Методические рекомендации по Особенной части Уголовного процесса
К теме 10. Возбуждение уголовного дела
С возбуждением уголовного дела начинается дальнейшее производство по нему. В литературе имеется суждение, что возбуждение уголовного дела не имеет самостоятельного значения стадий процесса (см., например, Михайленко А.Р. Возбуждение уголовного дела, Саратов, 1975).
Зная признаки, присущие любой стадии уголовного процесса, курсанты путем анализа ст.ст. 140-149 УПК РФ должны выявить свое отношение к существующим позициям.
Содержание возбуждения уголовного дела нельзя сводить лишь к принятию соответствующего решения. Нередко принятию решению предшествует процессуальная деятельность по проверке первичного материала. В необходимых случаях принимаются меры по предотвращению или пресечению преступления, закреплению следов преступления.
Для возбуждения уголовного дела необходимы повод и основание, отсутствие обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.
В ст. 140 УПК РФ предусмотрены два условия: повод и основание. Курсантам нужно знать определение понятий указанных условий уметь перечислить все предусмотренные законом источники сведений о преступлениях, имея в виду их исчерпывающий характер (перечень).
Вопрос о явке с повинной в условиях исправительных учреждений имеет определенный практический интерес в связи с указаниями Прокуратуры РФ о проведении такой работы сотрудникам ИУ. Нужно знать требования, предъявляемые к каждому из поводов.
При изучении основания к возбуждению уголовного дела следует исходить, что пределы доказывания в этот момент связаны с решением вопроса о наличии достаточных данных, указывающих лишь на признаки преступления.
Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, перечислены в ст. 24 УПК РФ. Чаще всего бывает, что эти обстоятельства остаются неизвестными в момент поступления сведений о совершенном преступлении. В таких случаях возбуждается уголовное дело, которое в дальнейшем прекращается при выявлении того или иного обстоятельства ст.24 УПК РФ.
Специфика процессуальной формы этой стадии проявляется в способах установления оснований к возбуждению уголовного дела. Закон запрещает производство следственных действий в этой стадии (исключение составляет осмотр места происшествия). Слушателю следует выяснить характер и средства установления необходимых оснований, взаимодействие следователя с органами дознания, порядок разрешения заявлений и сообщений граждан о совершении преступлений. В связи с этим нужно знать не только нормы УПК, но и приказы Прокурора РФ и МВД РФ (по указанию преподавателя).
Виды принимаемых в этой стадии решений предусмотрены в ст. 145 УПК РФ.
Нужно знать структуру и содержание постановлений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела, исходя из трехчленной структуры постановления, уметь его составить.
Необходимо знать круг органов и должностных лиц, принимающих решение о возбуждении уголовного дела, полномочия прокурора по надзору за законностью производства в этой стадии (см. Закон о Прокуратуре РФ). Следует обратить внимание на ст. 157 УПК РФ, согласно которой начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов является органом дознания по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по всем делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений.
Необходимо также учитывать особенности возбуждения уголовных дел частного и частно-публичного обвинения.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 4, 5, 7, 15, 9, 18, 19, 20, 61, 62]
Дополнительные: [78, 89, 112, 136, 162, 171, 174, 184, 194, 225, 241, 244, 247, 261, 274-278, 288, 316]
К теме 11. Общие условия предварительного расследования
Предварительное расследование, следуя за возбуждением уголовного дела, представляет самостоятельную стадию, на которой в установленном законе порядке соответствующие компетентные органы путем производства следственных и процессуальных действий собирают и проверяют доказательства, при наличии к тому оснований привлекают конкретных физических лиц в качестве обвиняемого.
Методологической основой к изучению этой темы являются Конституция РФ.
Предварительное расследование включает в себя ряд этапов, образующих самостоятельную систему действий и правоотношений. Оно начинается, как правило, с принятия следователем дела к своему производству и заканчивается при определенных условиях составлением обвинительного заключения.
