфляция, вызванная ростом издержек производства или умень-
шением совокупного предложения. Каждая из них имеет свои осо-
бенности, и поэтому лекарства для ее лечения тоже свои.
Дефицит бюджета.Бюджетный дефицит —это превышение
расходов государства над его доходами. Государство должно стре-
миться, как показывает опыт разных стран, не к его сбалансирован-
ности, а к тому, чтобы он не превышал определенную величину.
В качестве этого критерия выступает доля дефицита в валовом на-
циональном продукте или в валовом внутреннем продукте. Поэто-
му задача государства заключается в том, чтобы не превысить зара-
нее определенной и допустимой величины этого критерия. Если
образовался большой профицит, то это тоже не совсем нормальное
явление. Необходимо разобраться, почему он образовался, и не до-
пускать впредь таких явлений.
МЕХАНИЗМ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
Государство для выполнения своих функций и регулирования
экономики использует как экономические (косвенные), так и адми-
нистративные (прямые) методы воздействия на предприниматель-
скую деятельность и экономику страны путем издания и корректи-
ровки соответствующих законодательных актов и постановлений,
а также путем проведения определенной экономической политики.
Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает,
что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях
роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживле-
ния —снижается. Но во всех случаях государство должно придер-
живаться основного правила: так воздействовать на предпринима-
тельскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить
рыночные основы и не допускать кризисных явлений.
Экономические методы воздействия государства на предприни-
мательскую деятельность в большей степени подходят для реализа-
ции этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно
разграничить между собой. Экономические рычаги, которые исполь-
зует государство для регулирования экономики, довольно разнооб-
разны, но основными из них являются: налоги, перераспределение
доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предприни-
мательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.
Административные, т. е. методы прямого действия, должны ис-
пользоваться государством, если экономические методы неприем-
лемы или недостаточно эффективны при решении той или иной за-
дачи. Как показала мировая практика, административные методы
наиболее целесообразно использовать в следующих областях:
•естественная государственная монополия (фундаментальная
наука, оборона и т. д.);
•охрана окружающей среды и использование ресурсов;
•сертификация, стандартизация, метрология;
•социальная политика; прежде всего имеются в виду опреде-
ление и поддержание минимально допустимых параметров жизни
населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие
по безработице и др.);
•внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квоти-
рование экспорта, государственный контроль над импортом и т. д.).
Для создания нормальных условий для предпринимательской
деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство
должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестици-
онную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и другие
виды политики, при реализации которых оно использует в комплек-
се как экономические, так и административные методы.
Фискальная политика государства.Под фискальной полити-
кой государства понимается регулирование экономики посредством
системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления.
Механизм воздействия государства на предпринимательскую дея-
тельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем
плане заключается в следующем.
Во время спада производства для увеличения совокупного
спроса государство увеличивает свои расходы на организацию об-
щественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов)
и на реализацию различных государственных программ, тем самым
оживляя многие отрасли и фирмы. Для подъема экономики госу-
дарство может воздействовать и путем сокращения своих доходов,
т. е. уменьшая налоги с населения и предприятий. В этом случае
у населения повысится спрос на потребительские товары, а у пред-
приятий появится больше возможности для инвестирования, что
в конечном итоге должно привести к оживлению экономики.
Государственная система налогообложения самым существен-
ным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь
налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающе-
го предприятия не будет оставаться достаточно средств не только
для расширенного воспроизводства, но и для простого воспроиз-
водства. Система должна предусматривать определенные льготы
в налогообложении для предприятий, которые функционируют
в желательных для государства сферах экономики, для стимулиро-
вания развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые зна-
чительную часть своих средств направляют на реконструкцию,
техническое перевооружение и расширение действующего произ-
водства. Налоговая политика государства должна стимулировать
предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска про-
дукции и оказании всевозможных услуг.
Снижение государственных расходов в определенных случаях
приводит к снижению дефицита госбюджета, а следовательно, к за-
медлению инфляционных процессов.
Однако макрорегулирование не ограничивается только непо-
средственными действиями государства в лице его органов управ-
ления, так как государство может запаздывать в своих действиях.
В рыночной экономике существуют определенные механизмы
самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в дей-
ствие немедленно, как только обнаруживаются негативные процес-
сы в экономике. В экономической литературе их называют встроен-
ными стабилизаторами. Так, например, благодаря этим стабилиза-
торам можно автоматически осуществить изменение налоговых
поступлений, выплаты социальных пособий и др. В качестве подоб-
ного стабилизатора может быть прогрессивная система налогооб-
ложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. С уве-
личением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки,
которые утверждаются правительством заранее.
