Государственного вмешательства

Государство должно вмешиваться в экономику только в том

случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки.

Они могут быть как позитивными, так и негативными.

Под негативными условиями понимается появление всякого

рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах эко-

номики, которые могут отрицательно повлиять на предпринима-

тельскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции

и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе нега-

тивного их влияния на экономику.

Роль государства заключается в своевременном выявлении этих

тенденций и явлений, причин их возникновения и принятии соот-

ветствующих мер по их устранению.

Условиями для вмешательства государства могут быть; тре-

бования национальной безопасности; социальная напряженность

в обществе; негативные явления в экономике (спад производства,

инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалан-

сированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность оте-

чественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад

и т. п.); ухудшение окружающей среды и др.

Под предпосылками понимается еще не явное проявление негатив-

ных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой

деятельности. В этом случае роль государства заключается в своевре-

менном выявлении и устранении этих предпосылок. Это самый луч-

ший вариант, так как государство еще в ≪зародыше≫ и с наименьшими

усилиями и средствами устраняет возможность появления негативных

явлений для развития предпринимательства и экономики страны.

Под позитивными предпосылками понимается появление всякого

рода положительных явлений и тенденций в различных сферах эконо-

мики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их

выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.

Знание условий и предпосылок еще не достаточно для государ-

ственного вмешательства, государство должно знать их критерии,

т. е. признаки, на основании которых можно было бы произвести

оценку их качественного состояния.

Безработица.Она является неотъемлемым элементом рыноч-

ной экономики. Определенный ее уровень —А—% численности

рабочей силы —считается нормальным, или оправданным, и назы-

вается естественным уровнем безработицы. Естественной считает-

ся фрикционная, или структурная, безработица. Эта безработица

связана с поиском более выгодной работы с сезонными перерыва-

ми, а также с изменением спроса на те или иные профессии.

Поэтому государство должно вмешиваться в регулирование

безработицы только в том случае, если она начинает превышать ее

естественный уровень (4—%), т. е. когда начинается так называе-

мая циклическая безработица, связанная со спадом производства.

Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень,

скорректированный на уровень естественной безработицы.

Инфляция.Как известно, инфляция —это повышение общего

уровня цен на товары и услуги, и как явление оно более сложное,

чем безработица. Инфляция характерна для всех стран мира, так как

цены на товары и услуги не являются постоянными величинами,

а все время находятся в движении. Поэтому до определенного ее

уровня она не представляет серьезной опасности. Выше этого уров-

ня инфляция может принести много бед для экономики и общества

в целом, ибо по силе своего влияния вряд ли можно еще найти по-

добное явление. Поэтому государство должно отслеживать этот

процесс, чтобы инфляция не могла выйти из-под его контроля.

Меры, принимаемые государством, зависят от уровня инфляции.

Исходя из этого критерия различают умеренную, галопирующую

и гиперинфляцию. Умеренной считается инфляция, когда цены рас-

тут менее 10% в год, галопирующая инфляция характеризуется рос-

том цен в интервале от 20 до 200% в год, а при гиперинфляции цены

растут еще быстрее. Противоинфляционные меры государства за-

висят от уровня инфляции и причин, ее породивших.

Исходя из этого различают два типа инфляции: инфляция спро-

са; инфляция, вызванная ростом издержек производства или умень-

шением совокупного предложения. Каждая из них имеет свои осо-

бенности, и поэтому лекарства для ее лечения тоже свои.

Дефицит бюджета.Бюджетный дефицит —это превышение

расходов государства над его доходами. Государство должно стре-

миться, как показывает опыт разных стран, не к его сбалансирован-

ности, а к тому, чтобы он не превышал определенную величину.

В качестве этого критерия выступает доля дефицита в валовом на-

циональном продукте или в валовом внутреннем продукте. Поэто-

му задача государства заключается в том, чтобы не превысить зара-

нее определенной и допустимой величины этого критерия. Если

образовался большой профицит, то это тоже не совсем нормальное

явление. Необходимо разобраться, почему он образовался, и не до-

пускать впредь таких явлений.

МЕХАНИЗМ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

Государство для выполнения своих функций и регулирования

экономики использует как экономические (косвенные), так и адми-

нистративные (прямые) методы воздействия на предприниматель-

скую деятельность и экономику страны путем издания и корректи-

ровки соответствующих законодательных актов и постановлений,

а также путем проведения определенной экономической политики.

Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает,

что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях

роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживле-

ния —снижается. Но во всех случаях государство должно придер-

живаться основного правила: так воздействовать на предпринима-

тельскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить

рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

Экономические методы воздействия государства на предприни-

мательскую деятельность в большей степени подходят для реализа-

ции этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно

разграничить между собой. Экономические рычаги, которые исполь-

зует государство для регулирования экономики, довольно разнооб-

разны, но основными из них являются: налоги, перераспределение

доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предприни-

мательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.

Административные, т. е. методы прямого действия, должны ис-

пользоваться государством, если экономические методы неприем-

лемы или недостаточно эффективны при решении той или иной за-

дачи. Как показала мировая практика, административные методы

наиболее целесообразно использовать в следующих областях:

•естественная государственная монополия (фундаментальная

наука, оборона и т. д.);

•охрана окружающей среды и использование ресурсов;

•сертификация, стандартизация, метрология;

•социальная политика; прежде всего имеются в виду опреде-

ление и поддержание минимально допустимых параметров жизни

населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие

по безработице и др.);

•внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квоти-

рование экспорта, государственный контроль над импортом и т. д.).

Для создания нормальных условий для предпринимательской

деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство

должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестици-

онную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и другие

виды политики, при реализации которых оно использует в комплек-

се как экономические, так и административные методы.

Фискальная политика государства.Под фискальной полити-

кой государства понимается регулирование экономики посредством

системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления.

Механизм воздействия государства на предпринимательскую дея-

тельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем

плане заключается в следующем.

Во время спада производства для увеличения совокупного

спроса государство увеличивает свои расходы на организацию об-

щественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов)

и на реализацию различных государственных программ, тем самым

оживляя многие отрасли и фирмы. Для подъема экономики госу-

дарство может воздействовать и путем сокращения своих доходов,

т. е. уменьшая налоги с населения и предприятий. В этом случае

у населения повысится спрос на потребительские товары, а у пред-

приятий появится больше возможности для инвестирования, что

в конечном итоге должно привести к оживлению экономики.

Государственная система налогообложения самым существен-

ным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь

налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающе-

го предприятия не будет оставаться достаточно средств не только

для расширенного воспроизводства, но и для простого воспроиз-

водства. Система должна предусматривать определенные льготы

в налогообложении для предприятий, которые функционируют

в желательных для государства сферах экономики, для стимулиро-

вания развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые зна-

чительную часть своих средств направляют на реконструкцию,

техническое перевооружение и расширение действующего произ-

водства. Налоговая политика государства должна стимулировать

предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска про-

дукции и оказании всевозможных услуг.

Снижение государственных расходов в определенных случаях

приводит к снижению дефицита госбюджета, а следовательно, к за-

медлению инфляционных процессов.

Однако макрорегулирование не ограничивается только непо-

средственными действиями государства в лице его органов управ-

ления, так как государство может запаздывать в своих действиях.

В рыночной экономике существуют определенные механизмы

самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в дей-

ствие немедленно, как только обнаруживаются негативные процес-

сы в экономике. В экономической литературе их называют встроен-

ными стабилизаторами. Так, например, благодаря этим стабилиза-

торам можно автоматически осуществить изменение налоговых

поступлений, выплаты социальных пособий и др. В качестве подоб-

ного стабилизатора может быть прогрессивная система налогооб-

ложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. С уве-

личением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки,

которые утверждаются правительством заранее.

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена

в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. При

помощи только этой политики государство не может выполнять

свои функции без проведения соответствующей финансово-кредит-

ной политики, особенно в условиях глубокого экономического кри-

зиса. Кроме того, за последнее десятилетие в развитых странах

предпочтение отдается финансово-кредитной политике.

Под финансово-кредитной политикойпонимается целена-

правленное управление государством банковским процентом, де-

нежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной, кредитно-

денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью

которого можно справиться и со спадом производства, и с инфляци-

ей. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует

на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, — на потребительский и инвестиционный спрос.

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики игра-

ет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зави-

симости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым

расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерче-

ским банкам.

Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы

обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие воз-

можности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.

Государство может существенно влиять на экономический рост

и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг.