Предварительное расследование осуществляется в форме дознания и предварительного следствия. Необходимо знать общие и отличительные черты этих форм расследования, перспективы их дальнейшего развития.
Поскольку указания прокурора для органов предварительного расследования носят, по общему правилу, обязательный характер успешное изучение этой темы и последующих тем, связанных с производством расследования, слушатель должен изучить соответствующие ведомственные акты Прокурора РФ.
Общие условия предварительного следствия не противоречат принципам уголовного судопроизводства, первые обеспечивают реализацию последним.
По вопросу о подследственности следует обратить внимание на ст.ст.150, 151 УПК РФ.
Следует обратить внимание на порядок соединения и выделения уголовных дел, и порядок исчисления сроков.
При изучении вопроса о соединении и выделении уголовных дел необходимо знать критерии, соблюдение которых обусловливает законность принятого решения по этому вопросу, процессуальный порядок оформления этого решения.
Отдельным вопросом выделено производство неотложных следственных действий. В настоящее время в УПК РФ нет перечня следственных действий, которые следует считать неотложными, дано лишь определение неотложных следственных действий в ст. 5 УПК РФ.
Новым положение в общих условиях предварительного расследования является основания и порядок
Раскрытие общих условий предварительного расследования нашло свое отражение в целом ряде монографий (см. планы семинарских и практических занятий).
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 4, 5, 18, 19, 20, 41, 42, 43, 61, 62]
Дополнительные: [77, 112, 121, 134, 137, 145, 169, 170, 193, 209, 295, 302-313, 330, 352]
К теме 12. Предварительное следствие
Следует знать сроки предварительного следствия и порядок их продления. При этом надо учесть, что закон в отличие от сроков содержания под стражей не устанавливает предельных сроков предварительного следствия.
Вопрос о расследовании уголовных дел группой следователей урегулирован ст. 163 УПК РФ (см.: Карнеева Л.М., Галкин И.С. Расследование группой следователей. М., 1965).
При производстве предварительного следствия основная деятельность следователя направлена на производство следственных действий. Ст. 164 УПК РФ регламентирует общие правила производства следственных действий. При условии, что производство следственных действий нарушает права и свободы граждан, то производство следственного действия осуществляется при наличии судебного решения. Порядок его получения регламентируется ст. 165 УПК РФ.
Порядок производства следственных действий и закрепления их результатов оформляется протоколом следственного действия. Требования к нему закреплены в ст. 166 УПК РФ.
Переводчик, специалист и понятые содействуют успешному осуществлению задач уголовного судопроизводства. Изучая вопрос о переводчике, следует глубже усвоить те нормы УПК, которые регулируют его участие в деле (см., например, Саркисянц Г.П. Переводчик в советском уголовном процессе. Ташкент: Фан, 1974).
Участие в деле специалиста имеет факультативный и обязательный характер. В связи с этим нужно путем изучения УПК выявить случаи обязательного участия специалиста при производстве следственных действий. По этому вопросу следует ознакомиться с рядом исследований (см., например, Мельникова Э.Б. Участие специалистов в следственных действиях. М.: Юрид. лит., 1964; Морозов Г.Е. Участие специалиста в стадии предварительного расследования. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1976).
Участие понятых в уголовном процессе является гарантией установления истины, законности деятельности органов предварительного расследования. Курсантам надо знать права и обязанности понятых, круг следственных и процессуальных действий, в которых участие понятых является обязательным, особенности подбора понятых в условиях исправительных учреждений (см., например, Саркисянц Г.П. Понятые в советском уголовном процессе. Ташкент: Фан, 1975).
