Преимущества рыночного механизма

Тема 2.Введение в микроэкономику (4 часа)

Рынок и рыночный механизм.

Структура и инфраструктура рынка

Спрос и предложение. Факторы спроса.

Потребительские предпочтения и предельная полезность.

Индивидуальный и рыночный спрос.

Предложение и его факторы. Эластичность спроса и предложения.

Рынок и рыночный механизм.

Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Основателем теории рынка принято считать представителя классической школы Адама Смита, который первый указал на причины развития товарного обмена, а следовательно рынка. Такой причиной Адам Смит считал ограниченность производственных возможностей человека, которые можно увеличить за счет общественного разделения труда, что в конечном счете и приводит к возникновению обмена и формирования рынка.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.

Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.

Признаки свободного рынка:

§ Неограниченное число участников конкуренции.

§ Признак, свободный доступ и выход с рынка.

§ Абсолютная мобильность всех ресурсов.

§ Наличие поной информации (через цены).

§ Абсолютная однородность продукции.

§ Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.

Функции свободного рынка:

§ Является регулятором экономики.

§ Является средством обеспечения народно-хозяйственных связей.

§ Является орудием информации (через цены)

§ Обеспечивает оптимизацию народного хозяйства.

§ Обеспечивает санацию народного хозяйства.

Информационная функция

Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:

§ кол-во произведенной продукции

§ цена

§ ассортимент

§ качество

Посредническая функция

Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или ина я систем отношений между конкретными участниками общественного производства.

Ценообразующая функция

Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.

Регулирующая функция

Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.

Стимулирующая функция

Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.

Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за конкуренции, освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.

Конъюнктура рынка

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Преимущества и недостатки рыночного механизма

Преимущества рыночного механизма

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:

§ Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов.

§ Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).

§ Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.

§ Оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).

§ Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.

§ Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Наши рекомендации