При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появля-

ются денежные средства, что может стимулировать экономический

рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои

ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денеж-

ная политика должна проводиться государством совместно и сба-

лансированно, ибо только в этом случае оно может эффективно

влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

Научно-техническая политика.Ускорение научно-техниче-

ского прогресса является важнейшим фактором подъема эконо-

мики и превращения страны в мощное индустриальное государст-

во. Так, выход Японии на самые передовые позиции в мире за срав-

нительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что эта

страна в послевоенный период правильно сориентировалась и стала

целенаправленно проводить государственную политику, направ-

ленную на ускорение НТП.

Цод единой научно-технической политикой государства понима-

ется система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное

развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хо-

зяйство.

Единая государственная научно-техническая политика предпо-

лагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техни-

ки и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее

время общепризнанными приоритетными направлениями в разви-

тии науки и техники являются: комплексная автоматизация произ-

водства, электронизация народного хозяйства, разработка новых

материалов и технологий их производства, биотехнология, атомная

электроэнергетика и др.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим

в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала

в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограни-

ченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим

не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хо-

зяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машино-

строение, химическая и электроэнергетика, являются локомотивами

в ускорении НТП во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому эти

отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.

Для осуществления единой научно-технической политики госу-

дарство использует целый ряд средств, основными из которых

являются: достаточное и разумное финансирование сферы образова-

ния и академической науки; осуществление прогрессивной аморти-

зационной и инвестиционной политики; совершенствование систе-

мы оплаты труда научных работников; защита конкуренции; созда-

ние таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут

заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное

участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

Амортизационная политика.Она является составной частью

общей научно-технической политики государства. Устанавливая

нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, госу-

дарство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и

в первую очередь скорость обновления основных фондов.

При разработке амортизационной политики государство долж-

но придерживаться следующих принципов:

1) переоценка основных фондов, особенно в условиях инфля-

ции, должна осуществляться своевременно;

2) нормы амортизации должны быть достаточными для просто-

го и расширенного воспроизводства основных фондов;

3) амортизационные отчисления на предприятиях должны ис-

пользоваться только исходя из их функционального назначения;

4) нормы амортизации должны быть дифференцированы в за-

висимости от функционального назначения основных фондов,

а также с учетом срока их морального и физического износа;

5) предприятия должны иметь возможность применять уско-

ренную амортизацию.

Амортизационная политика должна способствовать обновлению

основных фондов и ускорению НТП. Проводя правильную амортиза-

ционную политику, государство тем самым позволяет предприятиям

иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на

простое и расширенное воспроизводство основных фондов.

Инвестиционная политика.Важным рычагом воздействия на

предпринимательскую деятельность и экономику страны является

инвестиционная политика государства. С ее помощью государство

непосредственно может воздействовать на темпы объема производ-

ства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного

производства и решение многих социальных проблем.

Существенный спад производства за 1991—999 гг., т. е. за пе-

риод проведения реформ, в большей степени был обусловлен зна-

чительным сокращением капитальных вложений в материальное

производство.

В условиях перехода к рыночной экономике основными задача-

ми являются освобождение государства от функции основного ин-

вестора и создание таких условий, при которых частный сектор

в экономике был бы заинтересован в инвестиционной деятельно-

сти. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабиль-

ность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инф-

ляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского

кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долго-

срочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретичес-

кая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента.

Эта зависимость гласит, что чем выше процент ставки, тем ниже

объем вложений инвестиций.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную

активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кре-

дитной и налоговой политики; предоставления самых различных

льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструк-

цию и техническое перевооружение производства; амортизацион-

ной политики; создания благоприятных, условий для привлечения

иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При

этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики

страны в значительной степени зависит от того, какую оно прово-

дит инвестиционную политику.

Государственное предпринимательство.Одной из важней-

ших форм прямого вторжения государства в экономику является

государственное предпринимательство. Оно образует особый вид

предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рам-

ках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве

и сбыте товаров и услуг.

При этом государство выступает самостоятельным субъектом

хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели:

структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и

территориальных диспропорций, стимулирование научно-техни-

ческого прогресса, повышение эффективности экономики.

Государственное предпринимательство является прямым вме-

шательством государства в воспроизводственный процесс. Оно

особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые тра-

диционно не представляют интерес для частного капитала, но их

развитие определяет общие условия воспроизводства. Это прежде

всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь,

энергетика).