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 4, 5, 7, 13, 18, 19, 20, 42, 43, 61, 62]
Дополнительные: [74, 77, 112, 114, 121, 123, 126, 128, 137, 140, 141, 145, 149, 157, 193, 194, 208, 209, 210, 211, 230, 232, 233, 239, 240, 242, 245, 246, 247, 284, 285, 294, 295, 323, 327, 329, 336, 346, 352, 353]
К теме 13. Дознание
Институт дознания регулируется ст. 22 Конституции РФ, ст.ст. 223-226 УПК РФ, Законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Дознание являет одной из форм расследования.
Следует обратить внимание на историю развития института дознания в уголовном процессе (см., например, Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса, т.2, М.: Наука, 1970) и перспективы его дальнейшего развития.
При изучении этой темы необходимо иметь в виду, что уголовно-процессуальная деятельность наших выпускников, работающих в оперативных подразделениях исправительных учреждений, будет осуществляться в виде производства неотложных следственных действий.
Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, является одной их форм расследования дела в полном объеме по небольшому количеству категорий преступлений. По этому вопросу курсанты должны знать содержание этой формы дознания, его начальный и окончательный моменты, сроки и порядок их продления, особенности этой формы расследования.
Следует обратить внимание на структуру и содержание обвинительного акта. Рассматриваются решения прокурора по уголовному делу, необходимо отметить особенности возвращения уголовного дела для производства дополнительного дознания.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 4, 5, 7, 18, 19, 20, 41, 43, 45, 61, 62]
Дополнительные: [74, 77, 112, 114, 121, 123, 126, 128, 137, 140, 141, 145, 149, 151, 157, 193, 194, 208, 209, 210, 211, 230, 232, 233, 239, 240, 242, 245, 246, 247, 260, 284, 285, 294, 295, 323, 327, 329, 336, 346, 352, 353]
К теме 14. Привлечение в качестве обвиняемого
При изучении этой темы нужно глубже усвоить принцип презумпции невиновности, ст.49 Конституции РФ, постановление № 5 Пленума Верховного Суда СССР от 16 июня 1978 года «О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту» // Бюллетень Верховного Суда СССР», 1978, № 4.
Институт привлечения в качестве обвиняемого регулируется главой 23 УПК РФ, надо знать определение понятий и пределы доказывания на этапе привлечения лица в качестве обвиняемого.
Следует обратить внимание на институт депутатской неприкосновенности.
В литературе нет единства мнений по целому ряду вопросов, связанных с привлечением лица в качестве обвиняемого (см. например, Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса, т. 2, М.: Наука, 1970). Следует разобраться в соотношении понятий привлечение к уголовной ответственности и привлечение в качестве обвиняемого (см., например, Карнеев Л.М. Привлечение к уголовной ответственности. Законность и обоснованность. М.: Юрид. лит., 1979).
Необходимо усвоить порядок вызова, предъявление обвинения и допроса обвиняемого, а также основание и порядок изменения и дополнения обвинения, овладеть навыками по составлению соответствующих постановлений.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 4, 5, 7, 15, 18, 19, 20, 32, 57, 61, 62]
Дополнительные: [187, 274-278, 302-313]
К теме 15. Следственные действия и осуществление их в исправительных учреждениях
Следственные действия, являясь по своей природе процессуальными, направлены на установление истины, поскольку они сопряжены с собиранием и проверкой доказательств.
Понятие процессуальных действий по своему объему шире понятия следственных действий (см. по этому поводу - Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М.: Юрид. лит., 1981).
При изучении этой темы особое внимание необходимо обратить на определение понятия конкретного следственного действия, целей, порядка его проведения, процессуальное оформление.
Уяснению природы конкретного следственного действия может помочь его сопоставление с другим следственным действием, в ходе которого нужно уметь найти общие и отличительные черты.
В литературе нет однозначного мнения относительно возможности предъявления для опознания по фотографии при наличии опознаваемого лица из-за тактических соображений в условиях исправительных учреждений (см., например, Самошина З.Г. Вопросы теории и практики предъявления для опознания на предварительном следствии. М.: МГУ, 1976). В связи с этим необходимо изучить соответствующую литературу и выразить свое отношение по этому вопросу. Необходимо уяснить особенность предъявления для опознания в отсутствие визуального контакта между опознающим и опознаваемым.