Фискальная (бюджетная) политика государства направлена
в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. При
помощи только этой политики государство не может выполнять
свои функции без проведения соответствующей финансово-кредит-
ной политики, особенно в условиях глубокого экономического кри-
зиса. Кроме того, за последнее десятилетие в развитых странах
предпочтение отдается финансово-кредитной политике.
Под финансово-кредитной политикойпонимается целена-
правленное управление государством банковским процентом, де-
нежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной, кредитно-
денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью
которого можно справиться и со спадом производства, и с инфляци-
ей. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует
на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, — на потребительский и инвестиционный спрос.
Главную роль в реализации кредитно-денежной политики игра-
ет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зави-
симости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым
расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерче-
ским банкам.
Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы
обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие воз-
можности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.
Государство может существенно влиять на экономический рост
и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг.
При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появля-
ются денежные средства, что может стимулировать экономический
рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои
ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.
Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денеж-
ная политика должна проводиться государством совместно и сба-
лансированно, ибо только в этом случае оно может эффективно
влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.
Научно-техническая политика.Ускорение научно-техниче-
ского прогресса является важнейшим фактором подъема эконо-
мики и превращения страны в мощное индустриальное государст-
во. Так, выход Японии на самые передовые позиции в мире за срав-
нительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что эта
страна в послевоенный период правильно сориентировалась и стала
целенаправленно проводить государственную политику, направ-
ленную на ускорение НТП.
Цод единой научно-технической политикой государства понима-
ется система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное
развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хо-
зяйство.
Единая государственная научно-техническая политика предпо-
лагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техни-
ки и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее
время общепризнанными приоритетными направлениями в разви-
тии науки и техники являются: комплексная автоматизация произ-
водства, электронизация народного хозяйства, разработка новых
материалов и технологий их производства, биотехнология, атомная
электроэнергетика и др.
Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим
в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала
в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограни-
ченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим
не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хо-
зяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машино-
строение, химическая и электроэнергетика, являются локомотивами
в ускорении НТП во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому эти
отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.
Для осуществления единой научно-технической политики госу-
дарство использует целый ряд средств, основными из которых
являются: достаточное и разумное финансирование сферы образова-
ния и академической науки; осуществление прогрессивной аморти-
зационной и инвестиционной политики; совершенствование систе-
мы оплаты труда научных работников; защита конкуренции; созда-
ние таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут
заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное
участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.
Амортизационная политика.Она является составной частью
общей научно-технической политики государства. Устанавливая
нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, госу-
дарство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и
в первую очередь скорость обновления основных фондов.
При разработке амортизационной политики государство долж-
но придерживаться следующих принципов:
1) переоценка основных фондов, особенно в условиях инфля-
ции, должна осуществляться своевременно;
2) нормы амортизации должны быть достаточными для просто-
го и расширенного воспроизводства основных фондов;
3) амортизационные отчисления на предприятиях должны ис-
пользоваться только исходя из их функционального назначения;
4) нормы амортизации должны быть дифференцированы в за-
висимости от функционального назначения основных фондов,
а также с учетом срока их морального и физического износа;
5) предприятия должны иметь возможность применять уско-
ренную амортизацию.
Амортизационная политика должна способствовать обновлению
основных фондов и ускорению НТП. Проводя правильную амортиза-
ционную политику, государство тем самым позволяет предприятиям
иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на
простое и расширенное воспроизводство основных фондов.
Инвестиционная политика.Важным рычагом воздействия на
предпринимательскую деятельность и экономику страны является
инвестиционная политика государства. С ее помощью государство
непосредственно может воздействовать на темпы объема производ-
ства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного
производства и решение многих социальных проблем.
Существенный спад производства за 1991—999 гг., т. е. за пе-
риод проведения реформ, в большей степени был обусловлен зна-
чительным сокращением капитальных вложений в материальное
производство.
В условиях перехода к рыночной экономике основными задача-
ми являются освобождение государства от функции основного ин-
вестора и создание таких условий, при которых частный сектор
в экономике был бы заинтересован в инвестиционной деятельно-
сти. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабиль-
ность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инф-
ляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского
кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долго-
срочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретичес-
кая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента.
Эта зависимость гласит, что чем выше процент ставки, тем ниже
объем вложений инвестиций.
В общем плане государство может влиять на инвестиционную
активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кре-
дитной и налоговой политики; предоставления самых различных
льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструк-
цию и техническое перевооружение производства; амортизацион-
ной политики; создания благоприятных, условий для привлечения
иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При
этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики
страны в значительной степени зависит от того, какую оно прово-
дит инвестиционную политику.
Государственное предпринимательство.Одной из важней-
ших форм прямого вторжения государства в экономику является
государственное предпринимательство. Оно образует особый вид
предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рам-
ках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве
и сбыте товаров и услуг.