Но какова должна быть доля государственного сектора в эконо-

мике нашей страны? Это далеко не простой вопрос. До недавнего

времени степень огосударствления в нашей стране была (по миро-

вым меркам) чрезвычайно высокой, что негативно влияло на разви-

тие экономики. В результате осуществления реформ, в частности

приватизации, доля государственного сектора стала заметно сни-

жаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс

дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны явля-

ется весьма актуальным.

Планирование и регулирование.Прогнозирование, планиро-

вание и регулирование являются важнейшими рычагами госу-

дарства по управлению экономикой страны. С переходом на рыноч-

ные отношения роль этих инструментов управления не снижается,

а вот методы планирования существенно изменяются. На смену ди-

рективному планированию, когда каждому предприятию устанав-

ливались заранее заданная производственная программа и потреби-

тели, приходит так называемое индикативное планирование.

Сущность индикативного планирования заключается в том, что

государство на основе детального анализа функционирования эко-

номики за предшествующий период, исходя из экономической по-

литики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период

основные макроэкономические показатели: темпы роста валового

национального продукта и национального дохода, уровень инфля-

ции и безработицы, минимальный размер заработной платы, де-

фицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в сово-

купности характеризуют состояние экономики на плановый период.

При этом государство должно закладывать в план такие величины

макроэкономических показателей, которые в совокупности поло-

жительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный

уровень населения. Индикативное планирование предусматривает

не только разработку плановых макроэкономических показателей

(индикаторов), но и способы их достижения, т. е. заранее предо-

пределяется, какова будет фискальная, научно-техническая, финан-

сово-кредитная, инвестиционная и социальная политика государ-

ства с целью достижения запланированных индикаторов.

Государственное планирование должно быть непрерывным, что

обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, дол-

госрочных и перспективных планов.

Перспективное прогнозирование и планирование позволяют

выработать экономическую стратегию государства на ближайшие

5—0-—5—0 лет и тем самым осуществлять ежегодное планиро-

вание с учетом реализации как годовых, так и перспективных пла-

нов. Наличие экономической и научно-технической стратегии по-

зволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных

целей, а следовательно, непрерывно повышать эффективность об-

щественного производства.

С планированием тесно связано регулирование. Регулирование

осуществляется государством только в том случае, если запланирован-

ные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются.

Во многих развитых странах планирование на уровне государства

принимает форму разработки и реализации определенных программ.

Ценообразование.Это один из рычагов воздействия государ-

ства на экономику и предпринимательскую деятельность. Исполь-

зуя ценовую политику, государство тем самым воздействует на

спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обес-

печение минимального прожиточного уровня, а также на антимоно-

польные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для

государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообра-

зования с целью обеспечения его стабильности, что является осно-

вой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема нацио-

нальной экономики.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на боль-

шинство товаров свободные, т. е. они складываются на рынке под

воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров

и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются госу-

дарством. Так делается практически во всех странах мира с разви-

той рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на

которые регулируются государством, незначительна, всего 10— 15% общей товарной массы, но это имеет большое значение, преж-

де всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во

многих странах, в том числе и в России, цены регулируются госу-

дарством и на продукцию предприятий-монополистов.

Административный контроль государства над ценами спо-

собствует устранению издержек рыночной экономики, особенно

в тех случаях, когда экономические методы не могут дать желатель-

ного результата.

Существенное влияние на предпринимательскую деятельность

государство может оказать через проведение соответствующей внеш-

неэкономической и социальной политики.

При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных

тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благопри-

ятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода

отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер)

государство может расширить свои экспортные возможности, улуч-

шить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгово-

го баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество

отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции

в отечественную экономику, а также получить значительную выго-

ду от международного разделения труда, что, в свою очередь, явля-

ется основой для стабилизации и подъема экономики России.

Структурная политика. В структурном плане наша экономика

является гипертрофированной, это результат предшествующего

развития, и изменение ее в сторону сбалансированности в развитии

всех отраслей экономики и социальной направленности —также

важнейшая задача государства.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что у государства

имеются различные рычаги для вмешательства в предприниматель-

скую деятельность с целью стабилизации и подъема экономики,

только правильно надо уметь ими пользоваться.

ГЛАВА

РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Наши рекомендации