Обыск, выемка, наложение ареста на имущество, эксгумация, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования относятся к мерам процессуального принуждения. Они в той или иной мере сопряжены с ограничением отдельных прав граждан, поэтому в законе предусмотрены дополнительные гарантии, обусловливающие законность их применения. Необходимо твердо усвоить эти правила, уметь составить соответствующие постановления.
Следует уяснить, что отдельные следственные действия могут быть произведены только при наличии судебного решения. Курсанты (слушатели) должны знать порядок получения судебного решения.
В условиях ИУ нередко проводятся такие режимные мероприятия как обыск и досмотр. Нужно уметь отличать эти мероприятия от следственного обыска и следственного осмотра. Они различаются по основаниям, целям и порядку их проведения, процессуальному оформлению и процессуальному значению.
Следует знать виды следственных обысков, их отличия от выемки. Среди следственных осмотров осмотр места происшествия занимает важное место как по его распространенности так и по своему значению. В связи с этим необходимо изучить не только соответствующие нормы, регулирующие цели, виды и порядок производства осмотра, но и соответствующие приказы Генерального Прокурора РФ и МВД РФ.
При изучении следственного эксперимента надо знать его природу, отличие от осмотра, порядок и цели его проведения, гарантии прав личности в ходе его осуществления. Следует отличать следственный эксперимент от проверки показаний на месте.
Производству экспертизы на предварительном следствии посвящено немало статей УПК РФ, которые следует изучить вместе с Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Особое внимание нужно обратить на основания и порядок получения образцов для сравнительного исследования, протокольное оформление этого процессуального действия.
Необходимо изучить порядок производства и оформления такого следственного действия как контроль и запись телефонных и иных переговоров.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 4, 5, 7, 15, 16, 18, 19, 20, 25, 32, 34, 40, 61, 62]
Дополнительные: [83, 100, 108, 152, 167, 168, 173, 186, 197, 201, 216, 220, 256, 265, 270, 280, 316, 334, 335, 336, 342, 343, 350]
К теме 16. Приостановление и возобновление предварительного следствия
Следует отметить, что правила о приостановлении предварительного следствия, установленные главой 28 УПК РФ применяются и при производстве дознания.
Приостановление предварительного расследования – это предусмотренный уголовно-процессуальным законом временный перерыв в производстве по уголовному делу, обусловленный наличием одного из предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих продолжению расследования и оформленный решением следователя (дознавателя).
При изучении этой темы нужно усвоить понятие, основания и условия приостановления предварительного следствия. Причем каждому основанию приостановления соответствуют свои условия. В литературе существуют различные суждения относительно природы этого института (см., например, Репкин Л.М. Приостановление предварительного следствия. Волгоград, ВСШ МВД СССР, 1971). Необходимо изучить эти взгляды и определить свое отношение к ним.
Особое внимание следует уделить мерам по розыску обвиняемого, к установлению лица, подлежащего к привлечению в качестве обвиняемого. В этой связи надо изучить соответствующие приказы Генерального прокурора РФ и МВД РФ.
Необходимо овладеть навыками по составлению соответствующих постановлений.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 4, 5, 18, 19, 20, 50, 61, 62]
Дополнительные: [280, 302-313, 320]
К теме 17. Окончание предварительного следствия
При изучении этой темы следует уяснить формы окончания дознания и предварительного следствия.
Анализируя институт прекращения уголовного дела, целесообразно определить классификацию оснований к прекращению производства по делу и значение этой классификации.
Надо знать процессуальный порядок прекращения дела по любому основанию, предусмотренного в законе, права обвиняемого потерпевшего и иных лиц при прекращении дела.
Необходимо овладеть навыками по составлению соответствующих постановлений о прекращении уголовного дела.
