Преимущества рыночного механизма
Тема 2.Введение в микроэкономику (4 часа)
Рынок и рыночный механизм.
Структура и инфраструктура рынка
Спрос и предложение. Факторы спроса.
Потребительские предпочтения и предельная полезность.
Индивидуальный и рыночный спрос.
Предложение и его факторы. Эластичность спроса и предложения.
Рынок и рыночный механизм.
Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Основателем теории рынка принято считать представителя классической школы Адама Смита, который первый указал на причины развития товарного обмена, а следовательно рынка. Такой причиной Адам Смит считал ограниченность производственных возможностей человека, которые можно увеличить за счет общественного разделения труда, что в конечном счете и приводит к возникновению обмена и формирования рынка.
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.
Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.
Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.
Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.
Признаки свободного рынка:
§ Неограниченное число участников конкуренции.
§ Признак, свободный доступ и выход с рынка.
§ Абсолютная мобильность всех ресурсов.
§ Наличие поной информации (через цены).
§ Абсолютная однородность продукции.
§ Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.
Функции свободного рынка:
§ Является регулятором экономики.
§ Является средством обеспечения народно-хозяйственных связей.
§ Является орудием информации (через цены)
§ Обеспечивает оптимизацию народного хозяйства.
§ Обеспечивает санацию народного хозяйства.
Информационная функция
Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:
§ кол-во произведенной продукции
§ цена
§ ассортимент
§ качество
Посредническая функция
Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или ина я систем отношений между конкретными участниками общественного производства.
Ценообразующая функция
Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.
Регулирующая функция
Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.
Стимулирующая функция
Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.
Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за конкуренции, освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.
Конъюнктура рынка
Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.
Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Преимущества и недостатки рыночного механизма
Преимущества рыночного механизма
Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:
§ Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов.
§ Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).
§ Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.
§ Оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).
§ Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.
§ Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.