При этом государство выступает самостоятельным субъектом
хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели:
структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и
территориальных диспропорций, стимулирование научно-техни-
ческого прогресса, повышение эффективности экономики.
Государственное предпринимательство является прямым вме-
шательством государства в воспроизводственный процесс. Оно
особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые тра-
диционно не представляют интерес для частного капитала, но их
развитие определяет общие условия воспроизводства. Это прежде
всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь,
энергетика).
Но какова должна быть доля государственного сектора в эконо-
мике нашей страны? Это далеко не простой вопрос. До недавнего
времени степень огосударствления в нашей стране была (по миро-
вым меркам) чрезвычайно высокой, что негативно влияло на разви-
тие экономики. В результате осуществления реформ, в частности
приватизации, доля государственного сектора стала заметно сни-
жаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс
дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны явля-
ется весьма актуальным.
Планирование и регулирование.Прогнозирование, планиро-
вание и регулирование являются важнейшими рычагами госу-
дарства по управлению экономикой страны. С переходом на рыноч-
ные отношения роль этих инструментов управления не снижается,
а вот методы планирования существенно изменяются. На смену ди-
рективному планированию, когда каждому предприятию устанав-
ливались заранее заданная производственная программа и потреби-
тели, приходит так называемое индикативное планирование.
Сущность индикативного планирования заключается в том, что
государство на основе детального анализа функционирования эко-
номики за предшествующий период, исходя из экономической по-
литики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период
основные макроэкономические показатели: темпы роста валового
национального продукта и национального дохода, уровень инфля-
ции и безработицы, минимальный размер заработной платы, де-
фицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в сово-
купности характеризуют состояние экономики на плановый период.
При этом государство должно закладывать в план такие величины
макроэкономических показателей, которые в совокупности поло-
жительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный
уровень населения. Индикативное планирование предусматривает
не только разработку плановых макроэкономических показателей
(индикаторов), но и способы их достижения, т. е. заранее предо-
пределяется, какова будет фискальная, научно-техническая, финан-
сово-кредитная, инвестиционная и социальная политика государ-
ства с целью достижения запланированных индикаторов.
Государственное планирование должно быть непрерывным, что
обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, дол-
госрочных и перспективных планов.
Перспективное прогнозирование и планирование позволяют
выработать экономическую стратегию государства на ближайшие
5—0-—5—0 лет и тем самым осуществлять ежегодное планиро-
вание с учетом реализации как годовых, так и перспективных пла-
нов. Наличие экономической и научно-технической стратегии по-
зволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных
целей, а следовательно, непрерывно повышать эффективность об-
щественного производства.
С планированием тесно связано регулирование. Регулирование
осуществляется государством только в том случае, если запланирован-
ные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются.
Во многих развитых странах планирование на уровне государства
принимает форму разработки и реализации определенных программ.
Ценообразование.Это один из рычагов воздействия государ-
ства на экономику и предпринимательскую деятельность. Исполь-
зуя ценовую политику, государство тем самым воздействует на
спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обес-
печение минимального прожиточного уровня, а также на антимоно-
польные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для
государства направлении.
Государство должно проводить политику в области ценообра-
зования с целью обеспечения его стабильности, что является осно-
вой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема нацио-
нальной экономики.
Известно, что в условиях рыночных отношений цены на боль-
шинство товаров свободные, т. е. они складываются на рынке под
воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров
и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются госу-
дарством. Так делается практически во всех странах мира с разви-
той рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на
которые регулируются государством, незначительна, всего 10— 15% общей товарной массы, но это имеет большое значение, преж-
де всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во
многих странах, в том числе и в России, цены регулируются госу-
дарством и на продукцию предприятий-монополистов.
Административный контроль государства над ценами спо-
собствует устранению издержек рыночной экономики, особенно
в тех случаях, когда экономические методы не могут дать желатель-
ного результата.
Существенное влияние на предпринимательскую деятельность
государство может оказать через проведение соответствующей внеш-
неэкономической и социальной политики.
При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных
тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благопри-
ятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода
отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер)
государство может расширить свои экспортные возможности, улуч-
шить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгово-
го баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество
отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции
в отечественную экономику, а также получить значительную выго-
ду от международного разделения труда, что, в свою очередь, явля-
ется основой для стабилизации и подъема экономики России.
Структурная политика. В структурном плане наша экономика
является гипертрофированной, это результат предшествующего
развития, и изменение ее в сторону сбалансированности в развитии
всех отраслей экономики и социальной направленности —также
важнейшая задача государства.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что у государства
имеются различные рычаги для вмешательства в предприниматель-
скую деятельность с целью стабилизации и подъема экономики,
только правильно надо уметь ими пользоваться.
ГЛАВА
РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