Известные затруднения вызывает вопрос об условиях и порядке возобновления производства по прекращенному уголовному делу.
Одно из самых распространенных форм окончания предварительного следствия является окончание производства по делу составлением обвинительного заключения.
Перед составлением обвинительного заключения лицо, производящее расследование, обязано обеспечить участникам процесса реализацию их прав на этом заключительном этапе производства по уголовному делу. В связи с этим нужно знать порядок ознакомления потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами дела. Следует обратить внимание на порядок ознакомления обвиняемого и его защитника со всеми материалами дела.
Надо знать понятие, структуру, содержание и значение обвинительного заключения, его соотношение с постановлением о привлечении лица в качестве обвиняемого, уметь составить обвинительное заключение.
Следует обратить внимание на порядок рассмотрения уголовного дела прокурором при поступлении его с обвинительным заключением или обвинительным актом.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 4, 5, 18, 19, 20, 61, 62]
Дополнительные: [125, 181, 183, 266, 279]
К теме 18. Подсудность
При изучении этой темы нужно уяснить понятие и значение подсудности, соотношение подсудности и подследственности. Усвоить ст. 47 Конституции РФ.
Институт подсудности закреплен в ст.ст. 31-36 УПК РФ, соответствующих нормах Закона о военных судах.
Курсант не должен смешивать понятия подсудности и компетенции суда. Подсудность – это свойство уголовного дела относиться к компетенции конкретной судебной инстанции. Компетенция суда - права и обязанности, полномочия суда.
Необходимо знать виды подсудности, разрешение вопроса о подсудности при объединении в одном деле производств о нескольких объединяемых делах или нескольких преступлениях.
Курсант должен усвоить порядок передачи уголовного дела по подсудности, недопустимость споров о подсудности. Подспорьем в изучении этой темы служат пособия: Гусев Л.Н. Подследственность и подсудность в советском уголовном процессе. М.: ВЮЗИ, 1974; Настольная книга судьи. М.: Юрид. лит., 1972.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 17, 18, 19, 20, 35, 61, 62]
Дополнительные: [274-278, 302-313]
К теме 19. Назначение судебного заседания. Предварительное слушание
Назначение судебного заседания (предание суду) относится к проверочным стадиям. Сущность и значение этой стадии раскрывается в ст.ст. 227-239 УПК РФ и в целом ряде руководящих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ.
Необходимо знать процессуальный порядок предания суду, историю развития в русском уголовном процессе, порядок назначения судебного заседания.
При изучении характера разрешаемых в этой стадии вопросов следует провести их классификацию.
Курсант должен знать, какой вопрос не может предрешаться в стадии назначения судебного заседания и из какого принципа он вытекает, каковы особенности оценки доказательств в этой стадии.
Курсант должен усвоить группу вопросов, связанных с подготовкой к рассмотрению дела в судебном заседании.
Особо следует отметить основания и процессуальный порядок производства предварительного слушания по уголовному делу, а также решения, которые принимаются по результатам производства предварительного слушания.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 17, 18, 19, 20, 61, 62]
Дополнительные: [274-278, 302-313]
К теме 20. Общие условия судебного разбирательства
Судебное разбирательство является центральной стадией в уголовном процессе. Его место в системе уголовного судопроизводства обусловлено конституционными положениями, соответствующими нормами уголовно-процессуального законодательства, которые должен знать курсант.
Понятие, сущность и значение стадии судебного разбирательства раскрывается также в целом ряде постановлений Пленума Верховного Суда РФ, указанных в плане семинарских и практических занятий, см., например, Бюллетень Верховного Суда РФ.
Общие положения судебного разбирательства регулируются ст.ст. 240-260 УПК РФ.
Слушатель должен усвоить понятия непосредственности, устности, неизменности состава суда, состязательности судебного разбирательства. Ему нужно разобраться в руководящей роли председательствующего в судебном заседании, правах и обязанностях народных заседателей и секретаря судебного заседания.
В судебном разбирательстве занято множество участников процесса, права и обязанности, а также функции которых необходимо знать.
Следует обратить внимание на вопрос о распорядке судебного заседания, культуры его проведения.
Курсант должен знать конкретные меры, применяемые в отношении нарушителей порядка в судебном заседании.
Следует знать структуру и содержание протокола судебного заседания, срок его изготовления, порядок рассмотрения замечаний на этот протокол.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 18, 19, 20, 55, 61, 62]
Дополнительные: [274-278, 302-313]
К теме 21. Порядок судебного разбирательства
При изучении этой темы нужно усвоить систему судебного заседания, знать наименование, назначение и содержание ее составных частей.
Структура составных частей судебного заседания и их содержание регламентируется ст.ст. 261-317 УПК РФ.
В литературе было высказано ряд суждений относительно количества частей судебного заседания (см., например, Перлов И.Д. Судебные прения и последнее слово подсудимого в советском уголовном процессе. М.: Госюриздат, 1957). Следует изучить имеющиеся суждения и выразить свое отношение к ним.
Нужно обратить внимание на начало и окончание каждой части судебного заседания, памятуя, что все они в определенной мере содействуют успешному разрешению дела по существу.
При изучении судебного следствия, необходимо исходить из его значения для вынесения приговора.
Исходя из принципа непосредственности все доказательства должны быть исследованы в ходе судебного заседания. Следует отметить, что при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением в УПК РФ предусмотрен особый порядок судебного разбирательства (ст.ст. 314-317 УПК РФ).
Исследованные на судебном следствии доказательства оцениваются сторонами в судебных прениях. В литературе было высказано сомнение в целесообразности открытия судебных прениях при участии в суде одного лишь участника процесса - подсудимого (см., например, Перлов И.Д. Судебные прения и последнее слово подсудимого в советском уголовном процессе. М., Госюриздат, 1957).
Следует учесть, что закон не устанавливает пределов продолжительности выступлений участников судебных прений. Однако закон предоставляет председательствующему в определенном случае право останавливать участвующих в прениях лиц, которое необходимо знать.
По окончании судебных прений суд предоставляет подсудимому последнее слово. Нужно внимательно изучить содержание и порядок его произнесения. В отдельных случаях подсудимый может быть лишен права участвовать в этой части судебного заседания.
Курсанту нужно обратить внимание на условия и процессуальный порядок возобновления судебного следствия после его окончания. Во всех случаях возобновления судебного следствия вновь открываются, затем судебные прения и снова подсудимому предоставляется возможность последнего слова.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 18, 19, 20, 61, 62]
Дополнительные: [118, 132, 153, 210, 218, 237, 267, 271, 302-313, 322, 343]
К теме 22. Приговор
Приговор является важнейшим актом правосудия, которым завершается рассмотрение уголовного дела по существу.
Место приговора среди всех других судебно-следственных решений определено ст. 49 Конституции РФ.
Порядок постановления приговора, его структура и содержание регламентируются ст.ст. 296-313 УПК РФ. Следует обратить внимание на соотношение приговора, обвинительного заключения и постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
Усвоение требований законности, обоснованности, мотивированности и справедливости приговора, их взаимосвязи между собой может помочь работа - Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве. Их виды, содержание и формы. М.: Юрид. лит., 1976.
Курсанту необходимо проанализировать нормы Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, соответствующие постановления Пленума Верховных Судов СССР и РФ, в которых упоминается о мотивировке принятого судом решения по тому или иному вопросу приговора и запомнить.
Обвинительным приговором суд устанавливает уголовно-правовое положение осужденного, влияющее на организацию исполнения наказания. Курсант должен в связи с этим определить значение приговора для органов, ведающих исполнением конкретного уголовного наказания. Он должен уметь раскрыть понятие справедливости наказания исходя из требований закона.
Необходимо знать перечень вопросов, подлежащих разрешению при постановлении приговора, порядок их обсуждения.
Курсант должен раскрыть понятие тайны совещательной комнаты и процессуальное значение особого мнения судьи.
В зависимости от разрешения вопроса о виновности приговор подразделяется на определенные виды, которые необходимо знать.
Нужно обратить внимание на основания различных видов приговоров, судьбу гражданского иска при разрешении уголовного дела.
Необходимо изучить порядок провозглашения приговора, основания освобождения подсудимого из-под стражи в зале судебного заседания, срок вручения копии приговора осужденному или оправданному.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 7, 18, 19, 20, 61, 62]
Дополнительные: [274-278, 302-313]
К теме 23. Производство по уголовным делам,
подсудным мировому судье
Курсанты (слушатели) должны уяснить, что мировому судье подсудны уголовные дела частного обвинения и уголовные дела, поступившие с обвинительным актом.
При производстве по уголовным делам частного обвинения мировой судья уполномочен решать вопрос о возбуждении уголовного дела. При поступлении к нему заявления о возбуждении уголовного дела частного обвинения мировой судья должен предпринять меры для примирения сторон.
Необходимо уяснить структуру и содержание заявления по делам частного обвинения. Также следует уточнить права и обязанности частного обвинителя при производстве по уголовному делу.
Кроме того, следует обратить внимание на возможность объединения в одном производстве основного и встречного заявлений по делам частного обвинения.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 18, 19, 20, 28, 61, 62]
Дополнительные: [129, 153, 302-313, 317]
К теме 24. Производство по уголовным делам в суде с участием присяжных заседателей
При изучении этой темы нужно усвоить ст. 47 Конституции РФ, ст.324-353 УПК РФ, Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Необходимо обратить внимание на порядок формирования коллегии присяжных заседателей.
Целесообразно выделить особенности назначения судебного заседания, особенности разбирательства дела судом присяжных, особенности производства в суде второй инстанции и пересмотра в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 18, 19, 20, 29, 61, 62]
Дополнительные: [271, 274-278, 298]
К теме 25. Апелляционное производство
При рассмотрении данной темы следует обратить внимание на ст. 354-372 УПК РФ.
Необходимо дать основные признаки апелляционного производства позволяющего признать его самостоятельной стадией уголовного процесса. Кроме того следует отделять апелляционное и кассационное производство.
В апелляционном порядке пересматриваются не вступившие в законную силу решения мирового судьи. Решения суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 18, 19, 20, 61, 62]
Дополнительные: [93, 96, 99, 150, 188, 218, 274-278, 297, 345]
К теме 26. Производство в кассационной инстанции
Пересмотр приговоров, определений и постановлений судебных органов одна из действенных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов участвующих в деле лиц, успешного осуществления задач уголовного судопроизводства. Он выражает собой осуществление надзорной функции вышестоящих судов за судебной деятельностью.
Эта надзорная функция обусловлена соответствующими положениями Конституции РФ, законодательства о судопроизводстве и судоустройстве.
Сущность и значение кассационного производства раскрывается в ст.ст. 373-389 УПК РФ.
Исходя из конституционных положений о судебном надзоре нужно дать определение этому понятию, провести отличие между этим видом надзорной деятельности и прокурорского надзора.
Надзорная деятельность вышестоящих судов включает в себя три формы: кассационное производство, производство в порядке надзора и возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. В связи с этим надо усвоить общие и отличительные черты указанных форм.
Особое внимание следует обратить на выяснение институтов пересмотра приговора в Англии, США, и знание этого вопроса поможет глубже разобраться в преимуществах русской кассации.
Сущность кассационного производства раскрывается в признаках, характеризующих эту стадию процесса, и в основных его чертах: 1) широкое обжалование приговора; 2) проверка законности и обоснованности приговора; 3) ревизионное начало; 4) широкие права кассаторов и гарантии охраны их прав и законных интересов; 5) большие полномочия кассационного суда, которые нужно усвоить.
Необходимо изучить порядок и сроки возбуждения кассационного производства, взаимоотношения осужденного с его защитником в этот момент.
Следует обратить внимание на вопрос о порядке, сроках рассмотрения дел в суде кассационной инстанции, круге его участников, видах решений суда II инстанции и содержании определений кассационного суда.
Устанавливая основания, влекущие отмену или изменение приговора, в ст. 379 УПК РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ в последующих статьях, а именно в ст.ст. 380-383, раскрывает содержание каждого из предусмотренных законом оснований.
Особого внимания заслуживает ст. 381 УПК РФ, в которой излагается содержание такого основания как нарушение уголовно-процессуального закона. Согласно этой статьи все нарушения уголовно-процессуального закона можно подразделить на две группы, так называемого «условных» нарушений, и группа безусловных нарушений. Необходимо изучить их и понять основания такой классификации в теории, обратить внимание на категории, которым руководствуются судьи II-й инстанции, разрешая вопрос о степени нарушения требований уголовно-процессуального закона применительно к первой группе.
Нужно знать гарантии защиты законных интересов оправданного и осужденного при отмене соответственно оправдательного или обвинительного приговора.
Для будущих сотрудников исправительных учреждений актуальными являются вопрос о сроках и порядке обращения к исполнению определений суда кассационной инстанции.
Нормативные акты и литература
Основные: [1, 18, 19, 20, 51, 61, 62]
Дополнительные: [93, 96, 99, 150, 188, 218, 274-278, 297, 345]
К теме 27. Исполнение приговора
Исполнением приговора, как правило, завершается уголовный процесс. В этой стадии обращается к исполнению приговор, разрешается в случае необходимости целый ряд вопросов, влияющих на деятельность органов, ведающих фактическим исполнением конкретного вида уголовного наказания, чем обуславливается актуальность этой темы для будущих сотрудников исправительных учреждений. В связи с этим в планах семинарских и практических занятий, а так же в специальном раздаточном материале указаны соответствующие дополнительные материалы, которые курсанты должны изучить и усвоить.
Следует усвоить понятие стадии исполнения приговора, не смешивая его с понятием исполнения наказания. В этих целях целесообразно, изучив соответствующую литературу и правовой материал, на бумаге изложить формализованную схему соотношения уголовных, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных правоотношений в стадии исполнения приговора (см., например, Развитие науки и практика уголовного судопроизводства в свете требований Конституции СССР. М., 1978, с. 102-105).
При изучении вопроса о времени начала стадии исполнения приговора нужно обратить внимание на момент вступления приговора по групповому делу в случаях, когда часть из осужденных обжаловали приговор, определить с какой чертой кассационного производства связан этот вопрос. Необходимо разобраться в свойствах и значении обязательности, исключительности и непоколебимости вступившего в законную силу приговора, знать процессуальный порядок и сроки обращения к исполнению приговора, определения и постановления суда.
Целесообразно разобраться в понятии обращения к исполнению приговора.
УПК, упоминая термин «орган, приводящий приговор в исполнение» не раскрывает его содержание. Курсант должен сам усвоить соответствующий правовой материал и ответить на этот вопрос, а также о взаимоотношении указанных органов с судом, постановившим приговор.
Для усвоения круга вопросов, разрешаемых в стадии исполнения приговора, целесообразно классифицировать их. В литературе существует ряд классификаций (см., например, Матвиенко Е.А., Бибило В.Н. Уголовное судопроизводство по исполнению приговора. Минск, изд. БГУ имени В.И.Ленина, 1982). Необходимо знать эти вопросы.
Следует более тщательно разобраться в вопросе об отсрочке исполнения приговора, чтобы не смешивать этот уголовно-процессуальный институт с уголовно-правовым институтом отсрочки исполнения наказания.